Представляем победителя конкурса Союзного государства «#СилаСлова»
27.07.2016 23:06:11
Преподаватель средней школы N 12 белорусского города Лида Наталья Гресь стала победителем конкурса «#СилаСлова», организованного Постоянным комитетом Союзного государства. По существу, учителем года в номинации «Преподаватель русского языка и литературы» Союзного государства.
...На презентации своей конкурсной работы Наташа была одета в белое кружевное платье. Защищалась предпоследней, волновалась и даже сбилась однажды, что было совсем неважно, но как раз волнение и выгодно подчеркнуло ее душевную чистоту.
— Все темы конкурса были по–своему хороши, — говорит Наталья. — Я же подготовила урок на тему «Души и державы опора. О служении Отечеству в произведениях русских и белорусских писателей. (На основе творчества Михаила Шолохова и Василя Быкова.)» Тема была выбрана не случайно. Во–первых, именно в нее отлично вписываются тексты, которые меня всегда интересовали. (К тому же творчество Шолохова и Быкова включено в школьные программы и России, и Беларуси.) Во–вторых, эта тема затрагивает проблемы современного общества: угасание чувства патриотизма, повышенный интерес к материальным ценностям на фоне пренебрежения духовными.
Тема и ее осмысление соответствуют душевному масштабу этой девочки. Наташе 23 года.
Наталья (а по–белорусски Наталка) выросла и живет в селе Малейковщизна, что и селом–то назвать сложно — 20 минут пешком до города Лида. В этом есть своя прелесть. Деревня помогла Наталке сохранить природную свежесть душевного бескорыстия, приучила к труду, а город оформил эту акварель изящной рамой.
В шесть лет Натка мечтала стать врачом. Каталась на велосипеде. Не хуже мальчишек лазала по деревьям. А когда кто–то сдирал в кровь коленки, лечила ссадину подорожником, предварительно «продезинфицировав» ее слюной. Дома Гресь говорят и думают на русском. Белорусская мова всплывает, когда Наташа помогает младшему брату делать домашнее задание по национальному языку и литературе. Если брат ленится, Наталья цитирует ему свое любимое изречение: «Мир становится несовершенным, когда за него берутся двоечники».
Приблизительно о том же на презентации работ финалистов конкурса «#СилаСлова» говорил Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. Уж слишком много у нас троечников, сетовал Григорий Алексеевич, среди инженеров, врачей, строителей, спортсменов. Отсюда много и слабых звеньев в нашей экономике.
Очень важно, чтобы каждому ребенку в детстве попалась умная, добрая сказка. Фото: REUTERS
...В детстве Натка любила русские и белорусские народные сказки. Знала много стихов. Одно — про «Хитрых старушек» Эммы Мошковской — помнит до сих пор. «Наверно, у старушек полным–полно игрушек/ Матрешек и петрушек/ И заводных лягушек./ Но хитрые старушки/ Припрятали игрушки/ И сели в уголок/ Вязать себе чулок,/ И гладить свою кошку,/ И охать понарошку./А сами только ждут,/ Когда же все уйдут!..»
— Я искренне верила, что так все и происходит! Может быть, поэтому всегда видела в бабушке союзника, — улыбается Наталья. — К слову, именно бабушка мечтала, чтобы я стала учителем. Каждый день выговаривала мне, что я мало читаю. Только я за скакалку, фантики или кукол, как бабушка тут как тут: «Лучше книжку почитай». Сейчас–то я понимаю, как была права бабуля. Это ж сколько книжек осталось непрочитанными?!
До седьмого–восьмого классов русскую литературу у нас преподавала дама, застегнутая, так сказать, на все пуговицы мундира. Помню постоянные брезгливые «фи», когда ответ учеников не совпадал с ее точкой зрения. Однажды услышала, как соседские ребята бурно обсуждают Тома Сойера. Мальчишки были в таком восторге от прочитанного, так заразительно спорили, что я позавидовала, что у них другой учитель. Я не понимала, почему от нашего класса «спрятали» Марка Твена и его героев? Было очень обидно.
Но с приходом нового преподавателя литературы инициатива на уроках поощрялась. Правда, появилась другая проблема — коварные тесты на знание текста. Я читала медленно, вдумчиво, с карандашом в руках, но все равно не всегда могла ответить на все вопросы теста. До сих пор помню один из них: сколько времени проводил Онегин перед зеркалом? Оказывается, три часа! Как говорится, мне бы его заботы...
У каждого из нас есть книга, которая потрясла больше всего именно в школьные годы. Приму конкурса «#СилаСлова» пригвоздил «Один день Ивана Денисовича». Повесть Солженицына надо было прочесть к утру, а книга была у подруги. Подруга «на минутку» забежала домой за книгой, но... За вчерашние грехи мама дочь на улицу не пустила. Пришлось Натке ловить «Ивана Денисовича» с балкона четвертого этажа. Повесть Наталья проглотила за ночь.
— Это было одним из первых моих литературных потрясений, — признается Наташа Гресь.
А «Постороннего» Камю уже студентка Гродненского государственного университете имени Янки Купалы Наталья Гресь прочла на маленьком экране телефона. И тоже ночью накануне экзамена. Это, как я понимаю, второе сильное эстетическое потрясение литературой чемпионки «#СилыСлова». Удивительное дело! Тем, кому сейчас 20+, зачитываются тем же, чем зачитывались мы в их возрасте, но... 40 лет назад: Хемингуэй, Ремарк, Камю, Сартр, Фаулз... Классика объединяет эпохи своим бессмертием.
Наталья Гресь — учитель не молодой, а очень молодой. Это ее первые летние каникулы в качестве преподавателя. В сентябре она пойдет лишь во «второй класс» своей взрослой педагогической жизни.
— Наташа, первый год за учительской кафедрой наверняка самый сложный...
— Да уж... В эту школу я и мои ученики пришли одновременно. Я — работать, они — учиться. Класс был сформирован «с колес». До этого все дети обучались в разных школах города. Передо мной стояли как минимум две стратегические задачи: подружиться с детьми и сплотить их между собой. Год обещал быть интересным.
Поначалу даже мелкие шалости меня огорчали больше, чем они (шалости) того стоили. Однажды я просто не выдержала и расплакалась. При детях. Последним в расписании у меня должен был быть еще один урок в этом классе. Шла на него скрепя сердце, с красными от слез глазами. Вошла в класс — космическая тишина! Вся доска исписана извинениями, милыми рисунками, украшена открытками...
С тех пор мы одна команда. Если бы я знала, что так повернется, я бы еще в начале сентября заплакала...
Наталья Гресь еще очень молода: в сентябре она пойдет лишь во "второй класс" своей взрослой педагогической жизни. Фото: Роман ЩЕРБЕНКОВ
...На презентации своей конкурсной работы Наташа была одета в белое кружевное платье. Защищалась предпоследней, волновалась и даже сбилась однажды, что было совсем неважно, но как раз волнение и выгодно подчеркнуло ее душевную чистоту.
— Все темы конкурса были по–своему хороши, — говорит Наталья. — Я же подготовила урок на тему «Души и державы опора. О служении Отечеству в произведениях русских и белорусских писателей. (На основе творчества Михаила Шолохова и Василя Быкова.)» Тема была выбрана не случайно. Во–первых, именно в нее отлично вписываются тексты, которые меня всегда интересовали. (К тому же творчество Шолохова и Быкова включено в школьные программы и России, и Беларуси.) Во–вторых, эта тема затрагивает проблемы современного общества: угасание чувства патриотизма, повышенный интерес к материальным ценностям на фоне пренебрежения духовными.
Тема и ее осмысление соответствуют душевному масштабу этой девочки. Наташе 23 года.
Наталья (а по–белорусски Наталка) выросла и живет в селе Малейковщизна, что и селом–то назвать сложно — 20 минут пешком до города Лида. В этом есть своя прелесть. Деревня помогла Наталке сохранить природную свежесть душевного бескорыстия, приучила к труду, а город оформил эту акварель изящной рамой.
В шесть лет Натка мечтала стать врачом. Каталась на велосипеде. Не хуже мальчишек лазала по деревьям. А когда кто–то сдирал в кровь коленки, лечила ссадину подорожником, предварительно «продезинфицировав» ее слюной. Дома Гресь говорят и думают на русском. Белорусская мова всплывает, когда Наташа помогает младшему брату делать домашнее задание по национальному языку и литературе. Если брат ленится, Наталья цитирует ему свое любимое изречение: «Мир становится несовершенным, когда за него берутся двоечники».
Приблизительно о том же на презентации работ финалистов конкурса «#СилаСлова» говорил Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. Уж слишком много у нас троечников, сетовал Григорий Алексеевич, среди инженеров, врачей, строителей, спортсменов. Отсюда много и слабых звеньев в нашей экономике.
Очень важно, чтобы каждому ребенку в детстве попалась умная, добрая сказка. Фото: REUTERS
...В детстве Натка любила русские и белорусские народные сказки. Знала много стихов. Одно — про «Хитрых старушек» Эммы Мошковской — помнит до сих пор. «Наверно, у старушек полным–полно игрушек/ Матрешек и петрушек/ И заводных лягушек./ Но хитрые старушки/ Припрятали игрушки/ И сели в уголок/ Вязать себе чулок,/ И гладить свою кошку,/ И охать понарошку./А сами только ждут,/ Когда же все уйдут!..»
— Я искренне верила, что так все и происходит! Может быть, поэтому всегда видела в бабушке союзника, — улыбается Наталья. — К слову, именно бабушка мечтала, чтобы я стала учителем. Каждый день выговаривала мне, что я мало читаю. Только я за скакалку, фантики или кукол, как бабушка тут как тут: «Лучше книжку почитай». Сейчас–то я понимаю, как была права бабуля. Это ж сколько книжек осталось непрочитанными?!
До седьмого–восьмого классов русскую литературу у нас преподавала дама, застегнутая, так сказать, на все пуговицы мундира. Помню постоянные брезгливые «фи», когда ответ учеников не совпадал с ее точкой зрения. Однажды услышала, как соседские ребята бурно обсуждают Тома Сойера. Мальчишки были в таком восторге от прочитанного, так заразительно спорили, что я позавидовала, что у них другой учитель. Я не понимала, почему от нашего класса «спрятали» Марка Твена и его героев? Было очень обидно.
Но с приходом нового преподавателя литературы инициатива на уроках поощрялась. Правда, появилась другая проблема — коварные тесты на знание текста. Я читала медленно, вдумчиво, с карандашом в руках, но все равно не всегда могла ответить на все вопросы теста. До сих пор помню один из них: сколько времени проводил Онегин перед зеркалом? Оказывается, три часа! Как говорится, мне бы его заботы...
У каждого из нас есть книга, которая потрясла больше всего именно в школьные годы. Приму конкурса «#СилаСлова» пригвоздил «Один день Ивана Денисовича». Повесть Солженицына надо было прочесть к утру, а книга была у подруги. Подруга «на минутку» забежала домой за книгой, но... За вчерашние грехи мама дочь на улицу не пустила. Пришлось Натке ловить «Ивана Денисовича» с балкона четвертого этажа. Повесть Наталья проглотила за ночь.
— Это было одним из первых моих литературных потрясений, — признается Наташа Гресь.
А «Постороннего» Камю уже студентка Гродненского государственного университете имени Янки Купалы Наталья Гресь прочла на маленьком экране телефона. И тоже ночью накануне экзамена. Это, как я понимаю, второе сильное эстетическое потрясение литературой чемпионки «#СилыСлова». Удивительное дело! Тем, кому сейчас 20+, зачитываются тем же, чем зачитывались мы в их возрасте, но... 40 лет назад: Хемингуэй, Ремарк, Камю, Сартр, Фаулз... Классика объединяет эпохи своим бессмертием.
Наталья Гресь — учитель не молодой, а очень молодой. Это ее первые летние каникулы в качестве преподавателя. В сентябре она пойдет лишь во «второй класс» своей взрослой педагогической жизни.
— Наташа, первый год за учительской кафедрой наверняка самый сложный...
— Да уж... В эту школу я и мои ученики пришли одновременно. Я — работать, они — учиться. Класс был сформирован «с колес». До этого все дети обучались в разных школах города. Передо мной стояли как минимум две стратегические задачи: подружиться с детьми и сплотить их между собой. Год обещал быть интересным.
Поначалу даже мелкие шалости меня огорчали больше, чем они (шалости) того стоили. Однажды я просто не выдержала и расплакалась. При детях. Последним в расписании у меня должен был быть еще один урок в этом классе. Шла на него скрепя сердце, с красными от слез глазами. Вошла в класс — космическая тишина! Вся доска исписана извинениями, милыми рисунками, украшена открытками...
С тех пор мы одна команда. Если бы я знала, что так повернется, я бы еще в начале сентября заплакала...
Сергей РЫКОВ
rykov–tribuna@ya.ru
Советская Белоруссия № 143 (25025). Четверг, 28 июля 2016
rykov–tribuna@ya.ru
Советская Белоруссия № 143 (25025). Четверг, 28 июля 2016