Почему экономическое неравенство в мире продолжает нарастать и в чем положительный опыт Беларуси
22.02.2024 08:20:00
Антон ПОПОВ
Согласно результатам масштабного исследования, проведенного в 2021 — 2022 годах группой ученых под руководством экономиста, автора книги «Капитал в XXI веке» Томаса Пикетти, 10 процентов самых богатых людей планеты владеют 52 процентами мирового дохода, тогда как беднейшая половина мирового населения получает лишь 8,5 процента от него. Имущественное неравенство еще более выражено: беднейшая половина населения распоряжается лишь 2 процентами активов на Земле, а 10 процентов богачей — 76 процентами всего имущества. Так что экономическое неравенство по-прежнему существует, и более того, после пандемии COVID-19 и начала глобальной конфронтации ситуация стала ухудшаться.
Согласно данным Всемирного банка, с 2000 по 2019 год разрыв между богатыми и бедными в мире заметно сокращался. Коэффициент Джини, статистический показатель степени расслоения общества, в среднем по миру составлял в 2000‑х годах 0,39, а в следующем десятилетии снизился до 0,38. Напомним, что чем ближе цифра к нулю, тем меньше отставание бедных слоев населения от богатых. В тех же докладах Всемирного банка упоминалось, что упал и уровень экстремальной бедности, а доля расходов богачей стала меньше. В основном на общемировую тенденцию повлияли страны Латинской Америки, Азии и Африки, которые в предыдущие десятилетия активно развивались и участвовали в программах преодоления неравенства.
Отдельно стоит обратить внимание на рост бюджетов и влияние корпораций. Многие более мелкие производства не пережили пандемию и санкционные войны, и занимаемые ими ниши были поглощены компаниями-исполинами. В 2022 году 95 гигантов удвоили прибыль по сравнению с предыдущим годом и выплатили богатым акционерам, по разным оценкам, до 257 миллиардов долларов.
«Стремительному сокращению бедности способствовал устойчивый экономический рост, который позволяет поддерживать высокий уровень занятости населения, повышение зарплат и пенсий. При этом не допускалась выплата зарплат ниже минимального уровня, который составляет минимум 30 процентов от среднего показателя по экономике. Не менее важное значение играли эффективные меры государственной поддержки социально уязвимых граждан и многодетных семей. На это нацелена система государственной адресной социальной помощи. В 2021 году ГАСП было охвачено свыше 282 тысяч человек», — отметила Татьяна Бранцевич.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Вот уже три десятилетия фундаментом нашей государственной политики является социально ориентированная экономика. Эта политика успешна, и народ ее поддерживает. По всем показателям, характеризующим социальное неравенство, Беларусь относится к наиболее благополучным странам. Мы создали государство без олигархов, не допустили концентрации капитала и собственности в одних руках, все национальные богатства принадлежат народу.
Из Послания белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 года.
— Вот уже три десятилетия фундаментом нашей государственной политики является социально ориентированная экономика. Эта политика успешна, и народ ее поддерживает. По всем показателям, характеризующим социальное неравенство, Беларусь относится к наиболее благополучным странам. Мы создали государство без олигархов, не допустили концентрации капитала и собственности в одних руках, все национальные богатства принадлежат народу.
Из Послания белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 года.
Движение вспять
Многие эксперты считают, что человечество в вопросе неравенства вернулось в начало ХХ века. Однако если для 1900‑х годов тогдашние показатели были прогрессивными по сравнению с тем, что происходило раньше, то сейчас мир столкнулся с резким регрессом.Согласно данным Всемирного банка, с 2000 по 2019 год разрыв между богатыми и бедными в мире заметно сокращался. Коэффициент Джини, статистический показатель степени расслоения общества, в среднем по миру составлял в 2000‑х годах 0,39, а в следующем десятилетии снизился до 0,38. Напомним, что чем ближе цифра к нулю, тем меньше отставание бедных слоев населения от богатых. В тех же докладах Всемирного банка упоминалось, что упал и уровень экстремальной бедности, а доля расходов богачей стала меньше. В основном на общемировую тенденцию повлияли страны Латинской Америки, Азии и Африки, которые в предыдущие десятилетия активно развивались и участвовали в программах преодоления неравенства.
Однако пандемия и начало военно-политического кризиса обратили наметившийся положительный курс вспять. Количество людей, живущих за чертой бедности, увеличилось, а вот ключевые бенефициары глобальной эпидемии — наиболее богатые слои населения — стали гораздо дальше от среднего класса, чем это было еще в 2019 году. Сам же средний класс в мире серьезно просел: впервые за 30 лет, прошедших после окончания холодной войны, он заметно сократился.Значение пандемии вообще трудно переоценить. Как заявил генсек ООН Антониу Гутерриш, комментируя усугубление неравенства в мире, «целые регионы, добившиеся прогресса в деле искоренения нищеты и сокращения неравенства, за несколько месяцев были отброшены назад на годы». Помимо очевидных проблем с прерыванием логистических цепей, карантинами и падением мирового ВВП (только за 2020 год экономика планеты недосчиталась 3,2 процента) обнаружился еще и ряд других больных моментов. Например, резко снизился доход низкоквалифицированных работников. Остановка предприятий во время разгула заразы в одночасье лишила их работы, тогда как имевшие более высокую квалификацию специалисты, особенно в отраслях, тесно связанных с использованием компьютерной техники, смогли относительно безболезненно перейти на удаленный режим работы и сохранить доходы на прежнем уровне.
Впрочем, не стоит забывать и о прямом влиянии пандемии на неравенство. Представители бедных слоев общества обычно живут в густонаселенных городских районах, где распространение вируса было остановить сложнее из-за скученности и зачастую неэффективности ограничительных мер. Вдобавок не стоит забывать, что во многих странах доступность и качество получаемой медицинской помощи напрямую зависит от уровня доходов пациента, что в условиях перенапряжения системы здравоохранения стало еще более актуальным.Распространение COVID-19 стало шоком для многих стран. Американский нейроэндокринолог автор книги «Биология добра и зла» Роберт Сапольски в интервью Forbes Life заявил: «В большинстве западных государств пандемия стала идеальным поводом для многократного усугубления уже существующего неравенства и насилия. Когда Америка столкнулась с новой общей угрозой, первые две недели казалось, что мы едины, — пока не стало ясно, что одни могут позволить себе полностью оградиться от опасности, а другим остается только умирать пачками (причем несложно было предугадать, кто попадет во вторую категорию). Так что пандемия высветила степень неравенства в странах Запада, а также степень неравенства между государствами».
МОТ негативно оценивает перспективы преодоления неравенства, связывая их с ростом уровня безработицы и обеднением работающего населения.Согласно опубликованным в январе прогнозным показателям на этот год, на планете станет на два миллиона больше безработных. По данным из доклада «Перспективы развития занятости и социальной сферы в мире», в 2023 году количество работающих людей, живущих тем не менее в крайней бедности, увеличилось на миллион. Можно предположить, что и в этом году темпы обнищания сохранятся, поскольку негативные условия, влияющие на мировую экономику, не исчезнут.
Властелины жизни
Согласно закону сохранения энергии, ничего не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда. Поэтому производимые по всему миру активы, которые не попадают в руки беднейшим слоям населения, стекаются к нескольким процентам сверхбогатого населения. Вот им эксперты предрекают на ближайшие десятилетия продолжение процветания.Согласно прогнозу организации World Inequality Lab, к 2070 году 0,1 процента богачей Земли будет обладать третьей частью мировых благ. Для сравнения: в 2021 году они имели доступ только к 19 процентам. Считается, что при нынешнем положении дел максимум к середине 2030‑х мы узнаем имя первого долларового триллионера.Почти 20 лет назад, в 2005 году, известный финансист Джеффри Сакс заявил, что нынешнее поколение способно покончить с глобальной нищетой уже к 2025 году. До назначенного мистером Саксом времени осталось чуть меньше года, однако вряд ли можно сказать, что этот его прогноз имеет хоть какую-то вероятность сбыться. Более того, сейчас, как сообщает Всемирный банк, на сумму 2,15 доллара в день выживает почти 700 миллионов человек.
Эксперты благотворительной организации Oxfam подсчитали, что при сохранении нынешних тенденций на искоренение нищеты может понадобиться в лучшем случае 230 лет.Впрочем, прогноз Oxfam — это идеальная модель. В реальности же, как показали последние три года, невозможно учесть периодически возникающих «черных лебедей».
Отдельно стоит обратить внимание на рост бюджетов и влияние корпораций. Многие более мелкие производства не пережили пандемию и санкционные войны, и занимаемые ими ниши были поглощены компаниями-исполинами. В 2022 году 95 гигантов удвоили прибыль по сравнению с предыдущим годом и выплатили богатым акционерам, по разным оценкам, до 257 миллиардов долларов.
Богатые мало платят?
На фоне столь вопиющего неравенства неизбежно среди масс появляются идеи восстановления социального равенства путем открытого бунта против сверхбогатых элит. Нестабильность, которую в последнее время мы наблюдаем в Европе и США, где бунты фермеров, которых лишают способа заработать на жизнь, или городской маргинализированной бедноты, которая не смогла ассимилироваться в чуждой среде, — это и есть первые признаки нарастающего недовольства.Многие политические силы и экспертные организации предлагают искать выход из проблемы существования сверхбогатых и беднейших слоев населения в увеличении налога на доходы мультимиллионеров. Уже упомянутая организация Oxfam советует ввести дополнительный налог 5 процентов от дохода для миллиардеров, коих, по версии Forbes, на 2022 год в мире насчитывалось 2668. Это позволит избавить от нищеты 2 миллиарда людей, а также профинансировать «глобальный план ликвидации голода».
В реальности богатейшие люди планеты платят налоги по весьма умеренной ставке. Например, налоговая ставка владельца компаний SpaceX и Tesla Илона Маска составляет 3,2 процента, а у владельца Amazon Джеффа Безоса и вовсе менее 1 процента.Однако эффективность такого способа под большим вопросом. Во-первых, у всех перед глазами недавний опыт Франции, из которой после введения налогов на сверхдоходы ринулись в разные стороны владельцы крупных бизнесов. Во-вторых, в мире достаточно офшоров и тихих налоговых гаваней, где миллиардеры смогут отсидеться, переведя капиталы в серую зону.
Наш рецепт
Впрочем, в мире существуют модели социального и государственного устройства, которые позволяют заметно сократить разрыв между людьми с разным уровнем дохода. Одна из них — белорусская система.По итогам 2021 года, согласно заявлению заместителя министра экономики Татьяны Бранцевич, коэффициент Джини для Беларуси составил 0,276, что стало самым низким показателем, к примеру, среди стран ШОС. Доля населения за чертой бедности за последние 22 года снизилась в 10 раз и теперь находится на самом низком уровне на всем пространстве ЕАЭС.
«Стремительному сокращению бедности способствовал устойчивый экономический рост, который позволяет поддерживать высокий уровень занятости населения, повышение зарплат и пенсий. При этом не допускалась выплата зарплат ниже минимального уровня, который составляет минимум 30 процентов от среднего показателя по экономике. Не менее важное значение играли эффективные меры государственной поддержки социально уязвимых граждан и многодетных семей. На это нацелена система государственной адресной социальной помощи. В 2021 году ГАСП было охвачено свыше 282 тысяч человек», — отметила Татьяна Бранцевич.
Осенью 2020 года издание «Ведомости» опубликовало материал с разоблачением основных фейков беглых о белорусской экономике. Взяв за основу официальную статистику, авторы подсчитали, что доходы 10 процентов самых богатых белорусов превышают доходы 10 процентов наиболее бедных в 6 раз. Для сравнения: в Польше и Швеции — в 7,3 раза, в Латвии и Литве — в 11, в России — в 15,4 раза.
Неравенство в современном мире — одна из серьезных проблем, которая тем не менее за рядом политических и военных вопросов отошла на второй план. Между тем от уровня социальной справедливости зависит стабильность государственной системы и ее возможность сопротивляться давлению извне. Слишком большой разрыв между богатыми и бедными и, что еще хуже, постоянное его увеличение провоцируют дестабилизацию и делают страну уязвимой. Поэтому очень важно добиваться искоренения неравенства как на уровне стран, так и планеты целиком.