Премьерный спектакль Александра Вавилова «Треугольник надежды» поднимает темы памяти, веры и связи поколений
05.06.2024 09:12:00
В Спортивно-культурном центре Белорусского государственного университета культуры и искусств недавно состоялась премьера музыкального спектакля «Треугольник надежды», посвященного 80‑летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Сценарий и постановка — лауреата специальной премии Президента, лауреата премии Союзного государства, доцента БГУКИ Александра Вавилова. Проект создан на средства гранта Президента на 2024 год в сфере культуры. В спектакле принял участие архиерейский хор Свято-Духова кафедрального собора под управлением Виталия Соболевского. Композиторы постановки — Дмитрий Пенкрат и Дмитрий Парфенов.
![](https://storage01.sb.by/iblock/86d/86d10590e4c5392f280d3da1a4b55fa0/9a4cb7aecaf4bcd6300d7fc303912818.jpg)
О важности и силе человеческой памяти можно говорить по-разному. «Треугольник надежды» сразу берет верную интонацию без натужного пафоса и дидактики. Вместе со своими студентами II курса кафедры режиссуры факультета художественной культуры Вавилов предложил зрителям предельно эмоциональный и волнующий рассказ, в котором современность и трагические события прошлого сплелись в единый тугой узел.Поначалу кажется, что перед тобой бесшабашное роуд-муви: герои спектакля — молодые студенты — во время начавшихся каникул решают совершить путешествие в деревню. Они молоды, и их так манит деревенская романтика. Но путешествие потребует от ребят задуматься о многом… В повествовании появится Белая лавра — Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь, расположенный в Новогрудском районе Гродненской области в селе Лавришево. Творческая группа специально посещала обитель во время работы над постановкой. А главным сквозным образом спектакля и его главной метафорой станут треугольные письма времен Великой Отечественной войны: за четыре года советские почтальоны доставили адресатам 10,7 миллиарда таких посланий… Герои находят мешок с такими письмами в православном храме — и события прошлого для них оживают.
Еще позже каким-то непостижимым образом найдутся письма, адресованные героям их прабабушками и прадедушками… Этот фантастический ход спектакля рельефно говорит о том, какими прочными нитями духовной силы и верности прошлому спаяны разные поколения белорусов. Эти нити сильнее времени.
![](https://storage01.sb.by/iblock/6ef/6efd1a9e67d69cbad6148f8d42db09c9/27f5fb5431bb38ec27be5dfe453e006a.jpg)
Весь актерский ансамбль существует как единый организм, точно выполняя поставленные режиссером задачи. Но все же две работы в «Треугольнике надежды» хочется выделить особо: это отец Андрей в исполнении Андрея Дорошко и еврейская девочка Хана, в которую перевоплотилась Ксения Ходас. Молодые исполнители существуют здесь на каком-то предельном градусе правды — бесстрашно, мудро, самозабвенно.
В этой притче много по-настоящему трагических моментов. На события Великой Отечественной войны авторы спектакля смотрят пристальным взглядом, ни одна мелочь от них не ускользает. Одним из центральных в «Треугольнике надежды» становится и религиозный мотив. Кстати, со сценарием постановки был ознакомлен Белорусский Экзархат, после чего Александр Вавилов получил благословение митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. В планах творческой группы показать спектакль «Треугольник надежды» в Минской духовной академии и Свято-Елисаветинском женском монастыре.
КСТАТИ
Режиссер Александр Вавилов также поблагодарил педагога кафедры режиссуры Оксану Котович, предложившую название для спектакля. Особую благодарность за веру и поддержку творческая группа выразила на программке и ректору БГУКИ Наталье Карчевской.
Добрый зритель в девятом ряду.