Вступительная кампания нынешнего года: как будем сдавать и что поменялось
01.06.2018 15:07:42
Ольга БЕБЕНИНА
Абитуриентская лихорадка вошла в активную фазу — совсем скоро начнется централизованное тестирование. Не за горами поступление в вузы и ссузы. О том, какие изменения ждут нас в нынешнем году, куда лучше поступать, чтобы потом не кусать себе локти, рассказывает начальник Главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович.
— Сергей Антонович, можно ли проанализировать вступительные кампании прошлых лет?
— Поскольку вступительные кампании — очень серьезные мероприятия государственного значения, в задачу которых входит в первую очередь обеспечение равных прав для всех абитуриентов, анализируются они ежегодно и очень тщательно. Информация начинает аккумулироваться буквально с первых минут — с момента регистрации на ЦТ и до окончания зачисления на факультеты вузов. Помимо Министерства образования (что само собой разумеется), огромную роль играют Государственная комиссия по контролю за ходом вступительных испытаний и приемные комиссии на местах. Данные сводятся воедино, анализируются, рассматриваются спорные вопросы. В итоге появляется комплекс конкретных предложений, которые, если есть необходимость (например, требуется корректировка нормативно-правовой базы), выносятся на уровень руководства страны.
Опираясь на результаты анализа приемной кампании 2017 года, могу сказать, что механизм набора абитуриентов работает без сбоев. Доказало свою эффективность и централизованное тестирование. Мы добились высокой объективности оценивания знаний, свели на нет вероятность коррупционных проявлений. Оптимальная логистическая схема позволила оптимизировать затраты на проведение ЦТ в масштабе страны. Организация сдачи тестов построена таким образом, чтобы абитуриенту было максимально комфортно. К испытаниям ребята готовятся еще в школе, существует и такая форма, как репетиционное тестирование.
Что касается непосредственно поступления в вузы и ссузы, то корректировки происходят постоянно, но не носят характер стрессовых. Например, в последние годы был сделан ряд усовершенствований (и процесс этот будет продолжаться) по интегрированной образовательной программе — когда выпускники ссузов поступают на сокращенную форму обучения в вузы. Четко определено, какие специальности ссуза соответствуют вузовским и дают право на сокращенную подготовку.
В недавнем прошлом появился (и уже зарекомендовал себя) перечень востребованных экономикой специальностей, на которые победители олимпиад и медалисты могут поступать без ЦТ и вступительных испытаний.
— Какие изменения ждут нас в нынешнем году?
— Одно из изменений касается приема в педагогические вузы. Напомню, что выпускники педклассов, которые успешно окончили школу, могут поступать на отдельные специальности (по перечню, утвержденному Министерством образования) без вступительных испытаний. В нынешнем году перечень сокращен. Анализ показал, что отдельные направления — “История и мировая художественная культура”, “История и экскурсионно-краеведческая работа”, “Изобразительное искусство и компьютерная графика”, “Музыкальное искусство, черчение и народные художественные промыслы”, “Музыкальное искусство, ритмика и хореография”, “Музыкальное искусство и мировая художественная культура”, “Логопедия”, “Практическая психология” и так востребованы. Причем речь идет о хорошо подготовленных, мотивированных ребятах, которые хотят заниматься преподаванием. Обратите внимание: введение таких мер в свое время было вызвано как раз необходимостью повышения престижа учительских профессий. Сейчас же ситуация постепенно меняется. И если мы оставим здесь привилегии для выпускников педклассов, то создадим неравные условия для остальных.
Произошли определенные изменения и в профтехобразовании. Так, с нынешнего года в случае неформирования комплектных групп учредители учреждений образования могут самостоятельно корректировать цифры приема в сторону уменьшения по одним и увеличения по другим направлениям.
— Сокращены цифры приема по отдельным специальностям. В чем причина?
— Поскольку в сфере планирования мы работаем в тесной связке с заказчиками кадров, то уменьшение или увеличение цифр приема всегда имеет обоснование. Согласитесь, было бы обидно окончить вуз и не найти работу. А сейчас у нас очень небольшой заказ на экономистов и юристов, так как рынок труда насыщен за счет выпускников прошлых лет. Не говоря уже о том, что есть масса людей старшего возраста, которые работают в этой сфере. Поэтому прием на бюджет по специальностям экономического и юридического блока планируется сократить примерно на 3%, на платное обучение — почти на 20%. Однако нужно понимать, что развитие экономики достаточно циклично. Возможно, в будущем ситуация изменится.
В то же время увеличивается набор на ИT-специальности (порядка 400 человек), которые востребованы на рынке труда. Причем сегодня они нужны не только в Парке высоких технологий, но и во многих других сферах.
— Я абсолютно не согласен с таким утверждением — это просто стереотип из разряда “хорошо там, где нас нет”. Для того чтобы сравнивать такие вещи аргументированно, нужно погрузиться внутрь одной и другой систем. Однако большинство критиков не утруждают себя этим. Беларусь — член Европейского пространства высшего образования, поэтому в подходах у нас много общего. Существуют моменты, которые нам неплохо было бы перенять, но и зарубежным коллегам есть что взять на заметку. Это нормальный процесс обмена опытом. Например, профориентационная работа в Беларуси развита не в пример лучше. Наши вузы (честь им за это и хвала) начинают работать с детьми со школьной скамьи.
Однако давайте перейдем к конкретике. Основные ресурсы, которые используются для осуществления образовательного процесса, — это высококвалифицированные преподаватели, материальная база и менеджмент. В первом случае нам есть чем гордиться, поскольку многие профессора наших вузов — это ученые с мировыми именами. Можно говорить о том, что устарели методики классического преподавания на основе лекционно-семинарской формы. Но вопрос этот в некотором роде спорный, поскольку существуют учебные дисциплины, для которых именно такой вариант предпочтительнее. В то же время сейчас активно внедряются новые интерактивные формы занятий. Многие преподаватели используют такие методики. Об этом просто мало говорят (хотя, очевидно, зря). Ведется большая работа по внедрению преподавания на английском языке — эти подходы реализуют достаточно много вузов. Например, экономического, медицинского, ИT-профилей.
С точки зрения учебно-лабораторной базы хочу отметить, что наше государство вкладывает немалое количество средств в образовательную сферу. Значительные вложения в обновление материальной базы делают сами университеты, а также организации — заказчики кадров. В части менеджмента, вопросов управления у нас несколько другие подходы, чем за рубежом. Но мы учимся у наших иностранных коллег и делаем это быстро. Например, грамотной рекламе. В условиях открытости образовательного пространства, жесткой конкуренции (обратите внимание на агрессивную рекламу у нас тех же польских вузов) это очень важно.
Кстати, у большинства белорусских университетов уже созданы соответствующие структуры. Они активно участвуют в образовательных выставках за рубежом.
— Многие абитуриенты сейчас пребывают в нервном состоянии, не могут определиться, куда поступать. Посоветуйте, как не “прогореть” с будущей профессией и что учитывать в первую очередь?
— Я считаю, что выбирать дело всей жизни, опираясь исключительно на будущую зарплату, ошибочно. Человек увлеченный, озабоченный своим профессиональным ростом, сумеет заработать уважение коллег и работодателя, а также финансовое благополучие. Поэтому главный совет — слушайте себя, выбирайте занятие, которое вам по душе. Благо, что спектр технических и гуманитарных направлений в вузах сейчас достаточен.
Если однозначный выбор сделать сложно, определите несколько наиболее привлекательных направлений, обсудите с родными (как говорится, они плохого не посоветуют). Не спешите, времени пока достаточно. Сходите на дни открытых дверей хотя бы в несколько вузов. Думаю, решение обязательно придет.
bebenina@sb.by
— Сергей Антонович, можно ли проанализировать вступительные кампании прошлых лет?
— Поскольку вступительные кампании — очень серьезные мероприятия государственного значения, в задачу которых входит в первую очередь обеспечение равных прав для всех абитуриентов, анализируются они ежегодно и очень тщательно. Информация начинает аккумулироваться буквально с первых минут — с момента регистрации на ЦТ и до окончания зачисления на факультеты вузов. Помимо Министерства образования (что само собой разумеется), огромную роль играют Государственная комиссия по контролю за ходом вступительных испытаний и приемные комиссии на местах. Данные сводятся воедино, анализируются, рассматриваются спорные вопросы. В итоге появляется комплекс конкретных предложений, которые, если есть необходимость (например, требуется корректировка нормативно-правовой базы), выносятся на уровень руководства страны.
Опираясь на результаты анализа приемной кампании 2017 года, могу сказать, что механизм набора абитуриентов работает без сбоев. Доказало свою эффективность и централизованное тестирование. Мы добились высокой объективности оценивания знаний, свели на нет вероятность коррупционных проявлений. Оптимальная логистическая схема позволила оптимизировать затраты на проведение ЦТ в масштабе страны. Организация сдачи тестов построена таким образом, чтобы абитуриенту было максимально комфортно. К испытаниям ребята готовятся еще в школе, существует и такая форма, как репетиционное тестирование.
Что касается непосредственно поступления в вузы и ссузы, то корректировки происходят постоянно, но не носят характер стрессовых. Например, в последние годы был сделан ряд усовершенствований (и процесс этот будет продолжаться) по интегрированной образовательной программе — когда выпускники ссузов поступают на сокращенную форму обучения в вузы. Четко определено, какие специальности ссуза соответствуют вузовским и дают право на сокращенную подготовку.
— Какие изменения ждут нас в нынешнем году?
— Одно из изменений касается приема в педагогические вузы. Напомню, что выпускники педклассов, которые успешно окончили школу, могут поступать на отдельные специальности (по перечню, утвержденному Министерством образования) без вступительных испытаний. В нынешнем году перечень сокращен. Анализ показал, что отдельные направления — “История и мировая художественная культура”, “История и экскурсионно-краеведческая работа”, “Изобразительное искусство и компьютерная графика”, “Музыкальное искусство, черчение и народные художественные промыслы”, “Музыкальное искусство, ритмика и хореография”, “Музыкальное искусство и мировая художественная культура”, “Логопедия”, “Практическая психология” и так востребованы. Причем речь идет о хорошо подготовленных, мотивированных ребятах, которые хотят заниматься преподаванием. Обратите внимание: введение таких мер в свое время было вызвано как раз необходимостью повышения престижа учительских профессий. Сейчас же ситуация постепенно меняется. И если мы оставим здесь привилегии для выпускников педклассов, то создадим неравные условия для остальных.
— Сокращены цифры приема по отдельным специальностям. В чем причина?
— Поскольку в сфере планирования мы работаем в тесной связке с заказчиками кадров, то уменьшение или увеличение цифр приема всегда имеет обоснование. Согласитесь, было бы обидно окончить вуз и не найти работу. А сейчас у нас очень небольшой заказ на экономистов и юристов, так как рынок труда насыщен за счет выпускников прошлых лет. Не говоря уже о том, что есть масса людей старшего возраста, которые работают в этой сфере. Поэтому прием на бюджет по специальностям экономического и юридического блока планируется сократить примерно на 3%, на платное обучение — почти на 20%. Однако нужно понимать, что развитие экономики достаточно циклично. Возможно, в будущем ситуация изменится.
В то же время увеличивается набор на ИT-специальности (порядка 400 человек), которые востребованы на рынке труда. Причем сегодня они нужны не только в Парке высоких технологий, но и во многих других сферах.
Более 72 тысяч абитуриентов по данным на 29 мая зарегистрировались для прохождения централизованного тестирования. Самым массовым предметом ЦТ стал русский язык. Его изъявили желание сдавать более 58,8 тыс. человек. Следом идет математика, на нее зарегистрировались более 39,7 тыс. абитуриентов. Далее английский язык — более 24,5 тыс. человек, биология — более 24 тыс. поступающих, физика — почти 22,5 тыс., белорусский язык — более 22 тыс., история Беларуси — почти 19,6 тыс. абитуриентов.
По информации БелТА
— Существует мнение, что белорусское высшее образование по многим параметрам не дотягивает до европейского.
— Я абсолютно не согласен с таким утверждением — это просто стереотип из разряда “хорошо там, где нас нет”. Для того чтобы сравнивать такие вещи аргументированно, нужно погрузиться внутрь одной и другой систем. Однако большинство критиков не утруждают себя этим. Беларусь — член Европейского пространства высшего образования, поэтому в подходах у нас много общего. Существуют моменты, которые нам неплохо было бы перенять, но и зарубежным коллегам есть что взять на заметку. Это нормальный процесс обмена опытом. Например, профориентационная работа в Беларуси развита не в пример лучше. Наши вузы (честь им за это и хвала) начинают работать с детьми со школьной скамьи.
С точки зрения учебно-лабораторной базы хочу отметить, что наше государство вкладывает немалое количество средств в образовательную сферу. Значительные вложения в обновление материальной базы делают сами университеты, а также организации — заказчики кадров. В части менеджмента, вопросов управления у нас несколько другие подходы, чем за рубежом. Но мы учимся у наших иностранных коллег и делаем это быстро. Например, грамотной рекламе. В условиях открытости образовательного пространства, жесткой конкуренции (обратите внимание на агрессивную рекламу у нас тех же польских вузов) это очень важно.
— Многие абитуриенты сейчас пребывают в нервном состоянии, не могут определиться, куда поступать. Посоветуйте, как не “прогореть” с будущей профессией и что учитывать в первую очередь?
— Я считаю, что выбирать дело всей жизни, опираясь исключительно на будущую зарплату, ошибочно. Человек увлеченный, озабоченный своим профессиональным ростом, сумеет заработать уважение коллег и работодателя, а также финансовое благополучие. Поэтому главный совет — слушайте себя, выбирайте занятие, которое вам по душе. Благо, что спектр технических и гуманитарных направлений в вузах сейчас достаточен.
Если однозначный выбор сделать сложно, определите несколько наиболее привлекательных направлений, обсудите с родными (как говорится, они плохого не посоветуют). Не спешите, времени пока достаточно. Сходите на дни открытых дверей хотя бы в несколько вузов. Думаю, решение обязательно придет.
bebenina@sb.by