Электронная маркировка шуб исключает «серую» конкуренцию с нашими производителями
27.09.2018 20:53:00
Вероника МАЛЫЩИЦ
Дубленки и меха из шкафа достают ближе к декабрю. А то и к январю – климат нынче переменчиво капризен. А для производителей и ретейла шубный сезон начинается в августе — сентябре. Это время завоза новых коллекций, пополнения модельных рядов… Правда, шуба – вещь дорогая. А учитывая не самые суровые в последние десятилетия зимы, мобильность и автомобилизацию милых дам – одежда еще и не самая практичная. Ажиотажного спроса на меха торговцы не припомнят с советских времен жесткого дефицита. Несомненно, на рынке сказывалась и любовь соотечественников к заграничному шопингу. Да и нелегально товара завозилось немало, и в статистике он не светился. После введения обязательной маркировки шубный рынок стал прозрачным, приобрел некоторую устойчивость. Каких перемен скорняки и продавцы их творений ожидают от зимнего сезона-2018, выясняла корреспондент «Р».
Шуба удерживает покупательский спрос.
Бюджетное тепло
Пока торговые точки переживают своеобразный «отдых» от покупателей. Например, в центральном универмаге с ассортиментом проблем нет – пушится на вешалках лисичка, завораживают элегантная норка и мутон. Продавец-консультант проводит небольшой ликбез:
— Основные наши поставщики — Витебский меховой комбинат, ОАО «Остромечево», но есть продукции и индивидуального предпринимателя, а также шубы из Канады.
Стоимость полушубка из лисички примерно 1,7 тысячи рублей, удлиненного пальто из мутона — 1,9. Но дороже всех норка — ценник на этикетке укороченной шубки 3,8 тысячи рублей, длинной — от 4 до 6 тысяч.
Возле зеркала примеряет норку популярного цвета «сапфир» девушка лет 25. Стоящая рядом, судя по всему, мама диктует правила практичности: «Лучше возьмем подлиннее, переплатим тысячу рублей, зато точно не замерзнешь!» Ценник, по наблюдениям продавца, смущает покупателей редко: еще до примерки люди приценились, поэтому готовы к финансовым жертвам ради красоты и тепла. Постепенно у нашего потребителя выработалось уважение и доверие к местным производителям. Заморские изделия еще пользуются спросом, но в рейтинге значительно потеряли.
В универмагах ценник на шубы стартует с 3 тысяч рублей, в специализированных шоу-румах цифры на этикетках более значимые.
В магазине на проспекте Победителей в первой половине дня ни одного покупателя. Тишину прерывает стук каблучков продавщицы. Сходу придумываю запрос: маме нужна шуба, бюджет — 3 тысячи. «Долларов?» — спрашивает она. «Рублей», — смущаюсь я.
Средний ценник тут 7—8 тысяч рублей. Товар в магазине импортный — из Италии, Греции, Германии, Швеции, дубленки и шубы из овчины из Турции. В основном изделия классического типа, но есть и с необычным дизайном — разноцветные, с узорами и рисунками… Но по 13 тысяч рублей.
В магазине меха по улице Веры Хоружей уже начался сезон. Шубы здесь в большинстве из России и Греции, представлен полный размерный ряд. Алексей Сидоров, коммерческий директор этой сети, отмечает, что отсутствие размеров в летний период во многих магазинах связано в первую очередь с особенностями системы маркировки, которая несколько усложняет привоз товара. Во-вторых, если ходовой размер закончился, то импортеру невыгодно завозить его отдельно, так же как и производителю продавать маленькими партиями.
Белорусские шубы завоевали признание на международных рынках.
Работаем на имя
Помимо комбинатов и отдельных физических лиц и фирм, занимающихся изготовлением и продажей меховых изделий, в Беларуси самым узнаваемым является производство Белкоопсоюза, представляющее брендированный мех на международном поле.
— Если говорить о конкурентоспособности на рынке, то качество нашей продукции из натурального меха не уступает европейским брендам. В работе используем передовые технологии и соответствуем последним тенденциям моды, — комментирует рейд по магазинам начальник мехового цеха Белкоопсоюза Ирина Козырева.
— На каких бы выставках мы не присутствовали, все хвалят наши продовольственные товары. Но многие и подумать не могли, что в Беларуси такие хорошие шубы, — улыбается Ирина Козырева.
Замыкаться на классических моделях невыгодно, ведь покупатели стали образованнее, четко следят за мировыми трендами. Специалисты Белкоопсоюза выезжают на международные выставки, чтобы и себя показать, и на чужие тенденции и технологии посмотреть.
Как производитель, Ирина Козырева считает, что маркировка меховых товаров позволяет исключить их любые «серые» схемы движения в торговле. После введения в 2016 году электронных меток объемы нелегального ввоза существенно сократились. Что касается влияния на цену, стоимость RFID-метки вместе со знаком и инициализацией для производителя составляет максимум 0,1 процента от стоимости изделия. Для покупателя «надбавка» совершенно незаметная.
По ходу экскурсии мы оказываемся в небольшой комнате, которую почти полностью занимает исполинский чертежный стол. Две девушки-конструкторы работают над новой коллекцией. «Только те рисунки на стене не фотографируйте, — предупреждают. — Секрет фирмы».
Не такая, как все
В холле мехового цеха, который по совместительству еще и магазин, притягивает взгляд застекленное помещение справа. В два уровня висят виртуозно выделанные, с причудливым дизайном укороченные и длинные шубки, жилеты, пальто. Здесь и славянские мотивы с орнаментом, и синие полупальто с желтыми, красными вставками, витиеватые узоры, большие и маленькие рукава и карманы, а пара-тройка классических шуб скромно расположились в уголке.
Такую необычность товара Ирина объясняет стремлением покупательниц к более индивидуальному образу — изделию, которое не повторяется на каждой второй даме. Выделяться просто норкой дамы уже не желают: необходимо отличие в дизайне.
— Работаем над расширением ассортимента, чтобы изготавливать больше комбинированных изделий с плащевкой, трикотажем, кашемиром, что сейчас востребовано. Однако необходима закупка специального оборудования, — делится планами Ирина Козырева.
Разумеется, меховое изделие — серьезная инвестиция. Представители как частных, так и государственных фирм утверждают, что шуба хоть и остается предметом роскоши, но удерживает покупательский спрос из-за своей ценности и практичности.