Эвакуация ночного клуба, забытая на плите кастрюля и дымящийся матрас: наш корреспондент заступил в караул в самой выездной части минского гарнизона МЧС
19.01.2020 08:05:08
Илья КРАСОВСКИЙ
МЧС по своей структуре — как армия. Одежда боевая, погоны на форме, строгий распорядок и дисциплина. На каждом новом вызове спасатели дают бой вполне осязаемому врагу — чрезвычайным ситуацям. Попал в беду — на этих парней можно рассчитывать. Накануне Дня спасателя корреспондент «Р» провел выходные на боевых дежурствах с пожарными Минска и увидел их работу с разных ракурсов.
Работают спасатели сутки через двое.
Не всякий — пожарный
18-я пожарная аварийно-спасательная часть Фрунзенского РОЧС по-настоящему боевая: район самый крупный в Минске. Около 1000 выездов в год, большая часть из них — на загорания мусоропроводов или пищи на плите. Приехал в часть утром, в девять. На дежурство заступает новая смена. Начальник предыдущего караула докладывает, как прошла смена, а начальник части зачитывает перед бойцами свежую сводку о происшествиях по стране. После развода — сигнал. Пока он не прозвучал, развод не окончен: если в этот момент будет вызов, на него отреагирует сдающая смена.
Приехал в часть утром, в девять. На дежурство заступает новая смена.
Работают спасатели сутки через двое. В мужском коллективе диспетчер — единственная женщина в смене. Из центральной диспетчерской ей поступают сообщения, и после этого по громкой связи она дает команду на выезд расчетов.
Курс немолодого бойца
Все пожарные части устроены практически одинаково: кабинеты и учебный класс, кухня, караулка и сердце части — гараж. В боксах на дежурстве автоцистерны и подъемная лестница на 30 метров, достает до 9-го этажа. Практически в каждом районе есть лестница еще длиннее, на 50 метров, а в Уручье — коленчатый подъемник на целых 90 головокружительных метров. Рядом — специальная цистерна для тушения зданий повышенной этажности. На большую высоту помпе тяжело толкать воду, поэтому эта цистерна выдает воздушную, безводную, смесь пены.
Профессиональные навыки спасатели оттачивают на психополосе.
Именно в гараже спасатели по интенсивной программе и принимают меня в свои ряды — показывают, как быстро надевать «боевку», работать с гидравлическими инструментами. Надевают «боевку» буквально за пару движений: руки просовываются в куртку, как в меховую муфту, и потом ее перебрасываешь через себя. Ловко вскакиваешь и в комбинезон. Ну и осталось по мелочи — пояс и каска. Кислородная маска надевается, как и обычный противогаз: упираешься подбородком и натягиваешь ее на затылок. Затягиваешь хлястики по удобству. За плечами — увесистые кислородные баллоны. Экипировался.
Кислородная маска надевается, как и обычный противогаз: упираешься подбородком и натягиваешь ее на затылок.
Вручили мне гидравлические кусачки, которые работают и на сжатие, и на разжатие. Они с легкостью перегрызают стойки автомобилей, балки и могут приподнимать конструкции или вытянуть смятый в аварии передок авто, чтобы деблокировать пострадавших. Тяжелые, одной рукой не поднять, а ребята с ними ловко управляются: что таить, покрепче меня будут. Физподготовка каждый день. Кроме того, многие парни частенько наведываются в «качалку», в части она на первом этаже. А профессиональные навыки спасатели оттачивают на психополосе, различные вариации которой забавно называют шкуродером. Там ребята проходят в буквальном смысле через огонь, воду и медные трубы, а еще через такое «приятное» место, как дымокамера.
Сынок
«Общему» диспетчеру 101 поступает вызов, а оттуда уже в часть. Информации немного, как в телеграмме, четко и по делу: улица, номер подъезда, этаж. Дым в подъезде. Выезжают расчеты по номерам. Вызов поступил по первому номеру, из гаража вылетают две цистерны и лестница.
По нормативу с момента вызова машины должны выехать из ворот бокса через минуту.
По нормативу с момента вызова машины должны выехать из ворот бокса через минуту. Уже в них ребята заканчивают одеваться. В двух кабинах не так и просторно, много места занимают кислородные баллоны. Они прямо за спинками сидений, чтобы мгновенно накинуть их на плечи. Есть в кабине и баллоны побольше, для тушения метро.
Включили люстру мигалок, но все равно на каждом перекрестке притормаживаем, даже если нам «зеленый». Водитель Евгений Семенченя активно крутит головой по сторонам и параллельно объясняет, что по инструкции положено убедиться в безопасности проезда. Он настоящий мастер баранки, ловко ведет 30-тонную машину по узким дворам, уставленным с обеих сторон машинами. МАЗ тяжело тащит на себе оборудование и пять тонн воды, грозно рычит на низких оборотах. В это время начальник караула Владимир Шкутник смотрит по карте, где находится ближайший гидрант.
Вручили мне гидравлические кусачки, которые работают и на сжатие, и на разжатие. Они с легкостью перегрызают стойки автомобилей
Спасатели во всеоружии: лом, огнетушитель, кувалда. Не дожидаемся открытия домофона — магнитный замок двери подъезда сковырнули ломиком, мчимся по лестнице наверх. Пока еще не знаем, в какой квартире задымление. Ищем по запаху. Оказалось, на 11-м этаже. Тут и налегке запыхался, пока дошел, а ребята еще в полной амуниции, с кислородными баллонами за плечами. Горел матрас, хозяин вышвырнул его прямо в окно. На земле пожарные без труда затушили матрас, вернее даже сказать, затоптали.
Зашли в квартиру. Обшивка входной двери пробита кулаком: видимо, следы буйного нрава ее жителя. Навстречу выбегает пожилая женщина, на нервах, в слезах:
— Только из ЛТП — и снова за старое, напился.
— Мама, не ной, — пробурчал хозяин матраса и жадно осушил литровую банку компота. Посмотрел на спасателей. — Я вас не вызывал, но спасибо, что приехали, — суть его фразы, если «процедить» нецензурную лексику.
Мать, как я понял, живет в зале, отгородилась от сына железной дверью — ее последний рубеж обороны. За нарушение пожарной безопасности мужчине грозит штраф до 30 базовых величин. Если бы его курение в постели привело к пожару, штраф вырос бы уже до 50 базовых величин. Однако быстро он среагировал, выкинул матрас, надеялся, что не определят, из какой квартиры. Но не вышло, уехал вместе с нарядом милиции.
Только вернулись в часть — и сразу новый вызов. На улице Шамякина дети ходят по водоему, по тонкой корке льда. Выезжаем. На всякий случай взяли с собой костюм защитный водонепроницаемый КЗВУ, если придется заходить в воду. Часть детворы на берегу спугнули по громкоговорителю из машины. Ребятня, что посмелее, осталась на льду. Безопасность — ничто, авторитет в глазах друзей — все. Но когда мы вышли из машины, струсили, убегали так, что варежки обронили.
Ужин при углях
Едем на очередной вызов и сейчас точно знаем, в какой квартире возгорание — на третьем этаже. Спасателей вызвал сосед по тамбуру. Ломик, фонарик, огнетушители и дыхательные аппараты наготове.
Из квартиры выбежала перепуганная женщина:
— Там у меня кошка, — первым делом сообщила спасателям. Все быстро случилось: только поставила на плиту суп, заснула, и вот уже дым коромыслом, полный подъезд людей — пожарные, медики, милиция, недовольные соседи.
Спасатели открыли все окна в квартире — проветривать комнаты. Обгорела столешница. Кастрюля натурально затонировалась, черные угли плавают на дне. Моя куртка в мгновение пропахла дымом. Ребята из второго отделения пошли выше по этажам — проверить состояние жильцов, дым мог пойти по вентиляционной шахте. Медики справляются о самочувствии погорелицы:
— Вы сейчас в состоянии алкогольного опьянения?
В ответ она промолчала и стыдливо утвердительно кивнула.
Остаток вечера и ночь в нашем районе были спокойные. В Ленинском же районе произошла трагедия. На пожаре по проспекту Рокоссовского погиб мужчина 1972 года рождения. Не всегда все заканчивается благополучно.
Танцы минус
На следующее утро, в шесть, мы сорвались на вызов в известный клуб, что на станции метро «Кунцевщина». Предварительно — короткое замыкание осветительной сети, загорелась изоляция проводки и декоративных элементов подвесного потолка в фойе. Каждый пожарный в расчете знает свою задачу. Водитель — на подаче воды, другие протягивают рукавную линию. До нашего приезда почти все посетители, задержавшиеся до утра, что в клубной тусовке даже моветон, и работники вышли на улицу самостоятельно. Всего около 170 человек. Посетители навеселе, для них приезд пожарных — продолжение вечеринки со световым шоу, веселятся, шутят. Потушили возгорание ровно за 16 минут. Танцы закончились, пора расходиться по домам.
Пришла новая смена, с ребятами по примете не прощался, а сказали друг другу: «Счастливо!»
Так пролетели два дня. Понедельник. Пришла новая смена, с ребятами по примете не прощался, а сказали друг другу: «Счастливо!» За то недолгое время, что мне удалось провести вместе с бойцами МЧС, я увидел, как спасатели четко умеют принимать решения и брать за них ответственность, проникся их готовностью прийти на помощь любому и в любое время, а также особой атмосферой взаимовыручки и уважения в коллективе.
ikras@sb.by
Работают спасатели сутки через двое.
Не всякий — пожарный
18-я пожарная аварийно-спасательная часть Фрунзенского РОЧС по-настоящему боевая: район самый крупный в Минске. Около 1000 выездов в год, большая часть из них — на загорания мусоропроводов или пищи на плите. Приехал в часть утром, в девять. На дежурство заступает новая смена. Начальник предыдущего караула докладывает, как прошла смена, а начальник части зачитывает перед бойцами свежую сводку о происшествиях по стране. После развода — сигнал. Пока он не прозвучал, развод не окончен: если в этот момент будет вызов, на него отреагирует сдающая смена.
Приехал в часть утром, в девять. На дежурство заступает новая смена.
Работают спасатели сутки через двое. В мужском коллективе диспетчер — единственная женщина в смене. Из центральной диспетчерской ей поступают сообщения, и после этого по громкой связи она дает команду на выезд расчетов.
Курс немолодого бойца
Все пожарные части устроены практически одинаково: кабинеты и учебный класс, кухня, караулка и сердце части — гараж. В боксах на дежурстве автоцистерны и подъемная лестница на 30 метров, достает до 9-го этажа. Практически в каждом районе есть лестница еще длиннее, на 50 метров, а в Уручье — коленчатый подъемник на целых 90 головокружительных метров. Рядом — специальная цистерна для тушения зданий повышенной этажности. На большую высоту помпе тяжело толкать воду, поэтому эта цистерна выдает воздушную, безводную, смесь пены.
Профессиональные навыки спасатели оттачивают на психополосе.
Именно в гараже спасатели по интенсивной программе и принимают меня в свои ряды — показывают, как быстро надевать «боевку», работать с гидравлическими инструментами. Надевают «боевку» буквально за пару движений: руки просовываются в куртку, как в меховую муфту, и потом ее перебрасываешь через себя. Ловко вскакиваешь и в комбинезон. Ну и осталось по мелочи — пояс и каска. Кислородная маска надевается, как и обычный противогаз: упираешься подбородком и натягиваешь ее на затылок. Затягиваешь хлястики по удобству. За плечами — увесистые кислородные баллоны. Экипировался.
Кислородная маска надевается, как и обычный противогаз: упираешься подбородком и натягиваешь ее на затылок.
Вручили мне гидравлические кусачки, которые работают и на сжатие, и на разжатие. Они с легкостью перегрызают стойки автомобилей, балки и могут приподнимать конструкции или вытянуть смятый в аварии передок авто, чтобы деблокировать пострадавших. Тяжелые, одной рукой не поднять, а ребята с ними ловко управляются: что таить, покрепче меня будут. Физподготовка каждый день. Кроме того, многие парни частенько наведываются в «качалку», в части она на первом этаже. А профессиональные навыки спасатели оттачивают на психополосе, различные вариации которой забавно называют шкуродером. Там ребята проходят в буквальном смысле через огонь, воду и медные трубы, а еще через такое «приятное» место, как дымокамера.
Сынок
«Общему» диспетчеру 101 поступает вызов, а оттуда уже в часть. Информации немного, как в телеграмме, четко и по делу: улица, номер подъезда, этаж. Дым в подъезде. Выезжают расчеты по номерам. Вызов поступил по первому номеру, из гаража вылетают две цистерны и лестница.
По нормативу с момента вызова машины должны выехать из ворот бокса через минуту.
По нормативу с момента вызова машины должны выехать из ворот бокса через минуту. Уже в них ребята заканчивают одеваться. В двух кабинах не так и просторно, много места занимают кислородные баллоны. Они прямо за спинками сидений, чтобы мгновенно накинуть их на плечи. Есть в кабине и баллоны побольше, для тушения метро.
Включили люстру мигалок, но все равно на каждом перекрестке притормаживаем, даже если нам «зеленый». Водитель Евгений Семенченя активно крутит головой по сторонам и параллельно объясняет, что по инструкции положено убедиться в безопасности проезда. Он настоящий мастер баранки, ловко ведет 30-тонную машину по узким дворам, уставленным с обеих сторон машинами. МАЗ тяжело тащит на себе оборудование и пять тонн воды, грозно рычит на низких оборотах. В это время начальник караула Владимир Шкутник смотрит по карте, где находится ближайший гидрант.
Вручили мне гидравлические кусачки, которые работают и на сжатие, и на разжатие. Они с легкостью перегрызают стойки автомобилей
Спасатели во всеоружии: лом, огнетушитель, кувалда. Не дожидаемся открытия домофона — магнитный замок двери подъезда сковырнули ломиком, мчимся по лестнице наверх. Пока еще не знаем, в какой квартире задымление. Ищем по запаху. Оказалось, на 11-м этаже. Тут и налегке запыхался, пока дошел, а ребята еще в полной амуниции, с кислородными баллонами за плечами. Горел матрас, хозяин вышвырнул его прямо в окно. На земле пожарные без труда затушили матрас, вернее даже сказать, затоптали.
Зашли в квартиру. Обшивка входной двери пробита кулаком: видимо, следы буйного нрава ее жителя. Навстречу выбегает пожилая женщина, на нервах, в слезах:
— Только из ЛТП — и снова за старое, напился.
— Мама, не ной, — пробурчал хозяин матраса и жадно осушил литровую банку компота. Посмотрел на спасателей. — Я вас не вызывал, но спасибо, что приехали, — суть его фразы, если «процедить» нецензурную лексику.
Мать, как я понял, живет в зале, отгородилась от сына железной дверью — ее последний рубеж обороны. За нарушение пожарной безопасности мужчине грозит штраф до 30 базовых величин. Если бы его курение в постели привело к пожару, штраф вырос бы уже до 50 базовых величин. Однако быстро он среагировал, выкинул матрас, надеялся, что не определят, из какой квартиры. Но не вышло, уехал вместе с нарядом милиции.
Только вернулись в часть — и сразу новый вызов. На улице Шамякина дети ходят по водоему, по тонкой корке льда. Выезжаем. На всякий случай взяли с собой костюм защитный водонепроницаемый КЗВУ, если придется заходить в воду. Часть детворы на берегу спугнули по громкоговорителю из машины. Ребятня, что посмелее, осталась на льду. Безопасность — ничто, авторитет в глазах друзей — все. Но когда мы вышли из машины, струсили, убегали так, что варежки обронили.
Ужин при углях
Едем на очередной вызов и сейчас точно знаем, в какой квартире возгорание — на третьем этаже. Спасателей вызвал сосед по тамбуру. Ломик, фонарик, огнетушители и дыхательные аппараты наготове.
Из квартиры выбежала перепуганная женщина:
— Там у меня кошка, — первым делом сообщила спасателям. Все быстро случилось: только поставила на плиту суп, заснула, и вот уже дым коромыслом, полный подъезд людей — пожарные, медики, милиция, недовольные соседи.
Спасатели открыли все окна в квартире — проветривать комнаты. Обгорела столешница. Кастрюля натурально затонировалась, черные угли плавают на дне. Моя куртка в мгновение пропахла дымом. Ребята из второго отделения пошли выше по этажам — проверить состояние жильцов, дым мог пойти по вентиляционной шахте. Медики справляются о самочувствии погорелицы:
— Вы сейчас в состоянии алкогольного опьянения?
В ответ она промолчала и стыдливо утвердительно кивнула.
Остаток вечера и ночь в нашем районе были спокойные. В Ленинском же районе произошла трагедия. На пожаре по проспекту Рокоссовского погиб мужчина 1972 года рождения. Не всегда все заканчивается благополучно.
Танцы минус
На следующее утро, в шесть, мы сорвались на вызов в известный клуб, что на станции метро «Кунцевщина». Предварительно — короткое замыкание осветительной сети, загорелась изоляция проводки и декоративных элементов подвесного потолка в фойе. Каждый пожарный в расчете знает свою задачу. Водитель — на подаче воды, другие протягивают рукавную линию. До нашего приезда почти все посетители, задержавшиеся до утра, что в клубной тусовке даже моветон, и работники вышли на улицу самостоятельно. Всего около 170 человек. Посетители навеселе, для них приезд пожарных — продолжение вечеринки со световым шоу, веселятся, шутят. Потушили возгорание ровно за 16 минут. Танцы закончились, пора расходиться по домам.
Пришла новая смена, с ребятами по примете не прощался, а сказали друг другу: «Счастливо!»
Так пролетели два дня. Понедельник. Пришла новая смена, с ребятами по примете не прощался, а сказали друг другу: «Счастливо!» За то недолгое время, что мне удалось провести вместе с бойцами МЧС, я увидел, как спасатели четко умеют принимать решения и брать за них ответственность, проникся их готовностью прийти на помощь любому и в любое время, а также особой атмосферой взаимовыручки и уважения в коллективе.
ikras@sb.by