Город завтрашнего дня. Каменные джунгли на пороге инноваций
09.12.2023 21:20:00
Артем МИКУЛА
Мы давно мечтаем о летающих автомобилях, умных роботах и дружелюбных дронах, доставляющих пиццу прямо к окну. О месте, в котором каждый столб — не только опора для проводов, но и собеседник, знающий, конечно же, где разливают лучший айс-латте в округе и где прикупить хай-тек-кроссовки. Все здесь — от умных тротуаров до заоблачных небоскребов — нацелено на то, чтобы сделать нашу жизнь лучше. Совсем скоро мы с вами можем оказаться в таком городе. Но сейчас давайте рассмотрим важные технологии, которые в будущем изменят облик каменных джунглей и нашу действительность до неузнаваемости.
Обширная сеть из умных устройств будет следить за процессами, собирая данные от температуры воздуха до уличного трафика. По сути, они станут глазами, ушами и носом умного города, отправляющими собранную информацию в мозг — цифровую платформу, где городские данные будут храниться и обрабатываться при помощи ИИ.
Но как обеспечить эту жизненно важную скорость?
Сегодня из-за существенного увеличения автопарка и ограниченной пропускной способности транспортной сети старых городов возникает проблема загруженности дорог. И опыт мегаполисов мира доказывает, что эту проблему невозможно решить одним лишь строительством автомагистралей. По подсчетам аналитиков, мировой пассажиропоток в 2023 году достигнет 8,6 миллиарда пассажиров. И там, где автотранспорт упирается в потолок ограничений, у метро появляются возможности для расширения. К примеру, среднесуточный пассажиропоток в подземке Токио составляет приблизительно 8,6 млн человек, а в Московском метрополитене — 5,6 млн.
Китайские ученые первыми в мире провели испытания сверхзвукового магнитно-левитационного поезда. Аналогичную технологию развивал американский проект Hyperloop, который активно популяризировал и рекламировал Илон Маск. Но он не был доведен до коммерческой реализации.
Невозможно точно предсказать, как будут развиваться города в будущем, особенно в деталях. Однако наблюдение за современными тенденциями может помочь спроецировать приблизительное представление о том, что может произойти. Успех реализации такого города зависит от глобального сотрудничества, вовлечения граждан в процесс принятия решений и постоянной адаптации к изменяющимся условиям.
Ритмы мегаполиса
Исторически сложилось, что города всегда были эпицентрами социальной и экономической активности цивилизации. Технологии не только меняют людей и социальную структуру общества, но они также неизбежно трансформируют облик городов.Их эволюция повинуется врожденному стремлению человечества к постоянному движению и росту. Деревня хочет стать поселком, поселок — городом, а город — столицей. Некогда трущобы и окраины древних районов сегодня считаются центральными улицами мегаполисов. И это естественный процесс.Изменения в облике городов, подобно сталагмитам, веками наслаиваются друг на друга под влиянием технологического прогресса, роста населения и климата. Но сегодня ключевым фактором изменений стала скорость. Это касается всех аспектов уже привычной нам окружающей действительности. Человечеством овладевает культура фастфуда, стриминга, шеринга и быстрого контента. Стремительный новый мир создал тренд для современных мегаполисов.
Новый урбанизм
Если верить прогнозам футуристов, в будущем мы станем жить в огромных перенаселенных и сияющих неоном мегаполисах с летающими автомобилями. Фактически пейзаж умного города в воображении большинства людей выглядит как переплетение всевозможных фантастических архитектурных форм. Однако в отличие от традиционных городов — умные будут построены на больших данных. Цифровые платформы, лежащие в основе новых городов, позволят обрабатывать огромное количество облачной информации, создавая связь между всеми его аспектами: уличное видеонаблюдение, цифровые услуги, интеллектуальные транспортные системы и многое другое.Обширная сеть из умных устройств будет следить за процессами, собирая данные от температуры воздуха до уличного трафика. По сути, они станут глазами, ушами и носом умного города, отправляющими собранную информацию в мозг — цифровую платформу, где городские данные будут храниться и обрабатываться при помощи ИИ.
Но как обеспечить эту жизненно важную скорость?
Локомотивом и гарантом внедрения новых решений станет сетевая инфраструктура другого поколения, которая обеспечит высокую пропускную способность и низкую задержку, необходимые для передачи таких огромных объемов данных. Это откроет поистине колоссальные возможности во всех сферах жизни человека.
Артерии экономики
За достижениями в сфере передачи данных последует транспортная революция. За время существования человеческой цивилизации их было немало. И каждая оказывала серьезное влияние на общество. Но наиболее значимая с момента изобретения веревки, моста и колеса началась в XIX веке, а ее стартом послужила промышленная революция.Сегодня из-за существенного увеличения автопарка и ограниченной пропускной способности транспортной сети старых городов возникает проблема загруженности дорог. И опыт мегаполисов мира доказывает, что эту проблему невозможно решить одним лишь строительством автомагистралей. По подсчетам аналитиков, мировой пассажиропоток в 2023 году достигнет 8,6 миллиарда пассажиров. И там, где автотранспорт упирается в потолок ограничений, у метро появляются возможности для расширения. К примеру, среднесуточный пассажиропоток в подземке Токио составляет приблизительно 8,6 млн человек, а в Московском метрополитене — 5,6 млн.
Развитая сеть метрополитена может стать отправной точкой для заселения подземного пространства планеты.К тому же подземные территории меньше подвержены влиянию глобального изменения климата. С разработкой магнитно-левитационных технологий (маглев) гиперскоростные транспортные системы уже становятся реальностью. Поезда, двигающиеся на подушке магнитного поля в условиях низкого вакуума внутри трубы, могут достигать скорости свыше 1000 км/ч. Представьте, что всего за полчаса вы сможете добраться из Минска до Москвы.
Китайские ученые первыми в мире провели испытания сверхзвукового магнитно-левитационного поезда. Аналогичную технологию развивал американский проект Hyperloop, который активно популяризировал и рекламировал Илон Маск. Но он не был доведен до коммерческой реализации.
Подземная замкнутая транспортная сеть сделает ближе не только города, но даже страны и континенты. Новые грузовые логистические линии позволят производить обмен товарами в очень короткие сроки. Все это в не очень отдаленном будущем может привести к созданию Мегаметрополитена — общемировой подземной транспортной сети, простирающейся по всему земному шару.Наряду с этим сегодня широко ведутся разработки концепции вертикальной мобильности. Беспилотные воздушные транспортные средства, оснащенные искусственным интеллектом, могут предоставить альтернативные маршруты и снизить давление на дорожные сети. Это также способствует более эффективному использованию городского пространства и налаживанию многоуровневой инфраструктуры.
Невозможно точно предсказать, как будут развиваться города в будущем, особенно в деталях. Однако наблюдение за современными тенденциями может помочь спроецировать приблизительное представление о том, что может произойти. Успех реализации такого города зависит от глобального сотрудничества, вовлечения граждан в процесс принятия решений и постоянной адаптации к изменяющимся условиям.
Некоторые технологии даже сегодня могут показаться фантастическими. Но важно помнить, что многие мечтатели прошлого в свое время заложили основу для нашего настоящего.