Растительные коридоры, сады на крышах и экологическое нормирование – какие технологии позволят нашим городам быть удобными для жизни

Город в зеленом фраке

За последние годы наша страна превратилась в одну масштабную стройку. С одной стороны, факт это благоприятный: возводятся новые дома, спортивные, торговые, жилые комплексы. С другой –

 разрастающиеся города понемногу «съедают» парки, скверы, зеленые уголки дворовых территорий. Все то, что дает нам глоток свежего воздуха, спасает от жары и ветров. Как будет меняться ситуация в дальнейшем? Не случится ли так, что каменные стены полностью вытеснят зелень из городов? Ответы на вопросы искала корреспондент «Рэспублікі». 



Если убрать зелень, города превратятся в бетонную пустыню, некомфортную и небезопасную для проживания

Цвет в палитре 

Экология города – понятие многогранное. От чего она зависит? От чистоты воздуха, воды, уровня рециклинга отходов, обеспеченности горожан озелененными территориями для отдыха и многих других факторов. Есть даже такое понятие, как вегетативные индексы. Они показывают, насколько активна растительность на той или иной территории. Кстати, самая высокая активность, увы, как правило, бывает за пределами городских стен. А не так давно заговорили и о так называемых зеленых коридорах в городе. Не стоит их путать с воздушными, главная задача которых, образно говоря, – проветривание города. 

Так зачем нужны экокоридоры в городе? Этот момент нам объяснила ведущий научный сотрудник лаборатории оптимизации геосистем Института природопользования НАН Людмила Кравчук. По ее мнению, застройка городских территорий должна идти с учетом развития зеленых зон и никак иначе:

– Если этого не сделать, город превратится в бетонную пустыню, некомфортную и небезопасную для проживания. Поэтому при корректировке генпланов городов, а это происходит каждые пять лет, мы, ученые, настаиваем на выделении и сохранении в населенных пунктах экологического каркаса, его ядер, коридоров, узаконивании их статуса. Каждый раз доказываем расчетами, насколько это важно для санации городских территорий, сохранения мест для отдыха горожан, ландшафтного и биологического разнообразия городской территории. 

Если городские леса, парки, скверы, бульвары и особо охраняемые природные территории находятся под защитой природоохранного законодательства, то насаждения в жилой застройке – самые незащищенные

Многие страны мира уже пожинают плоды бездумного уничтожения городской природы. Столицы превратились в средневековые крепости, где ничего не растет, а основной ландшафт и озеленение можно встретить лишь за городскими стенами. Казалось бы, что такое 6 квадратных метров городской зелени на человека, причем с учетом парков, садов и скверов. Барселона к этой цифре уже подошла. В Токио показатель вдвое ниже. А ведь речь идет о гигантских площадях застройки из стекла и бетона, которые вот-вот и вовсе лишатся зелени.

Зелень лишь на экране монитора

Сначала береза под окном, потом герань на окне и, в конце концов, картинка на экране компьютера. Не к этому ли мы идем? А ведь такие схемы весьма дороги, поскольку энергозатратны: обеспечивать глоток свежего воздуха будет уже не природа, а кондиционер и кислородные баллоны. 

Но без охлаждения, как свидетельствует оценка теплового режима, никуда. Даже в Минске такие карты, сделанные с помощью космической съемки, показывают: чем меньше в городе зелени, тем выше на его улицах температура. Причем в одно и то же время разница в застроенном центре и на свободных окраинах может достигать 10—15 °С! 

Тепловые карты показывают: чем меньше в городе зелени, тем выше температура

Нормы озеленения есть и в нашей стране. Только в зависимости от частей города они разные. Так, по словам Людмилы Кравчук, в промзонах эти показатели намного ниже, чем в микрорайонах. Там озеленение должно составлять не менее 15 процентов территорий. Только вот и эти цифры, в частности в Минске, заводами-гигантами соблюдаются далеко не всегда. Такая же ситуация с крупными логистическими центрами. Есть вопросы и по городским микрорайонам. Скажем, в Минске лучше себя чувствуют жители застройки 1970-1980-х годов. Это Зеленый Луг, Курасовщина, Запад, Юго-Запад, Серебрянка. Но и в них проводится точечное строительство, изъятие озелененных территорий под парковки и стоянки. В новых микрорайонах – Каменной Горке, Малиновке, Маяке Минска, Уручье – ситуация с озеленением похуже:

– Мы рассчитали и предоставили соответствующим ведомствам информацию о показателях озелененности, обеспеченности населения насаждениями в жилой застройке, плотности посадки деревьев. Выявили участки, где строить новые здания, изымая при этом зеленые территории, не рекомендовано.

Неоправданное удовольствие

Так как же соблюсти интерес застройщика и простого жителя? По словам Людмилы Кравчук, прежде в этих взаимоотношениях было больше равновесия, так как в градостроительстве работала четкая система экологического нормирования:

– Если проекты застройки нормам не соответствовали, их отправляли на доработку. Сейчас система работает не всегда. Города растут, развиваются, часто именно за счет зеленого резерва. Но если городские леса, парки, скверы, бульвары и особо охраняемые природные территории в какой-то мере находятся под защитой природоохранного законодательства, то насаждения в жилой застройке – самые незащищенные. Их учет и мониторинг практически не ведутся. Однако сдвиги есть. Сейчас в стране природоохранным законодательством предусмотрено составление схем городских озелененных территорий, которые должны упорядочить учет и обращение с насаждениями при широком привлечении общественности. Есть надежда, что этот механизм начнет работать на благо горожан.

В 2016 году ученые разработали «Правила проведения озеленения населенных пунктов», говорит Людмила Кравчук:

– Документ принят Минстройархитектуры как рекомендация по проектированию, где при строительстве новых микрорайонов, уплотнении застройки предусмотрено соблюдение норм озеленения и благоустройства. Если требования не соблюдаются, значит план застройки необходимо корректировать. Но по факту получается не совсем так. В городах часто сталкиваются интересы инвесторов, застройщиков и горожан, у которых отнимают ближайшие, часто последние островки зелени у их домов.

Где же выход? Может, сады, как это сейчас популярно в некоторых странах, переместить на крыши домов? Собеседница улыбается: 

– В условиях нашей страны это очень дорогое и кратковременное удовольствие. А если рассчитать экологические функции этих чахлых травинок и кустиков на крыше, то, как говорится, овчинка выделки не стоит. Вопрос еще и в том, что наши здания не рассчитаны для массового создания таких садов. Кроме того, это сложные технические устройства. Кто и за чей счет будет их создавать, кто за ними будет ухаживать и кто отважится в них отдыхать, например, с детьми? 

Впрочем, по словам эксперта, ситуация в наших городах не самая плачевная. И в регионах все необходимые нормы озеленения в основном выдерживаются. Пока душа ученого в большей степени болит именно за город Минск: 

– Мы так боремся за сохранение городской экологии, поскольку она исчезает у нас на глазах. Многие города Европы свой зеленый наряд уже потеряли. Поэтому там они так трепетно относятся к каждому деревцу: ведется их учет, а за усохшее дерево землепользователю, например, в Швейцарии, грозит штраф около 2 тысяч евро. Пока мы еще избалованы. В том числе в зоне городов у нас много пойм рек и заболоченных территорий. Правда, сохранились они лишь из-за дороговизны и опасности застройки. Но ценим ли мы это и тот факт, что функционируют они без вмешательства человека и без финансовых вложений? Кстати, мы, ученые, придумали им применение. Речь о создании экологических троп. 

Впрочем, ученые не всесильны. И во многом то, превратятся ли наши города в цветущие сады или каменные джунгли, зависит именно от нас. 

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter