Гордейчик: проблема постправды не может быть решена лишь разрозненными усилиями
09.06.2022 18:37:33
Проблема постправды не может быть решена лишь разрозненными усилиями чиновников-контролеров, добросовестных политиков, идеологических работников либо журналистов, а только сообща. Об этом заявил Александр Гордейчик, директор НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте во время выступления на республиканском семинаре-совещании «Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне».
Эксперты обсудили роль традиционных и новых СМИ в повышении качества работы органов местного управления. Было подчеркнуто, что данная тематика предметно обсуждалась с учетом установок и поручений Президента, в том числе высказанных Главой государства на состоявшемся 31 мая совещании по вопросу совершенствования информационной политики.
Александр Гордейчик, говоря о современных тенденциях развития масс-медиа, сообщил:
- В XXI веке практически ежесекундно образуются обширные информационные потоки, в которых людям становится все сложнее ориентироваться, различая действительность и вымыслы. Сегодня Интернетом охвачена треть населения Земли (67%), социальными сетями – более половины (58%), сообщается в исследовании Digital–2022 Global Overview Report. При этом всего за год число пользователей социальных сетей, мессенджеров выросло на 10% (+424 млн). Современный человек зачастую проводит в Интернете до 7 часов в сутки, на просмотр телевидения (в том числе и интернет-видео) уходит порядка трех с половиной часов, на социальные сети – два с половиной часа.
По словам эксперта, окружающие нас непрерывные потоки информации далеко не всегда могут быть полноценно обработаны их потребителями:
- В этом отношении следствием информационного перенасыщения выступает постправда. Не желая тратить время и силы на критический анализ сообщений и комментариев, многие люди зачастую идут по пути наименьшего сопротивления: предпочтение отдается той информации, которая соответствует мировоззрению читателя, телезрителя либо пользователя Сети. Новейшие инструменты политического маркетинга помогают создавать точный психологический портрет практически любого интернет-пользователя на основе анализа «следов», оставляемых им в социальных сетях и Интернете.
Такая ситуация создает широкие возможности для фейков, уверен директор НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте:
- Технологии фальсификации контента достигли небывалых высот, повышая требования к профессионализму журналистов. К примеру, на сайте Generated.Photos за 250 долларов в месяц искусственный интеллект может сгенерировать 1000 уникальных фотопортретов людей, которые никогда не существовали. Колоссальные возможности для манипуляций также создает вмешательство в алгоритмы поиска и выдачи информации из Глобальной сети.
Именно поэтому информация сегодня – наш стратегический ресурс, подчеркнул Александр Гордейчик:
- Пресса формирует образ власти, отношение людей к политическим и экономическим процессам в стране. Очень важно доносить до людей взвешенную и достоверную информацию, сознавая всю меру ответственности за каждое печатное и эфирное слово, за каждый пост в глобальной Сети.
Бороться с фейками можно только сообща, уверен Александр Гордейчик:
- Проблема постправды не может быть решена лишь разрозненными усилиями чиновников-контролеров, добросовестных политиков, идеологических работников либо журналистов. Ни в одной стране мира даже самое совершенное компьютерное приложение по распознаванию фейков не будет успешно работать, если ее граждане не будут обладать целостным представлением о национальной идентичности, культурных и духовных корнях народа, ключевых этапах развития страны. В Беларуси региональная информационная политика должна не просто дополнять сказанное на республиканском уровне, но и включать в себя яркие, по-настоящему интересные для граждан проекты с учетом специфики области, района, города.
Директор НИИ назвал три важнейшие функции, которые призваны выполнять местные масс медиа:
- В качестве аккумулятора общественного мнения – служить трибуной для выражения интересов различных слоев нашего общества. В качестве мобилизующей силы – активно привлекать граждан к участию в решении актуальных проблем. В качестве контролера – выявлять случаи злоупотребления властью, заставлять государственных служащих и предпринимательские круги отчитываться за свои действия перед народом.
Он подчеркнул, что одновременно нужно делать особый акцент на идее солидарной ответственности самого гражданина за удовлетворение личных потребностей.