Улучшая свои бренды и не останавливаясь на достигнутом, предприятия белорусской молочки покоряют новые рынки
02.04.2024 07:43:00
Михаил КУЧКО
Как мы сообщали ранее, участниками содержательного разговора о перспективах развития молочной отрасли, ассортименте, который они предлагают потребителю, рынках традиционных и новых, о том, как достигается и обеспечивается качество продукции, были начальник главного управления перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода Вадим Побединский, заместитель начальника управления мясной и молочной промышленности этого главка Юлия Гузкова, начальник управления контроля за работой предприятий, перерабатывающих сельхозпродукцию, КГК Олег Князев, первый заместитель генерального директора ОАО «Молочный Мир» Ольга Михновец и начальник отдела качества и стандартизации Инна Черко, начальник отдела качества ОАО «Минский молочный завод № 1» Наталья Колядич.
Молочные продукты давно стали визитной карточкой нашей страны, а Беларусь входит в пятерку ведущих стран — экспортеров этих продуктов в мире только благодаря их высочайшему качеству, которое, начинаясь на конкретной ферме, комплексе, затем обеспечивается и поддерживается на всех этапах строгим следованием нормативно-правовым актам и техническим регламентам. Лучшее свидетельство того, что работа эта поставлена должным образом, а предприятия отрасли оснащены современными оборудованием и технологиями, то, что в прошлом году нашу молочку покупали 59 стран мира, а 60 процентов получаемого в Беларуси молока и 75 процентов сливочного масла идет на экспорт. Если говорить о сырах, то полную потребность внутреннего рынка в них заводы закрывают за полтора-два месяца, все остальное время работают на внешние. Такую краткую характеристику отрасли дал Вадим Побединский.
— Мы имеем три уровня контроля. Первый обеспечивают сами производители сырья. Мы плотно им помогаем, консультируем их, имеем с ними постоянную обратную связь. Второй за нами как за переработчиками, и третий — независимые лаборатории, которые существуют в ветеринарных и санитарных службах. Имея качественное сырье, мы получаем возможность производить широкий ассортимент продукции. Очень много внимания стали уделять здоровому питанию. Выпустили линейку продукции с витаминами, сделали сыр безлактозный и лечебно-профилактический продукт для диабетиков — это весьма важно. Очень много направлений, которые требуют постоянного внимания.
Самые интересные и перспективные, по мнению Инны Черко, следующие:
— Во всем мире растет тренд на употребление конфессиональных продуктов — кошерных и халяльных. Последние очень востребованы, и мы можем выпускать их только с учетом специфики региона, хотя в каждой мусульманской стране требования могут быть разными. Хочу отметить, что тренд на натуральные продукты никуда не ушел, — у нас их целая линейка, маркируемая соответствующим знаком.
Запрос на здоровое питание налицо, и молочники на растущий спрос реагируют чутко. ОАО «Минский молочный завод № 1», например, адептам ЗОЖа предлагает линейку безлактозных молока и масла, начат выпуск безлактозных творога и сметаны.
Вообще, «Минский молочный» — бренд в стране известный. За ним авторство таких любимых в народе продуктов, как глазированные сырки, которые в ассортиментном перечне уже с 2008 года, и знаменитые голубые сыры с плесенью, освоенные на нарочанском участке. Довольно специфический продукт нашел своего покупателя, а потому сейчас стоит задача довести его выпуск до 84 тонн. В расписании на 2024 — 2025 годы — еще один очень значимый проект: на базе вилейского филиала планируется организовать практически новое производство и освоить сыры с белой плесенью. Планируемые объемы тоже внушают уважение — 90 тонн в месяц.
Высокая востребованность продукции — прямое следствие высокого качества, убеждена Наталья Колядич:
— Коллегам, да и потребителям тоже, уже известен наш девиз: качество — это гонка без финиша. Это наш принцип. И качество начинается с сырья. Есть ветврач и инженер-химик, работающие с его поставщиками. Есть своя лаборатория, которая ведет входной контроль, аккредитована в национальной системе на 44 показателя. Мы первые в Беларуси внедрили проверку молока с помощью биочиповой технологии, она позволяет в течение двух часов 54 пробы исследовать на различные инфекции, присутствие антибиотиков и так далее.
Очень интересный аспект разговора — производство товаров с длительными сроками хранения. Поскольку в списках потребителей нашей молочки появились такие страны дальней дуги, как Иран, Афганистан, Сингапур, Вьетнам, Индонезия, Турция, Египет, те же Китай, Венесуэла и далее, то сроки — вопрос успеха всей нашей экспортной экспансии. В связи с чем корреспондент «СГ» поинтересовался: нет ли в самой цепочке «сроки хранения — качество — натуральность» логического противоречия, не ставит ли первая позиция под сомнение две последующие?
Наталья Колядич убеждена, что нет:
— Да, многие задаются вопросом, каким образом молоко, ранее имевшее срок годности 72 часа, сейчас может им оставаться без ущерба для здоровья чуть ли не год. Во-первых, изменились технологии производства. Если раньше, например, использовались открытые ванны для творогов, то сейчас это закрытые емкости, в которых даже создается давление стерильного воздуха для обеспечения нужных микробиологических показателей. То есть технологии позволяют нам исключить влияние производственной среды на сам продукт на выходе. Во-вторых, это упаковка, например тетрапаки. Многие их почему-то боятся — и зря: в них молоко, которое подвергнуто кратковременной высокотемпературной обработке и далее в асептических условиях разлито в асептическую же упаковку. Она, в свою очередь, имеет семь слоев препятствия проникновению воздуха и микроорганизмов. Таким образом, совмещение технологий и современной упаковки позволяет увеличивать сроки годности. И вот еще что важно. Ни одно предприятие в Беларуси не поставит срок годности просто потому, что ему так захотелось. Чтобы понимали: для получения десятисуточного срока, например, на детский кефир он должен выстоять при максимально высокой температуре ровно вдвое больше — 20 суток. За это время будет минимум шесть раз исследован в сторонней лаборатории. И только после этого предприятие получает разрешение на его выпуск. Только так и не иначе — безопасность нашей молочной продукции гарантирована.
Участие в диалоге узких специалистов сотрудника КГК Олега Князева тоже вполне логично: высокомаржинальная отрасль, где обороты предприятий исчисляются десятками миллионов долларов, а вся экспортная выручка — миллиардами, — лакомый кусочек для тех, кто хочет урвать кусок от общего пирога:
— В 2022 году КГК совместно с органами финансовых расследований была выявлена масштабная преступная схема, когда посредники в больших объемах скупали продукцию предприятий по внутренним ценам, вывозили и продавали по экспортным, выручка при этом оседала в их карманах. Чем это закончится для большой группы дельцов, узнаем по итогам судебного процесса. Выявлен и поставлен заслон поставкам больших объемов молока и сливок наливом. Посредники отсечены, и только эта мера за прошлый год позволила на 11 процентов нарастить выпуск таких продуктов в потребительской таре, увеличилось производство всей номенклатуры молочной продукции и загрузка предприятий. На рассмотрение Правительства предложен ряд мер по изменению законодательства. Например, мы предлагаем дать право Департаменту ветеринарного контроля Минсельхозпрода исключать из реестра переработчиков производителей, которые допустили грубейшие нарушения ветеринарного законодательства.
Вне сомнения, наша молочная промышленность — это бренд страны, ее гордость. И люди, которые кормят и нас с вами, и еще полмира — тоже. Ну а в том, что люди они творческие, работают с выдумкой и фантазией, мы убеждаемся каждый раз, видя просто немыслимое изобилие молочных продуктов на магазинных прилавках.
kuchko@sb.by
Молочные продукты давно стали визитной карточкой нашей страны, а Беларусь входит в пятерку ведущих стран — экспортеров этих продуктов в мире только благодаря их высочайшему качеству, которое, начинаясь на конкретной ферме, комплексе, затем обеспечивается и поддерживается на всех этапах строгим следованием нормативно-правовым актам и техническим регламентам. Лучшее свидетельство того, что работа эта поставлена должным образом, а предприятия отрасли оснащены современными оборудованием и технологиями, то, что в прошлом году нашу молочку покупали 59 стран мира, а 60 процентов получаемого в Беларуси молока и 75 процентов сливочного масла идет на экспорт. Если говорить о сырах, то полную потребность внутреннего рынка в них заводы закрывают за полтора-два месяца, все остальное время работают на внешние. Такую краткую характеристику отрасли дал Вадим Побединский.
Его коллега Юлия Гузкова картину достижений переработчиков детализирует, и, надо признать, их усилия достойны уважения. Судите сами. Ассортимент только цельномолочной продукции — более двух тысяч наименований, десятки видов масла и сыров. Тренд и требование времени — переоснащение отрасли под выпуск продукции с более высокой товарной стоимостью, в том числе полученной с помощью инновационных технологий. Уже организовано производство быстрорастворимого сухого молока — это новая экспортная позиция. Закуплено оборудование для фасовки масла порциями в 10 — 15 граммов. Самый главный проект 2026 — 2027 годов — производство концентрата молочного белка и увеличение объемов производства концентратов сывороточных белков.Гродненское ОАО «Молочный Мир» — это семь производственных площадок по всей области и объемы выпуска широкого спектра цельномолочной продукции, внушающие уважение. Смотрите — только сыра здесь производят сто тонн в стуки, львиная доля его идет на экспорт. Удержать рынки традиционные, выйти на новые, а в их числе с недавнего времени значится Китай, куда идет сухое молоко и другие виды молочки, помогает именно качество продукции, особо подчеркивает первый заместитель генерального директора Ольга Михновец:
— Мы имеем три уровня контроля. Первый обеспечивают сами производители сырья. Мы плотно им помогаем, консультируем их, имеем с ними постоянную обратную связь. Второй за нами как за переработчиками, и третий — независимые лаборатории, которые существуют в ветеринарных и санитарных службах. Имея качественное сырье, мы получаем возможность производить широкий ассортимент продукции. Очень много внимания стали уделять здоровому питанию. Выпустили линейку продукции с витаминами, сделали сыр безлактозный и лечебно-профилактический продукт для диабетиков — это весьма важно. Очень много направлений, которые требуют постоянного внимания.
Самые интересные и перспективные, по мнению Инны Черко, следующие:
— Во всем мире растет тренд на употребление конфессиональных продуктов — кошерных и халяльных. Последние очень востребованы, и мы можем выпускать их только с учетом специфики региона, хотя в каждой мусульманской стране требования могут быть разными. Хочу отметить, что тренд на натуральные продукты никуда не ушел, — у нас их целая линейка, маркируемая соответствующим знаком.
Запрос на здоровое питание налицо, и молочники на растущий спрос реагируют чутко. ОАО «Минский молочный завод № 1», например, адептам ЗОЖа предлагает линейку безлактозных молока и масла, начат выпуск безлактозных творога и сметаны.
Вообще, «Минский молочный» — бренд в стране известный. За ним авторство таких любимых в народе продуктов, как глазированные сырки, которые в ассортиментном перечне уже с 2008 года, и знаменитые голубые сыры с плесенью, освоенные на нарочанском участке. Довольно специфический продукт нашел своего покупателя, а потому сейчас стоит задача довести его выпуск до 84 тонн. В расписании на 2024 — 2025 годы — еще один очень значимый проект: на базе вилейского филиала планируется организовать практически новое производство и освоить сыры с белой плесенью. Планируемые объемы тоже внушают уважение — 90 тонн в месяц.
Высокая востребованность продукции — прямое следствие высокого качества, убеждена Наталья Колядич:
— Коллегам, да и потребителям тоже, уже известен наш девиз: качество — это гонка без финиша. Это наш принцип. И качество начинается с сырья. Есть ветврач и инженер-химик, работающие с его поставщиками. Есть своя лаборатория, которая ведет входной контроль, аккредитована в национальной системе на 44 показателя. Мы первые в Беларуси внедрили проверку молока с помощью биочиповой технологии, она позволяет в течение двух часов 54 пробы исследовать на различные инфекции, присутствие антибиотиков и так далее.
Очень интересный аспект разговора — производство товаров с длительными сроками хранения. Поскольку в списках потребителей нашей молочки появились такие страны дальней дуги, как Иран, Афганистан, Сингапур, Вьетнам, Индонезия, Турция, Египет, те же Китай, Венесуэла и далее, то сроки — вопрос успеха всей нашей экспортной экспансии. В связи с чем корреспондент «СГ» поинтересовался: нет ли в самой цепочке «сроки хранения — качество — натуральность» логического противоречия, не ставит ли первая позиция под сомнение две последующие?
Наталья Колядич убеждена, что нет:
— Да, многие задаются вопросом, каким образом молоко, ранее имевшее срок годности 72 часа, сейчас может им оставаться без ущерба для здоровья чуть ли не год. Во-первых, изменились технологии производства. Если раньше, например, использовались открытые ванны для творогов, то сейчас это закрытые емкости, в которых даже создается давление стерильного воздуха для обеспечения нужных микробиологических показателей. То есть технологии позволяют нам исключить влияние производственной среды на сам продукт на выходе. Во-вторых, это упаковка, например тетрапаки. Многие их почему-то боятся — и зря: в них молоко, которое подвергнуто кратковременной высокотемпературной обработке и далее в асептических условиях разлито в асептическую же упаковку. Она, в свою очередь, имеет семь слоев препятствия проникновению воздуха и микроорганизмов. Таким образом, совмещение технологий и современной упаковки позволяет увеличивать сроки годности. И вот еще что важно. Ни одно предприятие в Беларуси не поставит срок годности просто потому, что ему так захотелось. Чтобы понимали: для получения десятисуточного срока, например, на детский кефир он должен выстоять при максимально высокой температуре ровно вдвое больше — 20 суток. За это время будет минимум шесть раз исследован в сторонней лаборатории. И только после этого предприятие получает разрешение на его выпуск. Только так и не иначе — безопасность нашей молочной продукции гарантирована.
Участие в диалоге узких специалистов сотрудника КГК Олега Князева тоже вполне логично: высокомаржинальная отрасль, где обороты предприятий исчисляются десятками миллионов долларов, а вся экспортная выручка — миллиардами, — лакомый кусочек для тех, кто хочет урвать кусок от общего пирога:
— В 2022 году КГК совместно с органами финансовых расследований была выявлена масштабная преступная схема, когда посредники в больших объемах скупали продукцию предприятий по внутренним ценам, вывозили и продавали по экспортным, выручка при этом оседала в их карманах. Чем это закончится для большой группы дельцов, узнаем по итогам судебного процесса. Выявлен и поставлен заслон поставкам больших объемов молока и сливок наливом. Посредники отсечены, и только эта мера за прошлый год позволила на 11 процентов нарастить выпуск таких продуктов в потребительской таре, увеличилось производство всей номенклатуры молочной продукции и загрузка предприятий. На рассмотрение Правительства предложен ряд мер по изменению законодательства. Например, мы предлагаем дать право Департаменту ветеринарного контроля Минсельхозпрода исключать из реестра переработчиков производителей, которые допустили грубейшие нарушения ветеринарного законодательства.
Вне сомнения, наша молочная промышленность — это бренд страны, ее гордость. И люди, которые кормят и нас с вами, и еще полмира — тоже. Ну а в том, что люди они творческие, работают с выдумкой и фантазией, мы убеждаемся каждый раз, видя просто немыслимое изобилие молочных продуктов на магазинных прилавках.
kuchko@sb.by