Мюзикл-ревю «Рождение звезд»: премьера в Белорусском государственном академическом музыкальном театре
13.11.2021 13:51:00
Ностальгические мелодии: на сцене музыкального театра — мюзикл‑комикс
— Этот спектакль нужно было поставить хотя бы для того, чтобы вернуть молодость Наталье Гайде! — эмоционально высказывается художественный руководитель Белорусского государственного академического музыкального театра Адам Мурзич.
— Чтобы наша публика увидела, в какой она великолепной форме!
Премьера музыкального ревю «Рождение звезд» 12—13 ноября объединила на сцене музтеатра мастеров и молодежь, ностальгические мелодии ХХ века и легкую, фонтанирующую канву бурлеск‑шоу, где муки и радости прописаны схематично, но оттого не менее притягательны для зрителя. Сюжет несется бодрым, стремительным пунктиром, неизбежные лакуны заполняются музыкой и танцами, так что эмоциональный отклик гарантирован и неизбежен: здесь смеемся, там хватаемся за сердце, тут смахиваем слезу, не задумываясь о том, насколько на самом деле сложен в постановке этот «легкий» жанр.
Петербургский режиссер Илья Устьянцев (он же хореограф‑постановщик, он же соавтор текстов) ставку сделал на вечные мелодии: ухо то и дело выхватывает то I will survive, то Je suis malade, в ход пошел весь джентльменский набор романтической музыки.
— Есть всем известные и всеми любимые музыкальные хиты, — поясняет режиссер. — Мы обсудили это с руководством театра и решили позволить им зазвучать по‑новому. Вместе с моим соавтором Георгием Шиловым мы сумели создать из них сюжет и сделать характеры предельно яркими. У нас получился мюзикл‑комикс по воспоминаниям героев: мы постоянно прибегаем к флешбэкам, которые позволяют увидеть события прошлого.
Илья Устьянцев сотрудничает с музыкальным театром не первый раз: год назад он поставил здесь мюзикл «Ромео vs. Джульетта. XX лет спустя» на музыку Аркадия Укупника. По словам режиссера, ему нравится возвращаться в Беларусь и на эту сцену.
Альтернативный русский текст, наложенный на популярные музыкальные темы (местами удачный, местами шероховатый и нуждающийся в ненавязчивой редактуре), когда близок по смыслу к изначальному содержанию мировых хитов, а когда в корне отличается — благо мелодии позволяют передать эмоциональное напряжение, не цепляясь сознанием за первичную загрузку. Да и лихо заверченное сюжетное торнадо не дает передышки: на сцене ежеминутно что‑то стрясается. В спектакле непринужденно уместился набор классических комиксно‑сериальных штампов, на удивление не вызывающий раздражения своим нарочитым мелодраматизмом. Тут тебе внезапная потеря памяти, и негодяи‑гангстеры во главе с мэром‑мафиози, тиранящие добропорядочный американский городок (они не щадят даже котиков, вот уж воистину верх злобности!), и певица — содержанка мэра, которую тяготит ее зависимое существование, и банда малолетних хулиганов, и много что еще.
— Конечно, нам, артистам, привыкшим к классическому исполнению, переход к эстрадному материалу дается не так просто, — признается актриса Наталья Дементьева. — Классику петь всегда легче в стилевом смысле. Хотя я не могу сказать, что с вокальной точки зрения исполнять эстраду проще, — нисколько. Тем более на музыкальном материале у нас поставлены мизансцены и диалоги. В «Рождении звезд» использованы мелодии, считающиеся классикой ХХ века: очень красивая музыка, с которой приятно работать. Но это композиции разных жанров, стилей и даже разных эпох, а разножанровость всегда сильно выбивает из колеи. Здесь у нас звучит и джаз, и свинг, и даже Summertime Джорджа Гершвина — а в следующий момент уже песни группы Queen. Так что труппе нужно не просто уметь все это петь, но и взаимодействовать между собой, и вовремя переключаться.
Со взаимодействием все в порядке. На сцене опытные артисты работают бок о бок с молодежью, что позволяет молодым держать планку, ориентируясь на старших коллег, а «старичкам» — получить заряд юношеского задора, поймать тот самый драйв, без которого шоу рассыплется, оставляя на зубах привкус картона.
Не изменяя себе, она демонстрирует великолепный классический вокал, а в промежутках — отточенный дар драматической актрисы старой школы с ее неповторимым очарованием, деликатной подачей реплик и общей интеллигентностью. И в эти моменты как никогда остро сожалеешь о развлекательном характере постановки, который, увы, не предполагает серьезного погружения в глубины и не дает народной артистке развернуться до конца, во всю ширь своего мастерства и таланта. Право слово, хочется подняться с кресла и крикнуть: больше Гайды, больше! Дайте нам еще! Ведь — национальное достояние, без преувеличений.
ovsepyan@sb.by
— Этот спектакль нужно было поставить хотя бы для того, чтобы вернуть молодость Наталье Гайде! — эмоционально высказывается художественный руководитель Белорусского государственного академического музыкального театра Адам Мурзич.
— Чтобы наша публика увидела, в какой она великолепной форме!
Премьера музыкального ревю «Рождение звезд» 12—13 ноября объединила на сцене музтеатра мастеров и молодежь, ностальгические мелодии ХХ века и легкую, фонтанирующую канву бурлеск‑шоу, где муки и радости прописаны схематично, но оттого не менее притягательны для зрителя. Сюжет несется бодрым, стремительным пунктиром, неизбежные лакуны заполняются музыкой и танцами, так что эмоциональный отклик гарантирован и неизбежен: здесь смеемся, там хватаемся за сердце, тут смахиваем слезу, не задумываясь о том, насколько на самом деле сложен в постановке этот «легкий» жанр.
Петербургский режиссер Илья Устьянцев (он же хореограф‑постановщик, он же соавтор текстов) ставку сделал на вечные мелодии: ухо то и дело выхватывает то I will survive, то Je suis malade, в ход пошел весь джентльменский набор романтической музыки.
— Есть всем известные и всеми любимые музыкальные хиты, — поясняет режиссер. — Мы обсудили это с руководством театра и решили позволить им зазвучать по‑новому. Вместе с моим соавтором Георгием Шиловым мы сумели создать из них сюжет и сделать характеры предельно яркими. У нас получился мюзикл‑комикс по воспоминаниям героев: мы постоянно прибегаем к флешбэкам, которые позволяют увидеть события прошлого.
Илья Устьянцев сотрудничает с музыкальным театром не первый раз: год назад он поставил здесь мюзикл «Ромео vs. Джульетта. XX лет спустя» на музыку Аркадия Укупника. По словам режиссера, ему нравится возвращаться в Беларусь и на эту сцену.
Альтернативный русский текст, наложенный на популярные музыкальные темы (местами удачный, местами шероховатый и нуждающийся в ненавязчивой редактуре), когда близок по смыслу к изначальному содержанию мировых хитов, а когда в корне отличается — благо мелодии позволяют передать эмоциональное напряжение, не цепляясь сознанием за первичную загрузку. Да и лихо заверченное сюжетное торнадо не дает передышки: на сцене ежеминутно что‑то стрясается. В спектакле непринужденно уместился набор классических комиксно‑сериальных штампов, на удивление не вызывающий раздражения своим нарочитым мелодраматизмом. Тут тебе внезапная потеря памяти, и негодяи‑гангстеры во главе с мэром‑мафиози, тиранящие добропорядочный американский городок (они не щадят даже котиков, вот уж воистину верх злобности!), и певица — содержанка мэра, которую тяготит ее зависимое существование, и банда малолетних хулиганов, и много что еще.
— Конечно, нам, артистам, привыкшим к классическому исполнению, переход к эстрадному материалу дается не так просто, — признается актриса Наталья Дементьева. — Классику петь всегда легче в стилевом смысле. Хотя я не могу сказать, что с вокальной точки зрения исполнять эстраду проще, — нисколько. Тем более на музыкальном материале у нас поставлены мизансцены и диалоги. В «Рождении звезд» использованы мелодии, считающиеся классикой ХХ века: очень красивая музыка, с которой приятно работать. Но это композиции разных жанров, стилей и даже разных эпох, а разножанровость всегда сильно выбивает из колеи. Здесь у нас звучит и джаз, и свинг, и даже Summertime Джорджа Гершвина — а в следующий момент уже песни группы Queen. Так что труппе нужно не просто уметь все это петь, но и взаимодействовать между собой, и вовремя переключаться.
Со взаимодействием все в порядке. На сцене опытные артисты работают бок о бок с молодежью, что позволяет молодым держать планку, ориентируясь на старших коллег, а «старичкам» — получить заряд юношеского задора, поймать тот самый драйв, без которого шоу рассыплется, оставляя на зубах привкус картона.
Центральную роль пожилой певицы мадемуазель Одри играет Наталья Гайда, которая в этом спектакле воистину блистает, светит своим поклонникам яркой и до последнего лучика любимой звездой.
Не изменяя себе, она демонстрирует великолепный классический вокал, а в промежутках — отточенный дар драматической актрисы старой школы с ее неповторимым очарованием, деликатной подачей реплик и общей интеллигентностью. И в эти моменты как никогда остро сожалеешь о развлекательном характере постановки, который, увы, не предполагает серьезного погружения в глубины и не дает народной артистке развернуться до конца, во всю ширь своего мастерства и таланта. Право слово, хочется подняться с кресла и крикнуть: больше Гайды, больше! Дайте нам еще! Ведь — национальное достояние, без преувеличений.
ovsepyan@sb.by