В двенадцатый раз Большая студия Дома радио стала конкурсной площадкой для юных талантов со всей страны
27.04.2023 07:05:47
Валентин ПЕПЕЛЯЕВ
Республиканский радиоконкурс «Маладыя таленты Беларусi» в самом разгаре. На прошлой неделе стартовали прослушивания второго этапа престижного музыкального соревнования. За четыре дня академический вокал и инструментальную музыку жюри оценило в пяти возрастных категориях. Конкурсанты от 10 до 25 лет борются за шанс выйти в финал и выступить в сопровождении симфонического оркестра. В один из дней состоялись прослушивания второго тура в категории «Академический вокал. Солисты», разделенной на две возрастные группы — 18 — 21 год и 22 — 25 лет. В ней приняли участие 17 конкурсантов со всех уголков страны и из Китая. Мы понаблюдали за происходящим изнутри.
Ван Дэлун.
— Отличие номинации «Академический вокал» в том, что в ней принимают участие уже довольно взрослые конкурсанты. В остальных номинациях возрастной ценз начинается с 10 лет. Но академический вокал — это особая номинация, потому что формирование академического солиста происходит не в подростковом, а в более серьезном возрасте. Поэтому в первой категории принимают участие солисты от 18 до 21 года, это учащиеся последних курсов музыкальных колледжей, во второй — от 22 до 25 лет, уже, как правило, студенты Белорусской государственной академии музыки. Во втором туре они исполнили романс и произведение белорусского композитора. Их не так много — всего 17 участников, потому что номинация эксклюзивная.
— Серьезных конкурсов, в которых сегодня был бы представлен академический вокал, у нас очень мало. Без большого подготовительного этапа в нем бесполезно принимать участие. Это не конкурс самородков, которые взяли и запели, это конкурс подготовленных, профессионально обученных людей.
— Конечно, такое бывает, — соглашается Нина Владимировна. — Конкурсант может быть не совсем здоров или не совсем верно выбрана программа. И если мы поставим объективно не очень высокую оценку, это еще ни о чем не говорит. Очень много примеров больших оперных певцов, которые так и не стали в свое время лауреатами международных конкурсов.
Председатель жюри народный артист Беларуси Леонид Захлевный настроен тоже оптимистично:
— Это один из самых престижных музыкальных конкурсов в Беларуси. В том числе и потому, что лауреаты становятся стипендиатами президентского фонда, очень много номинаций, где можно себя проявить в любой форме, возможности очень большие. Я заметил, что идет тенденция к постоянному совершенствованию мастерства, повышению уровня молодых исполнителей.
За участников в этом году переживали и звезды. Среди них — солистка Белорусского государственного академического музыкального театра, кандидат наук, доцент кафедры музыкально‑педагогического образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Светлана Мациевская. Ее воспитанник — 21‑летний студент 2‑го курса Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Ван Дэлун:
— Очень талантливый студент, — говорит Светлана Викторовна, — будущий учитель музыки. Белорусское образование ценится в КНР. Преподаватель музыки в Китае — одна из самых престижных и высокооплачиваемых профессий. Ван Дэлун очень хорошо поет на белорусском языке и практически без акцента.
Еще один участник из Китая Ло Цзянь Цзюнь — студент 3‑го курса Белорусской государственной академии музыки, выбрал для своего исполнения романс Петра Чайковского «Средь шумного бала» и арию Янки Купалы из мюзикла композитора Олега Ходоско.
— У Виктора очень хороший голос, — считает Франковский, — он баритон, студент 5‑го курса нашей академии музыки, судьба его складывается хорошо, его уже пригласили в наш Большой театр. А конкурс — это одно из значимых мероприятий, дающее возможность постоянного тренинга.
Подробная информация, новости конкурса, итоги туров — в эфире Первого национального канала Белорусского радио.
pepel@sb.by
Ван Дэлун.
Эксклюзивная категория
Автор и руководитель проекта, заведующая отделом музыкальных программ Первого национального канала Белорусского радио Татьяна Якушева, как всегда, излучает позитив и уверенность:— Отличие номинации «Академический вокал» в том, что в ней принимают участие уже довольно взрослые конкурсанты. В остальных номинациях возрастной ценз начинается с 10 лет. Но академический вокал — это особая номинация, потому что формирование академического солиста происходит не в подростковом, а в более серьезном возрасте. Поэтому в первой категории принимают участие солисты от 18 до 21 года, это учащиеся последних курсов музыкальных колледжей, во второй — от 22 до 25 лет, уже, как правило, студенты Белорусской государственной академии музыки. Во втором туре они исполнили романс и произведение белорусского композитора. Их не так много — всего 17 участников, потому что номинация эксклюзивная.
Академический вокал — очень серьезное и сложное искусство, не все решаются идти в эту стезю, не сразу в нем получаешь отдачу. Воспитание академического певца — сложнейший творческий процесс. Живое пение без микрофона требует совершенно иного мастерства. Пожалуй, это самая сложная номинация в нашем конкурсе.По мнению председателя Белорусского союза композиторов, члена жюри Елены Атрашкевич, «Маладыя таленты Беларусi» — один из немногих конкурсов, который уделяет системное внимание академическому вокалу:
— Серьезных конкурсов, в которых сегодня был бы представлен академический вокал, у нас очень мало. Без большого подготовительного этапа в нем бесполезно принимать участие. Это не конкурс самородков, которые взяли и запели, это конкурс подготовленных, профессионально обученных людей.
Тем не менее, забегая вперед, скажем, что самородки все же появились: 18‑летний программист Кирилл Драч немало удивил членов жюри своим выступлением, особенно пронзительно прозвучала в его исполнении известная песня «Шум берез».
Конкурс — это закалка
— Можно ли ошибиться в оценке молодого таланта? — спрашиваю члена жюри народную артистку Беларуси Нину Шарубину.— Конечно, такое бывает, — соглашается Нина Владимировна. — Конкурсант может быть не совсем здоров или не совсем верно выбрана программа. И если мы поставим объективно не очень высокую оценку, это еще ни о чем не говорит. Очень много примеров больших оперных певцов, которые так и не стали в свое время лауреатами международных конкурсов.
Председатель жюри народный артист Беларуси Леонид Захлевный настроен тоже оптимистично:
— Это один из самых престижных музыкальных конкурсов в Беларуси. В том числе и потому, что лауреаты становятся стипендиатами президентского фонда, очень много номинаций, где можно себя проявить в любой форме, возможности очень большие. Я заметил, что идет тенденция к постоянному совершенствованию мастерства, повышению уровня молодых исполнителей.
За участников в этом году переживали и звезды. Среди них — солистка Белорусского государственного академического музыкального театра, кандидат наук, доцент кафедры музыкально‑педагогического образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Светлана Мациевская. Ее воспитанник — 21‑летний студент 2‑го курса Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Ван Дэлун:
— Очень талантливый студент, — говорит Светлана Викторовна, — будущий учитель музыки. Белорусское образование ценится в КНР. Преподаватель музыки в Китае — одна из самых престижных и высокооплачиваемых профессий. Ван Дэлун очень хорошо поет на белорусском языке и практически без акцента.
Еще один участник из Китая Ло Цзянь Цзюнь — студент 3‑го курса Белорусской государственной академии музыки, выбрал для своего исполнения романс Петра Чайковского «Средь шумного бала» и арию Янки Купалы из мюзикла композитора Олега Ходоско.
— Я вижу, что китайские студенты по‑особенному чувствуют колорит белорусской мелодики, — говорит его концертмейстер Елена Олимпиева. — Они очень настойчивы и целеустремленны в процессе получения музыкальных знаний и мастерства.Народный артист Беларуси солист Большого театра Сергей Франковский на конкурсе переживал за своего студента — Виктора Моисеева.
— У Виктора очень хороший голос, — считает Франковский, — он баритон, студент 5‑го курса нашей академии музыки, судьба его складывается хорошо, его уже пригласили в наш Большой театр. А конкурс — это одно из значимых мероприятий, дающее возможность постоянного тренинга.
Подробная информация, новости конкурса, итоги туров — в эфире Первого национального канала Белорусского радио.
pepel@sb.by