Дуду, сделанную белорусскими мастерами, заказывают коллекционеры и музыканты даже из-за границы
17.02.2024 21:09:00
Ольга БЕБЕНИНА
Белорусская дуда — духовой инструмент, состоящий из кожаного мешка, мелодической трубки (жалейка, перебор), одной или двух басовых трубок (гук, бас или бурдон) и трубки для надувания воздуха (сапель). При игре музыкант давит локтем на мешок, воздух поступает в трубки с язычками из камыша или перьев — и получается громкий резкий звук.
Специалисты не любят сравнивать дуду с шотландской волынкой, однако при всех отличиях — конструктивных и по звучанию — эти инструменты относятся к одному типу. К слову, на музыкальных приспособлениях в виде бурдюка, сделанных из кожи животных (волов, телят, коз), играли уже в древнем Шумере 5 тысяч лет назад. Волынки различных типов были непременным атрибутом и музыкантов Средневековой Европы.
Самые ранние упоминания разновидности волынки — дуды — в старинных белорусских текстах относятся к XV веку, но появилась она у нас гораздо раньше. Вплоть до начала XX столетия дуда, которую в различных регионах называли еще козой (поскольку чаще всего для ее изготовления использовалась именно козья шкура), перегудницей, дудухой, гудухой и веселухой, настолько широко использовалась, что с полным правом может считаться национальным белорусским музыкальным инструментом.
Когда-то дуда имела сакральное значение и использовалась в разных обрядах — каждый год мастер приносил в жертву козу, делал из ее шкуры новую дуду, а старую сжигал. С течением времени отношение к этому инструменту значительно упростилось, но люди, играющие на нем, все равно пользовались огромным уважением. Например, на Витебщине дударя приглашали в качестве посаженого отца на свадьбу, если невеста была сиротой.
На селе без дуды не обходились ни свадьба, ни поминки, ни ярмарка. Существовали, кстати, и городские дудари, занятие которых было включено в список профессий, а деятельность облагалась налогом — все по закону. Дуда и дудари упоминаются во многих произведениях белорусских авторов.
Однако дудеть в дуду — вовсе не такое простое занятие, как может показаться. Да и чтобы смастерить ее, нужны определенные навыки, хоть это и не скрипка Страдивари. А в Беларуси еще существовали и целых четыре типа дуды: однозвуковая (самая распространенная), двухзвуковая, безмеховая и дуда-матянка. С течением времени мастера постепенно исчезали, и уже после Первой мировой войны популярный некогда инструмент начали активно вытеснять более простые в обращении «цымбалы і гармонік». Когда в 1925 году наркому просвещения Анатолию Луначарскому пришла в голову идея отправить белорусских дударей на художественную выставку в Париж, отыскать их оказалось совсем непросто. В 1951 году состоялось последнее, так сказать, зафиксированное публичное выступление дударя — в республиканском смотре художественной самодеятельности принял участие 85-летний житель деревни Туросполье Ушачского района Витебской области Язэп Гвозд.
bebenina@sb.by
Фото из архива «СБ»
Специалисты не любят сравнивать дуду с шотландской волынкой, однако при всех отличиях — конструктивных и по звучанию — эти инструменты относятся к одному типу. К слову, на музыкальных приспособлениях в виде бурдюка, сделанных из кожи животных (волов, телят, коз), играли уже в древнем Шумере 5 тысяч лет назад. Волынки различных типов были непременным атрибутом и музыкантов Средневековой Европы.
Самые ранние упоминания разновидности волынки — дуды — в старинных белорусских текстах относятся к XV веку, но появилась она у нас гораздо раньше. Вплоть до начала XX столетия дуда, которую в различных регионах называли еще козой (поскольку чаще всего для ее изготовления использовалась именно козья шкура), перегудницей, дудухой, гудухой и веселухой, настолько широко использовалась, что с полным правом может считаться национальным белорусским музыкальным инструментом.
Когда-то дуда имела сакральное значение и использовалась в разных обрядах — каждый год мастер приносил в жертву козу, делал из ее шкуры новую дуду, а старую сжигал. С течением времени отношение к этому инструменту значительно упростилось, но люди, играющие на нем, все равно пользовались огромным уважением. Например, на Витебщине дударя приглашали в качестве посаженого отца на свадьбу, если невеста была сиротой.
На селе без дуды не обходились ни свадьба, ни поминки, ни ярмарка. Существовали, кстати, и городские дудари, занятие которых было включено в список профессий, а деятельность облагалась налогом — все по закону. Дуда и дудари упоминаются во многих произведениях белорусских авторов.
Однако дудеть в дуду — вовсе не такое простое занятие, как может показаться. Да и чтобы смастерить ее, нужны определенные навыки, хоть это и не скрипка Страдивари. А в Беларуси еще существовали и целых четыре типа дуды: однозвуковая (самая распространенная), двухзвуковая, безмеховая и дуда-матянка. С течением времени мастера постепенно исчезали, и уже после Первой мировой войны популярный некогда инструмент начали активно вытеснять более простые в обращении «цымбалы і гармонік». Когда в 1925 году наркому просвещения Анатолию Луначарскому пришла в голову идея отправить белорусских дударей на художественную выставку в Париж, отыскать их оказалось совсем непросто. В 1951 году состоялось последнее, так сказать, зафиксированное публичное выступление дударя — в республиканском смотре художественной самодеятельности принял участие 85-летний житель деревни Туросполье Ушачского района Витебской области Язэп Гвозд.
В 2023 году Государственный список историко-культурных ценностей нашей страны пополнился новыми объектами. Среди них — «Культура белорусской дуды». Планируется предложить эту номинацию еще и для включения в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Наследие предков
Возрождение дуды началось в 1970—1980-х годах благодаря энтузиастам. На основе исследований историков и этнографов они восстановили внешний вид и конструкцию уникального инструмента. И после долгих лет молчания он снова обрел голос, а дуды, сделанные белорусскими мастерами, заказывают коллекционеры и музыканты даже из-за границы.bebenina@sb.by
Фото из архива «СБ»