Белорусскому государственному академическому музыкальному театру — полвека, 120 творцов были в его первой труппе
30.01.2021 16:26:00
Елена БАСИКИРСКАЯ
Художественный руководитель Белорусского государственного академического музыкального театра Адам Мурзич — о полувековом юбилее, любви к земле, национальном репертуаре и четвертом поколении коллектива
Более 300 ярких разножанровых спектаклей и 450 талантов — краткое резюме Белорусского государственного академического музыкального театра, которому на днях исполнилось полвека. Началась история тогдашнего театра музкомедии постановкой композитора Юрия Семеняко «Поет «Жаворонок», которую актеры показали, кстати, в первый день своей работы. Труппа в 1971-м насчитывала 120 творцов — это солисты, хор, оркестр и балет. Первое десятилетие было непростым: коллектив не имел своего помещения и странствовал по сценическим площадкам города. В собственном здании на улице Мясникова открыл двенадцатый сезон опереттой Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Чем гордится театр, с какими приобретениями пришел к знаменательной дате, как преодолевает кризис из-за эпидемии — в разговоре с художественным руководителем Адамом МУРЗИЧЕМ.
— «Сельская газета» тоже недавно отпраздновала юбилей, только столетний. Искренне поздравляем коллектив театра, желаем новых смелых решений! Адам Османович, вы больше десяти лет руководите художественной частью одного из ведущих музыкальных театров, с чего для вас начиналось творчество?
— Все начинается, как ни пафосно прозвучит, с земли, где мы родились. Поэтому наш коллектив тоже шлет поздравления «Сельской газете». Вы рупор сельской жизни, хозяйства. Я и сам с малых лет ходил за плугом, работал в ляховичском колхозе «За власть Советов», первым председателем которого был мой отец. Скажу без всякой комплиментарности — все держится на земле и от нее идет. Если отрываемся, не уважаем ее, то ничего хорошего не выйдет. Больше 40 лет владею небольшим участком земли под Минском, но Ляховичи для меня святое место, «бацькаўшчына», отчий дом, где всегда праздную день рождения и провожу отпуска. Во главе стола всегда были родители, которые воспитали пятерых хлопцев и, главное, приучили нас к труду. Меня все называли «колхозником», потому что страстно любил лошадей, даже мечтал, что стану председателем. Что значит высокий отцовский авторитет! Причем не только для меня, но и для всех сельчан. Приведу пример: когда сгорел наш деревенский дом, они собрали ровно на постройку нового. Для тяжелого послевоенного времени (это был 1949 год) — знаковый жест!
— С какими итогами театр вступает в новое пятидесятилетие и чем вы как худрук гордитесь?
— Это уже четвертое поколение артистов нашего славного коллектива. Вкупе создали свыше 300 спектаклей — в среднем по шесть в год. К 50-летию подготовили пять постановок — два одноактных балета, оперетту «Король вальса», мюзикл «Ромео и Джульетта», концерт «Новый год в стиле Сан-Ремо». А в юбилейном концерте, как решил худсовет, пошли по страницам наших спектаклей. Моей задачей было, чтобы на сцену вышли все творческие сотрудники и никто не остался в стороне. И в этом заслуга режиссера Анны Моторной. Прекрасные партии у ведущих солистов Маргариты Александрович, Натальи Дементьевой, Лидии Кузьмицкой, Александра Осипца, Сергея Сутько, Артема Хомиченка, моих учеников Антона Заянчковского и Николая Русецкого. Но вершина концерта — народная артистка Беларуси Наталия Гайда исполняет арию княгини «О, сцена, тебе я верна» из «Сильвы» — пробирает до слез. К слову, Наталия Викторовна занимается с нашими актерами — это большая честь. У нас поющий театр, этим и гордимся!
— В начале 2010-го Белорусский музыкальный театр без худрука пробыл полгода. Кипели страсти, увольнялись ведущие солисты, звучали громогласные заявления в прессе: «Театр в опасности». Каков сейчас микроклимат?
— Коллектив у нас молодой. С одной стороны, это беда, а с другой — нужно радоваться, что на передовой молодежь. Микроклимат хороший, поддерживать его удается добром! Не покрикивая, без категорийности. Тем более актер — личность творческая. Сегодня, к примеру, играет прекрасно, а в другой раз скажет лишнее, разорвет ансамбль, партнерство. Но на ночь я замечаний не делаю, особенно старшему поколению, — утро вечера мудренее. Надеюсь, что в свои 70 лет сюда не случайно попал, тем более воспитал много известных талантливых учеников, которые работают по всему миру. А здесь основной жанр — пение. По натуре я уравновешенный и неконфликтный, но принципиальное буду отстаивать. В коллективе нет сплетен, однако есть зависть. Но это составляющая нашей профессии, которая заставляет артистов двигаться вперед. Причем без упреков: «Я бы спел лучше», а с благоговением: «Мне бы эту роль, как бы я спел, как бы купался в лучах славы!» Поэтому распределение ролей и занятость труппы стараюсь уравновесить с возможностями и способностями актеров. Еще важна взаимозаменяемость. Если кто-то заболел, знаю, что есть примадонна, которая исполнит эту партию. В драмтеатрах с этим сложнее. Состав там меньше, а репертуар большой. Огромные страницы текста, где важно каждое слово, актеры выучивают. У нас же другой инструмент — голос, а красив он, если с душой. Вносит значительную лепту в подготовку наших артистов педагог Григорий Полещук, главные партии подчищаю я. Мои кумиры — Федор Шаляпин и Наталия Гайда, ни одного спектакля с ее участием не пропускаю.
— В период эпидемии обязательный масочный режим в зале, санитайзеры и, конечно, аншлага, какой бы выдающейся постановка ни была, дождаться трудно. Как переживает коллектив трудности этого времени?
— Эпидемия коснулась и наших сотрудников, переболело 10—12 процентов творческого состава. Зал на 800 зрительских мест, и посещаемость в благоприятные времена была высокая — 75—78 процентов, притом что показываем не меньше 250 спектаклей в год. Норму по-прежнему выполняем. Зрителей приходит гораздо меньше, однако они есть — полсотни или двести человек. Мы всегда рады для них играть, держать себя в тонусе. Да, с помощью искусства актеры могут прожить, а не нажиться. Но от ролей и количества зрителей зависит премия сотрудников, их материальная заинтересованность. Основной стабильной зарплатой нас обеспечивает горисполком. Мы, руководство театра, понимаем, что быт определяет сознание. И нынешний директор Сергей Пукита заботится о материальной составляющей, к тому же знает всю подноготную творчества, отлично разбирается в искусстве. На постановку премьер у нас бюджет небольшой — можно сделать две-три добротные! Однако, используя личные средства театра, готовим, бывает, и по 10 новых спектаклей в год!
— Купаловский театр для всего белорусского искусства сделал плохую рекламу, занялся политикой, хотя его дело — творчество. Как в вашем детище отреагировали на эту ситуацию?
— Для меня сильный удар, что флагман белорусского искусства так себя повел. В коллективе старались предупредить эти вопросы, ведь наши заботы — другие. С сентября прошлого года, готовясь к юбилею, сделали шесть спектаклей, на славу потрудились и создали себе праздник. Есть чем «угостить» людей в плане искусства, вот наше основное, любимое дело. А другими заниматься — не по профилю! Белорусский зритель любит оперетту. Она трудна и исключительна единством песни, танца и актерской игры. Хоть это сказка, но прекрасными классическими мелодиями можно лишь восторгаться! Наш театр вскоре ждет капитальная перестройка, тем не менее следующие полгода обещают быть мощными — в афишах появятся «Юнона и Авось», «Три мушкетера», «Марица»… То есть, чтобы создать праздник в зале, работаем напряженно. Интернет, телевидение взывают к конкуренции, потому разнообразим репертуар. Как худрук мечтаю о национальной составляющей в нем. Поставили «Софью Гольшанскую», «Купалу», который пока недооценен. Также играем несколько белорусских комедий, но однозначно сделаем национальную афишу шире.
— Спасибо, Адам Османович, за содержательную беседу. С юбилеем, любимый театр!
basikirskaya@sb.by
Более 300 ярких разножанровых спектаклей и 450 талантов — краткое резюме Белорусского государственного академического музыкального театра, которому на днях исполнилось полвека. Началась история тогдашнего театра музкомедии постановкой композитора Юрия Семеняко «Поет «Жаворонок», которую актеры показали, кстати, в первый день своей работы. Труппа в 1971-м насчитывала 120 творцов — это солисты, хор, оркестр и балет. Первое десятилетие было непростым: коллектив не имел своего помещения и странствовал по сценическим площадкам города. В собственном здании на улице Мясникова открыл двенадцатый сезон опереттой Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Чем гордится театр, с какими приобретениями пришел к знаменательной дате, как преодолевает кризис из-за эпидемии — в разговоре с художественным руководителем Адамом МУРЗИЧЕМ.
|
|
— Все начинается, как ни пафосно прозвучит, с земли, где мы родились. Поэтому наш коллектив тоже шлет поздравления «Сельской газете». Вы рупор сельской жизни, хозяйства. Я и сам с малых лет ходил за плугом, работал в ляховичском колхозе «За власть Советов», первым председателем которого был мой отец. Скажу без всякой комплиментарности — все держится на земле и от нее идет. Если отрываемся, не уважаем ее, то ничего хорошего не выйдет. Больше 40 лет владею небольшим участком земли под Минском, но Ляховичи для меня святое место, «бацькаўшчына», отчий дом, где всегда праздную день рождения и провожу отпуска. Во главе стола всегда были родители, которые воспитали пятерых хлопцев и, главное, приучили нас к труду. Меня все называли «колхозником», потому что страстно любил лошадей, даже мечтал, что стану председателем. Что значит высокий отцовский авторитет! Причем не только для меня, но и для всех сельчан. Приведу пример: когда сгорел наш деревенский дом, они собрали ровно на постройку нового. Для тяжелого послевоенного времени (это был 1949 год) — знаковый жест!
— С какими итогами театр вступает в новое пятидесятилетие и чем вы как худрук гордитесь?
— Это уже четвертое поколение артистов нашего славного коллектива. Вкупе создали свыше 300 спектаклей — в среднем по шесть в год. К 50-летию подготовили пять постановок — два одноактных балета, оперетту «Король вальса», мюзикл «Ромео и Джульетта», концерт «Новый год в стиле Сан-Ремо». А в юбилейном концерте, как решил худсовет, пошли по страницам наших спектаклей. Моей задачей было, чтобы на сцену вышли все творческие сотрудники и никто не остался в стороне. И в этом заслуга режиссера Анны Моторной. Прекрасные партии у ведущих солистов Маргариты Александрович, Натальи Дементьевой, Лидии Кузьмицкой, Александра Осипца, Сергея Сутько, Артема Хомиченка, моих учеников Антона Заянчковского и Николая Русецкого. Но вершина концерта — народная артистка Беларуси Наталия Гайда исполняет арию княгини «О, сцена, тебе я верна» из «Сильвы» — пробирает до слез. К слову, Наталия Викторовна занимается с нашими актерами — это большая честь. У нас поющий театр, этим и гордимся!
— В начале 2010-го Белорусский музыкальный театр без худрука пробыл полгода. Кипели страсти, увольнялись ведущие солисты, звучали громогласные заявления в прессе: «Театр в опасности». Каков сейчас микроклимат?
— Коллектив у нас молодой. С одной стороны, это беда, а с другой — нужно радоваться, что на передовой молодежь. Микроклимат хороший, поддерживать его удается добром! Не покрикивая, без категорийности. Тем более актер — личность творческая. Сегодня, к примеру, играет прекрасно, а в другой раз скажет лишнее, разорвет ансамбль, партнерство. Но на ночь я замечаний не делаю, особенно старшему поколению, — утро вечера мудренее. Надеюсь, что в свои 70 лет сюда не случайно попал, тем более воспитал много известных талантливых учеников, которые работают по всему миру. А здесь основной жанр — пение. По натуре я уравновешенный и неконфликтный, но принципиальное буду отстаивать. В коллективе нет сплетен, однако есть зависть. Но это составляющая нашей профессии, которая заставляет артистов двигаться вперед. Причем без упреков: «Я бы спел лучше», а с благоговением: «Мне бы эту роль, как бы я спел, как бы купался в лучах славы!» Поэтому распределение ролей и занятость труппы стараюсь уравновесить с возможностями и способностями актеров. Еще важна взаимозаменяемость. Если кто-то заболел, знаю, что есть примадонна, которая исполнит эту партию. В драмтеатрах с этим сложнее. Состав там меньше, а репертуар большой. Огромные страницы текста, где важно каждое слово, актеры выучивают. У нас же другой инструмент — голос, а красив он, если с душой. Вносит значительную лепту в подготовку наших артистов педагог Григорий Полещук, главные партии подчищаю я. Мои кумиры — Федор Шаляпин и Наталия Гайда, ни одного спектакля с ее участием не пропускаю.
— В период эпидемии обязательный масочный режим в зале, санитайзеры и, конечно, аншлага, какой бы выдающейся постановка ни была, дождаться трудно. Как переживает коллектив трудности этого времени?
— Эпидемия коснулась и наших сотрудников, переболело 10—12 процентов творческого состава. Зал на 800 зрительских мест, и посещаемость в благоприятные времена была высокая — 75—78 процентов, притом что показываем не меньше 250 спектаклей в год. Норму по-прежнему выполняем. Зрителей приходит гораздо меньше, однако они есть — полсотни или двести человек. Мы всегда рады для них играть, держать себя в тонусе. Да, с помощью искусства актеры могут прожить, а не нажиться. Но от ролей и количества зрителей зависит премия сотрудников, их материальная заинтересованность. Основной стабильной зарплатой нас обеспечивает горисполком. Мы, руководство театра, понимаем, что быт определяет сознание. И нынешний директор Сергей Пукита заботится о материальной составляющей, к тому же знает всю подноготную творчества, отлично разбирается в искусстве. На постановку премьер у нас бюджет небольшой — можно сделать две-три добротные! Однако, используя личные средства театра, готовим, бывает, и по 10 новых спектаклей в год!
— Купаловский театр для всего белорусского искусства сделал плохую рекламу, занялся политикой, хотя его дело — творчество. Как в вашем детище отреагировали на эту ситуацию?
— Для меня сильный удар, что флагман белорусского искусства так себя повел. В коллективе старались предупредить эти вопросы, ведь наши заботы — другие. С сентября прошлого года, готовясь к юбилею, сделали шесть спектаклей, на славу потрудились и создали себе праздник. Есть чем «угостить» людей в плане искусства, вот наше основное, любимое дело. А другими заниматься — не по профилю! Белорусский зритель любит оперетту. Она трудна и исключительна единством песни, танца и актерской игры. Хоть это сказка, но прекрасными классическими мелодиями можно лишь восторгаться! Наш театр вскоре ждет капитальная перестройка, тем не менее следующие полгода обещают быть мощными — в афишах появятся «Юнона и Авось», «Три мушкетера», «Марица»… То есть, чтобы создать праздник в зале, работаем напряженно. Интернет, телевидение взывают к конкуренции, потому разнообразим репертуар. Как худрук мечтаю о национальной составляющей в нем. Поставили «Софью Гольшанскую», «Купалу», который пока недооценен. Также играем несколько белорусских комедий, но однозначно сделаем национальную афишу шире.
— Спасибо, Адам Османович, за содержательную беседу. С юбилеем, любимый театр!
basikirskaya@sb.by