Чего только не узнаешь из откровенного интервью, когда один эмигрант изливает другому душу!
29.08.2024 18:39:58
Андрей МУКОВОЗЧИК
Читать интервью людей, которые очень любят поговорить о себе, — и удовольствие, и мука. Столько нового узнаешь о, казалось бы, знакомом человеке, что, может, оно и занадто.
Олег Гарбуз — актер, для многих обещавший вот-вот стать следующим знаковым купаловцем. Заслуженно, виделось, народным. Казалось, еще немного доберет — и на икону. С безбедной, кстати говоря, всей последующей жизнью.
Но — с червоточинкой оказался наш гарбуз. Сгнил изнутри. О чем сам же и рассказал.
* * *
«Если бы хотел, давно бы уже жил в Польше. Но я бы не рассматривал варианты переезда из Беларуси, если бы не такое предельное давление власти», — кокетничает он сейчас. Не жил бы. Почему — о том дальше.
Гарбуз родился в 1970 году в нормальной зажиточной советской семье. Рос тупеньким: после 8-го класса учиться дальше не взяли, после техникума на физфак БГУ не поступил. Театральный факультет ума тоже не прибавил.
«У меня с самого начала была четкая позиция относительно Президента Беларуси. Я ненавидел его всегда: не мог ни видеть, ни слышать. Очень огорчился сразу же, как только его избрали, еще в 1994-м. Внутри сразу опустились руки» — а снаружи опустилось и все остальное. Имеется в виду принципиальность, жизненная позиция, мужской стержень, мировоззрение, понимание жизни.
Вот человеку уже за полтинник, а он писюхе с экстремистского канала говорит, как молоденький полицай: «Моя искренняя мечта — чтобы Российская империя развалилась. Я чувствовал это и раньше, но сейчас абсолютно отчетливо осознаю: Россия не должна, не имеет права существовать в том виде, в котором она сейчас существует».
Васисуалий Лоханкин и трагедия русского либерализма один в один с поправкой на современность, если вдуматься.
Тот самый (даже к зрелому возрасту) недобор ума сказался, оказывается, и в том, что они, лоханкины-купаловцы, не успели, вишь ты, от поляков отхватить льгот (ну, это они так думают): «Сегодня белорусы далеко не в первых рядах польской повестки. Если бы мы успели в 2020–21, то уже имели бы помещение [в Варшаве]. Но мы же увольнялись не для того, чтобы сразу переехать в Польшу и заняться техническими вопросами».
Я, конечно, дико извиняюсь, но для чего тогда все вон то было? Те демонстрашки на крыльце, съемки в роликах, нацистские флаги на старых местах, дружное возьмемся-за-руки увольнение — для чего?
«Сразу после увольнения купаловцы хотели наладить свою жизнь в Беларуси» — ложь. Просто забились по норам и ждали, а вдруг у цветного мятежа получится — и наград. «Поэтому многие переехали только в конце 2021-го — начале 2022-го, когда уже был очевиден запрет на профессию плюс дальнейшие репрессии за неповиновение».
А они ж, лоханкины наши, думали, что их по-прежнему будут плюшками кормить и в кино непрерывно снимать?
* * *
Ладно, что они дураки, это и тогда было понятно. Но актеры с актрисами — это ж особая порода людей, «дура-не-дура, а червонец в день имею». Давайте посмотрим, как с этим, с материальным? С животом — как было у Гарбуза тогда и как стало сейчас?
«Как и многие коллеги, рассматриваю разные варианты подработок. Некоторые купили машины, таксуют. Точно не вижу в этом никакой трагедии. Порой накатывает ощущение бессилия, отчаяния, у меня было подобное два года назад, когда думал идти работать на стройку» — вот так сейчас.
«Его голосом говорит канал "НТВ-Беларусь". В программе "Наше утро" на ОНТ по пятницам и субботам выходит авторская рубрика Гарбуза. Чем вы еще зарабатываете? — В основном съемками в кино, озвучиваю кинофильмы, сериалы — все, что идет на Первом и на "Ладе". Там работаю голосом. Лицом "свечусь" только на ОНТ. Стараюсь занять свою жизнь и расписать по минутам» — а так было раньше.
«В каких сериалах снимаетесь? — В прошлом году в 7 фильмах; для РТР — в 2 картинах: "Тихий омут" и "Я счастливая". Но не все помню — лишь те, которые мне были интересны» — так было дома. Плюс спектакли, гастроли, светские мероприятия, корпоративы.
«Я в начале года поснимался в кино, но деньги заканчиваются, и надо шевелиться, искать подработку. Мои точечные финансовые проблемы может решить одно кино. Живешь себе спокойно, пока не съешь запасы и не закончатся деньги» — так стало в эмиграции.
«Люблю работать» — честно говорил он в Беларуси. «Я доволен своим решением эмигрировать» — врет он в Польше.
Ну, хорошо, с этим немужским враньем вроде бы все понятно. А почему я так уверенно говорю, что лоханкины, вывалившись из театра, еще год сидели-ждали от мятежников наград? А вот почему.
«Принято решение о награждении медалью Франциска Скорины Олега Гарбуза, соответствующий указ подписан Александром Лукашенко 27 февраля 2020 года» — и он взял. Еще и благодарил. Хотя, наверное, внутри опять опустились руки: «Я ненавидел его всегда: не мог ни видеть, ни слышать»?
Так хоть медаль не бери, побудь мужиком разок — не на сцене, а в жизни. Нет?
* * *
Ладно, не про одного же Гарбуза говорят, мол, куда артиста ни целуй, ни за что в лицо не попадешь. Давайте и мы поднимемся на уровень посерьезней и поважнее.
Смотрите: польская «карта поляка» для граждан соседней страны. Польская программа Калиновского для молодежи соседней страны. Польская станция «Белсат», вещающая с польской территории (и с польскими нарративами) на соседнюю страну. Это ведь очевидные для разумного человека элементы недружественной экспансии, правда? Прежде всего культурной, образовательной, смысловой.
И как должен бы вести себя белорусский патриот? Деятель культуры, которому Беларусь стучит в сердце? Премьер главного театра страны, у которого душа болит за национальную культуру? Олег Гарбуз, что желает нам «стать свободными, как нация и как народ»?
«Я чуть ли не каждый месяц езжу в Польшу с 2008-го, занимался дубляжом фильмов, работал на «Белсате». Успел здесь еще и в театре поиграть на польском языке, иногда жил по месяцу. И за эти 15 лет, пока я сюда ездил, Польша стала привычной».
Привычным также стал, если простыми словами, коллаборационизм. Угодничество. Готовность к развлекательному (как минимум) полицайству и даже предательству национальных интересов, если хотите. Коли уж по гамбургскому-то культурному счету.
Есть старый анекдот, когда у вокзальной проститутки сочувственно спрашивают, как она до такого дошла. И у той вдруг зажигается огонек в глазах и будто бы даже фингал из-под глаза исчезает: «Не поверите, — горделиво шепелявит она, — просто повезло!»
Гарбуз точно такими же словами описывает свою встречу с сотрудником КГБ, который с тем же сочувствием задал ему вопрос: «Олег, как так случилось, что вы работаете на «Белсат»?» На что я, говорит медалист наш, честно ответил: «Не поверите — просто повезло».
Наверное, торговать душой и талантами не так поначалу противно, как собой. Может быть. Однако процесс падения уровня социальной ответственности это не останавливает. «А вообще, люди проще, чем кажутся, — говорил Гарбуз в другом интервью почти 15 лет назад. — Я себя помню с 4 лет. И с того времени абсолютно не изменился. Только внешне преобразился. А моя внутренняя сущность осталась прежней».
С 1994 года, напомню, огорчился прям очень. В те же годы косил от армии: «Я всегда очень четко для себя понимал, что у меня перед «советской родиной» долгов нет». Однако и выучился здесь, да по нескольку раз. И работой был завален по уши, как и почитанием. Еще и на врагов страны успел взахлеб потрудиться!
И медаль получил, и денег было в достатке — и «ненавидел всегда».
* * *
...После этого интервью экстремистское издание арендовало актеру в Варшаве доску для серфинга. «И он возобновил занятия парусным спортом, прервав паузу в 35 лет», — гласит подпись к фотографии.
В общем-то, даже Рыбак продал Сотникова у Быкова, кажется, чуть подороже. Впрочем, «люди проще, чем кажутся».
«А моя внутренняя сущность осталась прежней» — да. Жаль, мы тогда еще не рассмотрели, Олег. Думаю, поднесли бы гарбуза чуть пораньше.
Хотя и так неплохо вышло.