Известный авиаконструктор Павел Сухой всегда хранил в рабочем столе фотоснимок Глубокого
02.06.2017 21:13:45
В историю мирового самолетостроения самые яркие страницы вписал наш земляк
«Я шел с ребятами из гимназии, и вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит. Позже я узнал, что пилотировал этот летательный аппарат известный русский летчик Сергей Уточкин, гастролировавший тогда по разным городам России. Залетел аэроплан и в Гомель». Так описывает свое знакомство с авиационной техникой юный Павел СУХОЙ. Уроженец местечка Глубокое Дисненского уезда, как значится в метрике, наверное, тогда и представить себе не мог, что станет знаменитым авиаконструктором. А его фамилия, зашифрованная в двух буквах — Су, ознаменует целую эпоху самолетостроения.
…На въезде в Глубокое застыл необычный памятник — самолет Су-17. Такие есть еще в десятке городов по всему миру — Нижний Тагил, польский Демблин, Оренбург и даже перуанская Лима. Однако только глубочане, наверное, в полной мере могут отождествить этот уникальный летательный аппарат с райцентром. Ведь именно здесь, а не — как ошибочно значилось — на Гомельщине в 1895 году и родился его будущий конструктор. Правда, корни рода Сухих берут свое начало на Вилейщине: дед Андрей Алексеевич из деревни Пахомово. В семье крепостного крестьянина, между прочим, грамотного, родилось двое сыновей — Николай и Осип. Второй, отец Павла, окончил Молодечненскую учительскую семинарию и преподавал в народных училищах Виленской губернии. На первом рабочем месте, в Гануте, зарекомендовал себя хорошо — неоднократно получал благодарности.
Подтверждение тому нахожу в музее Сухого, который более тридцати лет работает в глубокской СШ № 1, носящей его имя. Уникальную экспозицию с архивными документами, снимками, личными вещами Павла Осиповича собрала его бессменный руководитель — учитель истории Тереза Рабизо. Начинать эту работу, признается, было сложно — тогда, в 80-е прошлого столетия, о нем практически никто не знал. Немудрено — работа авиаконструктора была секретной. Информацию приходилось собирать по крупицам: в белорусских, литовских, российских архивах. В то время Тереза Эдуардовна и наладила контакты с родственниками и коллегами Павла Осиповича. Именно так в экспозиции появился уникальный фотоснимок, который он хранил в своем рабочем столе. Московские коллеги решили, будто на нем — панорамный вид Гомеля начала XX века. Но здесь, в Глубоком, сразу узнали на фотографии свой город...
Конечно, сейчас Глубокое заметно изменилось — чистые улицы, ухоженные дома, современные постройки. Как контраст им деревянная постройка около собора Рождества Богородицы. Нет, это не дом, в котором жила семья Сухих. На этом месте некогда стояло Глубокское народное училище, в котором преподавал отец Осип Андреевич. В копии метрической книги глубокской церкви читаем: «1895 года 10 июля рожден и 30 июля крещен Павел. Родители его: учитель народного училища Осип Андреевич Сухой и его жена Елизавета Яковлевна, оба православного исповедания. Восприемниками были: глубокской церкви священник Николай Иосифович Никольский и крестьянка села Гнуты Наталья Яковлевна Гисич. Таинство крещения совершили священник Илларион Вильяновский и дьякон Венедикт Наронович».
Неподалеку от церкви в Глубоком — Аллея славы. На ней памятник и Павлу Сухому. «На территории школы вскоре установят дополнительные экскурсионные объекты: самолеты Су-24М, Су-27П, — вводит в курс дела Тереза Эдуардовна. — Наши ученики разработали целый туристический маршрут по так называемым местам Сухого. Помимо этого, есть у нас и свои школьные экскурсоводы — Максим Будич и Полина Зеленкевич, которые могут рассказать о жизни земляка, наверное, больше, чем любая энциклопедия. В школе работает и кружок авиамоделирования».
Кто знает, может, среди детишек, которые старательно мастерят из картона свои первые Су, подрастает будущий авиаконструктор? Среди выпускников школы уже есть ребята, которые связали свою жизнь с авиацией...
ОТДЕЛЬНАЯ страница жизни Павла Сухого относится к Гомелю. Сюда вместе со всей семьей (а это родители и пятеро детей: дочери Ксения, Олимпиада, Александра, Елена и сын Павел) в 1899 году они переехали, когда отцу предложили стать директором гимназии. Около Николаевской церкви Сухим выделили землю под строительство. Дом с подвалом был большой — на четыре окна на одну сторону, а отапливался печкой. Держали хозяйство, свой сад. Тут же в Гомеле с 1905 по 1914 год Павел учился в гимназии, которую окончил с серебряной медалью, проявив при этом особые успехи в математике и физике. Здание это сохранилось: ныне здесь Гомельский государственный технический университет, которому в 1995 году в связи со 100-летием со дня рождения Сухого присвоено его имя. Работает в университете музей, отдельная экспозиция в котором посвящена авиаконструктору. Его руководитель — старший преподаватель основ дизайна Валерий Дриго собрал за это время уникальные экспонаты:
— Внучка Павла Осиповича Мария Георгиевна, с которой уже давно ведем переписку, передала его личные вещи. Многие из них с интересной историей. Вот пример: однажды один из коллег Сухого пришел на работу с новым портфелем. Тот обратил на него внимание, мол, хорошая вещь. Товарищ смекнул и быстро побежал за аксессуаром в московский ГУМ, где и купил такой же. Презентовал его авиаконструктору, на что тот ответил: «Я не ношу портфели и не принимаю подарки». Поэтому у сослуживца купил его, а позже отвез на дачу. По прошествии лет внучка нашла его и передала нам. Кстати, портфели Сухой не носил осознанно. Все документы держал на работе, ведь в них была секретная информация.
В коллекции Валерия Алексеевича есть еще одна интересная вещь — флакон от духов «Шанель № 5». Их Сухому подарила сама Коко Шанель, когда авиаконструктор презентовал технику в парижском авиасалоне Ле-Бурже. С гидом они отправились за покупками в дом парфюмера, где случайно встретились с хозяйкой. Та и подарила мсье Сухому духи. Мария Георгиевна рассказывала, что этот флакон с сестрой в детстве заполняли водой, и она насыщалась ароматом. Кстати, источает бутылочка запах до сих пор.
На этом месте было Глубокское народное училище, где преподавал отец авиаконструктора
Воспоминания внучки Сухого Валерий Дриго собрал в отдельную папку. Она рассказывала, что дед придерживался строгой диеты. Были на то причины. Еще студентом Сухого как лучшего гимназиста отправили на экскурсию в Туркестан. Там он отравился и заболел дизентерией, которая дала тяжелое осложнение, напоминала о себе всю жизнь. Поэтому и соблюдал «железный режим питания»: не любил жирной пищи, хлеб ел, как правило, черный. Избегал банкетов, торжественных заседаний, не курил и не переносил спиртного. В кабинете у него никто не курил (хотя пепельницу держал в столе для «особых»: маршалов, генералов, министров). Не ходил Павел Осипович и в магазины за продуктами — покупал их в специализированном диетическом. В рационе была отварная треска, икра, свекла, картошка. Вставал рано, обязательно занимался гимнастикой. После учебы и работы шел домой пешком, примерно четыре троллейбусные остановки. Занятия физкультурой, прогулки на свежем воздухе для него были обязательными на протяжении всей жизни. Благодаря этому он и не сдавался своим недугам долгие годы.
Директор музея Тереза РАБИЗО.
Авиаконструктором Павел Осипович был гениальным. А каким был человеком? Об этом мы узнаем по сохранившимся воспоминаниям родных и коллег. Николай Григорьевич Зырин, проработавший вместе с авиаконструктором более 30 лет, его главными личными качествами называл скромность, благородство и доброжелательность. Внучка к этим качествам приписывала работоспособность, спокойствие и стремление к поиску.
Экскурсовод музея Максим БУДИЧ за штурвалом Су-17
Ценны воспоминания еще одной родственницы Павла Осиповича — внучатой племянницы, театрального критика Елены Лиоппо, которую удалось отыскать в Минске:
— Когда летом приезжали к деду Андрею (двоюродному брату Сухого. — Прим. автора) на Вилейщину, в доме над кухонным столом висел портрет Павла Осиповича. Его он называл ласково Павлушей. Дедушка часто показывал нам фото из семейного альбома. Тогда были другие времена, деятельность Павла Осиповича была секретной, поэтому мы не до конца понимали масштаб его фигуры. Моя мама Татьяна Андреевна, будучи студенткой, гостила у него в Москве. Говорила, что был очень приветливым человеком. Никогда не забуду тот день, когда мы отдыхали с родителями в Сочи (училась в 10-м классе) и пришел папа с ужасной новостью — Павел Осипович умер. Испытала тогда горечь утраты.
…МОЖНО долго спорить, кем считать Павла Сухого — белорусом, ведь родился в Глубоком, работал в школах Гомеля и Лунинца, либо россиянином — жил большую часть сознательной жизни в Москве, где, собственно, и сделал себе имя. Но ясно одно — он остался в памяти двух народов. Как подтверждение тому — памятники и модели самолетов, которые украшают многие города. А еще и улицы. Совсем недавно в Москве появилась первая табличка: улица авиаконструктора Павла Сухого. Теперь след нашего земляка есть и в российской столице.
СПРАВКА «СГ»
Павел Сухой родился 10 июля 1895 года в городе Глубокое Дисненского уезда в семье учителя народной школы Осипа Сухого и Елизаветы Гисич. Павел Осипович окончил Московское высшее техническое училище. Был в ряду первых советских авиаконструкторов, которые возглавили работы в области реактивной авиации: создал несколько опытных реактивных истребителей. В его конструкторском бюро разработан ряд серийных боевых машин — истребитель Су-7 со скоростью полета вдвое выше скорости звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полете стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25. Всего под руководством Сухого разработано более 50 конструкций самолетов. В последние годы Павел Осипович жил и работал в Москве. Скончался 15 сентября 1975 года в подмосковном санатории «Барвиха». Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
bizyk@sb.by
Фото автора и из архивов средней школы № 1 Глубокого