Губернатор Нижегородской области — о совместных проектах с Беларусью и планах по наращиванию сотрудничества
28.11.2023 07:25:00
Ольга АНУФРИЕВА
На прошлой неделе в Нижнем Новгороде прошло очередное заседание Совета делового сотрудничества Беларуси с этим российским регионом, белорусскую часть которого возглавил Премьер-министр Республики Беларусь Роман Головченко, с российской — губернатор области. Стороны обсудили приоритетные направления сотрудничества, а их, к слову, немало. О том, какой потенциал в дальнейшем развитии взаимоотношений, в беседе с белорусскими журналистами рассказал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Что касается трамваев, это только уникальный дизайн нашего трамвая «МиНиН», остальная начинка — во многом белорусская модель. А вот электробус, который мы договорились делать вместе, — это уже уникальный продукт, имеющий не только свой уникальный дизайн для Нижнего Новгорода, но и целый ряд технических решений, отличающихся в значительной степени (от исходника. — Прим. ред.). Если бы мы брали стандартный продукт, он по характеристикам схож, аналогичен с производителями, которые традиционно представлены, — это КАМАЗ, ГАЗ. У них в основном дневная зарядка, и они формировали продукт в первую очередь для Москвы и других городов, где более плоский ландшафт. В Нижнем Новгороде 90-метровые склоны и нужна большая мощность батареи. В нашем продукте увеличенная мощность батареи, больший запас хода, отличаются двигатели. Когда здесь был руководитель Правительства (Республики Беларусь Роман Головченко в феврале текущего года. — Прим. ред.), мы еще только обсуждали тему. Уже при моем последующем визите в Минск (в апреле текущего года. — Прим. ред.) мы проводили финальные переговоры, еще не было контракта. И вот мы уже демонстрируем первую модель, собранную здесь, в Ворсме. Это предмет глубокой кооперации, с одной стороны, с другой — уникальный продукт, который мы сможем вместе реализовывать на рынке.
— Как председатель госкомиссии по экологии я являюсь свидетелем того, как через замену общественного транспорта на экологичный решается львиная доля показателя национального проекта. Значительная часть загрязнений приходится на общественный (даже не личный) транспорт, который курсирует постоянно. Естественно, значимая доля выбросов обеспечивается им. Поэтому, с одной стороны, мы реализуем экологическую повестку, с другой — переходим на современные комфортные единицы подвижного состава. Человеку неважно, как получать услугу и на каком двигателе происходит тяга. Хотя, конечно, электробус едет тише и комфортнее. Поэтому решаются две задачи одновременно: обновление и экологичность.
— Горожане говорят, что проект «МиНиН» для вас проект личный, почему у вас к нему особое отношение?
— Во-первых, за счет очень амбициозной программы правительства нужно было быстро сформировать параметры для участия в проекте. Мы оказались лидерами — регион № 1 в программе обновления городского электротранспорта (и по трамваям, и по замене рельсового хозяйства, и по количеству электробусов). Понятно, чтобы обеспечить такие результаты отбора, пришлось лично глубоко погружаться в процесс.
Кроме того, общественный транспорт, в принципе, один из самых востребованных горожанами, жителями области сфер в части запроса на улучшение. Что греха таить — недовольны люди качеством общественного транспорта. И там сложно было быть чем-то довольным: все очень изношено, трамваи ржавые, старые, троллейбусы тоже. Автобусы побольше меняли, но тоже есть целый ряд проблем в этой сфере.
Погрузившись в масштабы необходимых ресурсов для решения проблем, естественно, я понял, что этот проект если не № 1, то в топ-5 моих проектов, которыми я должен обязательно заниматься, точно входит.
Занявшись приобретением подвижного состава, мы поняли, что один из лучших вариантов — произвести продукт вместе с белорусскими партнерами, но продукт уникальный. Еще и идея пришла с названием «МиНиН» (которое родилось от сокращенных названий городов Минск и Нижний Новгород. — Прим. ред.)…
—…говорят, что это ваше детище.
— Без ложной скромности — что есть, то есть (улыбается. — Прим. ред.).
— Вы сказали об обновлении городского транспорта и о большой программе. Белорусы также будут вписываться в дальнейшем в обновление подвижного состава, например, со своими троллейбусами и автобусами?
— Два новых белорусских троллейбуса уже курсируют по улицам города, и мы рассматриваем вопрос локализации (производства. — Прим. ред.) троллейбусов. Если будем сохранять часть троллейбусных маршрутов в нижней части города, то рассматриваем такой вариант. В верхней, исторической, — нет, в том числе из соображений эстетики, чистого неба, сохранности фасадов зданий и т.д. Безусловно, если будем развивать эту сеть, думаю, пойдем тем же путем: электробусы, трамваи уже делаем. Все трамваи, которые мы должны (поставить по программе обновления городского электротранспорта. — Прим. ред.), а это 170 штук, мы произведем на совместном предприятии. Что касается электробусов (если будем приобретать еще одну партию), будем смотреть, какие из двух моделей проявят себя лучше: у нас 120 электробусов, из них 62 производятся вместе с «Белкоммунмашем» на Ворсме, а 58 изготовлены группой ГАЗ, которая находится в Нижнем Новгороде. Эти модели немного разные: на ГАЗе делают для нижней части города, где ровные маршруты и дневная зарядка. «МиНиН» же будет ходить в верхней части города.
Фото БЕЛТА
Что же касается автобусов, то здесь, наверное, нет, потому что автобусы высокого качества производятся группой ГАЗ. Это наша нижегородская компания, и традиционно мы работаем с ней. Здесь не нужно изобретать велосипед.
— У нас очень много проектов, некоторые из них в очень глубокой стадии проработки. По тракторному проекту (а агротехника белорусского производства очень высокого качества, пользуется огромным спросом у наших аграриев) мы рассматриваем вопросы как совместного сервисного обслуживания (это, наверное, самый простой обязательный проект), так и локализации каких-то моделей.
Сейчас пошла уникальная тема — совместное производство с белорусскими партнерами в Нижегородской области беспилотных летательных аппаратов, причем с компонентной базой нижегородской, которая у нас высокого качества.
Есть как гуманитарные, так и строительные проекты. У нас очень много тем, где мы можем взаимодополнять друг друга. Мы очень похожи с точки зрения того, что у нас нет полезных ископаемых, углеводородов, в основном это обрабатывающая промышленность, наука, высокие технологии.
Кстати, планируется проект и в сфере информационных технологий: наши айтишники будут участвовать в развитии определенных направлений работы по образовательным проектам с использованием виртуальной, дополненной реальности в Беларуси.
В Республике Беларусь также есть прекрасные айтишники и Парк высоких технологий. Мы уже взаимодействуем и будем сотрудничать дальше. То есть безграничное число проектов, которые мы будем развивать активными темпами.
Обычно такого рода мероприятия (Советы делового сотрудничества. — Прим. ред.) проводятся с гораздо меньшей интенсивностью, в течение года, по сути, три раза подводим промежуточные итоги сотрудничества, и каждый раз есть прогресс и прорыв.
В минской школе установили памятник Чкалову, сейчас белорусы строят школу в Арзамасе (новое здание на 1500 мест, суперкомфортное, современное, с лабораториями и обсерваторией), которая тоже носит имя Чкалова. Даже здесь есть символическое совпадение образовательных проектов.
— Школа в Арзамасе — первый пробный проект белорусских строителей в регионе, будут еще?
— Проект готов, госэкспертиза, разрешение на строительство получены, земля выделена, строительные работы начаты, и уже закладываем символический камень в основание школы (капсула с посланием потомкам была заложена на днях с участием Премьер-министра Беларуси Романа Головченко в ходе рабочего визита в Нижний Новгород. — Прим. ред.). Думаю, это доказательство того, что мы очень быстро переходим от слов к делу.
Мы рассматриваем вопрос о строительстве других образовательных учреждений. Во-первых, конкретные локации, которые приоритетны для нас. В проработке — Кстово, Балахна, Нижний Новгород. Во-вторых, мы должны определить ресурсы, потому что в Арзамасе строим за счет национального проекта образования, по другим школам, возможно, будет другая юридическая модель.
— Мы приняли решение за счет региона поддержать этот проект. Для нас очень важно, чтобы белорусы открывали для себя Нижний Новгород, а не только Москву с Санкт-Петербургом. Чтобы нижегородцы ездили в Минск, Брест, другие города Беларуси. В результате с марта перевезено 11 500 человек. Это очень хорошие показатели. Загрузка до 98 процентов, иногда до ста. Бывают моменты, когда 70 процентов (тоже нормальная загрузка во внепиковые периоды работы).
Это говорит о том, что было принято абсолютно правильное решение. Сейчас у нас два рейса в каждую сторону в неделю. Думаю, со временем будем рассматривать увеличение частоты.
Более 22 тысяч белорусов посетили с туристическими целями Нижний Новгород. Еще три года назад было 10 500 человек. Каждый год рост на 20–30 процентов. Это очевидный результат, и мы будем работать, чтобы его приумножить.
Продукт глубокой кооперации
— На мой взгляд, мы демонстрируем невероятную скорость реализации намеченных планов: с белорусами у нас действительно здорово получается. Честно говоря, даже не верится: я проработал в промышленности пять лет, знаю, что такое запустить производство практически с нуля (речь о совместном выпуске электротранспорта на базе предприятия «Нижэкотранс» в Ворсме, где под маркой «МиНиН» осуществляется сборка трамваев и начат выпуск электробусов. — Прим. ред.). Если трамваи — они во многом локализованы с «Белкоммунмашем». Менее чем за год мы имеем 14 машин, причем если первые десять, по сути, были на значимую долю собраны в Минске, то последние четыре — здесь, в Ворсме. Но даже первые десять (корпуса и целый ряд других комплектующих) тоже производились здесь и собирались на площадке в Ворсме, то есть (производилась. — Прим. ред.) финальная сборка.Что касается трамваев, это только уникальный дизайн нашего трамвая «МиНиН», остальная начинка — во многом белорусская модель. А вот электробус, который мы договорились делать вместе, — это уже уникальный продукт, имеющий не только свой уникальный дизайн для Нижнего Новгорода, но и целый ряд технических решений, отличающихся в значительной степени (от исходника. — Прим. ред.). Если бы мы брали стандартный продукт, он по характеристикам схож, аналогичен с производителями, которые традиционно представлены, — это КАМАЗ, ГАЗ. У них в основном дневная зарядка, и они формировали продукт в первую очередь для Москвы и других городов, где более плоский ландшафт. В Нижнем Новгороде 90-метровые склоны и нужна большая мощность батареи. В нашем продукте увеличенная мощность батареи, больший запас хода, отличаются двигатели. Когда здесь был руководитель Правительства (Республики Беларусь Роман Головченко в феврале текущего года. — Прим. ред.), мы еще только обсуждали тему. Уже при моем последующем визите в Минск (в апреле текущего года. — Прим. ред.) мы проводили финальные переговоры, еще не было контракта. И вот мы уже демонстрируем первую модель, собранную здесь, в Ворсме. Это предмет глубокой кооперации, с одной стороны, с другой — уникальный продукт, который мы сможем вместе реализовывать на рынке.
Обновление и экологичность: две задачи в одной
— Трамваи, электробусы — это экологичный вид транспорта. Замена парка на них — это дань моде или желание полностью перевести Нижний Новгород на экотранспорт?— Как председатель госкомиссии по экологии я являюсь свидетелем того, как через замену общественного транспорта на экологичный решается львиная доля показателя национального проекта. Значительная часть загрязнений приходится на общественный (даже не личный) транспорт, который курсирует постоянно. Естественно, значимая доля выбросов обеспечивается им. Поэтому, с одной стороны, мы реализуем экологическую повестку, с другой — переходим на современные комфортные единицы подвижного состава. Человеку неважно, как получать услугу и на каком двигателе происходит тяга. Хотя, конечно, электробус едет тише и комфортнее. Поэтому решаются две задачи одновременно: обновление и экологичность.
— Горожане говорят, что проект «МиНиН» для вас проект личный, почему у вас к нему особое отношение?
— Во-первых, за счет очень амбициозной программы правительства нужно было быстро сформировать параметры для участия в проекте. Мы оказались лидерами — регион № 1 в программе обновления городского электротранспорта (и по трамваям, и по замене рельсового хозяйства, и по количеству электробусов). Понятно, чтобы обеспечить такие результаты отбора, пришлось лично глубоко погружаться в процесс.
Кроме того, общественный транспорт, в принципе, один из самых востребованных горожанами, жителями области сфер в части запроса на улучшение. Что греха таить — недовольны люди качеством общественного транспорта. И там сложно было быть чем-то довольным: все очень изношено, трамваи ржавые, старые, троллейбусы тоже. Автобусы побольше меняли, но тоже есть целый ряд проблем в этой сфере.
Погрузившись в масштабы необходимых ресурсов для решения проблем, естественно, я понял, что этот проект если не № 1, то в топ-5 моих проектов, которыми я должен обязательно заниматься, точно входит.
Занявшись приобретением подвижного состава, мы поняли, что один из лучших вариантов — произвести продукт вместе с белорусскими партнерами, но продукт уникальный. Еще и идея пришла с названием «МиНиН» (которое родилось от сокращенных названий городов Минск и Нижний Новгород. — Прим. ред.)…
—…говорят, что это ваше детище.
— Без ложной скромности — что есть, то есть (улыбается. — Прим. ред.).
— Вы сказали об обновлении городского транспорта и о большой программе. Белорусы также будут вписываться в дальнейшем в обновление подвижного состава, например, со своими троллейбусами и автобусами?
— Два новых белорусских троллейбуса уже курсируют по улицам города, и мы рассматриваем вопрос локализации (производства. — Прим. ред.) троллейбусов. Если будем сохранять часть троллейбусных маршрутов в нижней части города, то рассматриваем такой вариант. В верхней, исторической, — нет, в том числе из соображений эстетики, чистого неба, сохранности фасадов зданий и т.д. Безусловно, если будем развивать эту сеть, думаю, пойдем тем же путем: электробусы, трамваи уже делаем. Все трамваи, которые мы должны (поставить по программе обновления городского электротранспорта. — Прим. ред.), а это 170 штук, мы произведем на совместном предприятии. Что касается электробусов (если будем приобретать еще одну партию), будем смотреть, какие из двух моделей проявят себя лучше: у нас 120 электробусов, из них 62 производятся вместе с «Белкоммунмашем» на Ворсме, а 58 изготовлены группой ГАЗ, которая находится в Нижнем Новгороде. Эти модели немного разные: на ГАЗе делают для нижней части города, где ровные маршруты и дневная зарядка. «МиНиН» же будет ходить в верхней части города.
Фото БЕЛТА
Что же касается автобусов, то здесь, наверное, нет, потому что автобусы высокого качества производятся группой ГАЗ. Это наша нижегородская компания, и традиционно мы работаем с ней. Здесь не нужно изобретать велосипед.
Расширяя горизонты партнерства
— Если посмотреть шире на другие проекты и совместить научный, производственный потенциал, новые наработки, в чем бы вам хотелось еще посотрудничать с нашей страной?— У нас очень много проектов, некоторые из них в очень глубокой стадии проработки. По тракторному проекту (а агротехника белорусского производства очень высокого качества, пользуется огромным спросом у наших аграриев) мы рассматриваем вопросы как совместного сервисного обслуживания (это, наверное, самый простой обязательный проект), так и локализации каких-то моделей.
Сейчас пошла уникальная тема — совместное производство с белорусскими партнерами в Нижегородской области беспилотных летательных аппаратов, причем с компонентной базой нижегородской, которая у нас высокого качества.
Есть как гуманитарные, так и строительные проекты. У нас очень много тем, где мы можем взаимодополнять друг друга. Мы очень похожи с точки зрения того, что у нас нет полезных ископаемых, углеводородов, в основном это обрабатывающая промышленность, наука, высокие технологии.
Кстати, планируется проект и в сфере информационных технологий: наши айтишники будут участвовать в развитии определенных направлений работы по образовательным проектам с использованием виртуальной, дополненной реальности в Беларуси.
В Республике Беларусь также есть прекрасные айтишники и Парк высоких технологий. Мы уже взаимодействуем и будем сотрудничать дальше. То есть безграничное число проектов, которые мы будем развивать активными темпами.
Обычно такого рода мероприятия (Советы делового сотрудничества. — Прим. ред.) проводятся с гораздо меньшей интенсивностью, в течение года, по сути, три раза подводим промежуточные итоги сотрудничества, и каждый раз есть прогресс и прорыв.
В минской школе установили памятник Чкалову, сейчас белорусы строят школу в Арзамасе (новое здание на 1500 мест, суперкомфортное, современное, с лабораториями и обсерваторией), которая тоже носит имя Чкалова. Даже здесь есть символическое совпадение образовательных проектов.
— Школа в Арзамасе — первый пробный проект белорусских строителей в регионе, будут еще?
— Проект готов, госэкспертиза, разрешение на строительство получены, земля выделена, строительные работы начаты, и уже закладываем символический камень в основание школы (капсула с посланием потомкам была заложена на днях с участием Премьер-министра Беларуси Романа Головченко в ходе рабочего визита в Нижний Новгород. — Прим. ред.). Думаю, это доказательство того, что мы очень быстро переходим от слов к делу.
Мы рассматриваем вопрос о строительстве других образовательных учреждений. Во-первых, конкретные локации, которые приоритетны для нас. В проработке — Кстово, Балахна, Нижний Новгород. Во-вторых, мы должны определить ресурсы, потому что в Арзамасе строим за счет национального проекта образования, по другим школам, возможно, будет другая юридическая модель.
Гостям всегда рады
— Чтобы встреч становилось больше, мы запустили прямой авиарейс, который летает дважды в неделю, в то же время в скором времени планируется запуск и ж/д сообщения. Пользуется ли рейс популярностью, раз решились на поезд?— Мы приняли решение за счет региона поддержать этот проект. Для нас очень важно, чтобы белорусы открывали для себя Нижний Новгород, а не только Москву с Санкт-Петербургом. Чтобы нижегородцы ездили в Минск, Брест, другие города Беларуси. В результате с марта перевезено 11 500 человек. Это очень хорошие показатели. Загрузка до 98 процентов, иногда до ста. Бывают моменты, когда 70 процентов (тоже нормальная загрузка во внепиковые периоды работы).
Это говорит о том, что было принято абсолютно правильное решение. Сейчас у нас два рейса в каждую сторону в неделю. Думаю, со временем будем рассматривать увеличение частоты.
Более 22 тысяч белорусов посетили с туристическими целями Нижний Новгород. Еще три года назад было 10 500 человек. Каждый год рост на 20–30 процентов. Это очевидный результат, и мы будем работать, чтобы его приумножить.