Сергей Кремко: главный принцип - зарабатывать много и тратить с умом
21.01.2020 09:15:00
Наталья ЧАСОВИТИНА
Мое первое знакомство с Сергеем Витальевичем случилось два года назад, когда по заданию редакции я приезжала в ПК имени В.И. Кремко Гродненского района. До общения с ним слышала, что человек он строгий, где-то даже жесткий и суровый. Но пока разговаривали, опасения эти развеялись сами собой, зато возникло чувство, будто знаю человека не первый год. К тому же в подарок получила книгу с автографом Сергея Витальевича об его отце, бывшем руководителе сельхозпредприятия, Герое Беларуси Виталии Кремко. Зная, что в Квасовку из Гродно я добиралась на общественном транспорте, а в этот день меня ждали еще в другом хозяйстве, Кремко распорядился отвезти меня туда на своей машине, хотя совсем не обязан был это делать. И только немногим позже, прочитав подаренную книгу, поняла: иначе и быть не могло у таких сельских интеллигентов, как Кремко. Культура и отношение к людям заложены, скорее всего, на генном уровне и впитаны, как говорится, с молоком матери.
На этот раз с Сергеем Кремко мы общались накануне его полувекового юбилея, который он отмечает сегодня. Возраст, когда впереди еще достаточно планов и реализаций, но уже многое сделано и можно оглянуться назад, подвести промежуточные итоги. Тем более что достигнуто немало, а Сергей Витальевич состоялся как руководитель, крупный организатор сельхозпроизводства и сегодня о нем информации в интернете уже не меньше, чем об отце, Виталии Кремко. И статьи чаще встречаются с названиями наподобие «Сын за отца». Так или иначе, но эти две личности переплетаются и будут переплетаться постоянно. Я часто думала, не обижает ли это преемников или родственников, которым приходилось выбрать такую же карьеру. Конечно, столкнулся с этим и Сергей Витальевич:
— Когда я был еще заместителем, один из чиновников в частном разговоре мне сказал: «Даже если станешь вместо отца, всегда будешь его тенью». Тогда меня это обижало. Но что в таком случае делать? Сложить руки и отступить? Ну нет. Меня волновало больше то, что отец оставил такую махину без копейки долга. Значит, мне нужно было в первую очередь эту планку держать. Отец всегда меня предупреждал: «Смотри не закредитуйся. Следи за экономикой, не трать впустую деньги». А все остальные чьи-то слова, сравнения… Все это глупости.
— Виталий Ильич был для вас два в одном — наставник по работе и родной человек. Какие качества переняли от него и как руководитель, и как отец?
— Думаю, что это видно больше со стороны. Признаюсь, мне бы очень хотелось услышать сегодня позицию отца по этому поводу. Чтобы он сказал, что так, а что не так. Думаю, жесткий характер, требовательность и дисциплина — это от отца. Без требовательности, дисциплины на производстве иногда нельзя, при этом нужно быть справедливым к людям, уметь слышать и слушать. Что касается отцовства, мои сыновья так же редко меня видят, как и мы своего. Все воспитание легло на плечи жен, это и надежный тыл, и поддержка, и опора, и забота.
— Но и у человека, даже с такой «кремниевой» фамилией, есть какие-то слабости, увлечения, в конце концов. Может, в обычной жизни вы абсолютно другой?
— До чужих девчат не падкий, на спиртное нет времени. А если серьезно, то я обыкновенный. Всю жизнь люблю слушать музыку, популярную и классику. Смотрю юмористические передачи, комедии, серьезные и старые фильмы — «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень». Люблю охоту, хотя так активно, как раньше, не получается заниматься этим делом. Опять же, смотрю фильмы об охоте.
— Хозяйств, гремевших в советские времена и продолжающих держать высокую планку, не так уж и много. Я припомню Снов, Вертелишки, Обухово… Можно получить хороший фундамент, а при неумелом руководстве растерять все. Сколько стоит дом на старых опорах?
— Да, «Прогресс» в Вертелишках при Федоре Сенько и Александре Дубко, с которыми начинал мой отец как специалист-агроном и заместитель руководителя, во времена Союза гремел, это был высший пилотаж. Но колхоз «Октябрь», куда отец пришел руководителем в 1984 году, и близко не был передовым. Наоборот, находился на грани такого же развала, как и вся большая страна. Ходить по улицам можно было только в резиновых сапогах, ни одного газифицированного объекта, вода ржавая, фронтовые и разбитые дороги, пока свой асфальтовый завод не появился. В 1990-е годы — а вы сами понимаете, какими они тяжелыми были, — здесь началось строительство жилья и перерабатывающих предприятий. Я помню многих специалистов, ушедших из жизни и ныне живущих, которые создавали тогда все это. С ними можно было строить даже в развалинах и на пепелище. Сейчас, к сожалению, все намного сложнее, молодежь совсем другая.
— А в чем?
— Когда-то про отца писали, что он трудоголик. Тогда кадровый вопрос не стоял так остро, как сейчас. Он был жестким руководителем и мог менять специалистов и простых работников. Сегодня я не могу себе этого позволить в силу простых причин: вакансии есть, кадров — нет. Причем это касается абсолютно всех категорий. Да, более высокие требования, нужны высококвалифицированные специалисты, которые готовы к работе на селе. Приходят выпускники-специалисты, и требования уже не у меня, а у них. Причем разве на таком оборудовании и в таких условиях, как раньше, им предлагают работать? Зарплаты у нас неплохие — в среднем по итогам 2019 года получилось 1168 рублей, а вакансии не закрываются. Какой выход из этой ситуации? С помощью модернизации производства проводить оптимизацию. Не 10 обычных тракторов, а 4, но энергонасыщенных. Не 20 комбайнов, а 14, как сейчас. Не обычные фермы, а роботизированные, где вместо 10 операторов 5. То же самое и в остальных отраслях. Приведу пример, хотя торговля не считается сельскохозяйственной отраслью. В 2004 году в ПК работало 1370 человек, из них в торговле — порядка 130. Сегодня работающих всего 755 человек, в том числе в торговле — 167.
— Но каким же тогда человеком нужно быть, чтобы остаться в деревне?
— Прежде всего четко понимающим жизнь на селе. Приходит выпускница вуза и просит взять ее селекционером. Хорошо, согласен, предлагаю общежитие. Ой, нет! Лучше ездить из Гродно. Это не то. Чтобы на селе работать, нужно здесь жить, всему остальному научим, если надо — подскажем и поможем. Я сам в деревне всю свою сознательную жизнь, этим не болею.
— До отцовского стажа на руководящем посту вам еще 10 лет, да и это далеко не предел. Часто руководитель присматривает себе достойного преемника, чтобы было кому потом по возможности передать хозяйство. Не хотелось бы, чтобы труд пропал, а ведь нередко и такое случается.
— Я еще не думал об этом, да и это не личное хозяйство. Я лишь могу порекомендовать кого-то. Но, повторюсь, пока таких мыслей не возникало.
— В 1988 году было посажено первое дерево фруктового сада колхоза «Октябрь». За это время и вы наверняка посадили не одно деревце. Дом построили, сыновей вырастили.
— 21 февраля будет 27 лет, как вообще работаю в этом хозяйстве. И в должности агронома-агрохимика продолжал сажать деревья в том саду. Сколько их было, не могу сказать. От тех первых яблонь ничего не осталось: они, к сожалению, так долго не живут. Но появился новый сад, даже 5 гектаров черешни. К тому же посаженных мной деревьев хватает и возле собственного дома. Так что в этом плане я свою миссию выполнил.
— Чтобы умело руководить хозяйством, независимо от того, каких оно размеров, нужно полностью посвятить себя работе. Сейчас в ПК имени В.И. Кремко не одна и не две фермы, а свинокомплекс на 35 тысяч голов. Кроме этого, 8,5 тысячи голов КРС плюс 2 тысячи голов быков на откорме. В хозяйстве развитая сетевая торговля «Квасовский», включающая 5 магазинов и два кафе-ресторана «Уют» и «Квасовский двор», от которой сельхозпредприятие получает 30 процентов от всей денежной выручки. Немалая и сеть перерабатывающих предприятий: комбикормовый цех, цех мясопереработки, пилорама, столярный цех, растворо-бетонный узел, цех по производству тротуарной плитки и заборных плит, цех по переработке масличных культур. Есть собственная аккредитованная лаборатория, специалисты которой осуществляют постоянный контроль качества как используемого в производстве сырья, так и готовых изделий. Но чья это заслуга, руководителя?
— Руководителем я стал 11 марта 2007 года. Долгое время до этого работал у отца агрономом-агрохимиком, главным агрономом, заместителем по растениеводству. Мне достался крепкий остов, у него многому можно было поучиться. Главный принцип в его работе — не брать больших кредитов, справляться своими силами. Зарабатывать собственные деньги и тратить их с умом. К моему счастью, нам удается сегодня это делать, хотя за этот год экономика сильно упала. Много вложили в строительство. Но мы не кредитовались. Долги, которые есть, при необходимости можем погасить сразу. Только пока нет в этом смысла — они долгосрочные. Живем сегодня по своим средствам. Мы не столько увеличили производство, сколько улучшили его качество и модернизировали. Например, когда я принимал хозяйство, было 27 000 голов свиней, сегодня — 35 000. Было 10 000 голов КРС. Я не увеличил дойное стадо и общее поголовье, а несколько сократил, но получали около 8 тысяч килограммов молока от коровы, по этому году где-то 9300. Последние годы упали и урожаи — погода внесла свои коррективы. Тем не менее экономику удавалось и удается удерживать. Я считаю принципиальным решением модернизацию основных фондов. Причем это касается и улучшения условий хранения зерна, овощей. Мы достроили фруктоовощехранилище до емкости 8 тысяч тонн, расширили сад с 250 до 320 гектаров. Когда-то была ликвидирована конфетная фабрика, еще с отцом обсуждали, что вместо нее можно сделать. И позже приняли единоличное решение — фабрику сменил цех по переработке плодоовощного и ягодного сырья.
При передаче мясокомбината он практически не работал. Нужна была модернизация, а средств не хватало. Сегодня в цехе новая линия, предприятие перерабатывает не менее 40 процентов собственной свинины. Трудится 30 человек в одну смену, ежедневно выпускают 1200 килограммов продукции 40—50 видов. Главное, нет замороженной, добились хорошего выхода собственного качественного мяса. И мне, как руководителю, прежде всего приятно, что в фирменных магазинах и ресторанах продукция предприятия востребована.
— Когда я два года назад работала над материалом о Виталии Ильиче Кремко, один из его бывших коллег, главный экономист колхоза «Октябрь» Николай Владимирович Гаврусейко, процитировал своего начальника: «Без простых колхозников мы с тобой никто». От кого на ваш взгляд зависит успех предприятия?
— От руководителя как стратега и хорошей сплоченной команды специалистов прежде всего, не говоря об обычных работниках. Неправильно вешать все лавры победителя на одного начальника, я в этом абсолютно уверен. Кто доит, кто сеет, кто кормит? Вот кому мы должны быть благодарны.
Огромная семья Кремко за одним столом чаще собиралась при жизни Виталия Ильича и Валентины Ивановны. Наверное, так и случается, когда взрослые дети, как птенцы, разлетаются, создавая свои семейные гнезда. И все же в честь 50-летия Сергея Витальевича за большим праздничным столом соберутся не только друзья и коллеги, но и самые родные и близкие люди.
chasovitina@sb.by
Фото из архива газеты «Перспектива»
«Сельская газета» присоединяется ко всем сказанным поздравлениям и пожеланиям. Здоровья Вам, Сергей Витальевич, Вашей семье, оптимистической энергии на много-много лет вперед, чтобы все, за что Вы взялись, приносило только положительные эмоции и веру в будущее!