Развитие национальной системы образования обсудили на совещании у Президента
23.08.2022 21:26:31
Перспективы белорусской образовательной сферы, оптимальная модель перехода учащихся от средней к высшей ступени, новые подходы к организации учебного процесса и итоговой аттестации выпускников школ. Президент провел совещание о развитии национальной системы образования
Во многом это традиционная встреча в преддверии Дня знаний, во время которой звучат доклады о готовности к новому учебному году. Однако на этот раз формат несколько изменен: был приглашен более широкий круг ответственных и заинтересованных лиц, которые знают систему образования, как говорится, изнутри. В ходе разговора Александр Лукашенко напомнил о своем требовании:
— В начале года мы значительно обновили Кодекс об образовании и правила приема в техникумы и вузы. В настоящее время проводится серьезная корректировка законодательства, прошла в обновленном формате вступительная кампания.
Доклады об итогах этой работы подготовили заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко и министр образования Андрей Иванец. Белорусский лидер обратил внимание на то, что основные нововведения в соответствии с кодексом и правилами приема планируются с 2023‑го. Александр Лукашенко при этом подчеркнул:
— Cкоро, фактически с началом учебного года, мы дадим старт новой вступительной кампании. Я хочу услышать от присутствующих, какова готовность системы образования, местных органов власти, высшей школы к этим новациям.
Президент заострил внимание участников совещания на принципиальном моменте:
— Вы знаете, что главный принцип моей политики в образовании — справедливое отношение к каждому человеку и обеспечение равных возможностей для обучения. Правда, я так подумал над этим тезисом и сделал вывод, что как никогда раньше такие возможности есть. Особенно, что касается целевого направления ребят и девчонок для обучения в вузе.
— Мне очень важно услышать о вашем видении ситуации в системе, еще раз обсудить реализацию новых подходов к организации учебного процесса, итоговой аттестации выпускников школ и гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Также нужно рассмотреть проблемные вопросы — и такие вопросы, я уверен, имеются. Хотелось бы, чтобы они сегодня прозвучали.
Белорусский лидер настроил всех присутствовавших на откровенный разговор:
— Если есть какие-то сомнения в принятых решениях, вы видите потенциальные проблемы — давайте сейчас их обсудим.
— Особенность централизованного тестирования этого года заключается в том, что с учетом пожеланий родителей абитуриентов мы максимально задействовали выходные дни как для подачи документов, так и для тестирования. Увеличили время для выполнения теста по математике и физике с трех до трех с половиной часов. Планируем сохранить эти новации и в последующем.
Значительно выросло число абитуриентов, которые выбрали тестирование по математике и физике. Испытания по этим предметам в 2022‑м сдавали больше на 1600 и 1295 человек соответственно. Эта тенденция связана с появлением новых актуальных специальностей («урбанология и сити-менеджмент», «геоинформационные технологии в туристической и экскурсионной деятельности», «биоинформатика и биоинженерия»), а также с возросшим спросом на рынке труда специалистов именно с инженерным образованием.
— Абсолютный результат в 100 баллов показали 337 абитуриентов, — дополнил Игорь Петришенко. — Причем у Анастасии Бильдь, выпускницы средней школы № 8 города Лиды, которая также является выпускницей Национального детского технопарка, такой результат сразу по трем предметам. Сейчас она зачислена на факультет компьютерных систем и сетей БГУИР. Это еще раз подтверждает важность вашего решения, Александр Григорьевич, о создании детского технопарка и необходимости продолжения системных мер по выявлению одаренных обучающихся в каждом регионе, их сопровождении при профессиональной ориентации и определении для них отдельной образовательной траектории.
Заместитель Премьер-министра также подчеркнул, что результаты выпускников лицеев и гимназий традиционно на 10 — 12 баллов превосходят результаты выпускников средних школ. Однако в целом ЦТ показало достаточно высокий уровень подготовки всех выпускников.
Нынешний министр образования Андрей Иванец дополнил:
— Мы модернизировали существующую систему. В рамках проведения единого централизованного экзамена будет новая структура теста: будем минимизировать количество заданий, где есть возможность выбора (или угадывания), это позволит во многом увидеть абитуриента.
Обосновывая решение по совмещению школьного экзамена и ЦТ, Андрей Иванец отметил, что нынешний формат ЦТ хорошо себя зарекомендовал с точки зрения справедливости. Эта форма полностью исключает коррупционные риски и человеческий фактор. Более того, все задания подобраны таким образом, что уровень сложности для выпускников по всей стране единый и соответствует школьной программе. А потому полностью отказываться от такого формата, считают представители системы образования, преждевременно.
Самым проблемным и центральным вопросом стала система отбора абитуриентов: как эффективно соединить среднюю систему образования с высшей. Президент подошел к этому аспекту со свойственной ему скрупулезностью, задавая участникам порой неудобные вопросы. Самое главное, что он хотел услышать от собравшихся: а что в перспективе? Как будет выглядеть вступительная кампания не только в следующем году, но и в будущем?
Здесь требования Александра Лукашенко четкие: видеть за экзаменами каждого абитуриента и понимать стратегию отбора выпускников в будущем. Нельзя проводить эксперименты каждую вступительную кампанию, ведь некоторые ошибки потом можно исправлять десятилетиями, подчеркнул Президент:
— Нужно попасть в точку.
И эта точка, кстати, пока не поставлена. Чуть позже в беседе с журналистами Андрей Иванец более подробно расскажет:
В целом вступительная кампания — 2023 пройдет по объявленным правилам. В конце учебного года учащиеся 11‑х классов будут сдавать совмещенные с ЦТ экзамены, а также дополнительное ЦТ для поступления в вуз в зависимости от выбранной специальности. Но, вполне возможно, некоторые изменения все-таки коснутся вступительной кампании.
К примеру, будет не два совмещенных экзамена, а больше и на выбор. С окончательным решением Министерство образования затягивать не собирается и представит Президенту до конца года.
— Все развивается очень динамично, и вопросы, которые требуют безотлагательных решений, должны быть приняты, можно сказать, уже сегодня. Проведение централизованного экзамена — это всего лишь элемент вступительной кампании, и в этой связи мы должны посмотреть, каким этот централизованный экзамен должен быть и какие еще дополнительные вступительные испытания могут быть в каждом конкретном университете либо в группе университетов на конкретные специальности, — уточнил министр.
В ходе мероприятия участники достаточно подробно обсудили вопрос организации питания в школах, а также увеличение целевого набора по различным специальностям.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Игорь Петришенко, заместитель Премьер-министра:
— Мы должны видеть потенциального специалиста еще со школьной скамьи, чтобы ввести его в ту профессию, в которой он сможет качественно реализовать себя на благо нашей страны и наших людей. Глава государства поставил для этого конкретные задачи: мы должны сконцентрировать эту работу предметно. И даже если по знаниям учащийся недотягивает, но у него твердый, мощный внутренний стержень, то знания он наверстает, и из него получится хороший специалист или управленец: врач, бухгалтер, инженер, строитель… Важно то, что мы ведем конкретную траекторию по отбору и реализации талантов наших детей не только в детском технопарке, но и по другим направлениям, в специализированных классах.
Что касается проблемы недобора на ряд специальностей в вузы, которая отмечалась в 2021‑м, то в этом году недобрали всего 86 человек: в Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию на специализацию «зоотехния» и в Могилевский институт пищевых продуктов на специальность технолога. Важно, что места на педагогические специальности в вузах полностью укомплектованы. В Белорусском государственном педагогическом университете был конкурс при поступлении на получение специальности учителя математики, физики. Это говорит о том, что уровень преподавания в школах значительно возрастает, поскольку приходят очень подготовленные и, самое главное, мотивированные выпускники.
Президентом также сделан акцент на выполнении задач, связанных с материально-техническим обеспечением, безопасностью учащихся, готовностью детей и их родителей к новому учебному году. Отдельно обсуждалась организация питания. Глава государства обратил особое внимание на необходимости четкой, рациональной и эффективной работы всех органов и структур в этом направлении.
konoga@sb.by
kryat@sb.by
demeshko@sb.by
Фото БЕЛТА
Во многом это традиционная встреча в преддверии Дня знаний, во время которой звучат доклады о готовности к новому учебному году. Однако на этот раз формат несколько изменен: был приглашен более широкий круг ответственных и заинтересованных лиц, которые знают систему образования, как говорится, изнутри. В ходе разговора Александр Лукашенко напомнил о своем требовании:
— Вы знаете, что главный принцип моей политики в образовании — справедливое отношение к каждому человеку и обеспечение равных возможностей для обучения... Поэтому учителя, выпускники и их родители должны четко знать все правила.
«Времени на раскачку нет»
В начале разговора Глава государства указал на нюансы нынешнего учебного года, чем объясняется особый формат совещания:— В начале года мы значительно обновили Кодекс об образовании и правила приема в техникумы и вузы. В настоящее время проводится серьезная корректировка законодательства, прошла в обновленном формате вступительная кампания.
Доклады об итогах этой работы подготовили заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко и министр образования Андрей Иванец. Белорусский лидер обратил внимание на то, что основные нововведения в соответствии с кодексом и правилами приема планируются с 2023‑го. Александр Лукашенко при этом подчеркнул:
— Cкоро, фактически с началом учебного года, мы дадим старт новой вступительной кампании. Я хочу услышать от присутствующих, какова готовность системы образования, местных органов власти, высшей школы к этим новациям.
Президент заострил внимание участников совещания на принципиальном моменте:
— Вы знаете, что главный принцип моей политики в образовании — справедливое отношение к каждому человеку и обеспечение равных возможностей для обучения. Правда, я так подумал над этим тезисом и сделал вывод, что как никогда раньше такие возможности есть. Особенно, что касается целевого направления ребят и девчонок для обучения в вузе.
Целевое направление — это большая льгота. Те, кто неплохо занимался в школе, имеют возможность поступить в вуз… Поэтому учителя, выпускники и их родители должны четко знать все правила.Глава государства напомнил, что на прошлом совещании в ноябре 2021 года, посвященном образованию, бывший министр Игорь Карпенко докладывал о приоритетных направлениях развития отрасли, которые в целом были поддержаны. Новый министр образования Андрей Иванец получил хороший задел, но по отдельным вопросам у него есть свое мнение. Обращаясь к министру, Александр Лукашенко акцентировал:
— Мне очень важно услышать о вашем видении ситуации в системе, еще раз обсудить реализацию новых подходов к организации учебного процесса, итоговой аттестации выпускников школ и гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Также нужно рассмотреть проблемные вопросы — и такие вопросы, я уверен, имеются. Хотелось бы, чтобы они сегодня прозвучали.
Белорусский лидер настроил всех присутствовавших на откровенный разговор:
— Если есть какие-то сомнения в принятых решениях, вы видите потенциальные проблемы — давайте сейчас их обсудим.
Времени на раскачку практически нет. И в случае ошибки люди уже нас просто не простят. Сколько раз мы будем возвращаться к системе образования с точки зрения ее реформирования и совершенствования? Большая часть наших граждан так или иначе связана с системой образования.
Заметные тенденции
Первым свой доклад озвучил вице-премьер Игорь Петришенко. Подводя итоги вступительной кампании, отметил, что она прошла спокойно. Конечно, выявлялись отдельные нарушения, однако по ним незамедлительно принимались меры. А поступающие от граждан вопросы и заявления оперативно рассматривались госкомиссией. В целом же, констатировал заместитель Премьер-министра, основные подходы к организации вступительной кампании сохранились, а вот особенности были:— Особенность централизованного тестирования этого года заключается в том, что с учетом пожеланий родителей абитуриентов мы максимально задействовали выходные дни как для подачи документов, так и для тестирования. Увеличили время для выполнения теста по математике и физике с трех до трех с половиной часов. Планируем сохранить эти новации и в последующем.
Значительно выросло число абитуриентов, которые выбрали тестирование по математике и физике. Испытания по этим предметам в 2022‑м сдавали больше на 1600 и 1295 человек соответственно. Эта тенденция связана с появлением новых актуальных специальностей («урбанология и сити-менеджмент», «геоинформационные технологии в туристической и экскурсионной деятельности», «биоинформатика и биоинженерия»), а также с возросшим спросом на рынке труда специалистов именно с инженерным образованием.
— Абсолютный результат в 100 баллов показали 337 абитуриентов, — дополнил Игорь Петришенко. — Причем у Анастасии Бильдь, выпускницы средней школы № 8 города Лиды, которая также является выпускницей Национального детского технопарка, такой результат сразу по трем предметам. Сейчас она зачислена на факультет компьютерных систем и сетей БГУИР. Это еще раз подтверждает важность вашего решения, Александр Григорьевич, о создании детского технопарка и необходимости продолжения системных мер по выявлению одаренных обучающихся в каждом регионе, их сопровождении при профессиональной ориентации и определении для них отдельной образовательной траектории.
Заместитель Премьер-министра также подчеркнул, что результаты выпускников лицеев и гимназий традиционно на 10 — 12 баллов превосходят результаты выпускников средних школ. Однако в целом ЦТ показало достаточно высокий уровень подготовки всех выпускников.
Исключить коррупционные риски
Впрочем, с озвученными цифрами Президент знаком. А потому, давая слово докладчикам, ориентировал их не на сухие отчеты. Вот и закономерный вопрос:— Что в сухом остатке, выводы какие? В обществе много точек зрения — и ЦТ отменить, и принимать экзамены, как это было в наше с вами время…Бывший министр образования Игорь Карпенко детально обрисовал предлагаемую схему: 11‑классники будут проходить два испытания (по математике и одному из государственных языков) в форме тестирования. В итоге выпускник одновременно получит оценку по этим предметам в аттестат, а также сертификаты, с которыми может поступать в вуз.
Нынешний министр образования Андрей Иванец дополнил:
— Мы модернизировали существующую систему. В рамках проведения единого централизованного экзамена будет новая структура теста: будем минимизировать количество заданий, где есть возможность выбора (или угадывания), это позволит во многом увидеть абитуриента.
Обосновывая решение по совмещению школьного экзамена и ЦТ, Андрей Иванец отметил, что нынешний формат ЦТ хорошо себя зарекомендовал с точки зрения справедливости. Эта форма полностью исключает коррупционные риски и человеческий фактор. Более того, все задания подобраны таким образом, что уровень сложности для выпускников по всей стране единый и соответствует школьной программе. А потому полностью отказываться от такого формата, считают представители системы образования, преждевременно.
Центральный вопрос
В целом в ходе совещания Глава государства обсудил с его участниками три главные темы. Прежде всего непосредственно сам образовательный процесс в школах и университетах. Второй пласт — кадровая работа. Это, по мнению Александра Лукашенко, зона ответственности руководителя каждого конкретного учреждения образования.Самым проблемным и центральным вопросом стала система отбора абитуриентов: как эффективно соединить среднюю систему образования с высшей. Президент подошел к этому аспекту со свойственной ему скрупулезностью, задавая участникам порой неудобные вопросы. Самое главное, что он хотел услышать от собравшихся: а что в перспективе? Как будет выглядеть вступительная кампания не только в следующем году, но и в будущем?
Здесь требования Александра Лукашенко четкие: видеть за экзаменами каждого абитуриента и понимать стратегию отбора выпускников в будущем. Нельзя проводить эксперименты каждую вступительную кампанию, ведь некоторые ошибки потом можно исправлять десятилетиями, подчеркнул Президент:
— Нужно попасть в точку.
И эта точка, кстати, пока не поставлена. Чуть позже в беседе с журналистами Андрей Иванец более подробно расскажет:
— Центральный вопрос, который поставил Глава государства перед всей системой образования: как нам справедливо отобрать абитуриента, который должен прийти мотивированным в университет? Не просто для процесса обучения, а для того, чтобы в последующем продолжить свою работу в реальном секторе экономики нашей страны.Всем участникам совещания белорусский лидер поставил задачу до нового года внести предложения: или в стране сохраняют существующие подходы, или вводят необходимые новации для того, чтобы «увидеть абитуриента».
В целом вступительная кампания — 2023 пройдет по объявленным правилам. В конце учебного года учащиеся 11‑х классов будут сдавать совмещенные с ЦТ экзамены, а также дополнительное ЦТ для поступления в вуз в зависимости от выбранной специальности. Но, вполне возможно, некоторые изменения все-таки коснутся вступительной кампании.
К примеру, будет не два совмещенных экзамена, а больше и на выбор. С окончательным решением Министерство образования затягивать не собирается и представит Президенту до конца года.
— Все развивается очень динамично, и вопросы, которые требуют безотлагательных решений, должны быть приняты, можно сказать, уже сегодня. Проведение централизованного экзамена — это всего лишь элемент вступительной кампании, и в этой связи мы должны посмотреть, каким этот централизованный экзамен должен быть и какие еще дополнительные вступительные испытания могут быть в каждом конкретном университете либо в группе университетов на конкретные специальности, — уточнил министр.
В ходе мероприятия участники достаточно подробно обсудили вопрос организации питания в школах, а также увеличение целевого набора по различным специальностям.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Игорь Петришенко, заместитель Премьер-министра:
— Мы должны видеть потенциального специалиста еще со школьной скамьи, чтобы ввести его в ту профессию, в которой он сможет качественно реализовать себя на благо нашей страны и наших людей. Глава государства поставил для этого конкретные задачи: мы должны сконцентрировать эту работу предметно. И даже если по знаниям учащийся недотягивает, но у него твердый, мощный внутренний стержень, то знания он наверстает, и из него получится хороший специалист или управленец: врач, бухгалтер, инженер, строитель… Важно то, что мы ведем конкретную траекторию по отбору и реализации талантов наших детей не только в детском технопарке, но и по другим направлениям, в специализированных классах.
Что касается проблемы недобора на ряд специальностей в вузы, которая отмечалась в 2021‑м, то в этом году недобрали всего 86 человек: в Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию на специализацию «зоотехния» и в Могилевский институт пищевых продуктов на специальность технолога. Важно, что места на педагогические специальности в вузах полностью укомплектованы. В Белорусском государственном педагогическом университете был конкурс при поступлении на получение специальности учителя математики, физики. Это говорит о том, что уровень преподавания в школах значительно возрастает, поскольку приходят очень подготовленные и, самое главное, мотивированные выпускники.
Президентом также сделан акцент на выполнении задач, связанных с материально-техническим обеспечением, безопасностью учащихся, готовностью детей и их родителей к новому учебному году. Отдельно обсуждалась организация питания. Глава государства обратил особое внимание на необходимости четкой, рациональной и эффективной работы всех органов и структур в этом направлении.
konoga@sb.by
kryat@sb.by
demeshko@sb.by
Фото БЕЛТА