Главный тренер сборной Беларуси по гимнастике планирует привлечь в состав украинскую спортсменку
10.03.2016 22:16:44
С женской сборной Беларуси Олег Остапенко работает два месяца. Немного. Но уже интересно. Годы, когда белорусская гимнастика гремела по всему миру, остались в далеком прошлом: сегодня на чемпионатах мира честь страны защищают приглашенные американки. Олег Васильевич также думал закончить карьеру. Весьма славную: в разные годы к мировым успехам украинский тренер приводил и двукратную олимпийскую чемпионку Лилию Подкопаеву, и Викторию Карпенко. Именно Остапенко открыл миру феномен бразильских гимнасток, когда вывел на вершину Дайану Дос Сантос и Жаде Барбозу. Кто–то из спортсменок, к становлению которых приложил руку Остапенко, наверняка будет бороться за пьедестал и через несколько месяцев — на домашней Олимпиаде в Рио–де–Жанейро. Но сам наставник переквалифицироваться в зрителя передумал. В декабре он в очередной раз решил попытаться пройти путь от подножия чемпионской пирамиды до ее вершины.
— Два месяца — достаточный срок, чтобы оценить потенциал белорусской гимнастики?
— Представление о положении здешних дел я для себя уже давно составил, за эти месяцы провел несколько сборов... Не могу сказать, что увиденное меня удивило, но разочаровало точно. Белорусская гимнастика, которая во времена СССР всегда была на ведущих ролях, опустилась ниже некуда. Причин много, но главная, по–моему, в том, что про этот вид спорта на каком–то этапе просто забыли. Прекратилось финансирование, разъехались тренеры... А без профессиональных тренеров уровень спортсменов очень быстро становится любительским. Я успел оценить подготовку лучших детей, которые приезжают на сборы в Минск, и могу лишь догадываться о том, что из себя представляют остальные. Да и взрослых спортсменок раз–два и обчелся.
— Вы видели белорусских американок?
— Записи их выступлений просматриваю на компьютере регулярно. Вчера вот смотрел программу Кайли Диксон, которая должна поехать от Беларуси на квалификационный олимпийский турнир. Хочу сказать, что за прошедшее после чемпионата мира в Глазго время она заметно прибавила. Если бы в Беларуси таких девочек было хотя бы шесть, нам можно было бы работать и на что–то надеяться. А так одна–две неплохие спортсменки есть разве что среди юниорок.
— Тем не менее в прошлом году приглашение Алаины
|
Кван и Кайли Диксон вызвало серьезные споры среди болельщиков и специалистов.
— Я не могу представить, кто из белорусских спортсменок на данный момент мог бы прибавить настолько, чтобы составить реальную конкуренцию Кван и Диксон. По многим причинам. Например, девушки набрали лишний вес. Есть такая спортсменка Наташа Якубова. Если спортсменка уберет 6 — 7 килограммов, можно говорить о том, что она способна достичь определенного уровня. Но это на словах выглядит легко, а на практике для этого нужны сильный характер, мотивация, работоспособность... Так что я не очень понимаю, чье место заняли и кому помешали американки.
— Может показаться, что отсутствие прогресса у белорусских спортсменок напрямую связано с тем, что они попросту не верят, что способны вырасти...
— Совершенно верно. Они ведь неглупые девочки и прекрасно понимают, что при существовавшей постановке работы они не могли прогрессировать. Спортсменки выезжали на международные старты, могли оценить, с какими программами и элементами выступают там соперницы. От этого очень быстро опускаются руки. Поэтому сейчас я и пытаюсь создать обстановку, в которой рост спортсменок стал бы возможен, а девушки поверили бы в себя. Но для этого необходимо очень много работать. Готовы ли они на это пойти? Первые тренировки показали, что готовы не все. Впрочем, кто–то пока держится, кому–то даже нравится. Терпят.
— Есть мнение, что присутствие на тренировках сборной Алаины Кван и Кайли Диксон могло бы ускорить прогресс белорусских гимнасток.
— Конечно, это был бы лучший вариант, но он пока, к сожалению, невозможен. Поэтому в качестве такого «образца» я взял с собой девочку из Украины Диану Варинскую. С перспективой, что в будущем она сможет выступать за Беларусь. Ее родители, узнав, что я буду работать здесь, дали согласие, чтобы Диана приняла белорусское гражданство. Пока, правда, этот вопрос еще не решен, но спортсменка уже работает вместе с белорусской сборной и показывает гимнастику, на которую должны равняться местные спортсменки.
— Чего белорускам не хватало в первую очередь: дисциплины, нагрузок, техники?
— Всего вместе. Но винить в этом кого–то из спортсменок я не могу: все это должны обеспечивать тренеры. Тренер набирает группы и делает все возможное для роста подопечных. У тренеров, конечно, свои аргументы: мы мало получаем, нет стимула, нет мотивации... Известный набор. Который лишь подтверждает: работа идет на любительском уровне.
— Нынешнюю сборную Беларуси еще можно спасти?
— Можно реанимировать, но при достаточном времени и с условием, что внимание гимнастике будут уделять не только на словах. Сейчас определенный прогресс я вижу, но думать нужно не только о национальной команде. Один Олег Остапенко ничего не сделает. Я могу взять одну гимнастку и вести ее на пьедестал. Чтобы говорить о командном прогрессе, хороший тренер должен быть в Могилеве, Гомеле, других городах. Сборная базируется на региональных школах и никак иначе.
— У вас уже был опыт подъема к мировым пьедесталам сборной Бразилии. Белорусская ситуация чем–то похожа на ту, с которой вы столкнулись в Латинской Америке?
— Нет, в Бразилии было проще. В том смысле, что на момент моего приезда целенаправленно там никто не работал с гимнастикой, да и вообще индивидуальные виды спорта развивались слабо. Когда у меня спросили, что нужно, чтобы изменить ситуацию, я сказал: приглашайте всех детей на сбор — будем смотреть и решать. Приехало где–то 50 гимнасток, которые занимались в различных клубах. Уровень их подготовки был откровенно слабым, многое предстояло исправлять, но физическая подготовленность этих спортсменок позволяла надеяться на прогресс. Я оставил 15 человек, для девушек сняли дом, организовали возможность учиться и тренироваться. Это, к слову, был уже второй год олимпийского цикла, но благодаря природным данным спортсменок и их работоспособности через год и восемь месяцев после начала моей работы мы стали восьмыми на чемпионате мира в Анахайме.
— Чемпионки мира Дайана Дос Сантос и Жаде Барбоза — из той команды?
— Барбоза пришла чуть позже, а вот Дос Сантос, Даниэле Иполито и Даис Соуза начинали в моем первом наборе. После этого в Бразилии начался настоящий бум гимнастики: появились спонсоры, средства, стало легче работать. Но, повторюсь, и Барбоза, и особенно Дос Сантос были изначально очень крепкими, сильными спортсменками. Они могли в короткие сроки освоить сложные прыжки и элементы.
— Особенно с вашей славой тренера–диктатора...
— Да, я их дисциплинировал. Но иначе невозможно: без строгости никто бы ничего не добился. Особенно учитывая особенности южных характеров спортсменок. Благо федерация меня во всем поддерживала и позволяла работать так, как считаю нужным. Бывало, конечно, девочки и обижались на меня, и плакали. Но это проходящее: поплакали и перестали.
— В сборной Беларуси через год и восемь месяцев реально заметить существенный прогресс?
— Я не могу этого гарантировать. Тенденция современной гимнастики такова, что физическая готовность спортсменок становится все более важна. Хотя я всегда предпочитал работать с сильными: если нет исходных данных, сложно ждать большого прогресса.
komashko@sb.by
Советская Белоруссия № 45 (24927). Пятница, 11 марта 2016