Как Соединенные Штаты попрали Устав ООН и присвоили себе право решать — казнить или миловать
17.08.2022 22:05:00
Санкции, которые убивают
Еще в 90‑х годах прошлого века санкции были исключительно прерогативой ООН. Декларировалось, по крайней мере, что вопрос их применения решался в ООН обстоятельно и вдумчиво. Но ситуация сильно изменилась. Сейчас индивидуальные и коллективные санкции в мире применяются государствами и международными структурами без одобрения Совбеза ООН и в связи с этим практически бесконтрольно.
В результате, по данным ООН, 20 процентов государств — членов ООН — под индивидуальными санкциями. А в общемировом масштабе под санкциями находится треть всех стран мира.Вышедшая из-под контроля ситуация с масштабным применением санкций вызывает вопросы не только в тех странах, которые подвергаются их воздействию. В ООН тоже иногда вспоминают о необходимости контроля за применением санкций. Ведь они порой не только нарушают фундаментальные права человека, но и обрекают людей на физические страдания и мучительную смерть. В ООН это вроде бы понимают...
Ярким примером могут служить односторонние санкции США в отношении Ирана.
Банки, предприятия, компании, в том числе фармацевтические и медицинские, вынуждены ограничивать торговлю с Ираном из-за опасения наступления последствий для себя со стороны США. В результате население Ирана лишается остро необходимых гуманитарных товаров, включая продукты питания, лекарства, медицинское оборудование и материалы. Особенно остро нехватка продукции медицинских и фармацевтических компаний ощущается, когда речь идет об иранцах, болеющих редкими заболеваниями.Например, иранские «дети-бабочки», лишившиеся из-за санкций жизненно необходимых обезболивающих повязок, производимых в Швеции, погибают в мучениях, от которых их можно избавить. Но США не позволяют шведским компаниям поставлять свои товары в Иран, угрожая введением санкций против самих шведских компаний.
Голод, падение уровня жизни, снижение ее продолжительности, отсутствие медицинской помощи и возможности работы в странах гуманитарных миссий — такие последствия несут односторонние санкции, применение которых в мире приобрело неконтролируемый и слишком масштабный характер.
Потеря контроля
А что все же ООН? Ведь совсем недавно именно эта организация единолично контролировала применение санкций во всем мире. И этим механизмом вроде старались не злоупотреблять.ООН, конечно, глубоко озабочена. Но ее заявления, как и озабоченность, совершенно не впечатляют страны и региональные организации, применяющие санкции для достижения своих политических и экономических целей в мире. Они на них вообще никак не реагируют и продолжают вводить все новые и новые. А иные средства воздействия к распоясавшимся любителям санкций ООН, к сожалению, не применяет.— Мы всегда исходим из того, что при введении санкций нужно стараться не наносить вред мирным гражданам, — говорит на очередном брифинге представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик. И только. От того, что с высокой трибуны прозвучали слова о позиции ООН по санкциям, больным иранским детям, умирающим в муках, легче не становится. Как и умирающим от голода сирийцам…
Значит ли сложившаяся сейчас ситуация, что ООН постепенно утрачивает контроль и теряет свои позиции на международной арене? Или такая «беззубая» политика вызвана какими-то иными причинами?
Благородная цель
Организация Объединенных Наций создана в июне 1945 года, сразу после окончания Второй мировой войны. Целями организации стали: мир и безопасность на планете; развитие дружественных отношений между странами; сотрудничество в решении международных проблем; соблюдение прав человека; согласование действий разных стран.ООН появилась «на руинах» организации-предшественницы, которая называлась Лига Наций. Планировалось, что при создании новой организации будут учтены все предыдущие ошибки. Как показало время — учли, да не все.
Структура ООН строилась по принципу структуры Лиги Наций. Пять государств — основателей ООН стали постоянными участниками Совета Безопасности ООН (аналог Совета Лиги Наций, состоявшего из четырех членов), в который выбираются еще десять непостоянных членов (в Лиге Наций — шесть). Остальные государства — члены ООН принимают участие в Генеральной Ассамблее ООН (аналог Собрания Лиги Наций, только участников сейчас побольше).
Создатели ООН действительно попытались учесть ошибки Лиги Наций. Так, у постоянных членов Совета Безопасности появилось право вето, которое не может быть ограничено ни при каких условиях. Был сформирован Военно-штабной комитет, вспомогательный орган Совета Безопасности ООН. Именно ВШК может проводить военные операции с согласия Совбеза. Появились и миротворческие силы (так называемые «голубые каски ООН»), которые играют определенную роль в обеспечении международной безопасности. То есть, помимо дипломатических механизмов, у ООН есть возможность военного вмешательства в конфликты между государствами.Кроме того, в отличие от Лиги Наций ООН более универсальна. Она занимается не только вопросами безопасности, но и экономики, экологии, социальных отношений, уделяет внимание гуманитарным аспектам отношений в мире, правам человека.
В структуре ООН существуют сотни комитетов, подкомитетов, комиссий, советов и прочих образований. Всех этих структур так много, что разобраться в хитросплетениях отделов и комитетов не под силу даже многим сотрудникам… самой ООН.
На сегодняшний день ООН одна из самых бюрократизированных организаций в мире. А ведь содержание такой огромной бюрократической машины требует и огромных расходов. И, похоже, именно вопросы финансирования ООН становятся очевидной причиной проявляемой организацией «беззубостью» по отношению к некоторым странам.
22 процента
Организация Объединенных Наций существует за счет финансовых взносов стран-участниц. При этом различные структуры ООН, помимо получения части основного бюджета, привлекают еще и собственные взносы от различных государств и организаций. Причем это могут быть как постоянные обязательные взносы, так и благотворительные. Основной бюджет ООН, из которого финансируются заработные платы сотрудников всех структурных подразделений организации, никак не влияет на финансирование и бюджет миссий и проектов, реализуемых ООН по всему миру.Размер обязательных взносов в ООН напрямую зависит от состояния экономики конкретной страны — плательщика взносов. И вот тут мы подходим к интересному моменту: самые крупные взносы перечисляют в ООН США. И именно США являются страной, наиболее часто и агрессивно применяющей экономические и политические санкции по всему миру.Ливия, Мьянма, Сомали, Южный Судан, Судан, Ирак, Ливан, Либерия, Иран, Сирия, Беларусь, Бурунди, ЦАР, КНДР, Россия, Молдова, Йемен, Зимбабве, Куба, Венесуэла, Сербия, Черногория — это неполный список стран, которые сталкивались и продолжают сталкиваться с санкционным давлением со стороны США. А ведь есть еще и санкции против предприятий, граждан, а также применяемые совместно с другими государствами…
Вероятно, 22 процента бюджета, которые перечисляют США, позволяют ооновским чиновникам лишь высказывать свою озабоченность сложившейся ситуацией. По сути, ничего не делая с тем, что права человека для миллионов людей в мире уничтожены в угоду интересам США.
И даже финансовый кризис последнего десятилетия, который возник в ООН в связи с задержкой перечисления тех самых 22 процентов, не станет причиной для «ссоры» с США. Ведь 650 — 700 миллионов долларов куда важнее страданий каких-то там больных детей.
ООН необходимо реформировать
Очевидно и откровенно игнорирующие Устав ООН Соединенные Штаты Америки даже пытаются перекроить саму организацию под свои интересы. Их сильно раздражает присутствие России в Совете Безопасности ООН и ее право налагать вето на любые проекты, проталкиваемые США и их союзниками.Попытки ограничить право вето в Совбезе ООН предпринимаются уже не один год. Но сейчас, в связи со спецоперацией РФ в Украине, они сильно активизировались. И Генеральной Ассамблее ООН уже позволили беспрецедентную вольность — требовать объяснения от государств, использующих свое право вето.Но это все еще не ограничение самого права вето. Лишение государств — постоянных членов ООН этого права станет крахом самой ООН. Принятие такого решения отбросит ООН на уровень Лиги Наций, когда коалиции стран превратили организацию в инструмент соблюдения своих интересов, а не защиты мира во всем мире.
Хочется верить, что в ООН помнят, чем закончилось существование Лиги Наций. Для тех, кто не в курсе, — Лига Наций фактически прекратила свое существование с началом Второй мировой войны. Именно политика Лиги Наций, которая никак не реагировала на Третий рейх, поглощающий одну за другой территории в Европе, привела к началу войны.
А ведь Лига Наций и создавалась сразу после окончания Первой мировой войны, когда перед мировым сообществом встал вопрос о необходимости появления структуры, которая бы получила полномочия стоять на страже мира, решать возникающие вопросы дипломатией, а не оружием и всячески улучшать жизнь людей. Так красиво и правильно было записано в Уставе новой организации.
На деле же Лига Наций стала масштабным инструментом удовлетворения собственных амбиций в руках стран, стоявших у истоков ее создания: Великобритании, Франции, Италии и Японии.Сейчас, когда мир вновь балансирует на пороге мировой войны, слишком ярко прослеживаются параллели между судьбой Лиги Наций и перспективами Организации Объединенных Наций. Судя по всему, замечают эти параллели и в ООН. Ведь даже Генеральный секретарь лично предпринимает некоторые усилия, чтобы отвести мир от края пропасти. А это уже можно считать беспрецедентными стремлениями со стороны ООН.
Однако, несмотря на то что ООН действительно «зашевелилась», все более очевидным становится и необходимость коренного реформирования самой организации. Ведь зависимость ООН от финансовых вливаний одной страны и связанная с этим политика попустительства по отношению к ее действиям на международной арене не приведут мир ни к чему хорошему.Сейчас, конечно, не время заниматься реформированием ООН, у мирового сообщества есть более насущные проблемы. Но в перспективе именно реформирование организации должно стать неотложной задачей для всех нас. Если мы, конечно, хотим, чтобы не умирали в муках тяжелобольные дети, которым кто-то не позволяет привезти необходимые лекарства.