Виртуальная экскурсия: путешествуем по Могилеву архитектора Камбурова
25.06.2022 15:06:00
Архитектурная привлекательность Могилева всегда была предметом споров у туристов и гостей областного центра — одних полностью удовлетворяло количественное и качественное состояние исторических зданий, другие находили его скучным и не особенно стоящим времени, потраченного на расчехление палок для селфи. Впрочем, тем, кому трудно угодить, в споре всегда проще — они, как правило, не утомляют себя ни предварительной подготовкой к путешествию, ни поиском весомых аргументов. Поэтому поговорим лучше о человеке, благодаря которому в Могилеве и в окрестностях всегда есть на что посмотреть. Тем более что как минимум три городских здания, возведенные им, входят в топ-10 самых популярных и у туристов, и у местных жителей.
Могилев. Городской театр. Начало ХХ века.
Фундамент для будущей архитектурной жемчужины был заложен в самом центре Могилева на пересечении Днепровского проспекта (сейчас — улица Первомайская) и улицы Дворянской (улица Комсомольская) еще до приезда Камбурова. И Петру Георгиевичу пришлось включаться в процесс, что называется, с колес. Грамотный и прогрессивный Камбуров решился на воплощение весьма амбициозного проекта, выбрав псевдорусский стиль, только начинавший входить в моду. В 1888 году театр со зрительным залом на 500 мест был открыт со всей подобающей моменту помпой и передан городу. Как гласят легенды, ни автор идеи, ни его коллеги — художник внутренних интерьеров Чернышев и создатель занавеса и декораций Тренин — в ложу для почетных гостей приглашены не были. Зато с 1915 по 1917 год в Могилевский театр постоянно приглашал высоких гостей император Николай II, на сцене блистала Вера Комиссаржевская, пел Федор Шаляпин и музицировал Сергей Рахманинов.
Следующим творением Петра Камбурова стало женское епархиальное училище по улице Салтановской (нынче улица Воровского). Он сдавал его уже в должности могилевского губернского архитектора. Изначально здание в стиле неоклассицизма предназначалось для обучения девиц духовного звания, но впоследствии, в 1918‑м, в нем расположилась Школа красных командиров, а после окончания войны — Педагогическое училище и школа-интернат. В 1990 году оно было передано областному лицею при МГПИ имени А. А. Кулешова.
В 1895‑м Петр Георгиевич принял пост Могилевского городского архитектора и сосредоточился на кураторстве других проектов. Но в 1904‑м приступил к работе над зданием Государственного банка, которое было построено в стиле неоренессанс на Большой Садовой (улица Ленинская). Первоначально в комплекс входили два каменных корпуса и хозяйственные постройки, которые, к сожалению, не сохранились. В советское время там, сменяя друг друга, квартировали областные управления Госбанка СССР, Жилсоцбанка СССР, Агропромбанка СССР. Сейчас здесь размещается главное управление Национального банка Республики Беларусь по Могилевской области.
На момент постройки и в последующие годы оно считалось самым красивым и элегантным в Могилеве. В нем было все, что в те времена считалось последним словом техники и бытового комфорта, включая кондиционеры. Помимо этого, банковские помещения были оборудованы надежнейшими комнатами-сейфами для хранения ценностей.
Могилев. Государственный банк. Начало ХХ века.
В 1917‑м, после захвата большевиками Царской Ставки, в дом на Офицерской на короткий срок переселилась газета «Красная ставка», а затем финотдел губисполкома и Могилевский государственный исторический музей. В 1929 году цокольный этаж (тот самый, с бронированными комнатами) занял архив ЦК КП(б)Б. В его недра из Минска, Полоцка, Витебска, оказавшихся вблизи советско-польской границы, завозились сотни реликвий, составлявших национальное достояние. Среди них был и крест, изготовленный Лазарем Богшей по заказу Евфросинии Полоцкой. Там его, как и все остальные уникальные артефакты, видели в последний раз. Во время войны след их был утерян.
С 1991 года и по наши дни в здании располагается Могилевский областной художественный музей имени П. Масленикова, в котором представлены богатейшая коллекция белорусского искусства XVII-XIX веков, современные мастера живописи, работы отечественной школы иконописи, выставка картин самого Павла Масленикова.
Еще один дом потрясающей красоты, возведенный Петром Камбуровым в 1915‑м для общества Красного Креста и располагавшийся на Малой Садовой (улица Пионерская), к сожалению, был разрушен во время Великой Отечественной войны, не оставив никаких надежд на восстановление.
Могилев. Здание общества Красного Креста. Начало ХХ века.
Чаусы. Церковь. На открытке с письмом архитектора Камбурова. Начало ХХ века.
Но особенно среди них выделялись Свято-Никольская церковь в Чаусах, построенная по личному указанию и на средства, выделенные Николаем II (тронутого письмом прихожан на имя императора), а также колокольня в Московском предместье Могилева. Прекрасным образцом деревянного церковного зодчества в неорусском стиле является церковь Рождества Богородицы в деревне Плутовка (ныне Красный Партизан) Добрушского района (1889 год). Свято-Николаевская церковь в деревне Благовичи была возведена уже в начале XX века из глины на месте храма 1797 года. Она поражает негромкой красотой, лаконичностью, изяществом линий и дает наиболее полное представление о возможностях и таланте выдающегося архитектора своего времени Петра Камбурова.
Могилев. Колокольня в Московском предместье. Начало ХХ века.
Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Визитные карточки
В 1886 году в Могилев по приглашению властей города приезжает молодой и пока еще абсолютно никому не известный 26‑летний выпускник Санкт-Петербургского института гражданских инженеров Петр Георгиевич Камбуров, который практически сразу же получает подряд на проектирование Могилевского драматического театра, о котором губернские власти грезили уже давно.Могилев. Городской театр. Начало ХХ века.
Фундамент для будущей архитектурной жемчужины был заложен в самом центре Могилева на пересечении Днепровского проспекта (сейчас — улица Первомайская) и улицы Дворянской (улица Комсомольская) еще до приезда Камбурова. И Петру Георгиевичу пришлось включаться в процесс, что называется, с колес. Грамотный и прогрессивный Камбуров решился на воплощение весьма амбициозного проекта, выбрав псевдорусский стиль, только начинавший входить в моду. В 1888 году театр со зрительным залом на 500 мест был открыт со всей подобающей моменту помпой и передан городу. Как гласят легенды, ни автор идеи, ни его коллеги — художник внутренних интерьеров Чернышев и создатель занавеса и декораций Тренин — в ложу для почетных гостей приглашены не были. Зато с 1915 по 1917 год в Могилевский театр постоянно приглашал высоких гостей император Николай II, на сцене блистала Вера Комиссаржевская, пел Федор Шаляпин и музицировал Сергей Рахманинов.
Следующим творением Петра Камбурова стало женское епархиальное училище по улице Салтановской (нынче улица Воровского). Он сдавал его уже в должности могилевского губернского архитектора. Изначально здание в стиле неоклассицизма предназначалось для обучения девиц духовного звания, но впоследствии, в 1918‑м, в нем расположилась Школа красных командиров, а после окончания войны — Педагогическое училище и школа-интернат. В 1990 году оно было передано областному лицею при МГПИ имени А. А. Кулешова.
В 1895‑м Петр Георгиевич принял пост Могилевского городского архитектора и сосредоточился на кураторстве других проектов. Но в 1904‑м приступил к работе над зданием Государственного банка, которое было построено в стиле неоренессанс на Большой Садовой (улица Ленинская). Первоначально в комплекс входили два каменных корпуса и хозяйственные постройки, которые, к сожалению, не сохранились. В советское время там, сменяя друг друга, квартировали областные управления Госбанка СССР, Жилсоцбанка СССР, Агропромбанка СССР. Сейчас здесь размещается главное управление Национального банка Республики Беларусь по Могилевской области.
Из всех проектов Петра Камбурова наиболее интересная судьба была уготована двухэтажке в стиле модерн. Ее построили в 1914 году на улице Офицерской (ныне — Миронова) сразу для двух финансовых учреждений — Крестьянского поземельного и Государственного дворянского банков.Могилев. Крестьянский банк. Начало ХХ века.
На момент постройки и в последующие годы оно считалось самым красивым и элегантным в Могилеве. В нем было все, что в те времена считалось последним словом техники и бытового комфорта, включая кондиционеры. Помимо этого, банковские помещения были оборудованы надежнейшими комнатами-сейфами для хранения ценностей.
Могилев. Государственный банк. Начало ХХ века.
В 1917‑м, после захвата большевиками Царской Ставки, в дом на Офицерской на короткий срок переселилась газета «Красная ставка», а затем финотдел губисполкома и Могилевский государственный исторический музей. В 1929 году цокольный этаж (тот самый, с бронированными комнатами) занял архив ЦК КП(б)Б. В его недра из Минска, Полоцка, Витебска, оказавшихся вблизи советско-польской границы, завозились сотни реликвий, составлявших национальное достояние. Среди них был и крест, изготовленный Лазарем Богшей по заказу Евфросинии Полоцкой. Там его, как и все остальные уникальные артефакты, видели в последний раз. Во время войны след их был утерян.
С 1991 года и по наши дни в здании располагается Могилевский областной художественный музей имени П. Масленикова, в котором представлены богатейшая коллекция белорусского искусства XVII-XIX веков, современные мастера живописи, работы отечественной школы иконописи, выставка картин самого Павла Масленикова.
Еще один дом потрясающей красоты, возведенный Петром Камбуровым в 1915‑м для общества Красного Креста и располагавшийся на Малой Садовой (улица Пионерская), к сожалению, был разрушен во время Великой Отечественной войны, не оставив никаких надежд на восстановление.
Могилев. Здание общества Красного Креста. Начало ХХ века.
Храмовая архитектура
При всех достижениях на ниве светской большую часть своей души и недюжинных талантов Петр Камбуров все-таки вкладывал в строительство храмов, тем более что, помимо должностей губернского и городского начальника архитектурного ведомства, он долгое время был Могилевским епархиальным зодчим и приложил руку к более чем сорока культовым сооружениям.Церкви, возведенные по его проектам, — деревянные и каменные — украсили деревни и небольшие поселки нынешних Могилевской, Витебской, Гомельской, Смоленской областей.
Но особенно среди них выделялись Свято-Никольская церковь в Чаусах, построенная по личному указанию и на средства, выделенные Николаем II (тронутого письмом прихожан на имя императора), а также колокольня в Московском предместье Могилева. Прекрасным образцом деревянного церковного зодчества в неорусском стиле является церковь Рождества Богородицы в деревне Плутовка (ныне Красный Партизан) Добрушского района (1889 год). Свято-Николаевская церковь в деревне Благовичи была возведена уже в начале XX века из глины на месте храма 1797 года. Она поражает негромкой красотой, лаконичностью, изяществом линий и дает наиболее полное представление о возможностях и таланте выдающегося архитектора своего времени Петра Камбурова.
Могилев. Колокольня в Московском предместье. Начало ХХ века.
Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.