Почему песчано-пылевые бури чаще всего атакуют регионы страны?
17.08.2018 07:31:00
Виолетта ДРАЛЮК
В последнее время то и дело в социальных сетях появляются ролики с мест о точечных ветровых аномалиях. Один из последних случаев — смерч на гродненском пляже. Никто не пострадал. Из ущерба — перевернутая лодка.
Необходимо ремонтировать имеющиеся полосы лесных насаждений и создавать новые
По отзывам очевидцев, пыль и песок столбом возникают из ниоткуда. Зрелище угрожающее. Казалось бы, подобное явление точно не нашей географической прописки. Но нет же. Отечественные ученые констатируют: весной и летом все чаще у нас подмечают песчано-пыльные бури. Пик явления приходится на жаркое сухое время, когда полевые работы еще не начались или, наоборот, близятся к завершению, освобождая большие площади земли от растительности. Именно при таком раскладе ветру легко набрать силу и без проблем поднять тонны мелкозема.
Еще полвека назад в стране о песчано-пыльных бурях мало что знали. Мало знали и тогда, когда начиналась масштабная мелиорация в полесских районах. А вот уже спустя годы после осушения болот ученые начали подмечать: природа местами заметно меняется. Вскоре на эту тему легло и глобальное потепление. В Гомельоблгидромете дают расклад погодных перемен последней четверти века:
– За 25 лет в Беларуси сформировалась абсолютно новая агро- климатическая зона – четвертая, в которую входят полесские районы Брестской и Гомельской областей. По характеру она близка к украинской лесостепи. Для этой зоны свойственны непродолжительные зимы без сильных морозов и жаркое лето.
Засушливость – один из факторов, благоприятных для пыльных бурь. Стоит к этому добавить также особенность рельефа Полесской низменности, которая представляет собой пониженную равнинную местность. А это значит, что при определенном стечении климатических обстоятельств потоки ветра способны набирать серьезную скорость. Для образования пыльных бурь, кстати, от 10 метров в секунду вполне достаточно. Плюс к этому почвенный состав, который в полесских районах представлен преимущественно супесями и песками. То есть грунты, весьма легкие на подъем.
За последние 40 лет на Полесье зарегистрировано 350 песчано-пыльных бурь. В основном средней и высокой интенсивности. Как правило, фиксируются они в теплые сезоны, когда наблюдается дефицит осадков. Сухая почва легко поднимается ветром, трансформируясь в песчано-пыльные столбы.
Пыльную бурю лучше переждать на обочине
В пыльных бурях, как показывает научно-житейская практика, хорошего мало. Первым делом страдает сельское хозяйство. Ветры выносят плодородный слой земли, влияя на посевы, эффективность использования удобрений. Одна из крупнейших бурь, зафиксированная в 1981 году, в научной литературе, к примеру, описывалась так:
– В этот день наблюдалась катастрофическая пыльная буря, охватившая практически все Белорусское Полесье. По основным показателям данное явление (продолжительность 5 часов 40 минут, максимальная скорость ветра 18 м/с с порывами до 24 м/с) обладало высокой интенсивностью – 15,6 балла. Во время стихии на полях яровых культур вынос почвы составлял до 20 т/га, а на отдельных объектах – 50 – 100 т/га абсолютно сухого торфа и в 2—3 раза больше мелкозема минеральных почв. Общий вынос материала во время этих опасных геологических процессов только по Брестской области превысил 2 млн тонн. В районе Пинска были повреждены каналы протяженностью 536 км, некоторые из них были полностью засыпаны мелкоземом…
Но эрозия почвы и вытекающие из этого последствия – не единственный минус. Загрязнение воздуха, что влияет на здоровье людей, осложненное движение на дорогах… Последнее, к слову, в этом году наблюдалось в разных регионах страны, когда сильные ветры спровоцировали песчано-пыльные бури на магистралях в Минской, Брестской, Гомельской, Гродненской областях.
Изменения климата, которые отчетливо прослеживаются в Беларуси, пока говорят о том, что бури будут и не только на Полесье. Сила и масштабы последствий? Вот здесь все зависит от того, насколько мы готовы включаться в работы по предупреждению и смягчению неблагоприятного явления. Как его минимизировать, известно. Ученым – доподлинно. Об этом и спрашиваю у Петра Воловича, заведующего сектором лесовосстановления Института леса Национальной академии наук:
– Так есть приемы против бури?
– Разумеется, есть. Один из наиболее действенных – защитные лесные насаждения. К сожалению, очень многие из них утрачены. Отсюда в том числе и причина образования пыльных бурь. Сегодня есть районы, где на протяжении 3—5 километров дорожной магистрали полностью отсутствуют лесополосы. То есть для ветра нет никаких препятствий. Этот пробел нужно срочно устранять. Необходимо ремонтировать имеющиеся полосы лесных насаждений и создавать новые.
Придорожные лесные массивы, как выясняется, действительно выполняют неоценимую миссию. Например, скорость ветра в трехрядной полосе тополей снижается в 2,2 раза по сравнению с открытым полем. Защитные лесополосы снижают температуру летом и повышают на 1– 6 градусов зимой. Уменьшается механическое повреждение культур ветром. Лесополосы усиливают эффективность использования удобрений и повышают урожайность. Один лесной гектар распространяет свои защитные действия на 30 – 40 гектаров прилегающих пахотных или луговых земель. Плюсов более чем достаточно. Осталось приложить их к местности.
ЕСТЬ ВОПРОС
Что делать, если в дороге застала пыльная буря?
В управлении ГАИ Гомельского облисполкома порекомендовали:
– В идеале воздержаться от поездок при объявлении оранжевого уровня опасности. Если это невозможно, то предпочтительнее действовать двумя способами. Лучше всего просто переждать, сделав остановку в безопасном месте. Если решили продолжать движение в условиях бури, то следует снизить скорость и соблюдать дистанцию, чтобы можно было сманеврировать в случае экстренной необходимости.
Необходимо ремонтировать имеющиеся полосы лесных насаждений и создавать новые
По отзывам очевидцев, пыль и песок столбом возникают из ниоткуда. Зрелище угрожающее. Казалось бы, подобное явление точно не нашей географической прописки. Но нет же. Отечественные ученые констатируют: весной и летом все чаще у нас подмечают песчано-пыльные бури. Пик явления приходится на жаркое сухое время, когда полевые работы еще не начались или, наоборот, близятся к завершению, освобождая большие площади земли от растительности. Именно при таком раскладе ветру легко набрать силу и без проблем поднять тонны мелкозема.
Еще полвека назад в стране о песчано-пыльных бурях мало что знали. Мало знали и тогда, когда начиналась масштабная мелиорация в полесских районах. А вот уже спустя годы после осушения болот ученые начали подмечать: природа местами заметно меняется. Вскоре на эту тему легло и глобальное потепление. В Гомельоблгидромете дают расклад погодных перемен последней четверти века:
– За 25 лет в Беларуси сформировалась абсолютно новая агро- климатическая зона – четвертая, в которую входят полесские районы Брестской и Гомельской областей. По характеру она близка к украинской лесостепи. Для этой зоны свойственны непродолжительные зимы без сильных морозов и жаркое лето.
Засушливость – один из факторов, благоприятных для пыльных бурь. Стоит к этому добавить также особенность рельефа Полесской низменности, которая представляет собой пониженную равнинную местность. А это значит, что при определенном стечении климатических обстоятельств потоки ветра способны набирать серьезную скорость. Для образования пыльных бурь, кстати, от 10 метров в секунду вполне достаточно. Плюс к этому почвенный состав, который в полесских районах представлен преимущественно супесями и песками. То есть грунты, весьма легкие на подъем.
За последние 40 лет на Полесье зарегистрировано 350 песчано-пыльных бурь. В основном средней и высокой интенсивности. Как правило, фиксируются они в теплые сезоны, когда наблюдается дефицит осадков. Сухая почва легко поднимается ветром, трансформируясь в песчано-пыльные столбы.
Пыльную бурю лучше переждать на обочине
В пыльных бурях, как показывает научно-житейская практика, хорошего мало. Первым делом страдает сельское хозяйство. Ветры выносят плодородный слой земли, влияя на посевы, эффективность использования удобрений. Одна из крупнейших бурь, зафиксированная в 1981 году, в научной литературе, к примеру, описывалась так:
– В этот день наблюдалась катастрофическая пыльная буря, охватившая практически все Белорусское Полесье. По основным показателям данное явление (продолжительность 5 часов 40 минут, максимальная скорость ветра 18 м/с с порывами до 24 м/с) обладало высокой интенсивностью – 15,6 балла. Во время стихии на полях яровых культур вынос почвы составлял до 20 т/га, а на отдельных объектах – 50 – 100 т/га абсолютно сухого торфа и в 2—3 раза больше мелкозема минеральных почв. Общий вынос материала во время этих опасных геологических процессов только по Брестской области превысил 2 млн тонн. В районе Пинска были повреждены каналы протяженностью 536 км, некоторые из них были полностью засыпаны мелкоземом…
Но эрозия почвы и вытекающие из этого последствия – не единственный минус. Загрязнение воздуха, что влияет на здоровье людей, осложненное движение на дорогах… Последнее, к слову, в этом году наблюдалось в разных регионах страны, когда сильные ветры спровоцировали песчано-пыльные бури на магистралях в Минской, Брестской, Гомельской, Гродненской областях.
Изменения климата, которые отчетливо прослеживаются в Беларуси, пока говорят о том, что бури будут и не только на Полесье. Сила и масштабы последствий? Вот здесь все зависит от того, насколько мы готовы включаться в работы по предупреждению и смягчению неблагоприятного явления. Как его минимизировать, известно. Ученым – доподлинно. Об этом и спрашиваю у Петра Воловича, заведующего сектором лесовосстановления Института леса Национальной академии наук:
– Так есть приемы против бури?
– Разумеется, есть. Один из наиболее действенных – защитные лесные насаждения. К сожалению, очень многие из них утрачены. Отсюда в том числе и причина образования пыльных бурь. Сегодня есть районы, где на протяжении 3—5 километров дорожной магистрали полностью отсутствуют лесополосы. То есть для ветра нет никаких препятствий. Этот пробел нужно срочно устранять. Необходимо ремонтировать имеющиеся полосы лесных насаждений и создавать новые.
Придорожные лесные массивы, как выясняется, действительно выполняют неоценимую миссию. Например, скорость ветра в трехрядной полосе тополей снижается в 2,2 раза по сравнению с открытым полем. Защитные лесополосы снижают температуру летом и повышают на 1– 6 градусов зимой. Уменьшается механическое повреждение культур ветром. Лесополосы усиливают эффективность использования удобрений и повышают урожайность. Один лесной гектар распространяет свои защитные действия на 30 – 40 гектаров прилегающих пахотных или луговых земель. Плюсов более чем достаточно. Осталось приложить их к местности.
ЕСТЬ ВОПРОС
Что делать, если в дороге застала пыльная буря?
В управлении ГАИ Гомельского облисполкома порекомендовали:
– В идеале воздержаться от поездок при объявлении оранжевого уровня опасности. Если это невозможно, то предпочтительнее действовать двумя способами. Лучше всего просто переждать, сделав остановку в безопасном месте. Если решили продолжать движение в условиях бури, то следует снизить скорость и соблюдать дистанцию, чтобы можно было сманеврировать в случае экстренной необходимости.