Почему в Витебской области по итогам прошлого года задание по замене лифтов выполнено лишь наполовину
28.02.2019 09:28:00
Елена БЕГУНОВА
В стране до 2020 года в общей сложности подлежат замене свыше 11 тысяч лифтов, отработавших по 25 и более лет. Подпрограмма «Безопасный лифт» стартовала в 2016 году, войдя в комплексную госпрограмму «Комфортное жилье и благоприятная среда». Но Витебская область по итогам прошлого года находится в аутсайдерах — в процентном отношении здесь годовое задание выполнено лишь наполовину. Почему так получилось и как справляются с задачей жилищно-коммунальные службы сегодня? Это выясняла корреспондент «Р».
— Я понимаю, замена лифтов — дело хорошее. Наш уже совсем старенький был. Но ведь нужно как-то реально подходить к ситуации. Пожилые люди, маленькие дети, вызов той же бригады скорой помощи — и столь долгий ремонт…
Строительно-монтажные работы здесь, в многоэтажном доме № 4 по проспекту Победы, ведут подрядчики из могилевского ООО «Лифт сити». Они должны были сдать объект в эксплуатацию месяц назад. Заместитель директора этого предприятия Денис Щербаков утверждает: уже поданы документы на приемку лифтов в Госпромнадзор, так что их сдача совсем близко.
Диспетчер Светлана АРАВИНА: «Это компактное оборудование позволяет в режиме реального времени контролировать работу полутысячи городских лифтов».
Инженер управления капремонта жилфонда УКПП «Витебское городское ЖКХ» Илья Чугунов нарекания жильцов понимает, но отмечает: не всегда получается сделать так, как запланировано:
— Где-то опаздывает выдача разрешения Госстройнадзором, где-то новые лифты завезли не вовремя или не хватило денег на оплату услуг Госпромнадзора по приемке в эксплуатацию уже сделанных работ. Например, в конце января у нас были смонтированы лифты в 24 домах, но средств на оплату услуг приемщиков не было. Сейчас в Витебске работают 5 подрядных организаций. Объемы немаленькие — в прошлом году мы заменили 123 лифта. В нынешнем, чтобы выполнить задание, должны смонтировать по городу 176 лифтов. Плюс еще 124, оставшиеся с предыдущего года. Надеемся, что с задачей справимся. Кстати, население в большинстве своем с пониманием относится к проблеме. Это только на первый взгляд может показаться, что все просто — нужно подготовить проектную документацию, получить разрешение, заменить кабины, наладить электрику, провести пусконаладочные работы и испытания, обеспечить диспетчеризацию. Да и удовольствие не из дешевых — в прошлом году каждая кабина обошлась в целом примерно в 50 — 55 тысяч рублей.
Директор ОАО «Витебсклифт» Иван РАДКЕВИЧ (в центре), прораб Юлий БАРИСЕВИЧ и монтажник Константин САРАТОКИН принимают оборудование на новом объекте.
— Да, я, конечно, стала на улицу реже выходить — живу на 5-м этаже. Но в целом, считаю, это даже хорошо — для зарядки похода в магазин и подъема по лестнице вполне хватает, — шутит. — А вообще, новый лифт жду не дождусь — уж слишком старый был шумным, среди ночи своим скрежетом будил.
А вот монтажнику Константину Саратокину не всегда до шуток:
— Приходится быть дипломатом. Кто-то вежливо интересуется ходом работ, а кто-то и возмущается: не могли, мол, подождать, пока я на дачу уеду. Не ремонтируйте пока, повремените до апреля — мая…
Еще одна проблема — менталитет отдельных граждан, старающихся прибрать к рукам все, что плохо лежит. Пока монтажник в шахте, и старые металлические конструкции могут пропасть, и рабочий инструмент в виде перфоратора, оставленный на площадке. Так что ухо приходится держать востро.
— Республиканская программа по замене лифтов, бесспорно, очень важна, — отмечает Иван Радкевич. — Если раньше мы меняли в год по 5 — 10 кабин, то к концу 2020-го вообще не останется лифтов старше 25 лет. Кстати, самые старые лифты в городе прослужили по 35 — 38 лет. Сейчас их замена уже заканчивается, переходим к произведенным позднее. Хотя нужно отметить, в обслуживании новинки сложнее — все напичкано микроэлектроникой. Специально под нее переобучали штат, набирали новых сотрудников. Но так как мы одновременно являемся и сервисным центром ОАО «Могилевлифтмаш», сотрудничаем с производителем плотно и вместе решаем все проблемные вопросы. Сейчас вот собираемся проводить некоторую рокировку. Наша центральная диспетчерская переедет в микрорайон новой застройки Билево, заменим все громоздкое оборудование. А на местах останутся ремонтные службы: у нас таких точек по городу более 20 — для скорейшей ликвидации аварийных ситуаций.
Кстати, всего в Витебске насчитывается чуть больше 2 тысяч пассажирских лифтов, за время действия республиканской программы заменено будет 868.
— Дело в том, что мы изначально взяли очень большие обязательства, постаравшись равномерно разделить объемы по годам. Но в начале любого большого дела неизменно проявляются какие-то подводные камни. Где-то подвели проектировщики, финансирование открылось поздно, где-то его не хватило… В итоге из 449 лифтов в прошлом году заменили по Витебской области всего 243. До сих пор ощутимы проблемы и с подрядчиками. Массовая замена лифтов в целом по стране обернулась дефицитом специалистов. Например, в Полоцке и Новополоцке конкурсы на право проведения данных работ несколько раз вообще не могли состояться из-за отсутствия претендентов. Пришлось на наших предприятиях дополнительно создать 26 новых монтажных бригад. В этом году в области нужно заменить 320 лифтов по заданию и ликвидировать прошлогодний недобор — это еще 206 лифтов. За первый квартал рассчитываем сдать в эксплуатацию 150 — 160 лифтов. Если не будет проблем с деньгами, справимся и с остальным. Но сложности есть. Да, источники финансирования вроде бы предусмотрены, но их не хватает. Во втором полугодии нам обещали пересмотреть суммы в сторону увеличения.
Над выполнением общей задачи сейчас сообща работают все заинтересованные службы. Если возникает какая-то несогласованность в действиях, ее тут же стараются устранить. Так, в ходе разговора с подрядчиками я услышала замечания в адрес специалистов Госпромнадзора — где-то якобы сдача задерживается из-за их загруженности. Главный инспектор областного управления данной службы Валерий Лойко высказал свою точку зрения:
— После оплаты у нас есть 5 дней на техническое освидетельствование лифта. В эти сроки мы всегда укладываемся. Но иногда приходится работать и по вечерам. Причина? Поступление массовых заявок. Так, в январе смонтировано свыше 40 лифтов, а заявки на обследование 35 кабин к нам поступили только 5 февраля. Представляете одновременный объем работы, притом что в штате всего 3 эксперта? Я поднял этот вопрос перед заказчиками, сейчас ситуация изменилась, стали присылать и более мелкие заявки, чтобы мы могли равномерно распределять работу. Еще есть претензии к деятельности технадзора, курирующего подрядчиков. Недавно был факт, когда нас вызвали принимать 5 кабин, где еще не была проведена диспетчеризация. Конечно же, мы добро на эксплуатацию не дали — а вдруг человек застрянет, а связаться с диспетчером не сможет? В течение дня недоделки оперативно устранили, но ведь это можно было сделать и раньше. Так же как перед приездом эксперта убрать пыль в машинном помещении, не по временной, а по постоянной схеме подключить электричество, полностью завершить общестроительные работы. Тогда и приемка пройдет быстрее, и нам по два раза не придется посещать один и тот же объект.
Одним словом, за Госпромнадзором дело не станет. И если все задействованные в реализации программы «Безопасный лифт» службы сработают так, как положено, то через два года в Витебской области на радость жильцам не останется ни одной кабины старше 25 лет. Новые лифты красивые, бесшумные и комфортные. С хорошо продуманной системой безопасности. Правда, счастливые обладатели новинок отмечают: по сравнению со старыми они более медлительные. Но, как говорят, тише едешь — выше будешь…
begunova@sb.by
Покорение высот
Мария Степановна только-только перешагнула порог своей квартиры. Инвалид II группы лежала в стационаре — у нее проблемы с сердцем, высокое давление и больные ноги. Передвигается с тросточкой. Так что трехмесячный простой единственного в подъезде лифта переживает с большим трудом. Вот сейчас еле добралась до своей площадки — боялась, что снова придется вызывать «скорую». Такие крутые подъемы явно не для ее здоровья:— Я понимаю, замена лифтов — дело хорошее. Наш уже совсем старенький был. Но ведь нужно как-то реально подходить к ситуации. Пожилые люди, маленькие дети, вызов той же бригады скорой помощи — и столь долгий ремонт…
Строительно-монтажные работы здесь, в многоэтажном доме № 4 по проспекту Победы, ведут подрядчики из могилевского ООО «Лифт сити». Они должны были сдать объект в эксплуатацию месяц назад. Заместитель директора этого предприятия Денис Щербаков утверждает: уже поданы документы на приемку лифтов в Госпромнадзор, так что их сдача совсем близко.
Диспетчер Светлана АРАВИНА: «Это компактное оборудование позволяет в режиме реального времени контролировать работу полутысячи городских лифтов».
Инженер управления капремонта жилфонда УКПП «Витебское городское ЖКХ» Илья Чугунов нарекания жильцов понимает, но отмечает: не всегда получается сделать так, как запланировано:
— Где-то опаздывает выдача разрешения Госстройнадзором, где-то новые лифты завезли не вовремя или не хватило денег на оплату услуг Госпромнадзора по приемке в эксплуатацию уже сделанных работ. Например, в конце января у нас были смонтированы лифты в 24 домах, но средств на оплату услуг приемщиков не было. Сейчас в Витебске работают 5 подрядных организаций. Объемы немаленькие — в прошлом году мы заменили 123 лифта. В нынешнем, чтобы выполнить задание, должны смонтировать по городу 176 лифтов. Плюс еще 124, оставшиеся с предыдущего года. Надеемся, что с задачей справимся. Кстати, население в большинстве своем с пониманием относится к проблеме. Это только на первый взгляд может показаться, что все просто — нужно подготовить проектную документацию, получить разрешение, заменить кабины, наладить электрику, провести пусконаладочные работы и испытания, обеспечить диспетчеризацию. Да и удовольствие не из дешевых — в прошлом году каждая кабина обошлась в целом примерно в 50 — 55 тысяч рублей.
Просят… не ремонтировать
Вместе с директором ОАО «Витебсклифт» Иваном Радкевичем и прорабом данной организации Юлием Барисевичем проверяем ход работ на очередном объекте. Улица Чкалова, 32/6. Здесь уже заканчивается демонтаж старого оборудования, у входов в подъезды лежат огромные ящики с новыми кабинами. Пенсионерка Елена Сорокина работой мастеров довольна — трудятся практически весь световой день и даже в выходные. Обещают новый лифт уже к концу марта запустить.Директор ОАО «Витебсклифт» Иван РАДКЕВИЧ (в центре), прораб Юлий БАРИСЕВИЧ и монтажник Константин САРАТОКИН принимают оборудование на новом объекте.
— Да, я, конечно, стала на улицу реже выходить — живу на 5-м этаже. Но в целом, считаю, это даже хорошо — для зарядки похода в магазин и подъема по лестнице вполне хватает, — шутит. — А вообще, новый лифт жду не дождусь — уж слишком старый был шумным, среди ночи своим скрежетом будил.
А вот монтажнику Константину Саратокину не всегда до шуток:
— Приходится быть дипломатом. Кто-то вежливо интересуется ходом работ, а кто-то и возмущается: не могли, мол, подождать, пока я на дачу уеду. Не ремонтируйте пока, повремените до апреля — мая…
Еще одна проблема — менталитет отдельных граждан, старающихся прибрать к рукам все, что плохо лежит. Пока монтажник в шахте, и старые металлические конструкции могут пропасть, и рабочий инструмент в виде перфоратора, оставленный на площадке. Так что ухо приходится держать востро.
— Республиканская программа по замене лифтов, бесспорно, очень важна, — отмечает Иван Радкевич. — Если раньше мы меняли в год по 5 — 10 кабин, то к концу 2020-го вообще не останется лифтов старше 25 лет. Кстати, самые старые лифты в городе прослужили по 35 — 38 лет. Сейчас их замена уже заканчивается, переходим к произведенным позднее. Хотя нужно отметить, в обслуживании новинки сложнее — все напичкано микроэлектроникой. Специально под нее переобучали штат, набирали новых сотрудников. Но так как мы одновременно являемся и сервисным центром ОАО «Могилевлифтмаш», сотрудничаем с производителем плотно и вместе решаем все проблемные вопросы. Сейчас вот собираемся проводить некоторую рокировку. Наша центральная диспетчерская переедет в микрорайон новой застройки Билево, заменим все громоздкое оборудование. А на местах останутся ремонтные службы: у нас таких точек по городу более 20 — для скорейшей ликвидации аварийных ситуаций.
Кстати, всего в Витебске насчитывается чуть больше 2 тысяч пассажирских лифтов, за время действия республиканской программы заменено будет 868.
Задача выполнима
Первый заместитель начальника главного управления ЖКХ Витебского облисполкома Дмитрий Герасимов объясняет причины прошлогоднего невыполнения задания:— Дело в том, что мы изначально взяли очень большие обязательства, постаравшись равномерно разделить объемы по годам. Но в начале любого большого дела неизменно проявляются какие-то подводные камни. Где-то подвели проектировщики, финансирование открылось поздно, где-то его не хватило… В итоге из 449 лифтов в прошлом году заменили по Витебской области всего 243. До сих пор ощутимы проблемы и с подрядчиками. Массовая замена лифтов в целом по стране обернулась дефицитом специалистов. Например, в Полоцке и Новополоцке конкурсы на право проведения данных работ несколько раз вообще не могли состояться из-за отсутствия претендентов. Пришлось на наших предприятиях дополнительно создать 26 новых монтажных бригад. В этом году в области нужно заменить 320 лифтов по заданию и ликвидировать прошлогодний недобор — это еще 206 лифтов. За первый квартал рассчитываем сдать в эксплуатацию 150 — 160 лифтов. Если не будет проблем с деньгами, справимся и с остальным. Но сложности есть. Да, источники финансирования вроде бы предусмотрены, но их не хватает. Во втором полугодии нам обещали пересмотреть суммы в сторону увеличения.
Над выполнением общей задачи сейчас сообща работают все заинтересованные службы. Если возникает какая-то несогласованность в действиях, ее тут же стараются устранить. Так, в ходе разговора с подрядчиками я услышала замечания в адрес специалистов Госпромнадзора — где-то якобы сдача задерживается из-за их загруженности. Главный инспектор областного управления данной службы Валерий Лойко высказал свою точку зрения:
— После оплаты у нас есть 5 дней на техническое освидетельствование лифта. В эти сроки мы всегда укладываемся. Но иногда приходится работать и по вечерам. Причина? Поступление массовых заявок. Так, в январе смонтировано свыше 40 лифтов, а заявки на обследование 35 кабин к нам поступили только 5 февраля. Представляете одновременный объем работы, притом что в штате всего 3 эксперта? Я поднял этот вопрос перед заказчиками, сейчас ситуация изменилась, стали присылать и более мелкие заявки, чтобы мы могли равномерно распределять работу. Еще есть претензии к деятельности технадзора, курирующего подрядчиков. Недавно был факт, когда нас вызвали принимать 5 кабин, где еще не была проведена диспетчеризация. Конечно же, мы добро на эксплуатацию не дали — а вдруг человек застрянет, а связаться с диспетчером не сможет? В течение дня недоделки оперативно устранили, но ведь это можно было сделать и раньше. Так же как перед приездом эксперта убрать пыль в машинном помещении, не по временной, а по постоянной схеме подключить электричество, полностью завершить общестроительные работы. Тогда и приемка пройдет быстрее, и нам по два раза не придется посещать один и тот же объект.
Одним словом, за Госпромнадзором дело не станет. И если все задействованные в реализации программы «Безопасный лифт» службы сработают так, как положено, то через два года в Витебской области на радость жильцам не останется ни одной кабины старше 25 лет. Новые лифты красивые, бесшумные и комфортные. С хорошо продуманной системой безопасности. Правда, счастливые обладатели новинок отмечают: по сравнению со старыми они более медлительные. Но, как говорят, тише едешь — выше будешь…
begunova@sb.by