На контроле Президента. Газификация
28.07.2020 00:18:00
Специалисты подсчитали: длина газовой артерии в Беларуси превышает длину экватора и составляет 64 тысячи километров. Только за последние несколько лет она выросла в четыре раза благодаря эффективным мерам поддержки. Почему советские планы по газификации пришлось выполнять суверенной Беларуси, где у нас добывают голубое топливо и как оно влияет на качество жизни в глубинке? Об этом и не только — в очередной серии спецпроекта Агентства теленовостей, вышедшей в эфире канала «Беларусь 1».
Деревня Буловишки, Браславский район. Скажи Алексею Ясинскому еще лет десять назад, что собственноручно будет разделываться с источником тепла, местом приготовления пищи и удобной лежанкой, не поверил бы! Разобрать печку вместе с братом решил два месяца назад. Она свое отслужила. Сейчас в доме пользуются газовой плитой. Газ сжиженный привозят в баллонах, в год уходит около пяти. Сегодня в Буловишках всего 11 жилых домов. Эстафету газового факела (вслед за более чем 3000 сельских населенных пунктов и тысячей агрогородков) этой деревне еще предстоит принять.
— 26 лет назад газификация природным газом в стране составляла 35 процентов, сегодня уже 80. В сельской местности было 10 процентов, сегодня — 44, — приводит сравнительную арифметику гендиректор ГПО «Белтопгаз», член Совета Республики Национального собрания Алексей Кушнаренко.
История газификации Беларуси уходит в середину ХХ века и связана прежде всего со строительством магистрального газопровода Дашава — Минск протяженностью 660 километров. 60 лет назад голубое топливо пришло в столицу, а вот регионам пришлось подождать. В советские годы экоальтернативу торфу могли предложить лишь населенным пунктам, прилегающим к первому газопроводу. Разумеется, это сказывалось и на развитии малых городов, деревень, на комфорте белорусов. Тяжелее всего приходилось районам Витебской и Минской областей, а также регионам Полесья, наиболее пострадавшим от Чернобыльской аварии.
Тогда, 12 лет назад, в стране завершалась газификация райцентров. Газопровод провели ко всем районам. Вообще, в символичной передаче факела Президент участвовал неоднократно. Сентябрь 2004-го — Туров. Собственно, тогда завершилась газификация Полесья. Артерию провели за три года, сквозь заболоченные места и реки. Октябрь 2004-го — Глубокое и Поставы. В каждом из этих населенных пунктов давались конкретные поручения, которые после трансформировались в государственные программы.
Мощный импульс процессу газификации был дан в 2006-м. Тогда Президент подписал Указ № 368, позволивший желающим провести голубое топливо создавать кооперативы и рассчитывать на помощь государства. За время действия указа длина сетей только по Минской области выросла с 5200 до 12,5 тысячи километров. Кроме этого, указ предполагает и возможное льготное кредитование.
В 2013-м житель Столбцовского района Владислав Купец вместе с соседями организовал кооператив. Указ оказался востребованным, своей очереди на выделение средств им пришлось ждать почти семь лет. Однако уже к августу работы обещают завершить, в сентябре потеплеют батареи.
— Конечно, это помогает привлекать молодежь, потому что благоустройство населенных пунктов, условия, близкие к городским, привлекают молодежь, которая у нас училась, жила. Здесь они и работать тогда остаются, — говорит заместитель председателя Столбцовского райисполкома Александр Цивако.
В районе успели газифицировать и сельхозпредприятия. Сетями покрыто 74 процента территории райцентра. В целом же по стране при сложившемся уровне финансирования из бюджетных средств завершить работы по указу планируют в ближайшую пятилетку.
Беларусь не располагает открытыми месторождениями природного газа. Две залежи свободного полезного ископаемого есть в пределах Припятского прогиба. Их обнаружили геологи еще в начале нулевых. Запасы незначительные и сейчас законсервированы. Вообще все голубое топливо белорусского происхождения исключительно попутное — его добывают параллельно с нефтью. И да, раньше его сжигали — банально не было технологий, чтобы его отобрать. Сегодня — делаем. И более того, понемногу наращиваем объемы. В 2019-м из недр земли в Беларуси достали около 200 миллионов кубометров попутного газа. Сегодня в стране его переработкой занимается лишь один завод — в Речицком районе. В основном добытое сырье идет на автомобильное топливо. Кстати, поиски белорусского природного газа продолжаются. Сейчас геологи изучают Оршанскую и Подляско-Брестскую впадину.
Понятно, процент добычи собственного газа невелик, поэтому значительную часть приходится закупать.
На речицком заводе углеводород превращают в продукт с большей добавленной стоимостью, а затем поставляют на экспорт. Автомобильным и железнодорожным транспортом на зарубежные рынки отправляют 80 процентов от общего выпуска. Остальные 20 закрывают нужды страны.
В 2015 году на предприятии завершилась перезагрузка. Она шла несколько лет без отрыва от производства. Комплексная реконструкция позволила повысить качество продукции, расширить ассортимент и увеличить объемы производства.
— В 2019 году заводом переработано 403 тысячи тонн сырья фракции легких углеводородов. В том числе 299 тысяч тонн привозного сырья. Это максимально рекордное значение за всю историю завода, — подчеркнул начальник производственной службы газоперерабатывающего завода ПО «Белоруснефть» Павел Сумак.
Один из важнейших этапов при укладке газовых труб и последующем содержании — безопасность. Вооружившись спецтехникой, работники службы эксплуатации «Столбцыгаз» обследуют территорию. Современные приборы, технологии, программные комплексы — все, чтобы потребитель всегда был с газом. По словам мастера ПУ «Столбцыгаз» Василия Радионовича, лет 20 назад о таком оборудовании можно было только мечтать. Да что там, для определения утечек газа использовали мыльные растворы с кисточками. Сейчас это делают с помощью лазерных детекторов.
В свое время Лидская газонаполнительная станция была экспериментальной базой. В июле 1975-го там проверяли оборудование на прочность. Стресс-тест оно пройдет, и уже в августе того же года на полной мощности заработает наполнительный цех — с конвейера сойдет первая партия баллонов для потребителя. Сегодня это единственная станция, откуда сжиженный газ развозят по всем 17 районам Гродненской области. Но прежде ему предстоит пройти длинный путь по трубам самой станции, а это площадь без малого 9 гектаров!
В подземном хранилище одновременно может находиться 960 тонн газа. Срока годности у него нет. А вот баллон, его содержащий, может прослужить до 40 лет. По конвейеру проходит 380 баллонов за час. Установка универсальная — она позволяет наполнить сжиженным газом баллоны объемом 27 и 50 литров. Все это результат масштабной реконструкции, первый этап которой завершился три года назад. Уже месяц, как завершился второй этап.
— Еще месяц назад комиссии для инвентаризации необходимо было затратить практически рабочий день, порядка 400—500 киловатт энергии. Сейчас одним нажатием кнопки мы видим весь остаток, весь газ, который находится у нас на газонаполнительной станции в базе хранения, — говорит главный инженер управления «Лидагаз» Андрей Кузьмич.
Насосно-компрессорное отделение газовик сравнивает с сердцем, а вот электрощитовую с мозгом. В режиме реального времени здесь можно отследить все технологические процессы.
…А это уже автомобильная газонаполнительная компрессорная станция. Такие по всей стране. Здесь можно и машину заправить, и при необходимости обменять пустой баллон на полный. В ассортименте 5, 12 и 27 литров. За прошлый год было реализовано потребителю 2 миллиона 50-литровых баллонов и 800 тысяч малолитражных — это данные «Белтопгаза». Сегодня в стране природный газ активно используют и промышленные, и коммунально-бытовые потребители. Из планов на ближайшее будущее — пуск природного газа в последний городской поселок страны. Это местечко Кривичи Минской области. Проектно-сметная документация уже разработана.
— Планируем приступить к строительству в этом году, — рассказал Алексей Кушнаренко. — Сегодня с уверенностью можем сказать, что государственная политика в области газификации показала свою эффективность, потому что нам удалось значительно повысить уровень комфортности проживания нашего населения плюс придать импульс экономике страны.