О традициях обряда «Зажинки» Осиповичского района
01.08.2020 13:11:00
Татьяна СЕДУНОВА
Ковгарский сельский клуб Осиповичского района проводит урожайный обряд, опираясь на древние традиции
Народный ансамбль народной песни «Вяселле» этого клуба с десяток лет проводит свой фирменный праздник. Руководитель Анатолий Тимошенко рассказывает о предыстории появления их собственных «Зажынак»:
— В наш коллектив в свое время входили носители фольклора. Сельчанки помнили, как убирали хлеб еще их родители, какие при этом пели песни, что приговаривали. Это стало основой для нашего действа. Сперва праздновали на базе СПК «Колхоз «Ковгарский», в котором я 35 лет проработал главным агрономом. К слову, почти столько же руковожу коллективом, совмещал две должности. Потом «Зажынкі» стали районными.
Какие особенности обряда? На поле женщины кланяются родной ниве — приветствуют землю. Затем для уборки первого снопа выбирают старейшую жнею-зажинальницу. Она повязывает на правую руку шерстяную красную нить как оберег от напастей, снова кланяется полю и просит разрешения начать работу.
— Сперва нарезает жменю колосков и вяжет перевясло, которым опоясывает себя. Это тоже защитный амулет, дающий силы убрать поле. Ведь раньше все делалось вручную, а это нелегкий труд. После можно смело зажинать первый сноп, который называем на белорусский лад «гаспадаром». Причем состоит он из трех сложенных накрест горстей, — уточняет Анатолий Федорович.
Особенность обряда Ковгарского сельского клуба в том, что из снопков потом делают бабку: копна накрывается полотенцем. Обязательно конструкцию нужно обойти с иконой, затем поставить на шапку бабки — и благословение на хороший урожай получено.
Народный ансамбль народной песни «Вяселле» этого клуба с десяток лет проводит свой фирменный праздник. Руководитель Анатолий Тимошенко рассказывает о предыстории появления их собственных «Зажынак»:
— В наш коллектив в свое время входили носители фольклора. Сельчанки помнили, как убирали хлеб еще их родители, какие при этом пели песни, что приговаривали. Это стало основой для нашего действа. Сперва праздновали на базе СПК «Колхоз «Ковгарский», в котором я 35 лет проработал главным агрономом. К слову, почти столько же руковожу коллективом, совмещал две должности. Потом «Зажынкі» стали районными.
Какие особенности обряда? На поле женщины кланяются родной ниве — приветствуют землю. Затем для уборки первого снопа выбирают старейшую жнею-зажинальницу. Она повязывает на правую руку шерстяную красную нить как оберег от напастей, снова кланяется полю и просит разрешения начать работу.
— Сперва нарезает жменю колосков и вяжет перевясло, которым опоясывает себя. Это тоже защитный амулет, дающий силы убрать поле. Ведь раньше все делалось вручную, а это нелегкий труд. После можно смело зажинать первый сноп, который называем на белорусский лад «гаспадаром». Причем состоит он из трех сложенных накрест горстей, — уточняет Анатолий Федорович.
Особенность обряда Ковгарского сельского клуба в том, что из снопков потом делают бабку: копна накрывается полотенцем. Обязательно конструкцию нужно обойти с иконой, затем поставить на шапку бабки — и благословение на хороший урожай получено.
К слову, по одним из источников, этот земледельческий праздник отмечался 21 июля в день Прокопа Жнеца. По другим — на неделю позже, 29 июля, в день памяти священномученика Афиногена. В народе считали, что в это время лето перешагивает знойный возраст: заканчиваются жаркие дни, ночи становятся холоднее.