Добросовестность бизнеса — один из факторов безопасности внутреннего рынка
31.10.2024 07:51:00
Владимир ВОЛЧКОВ
За последние два с лишним года белорусский потребительский рынок претерпел весьма существенные метаморфозы. Некоторые иностранные компании ушли с него, другие стали поставлять свою продукцию под иными торговыми марками и извилистыми логистическими путями. Производителям тоже пришлось подстраиваться под новые реалии, заменять сырье и ингредиенты из недружественных стран аналогами из других регионов. По прошествии времени можно утверждать: потребительская корзина не пострадала. Усилиями государства и бизнеса удалось насытить розничную торговлю полным ассортиментом товаров, а корпоративный рынок — необходимыми сырьем и материалами. Но у потребительского рынка принципиальными являются не только количественные и объемные характеристики, но и качественные. После парада санкций были опасения, что трансформация на рынке несет риски снижения качества поставляемой продукции, включая и появление контрафактных и контрабандных поставок. О том, как обеспечивается безопасность для потребителей системой контроля за соблюдением обязательных требований и заявленных свойств продукции, рассказал заместитель председателя Госстандарта Александр Бурак.
Государственный контроль требований технических регламентов ЕАЭС в Беларуси осуществляют Государственный комитет по стандартизации, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство по чрезвычайным ситуациям. Кроме того, до выпуска в обращение продукция, производимая и реализуемая на территории государств — членов ЕАЭС, подлежит оценке (подтверждению) соответствия обязательным требованиям технических регламентов союза. Необходимым этапом процедур подтверждения соответствия продукции в большинстве случаев являются испытания в аккредитованной испытательной лаборатории по показателям безопасности, установленным в технических регламентах союза. Контроль за деятельностью аккредитованных испытательных лабораторий осуществляют юридические лица, уполномоченные в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС на проведение аккредитации. В Беларуси этой организацией является Белорусский государственный центр аккредитации, в России — Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).
Одним из приоритетных направлений деятельности контрольных (надзорных) органов Госстандарта является исключение обращения на внутреннем рынке опасной продукции, способной причинить вред жизни и здоровью граждан, их имуществу, окружающей среде. Для выявления на рынке такой продукции инспекции Госстандарта проводят выборочные и внеплановые проверки и мониторинги. По итогу этих мероприятий за девять месяцев 2024 года изъято и запрещено к ввозу и обращению на территории Беларуси 1548 наименований опасной продукции: игрушки, товары для детей и подростков, электротехническая продукция, продукция легкой, пищевой промышленности, упаковка, синтетические моющие средства, стеклоомывающие жидкости, автомобильные компоненты и ряд других товаров. Прекращено действие 515 документов об оценке соответствия, сопровождающих эту продукцию. Для оперативного информирования потребителей, а также производителей и поставщиков об опасной продукции функционирует общедоступная информационная система «Опасная продукция» (https://danger.gskp.by), а также официальный публичный телеграм-канал Госстандарта «Безопасность и качество» (@gosstandartby).
Ответственность за неправомерную выдачу, принятие документов об обязательной оценке соответствия, а равно нарушение правил и процедур обязательной оценки соответствия техническим требованиям несут органы по сертификации. Заявители при декларировании соответствия продукции несут ответственность за принятие декларации в случае, если она содержит неполные, недостоверные сведения или если необходимые доказательные материалы вовсе отсутствуют. Указанными статьями предусмотрены достаточно существенные штрафные санкции, а также полное возмещение причинения вреда. Например, за выпуск в обращение опасной продукции для индивидуального предпринимателя и юридического лица штраф может составлять до 100 процентов от стоимости продукции, а при невозможности точно установить стоимость — до 500 базовых величин.
По моему мнению, тремя важными составляющими в формировании безопасного и качественного рынка являются высокая грамотность потребителя, добросовестность бизнеса и эффективный надзор. Системное и сбалансированное сочетание этих слагаемых обеспечивает высокий уровень защиты от опасной продукции.
Огромное значение играет добросовестность бизнеса. Сегодня важно, чтобы, предлагая и продвигая на рынке продукцию, предприниматели руководствовались не только ценой, но и высокой деловой культурой и социальной ответственностью. Дорожащие своей репутацией компании не предложат к реализации товар непроверенного изготовителя или поставщика, а тем более — без документов об оценке соответствия. Тем не менее случаи выпуска в обращение продукции, не соответствующей установленным требованиям, все же фиксируются, в том числе у добропорядочных поставщиков. Это происходит по множеству причин. Ведь обеспечение безопасности и качества продукции — многоступенчатый процесс с установленными требованиями на каждом из этапов ее жизненного цикла, начиная с разработки документации, постановки продукции на производство, непосредственно производства и заканчивая условиями ее транспортировки, реализации и хранения. Соблюдение этих требований составляет систему управления безопасностью и качеством, которая обеспечивает выпуск соответствующей продукции.
Вместе с тем следует отметить, что при наличии информации об обращении на территории страны импортируемой продукции с несоответствием потребительских характеристик товара заявленным производителем либо иным обязательным требованиям белорусские производители и представители торговых организаций вправе представить эти данные контролирующему (надзорному) органу по компетенции для организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
volchkov@sb.by
Системный подход
— В Беларуси выстроена комплексная система обеспечения и контроля безопасности и качества продукции на всех этапах ее жизненного цикла. В том числе и товаров, импортируемых из третьих стран.Более 85 процентов реализуемой на белорусском рынке продукции является объектом регулирования технических регламентов Евразийского экономического союза, которые устанавливают для нее обязательные требования.Вся продукция, выпускаемая в обращение на территории стран — членов ЕАЭС (включая и Беларусь) независимо от страны ее происхождения и присутствия на территории представительств компаний-производителей, должна соответствовать требованиям этих документов, которые гарантируют безопасность. Контроль соблюдения обязательных требований проводится как непосредственно импортерами или поставщиками продукции в рамках входного контроля, так и контролирующими (надзорными) органами в ходе государственного контроля (надзора).
Государственный контроль требований технических регламентов ЕАЭС в Беларуси осуществляют Государственный комитет по стандартизации, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство по чрезвычайным ситуациям. Кроме того, до выпуска в обращение продукция, производимая и реализуемая на территории государств — членов ЕАЭС, подлежит оценке (подтверждению) соответствия обязательным требованиям технических регламентов союза. Необходимым этапом процедур подтверждения соответствия продукции в большинстве случаев являются испытания в аккредитованной испытательной лаборатории по показателям безопасности, установленным в технических регламентах союза. Контроль за деятельностью аккредитованных испытательных лабораторий осуществляют юридические лица, уполномоченные в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС на проведение аккредитации. В Беларуси этой организацией является Белорусский государственный центр аккредитации, в России — Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).
Все под контролем
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий можно заключить: уход с российского и белорусского рынков ряда иностранных производителей и поставщиков не оказал существенного негативного влияния на безопасность и качество реализуемой продукции. Значительного роста случаев выявления в реализации на территории Беларуси опасной продукции не фиксируется.Одним из приоритетных направлений деятельности контрольных (надзорных) органов Госстандарта является исключение обращения на внутреннем рынке опасной продукции, способной причинить вред жизни и здоровью граждан, их имуществу, окружающей среде. Для выявления на рынке такой продукции инспекции Госстандарта проводят выборочные и внеплановые проверки и мониторинги. По итогу этих мероприятий за девять месяцев 2024 года изъято и запрещено к ввозу и обращению на территории Беларуси 1548 наименований опасной продукции: игрушки, товары для детей и подростков, электротехническая продукция, продукция легкой, пищевой промышленности, упаковка, синтетические моющие средства, стеклоомывающие жидкости, автомобильные компоненты и ряд других товаров. Прекращено действие 515 документов об оценке соответствия, сопровождающих эту продукцию. Для оперативного информирования потребителей, а также производителей и поставщиков об опасной продукции функционирует общедоступная информационная система «Опасная продукция» (https://danger.gskp.by), а также официальный публичный телеграм-канал Госстандарта «Безопасность и качество» (@gosstandartby).
Юридическая и социальная ответственность
Статьи 24.7 и 24.8 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь предусматривают ответственность за нарушение требований законодательства о техническом нормировании и стандартизации, а также об оценке соответствия техническим требованиям. Ответственность за ввоз продукции, не соответствующей установленным обязательным требованиям по безопасности, т.е. опасной продукции, несут импортеры, допустившие ее ввоз и обращение.Ответственность за неправомерную выдачу, принятие документов об обязательной оценке соответствия, а равно нарушение правил и процедур обязательной оценки соответствия техническим требованиям несут органы по сертификации. Заявители при декларировании соответствия продукции несут ответственность за принятие декларации в случае, если она содержит неполные, недостоверные сведения или если необходимые доказательные материалы вовсе отсутствуют. Указанными статьями предусмотрены достаточно существенные штрафные санкции, а также полное возмещение причинения вреда. Например, за выпуск в обращение опасной продукции для индивидуального предпринимателя и юридического лица штраф может составлять до 100 процентов от стоимости продукции, а при невозможности точно установить стоимость — до 500 базовых величин.
По моему мнению, тремя важными составляющими в формировании безопасного и качественного рынка являются высокая грамотность потребителя, добросовестность бизнеса и эффективный надзор. Системное и сбалансированное сочетание этих слагаемых обеспечивает высокий уровень защиты от опасной продукции.
Огромное значение играет добросовестность бизнеса. Сегодня важно, чтобы, предлагая и продвигая на рынке продукцию, предприниматели руководствовались не только ценой, но и высокой деловой культурой и социальной ответственностью. Дорожащие своей репутацией компании не предложат к реализации товар непроверенного изготовителя или поставщика, а тем более — без документов об оценке соответствия. Тем не менее случаи выпуска в обращение продукции, не соответствующей установленным требованиям, все же фиксируются, в том числе у добропорядочных поставщиков. Это происходит по множеству причин. Ведь обеспечение безопасности и качества продукции — многоступенчатый процесс с установленными требованиями на каждом из этапов ее жизненного цикла, начиная с разработки документации, постановки продукции на производство, непосредственно производства и заканчивая условиями ее транспортировки, реализации и хранения. Соблюдение этих требований составляет систему управления безопасностью и качеством, которая обеспечивает выпуск соответствующей продукции.
Вместе с тем следует отметить, что при наличии информации об обращении на территории страны импортируемой продукции с несоответствием потребительских характеристик товара заявленным производителем либо иным обязательным требованиям белорусские производители и представители торговых организаций вправе представить эти данные контролирующему (надзорному) органу по компетенции для организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
volchkov@sb.by
Фото из архива «СБ»