Появление на чемпионате мира в Казани Дарины Валитовой и Александра Мальцева произвело фурор
13.08.2015 15:31:12
Появление на чемпионате мира в Казани Дарины Валитовой и Александра Мальцева произвело фурор
Дарина Валитова и Александр Мальцев завоевали на первенстве мира золото и серебро. Уже их первое появление в казанском бассейне стало настоящей сенсацией. Прежде всего костюм Александра – цвет хаки, офицерские погоны, ремень, портупея.
Суровый голос Левитана объявляет о начале войны. Такой увертюры в синхронном плавании не звучало еще никогда. Впрочем, смешанных дуэтов на мировой арене также не было – в Казани состоялся их дебют. Техническая программа российских спортсменов на музыку Микаэла Таривердиева из «Семнадцати мгновений весны» стала настоящим откровением. Шедевром. Смотрел – и пробирало до мурашек. На волне эмоций звоню тренеру российского дуэта Гане Максимовой.
Гана МАКСИМОВА. Фото: Константин ИВАНОВ
– В одном вопросе сразу много почему. Почему – война? Почему музыка Таривердиева? Наконец, костюм, стилизованный под советский офицерский френч, в котором Александр Мальцев вышел выступать. Не было в этом риска?
– А во что, считаете, мы должны были одеть нашего спортсмена? В плавки, как Тарзана? Или в дельфинчика? В чем должен был выйти Александр Мальцев, чтобы это устроило всех и соответствовало теме? Трагедия войны, потери близкого человека, последнего слова, последнего прикосновения – это вечная тема. Тема на все времена.
В год 70-летия Победы мы посвятили программу нашим ветеранам. Музыку Таривердиева из «Семнадцати мгновений весны» мне давно хотелось взять для постановки. Просто так получилось, что возник смешанный дуэт, и мне показалось – вдвойне интересно использовать гениальную мелодию, которую я очень люблю.
– Кто определял внешний облик костюма Александра Мальцева?
– Я лично определяла.
– Приблизительный вариант советской военной формы того времени. Приблизительный, хочу подчеркнуть.
К сожалению, мне кажется, российское массовое мышление немного консервативно в восприятии таких вещей. Люди слышат музыку и пытаются автоматически привязать нашу программу конкретно к фильму. Начинают анализировать: «Так, а при чем здесь советская форма, если музыка «из Штирлица»? А почему у него лейтенантские звездочки?»
Рассуждая так, они забывают, что искусство наше очень условное. Вода – та среда, где мы интерпретируем пластически, посредством хореографии музыкальное произведение.
Каждый раз говорю одну и ту же вещь: «Если вы настолько буквально привязываетесь к музыке, к персонажу Штирлица, тогда мне нужно вынести два стула, два стола и разыгрывать всю сцену в декорациях кафе «Элефант». Даже в воду заходить не надо».
Но мы занимаемся другими вещами. Костюм – только дополнение образа. «Вот у вас в программе 1941-й год как будто, а погоны были введены только в 1943-м», – слышу я. Неужели вы думаете, я не знаю, когда в Красной Армии появились погоны. Продумывая костюм, мы обязательно изучаем все детали. Просто передо мной стояла другая задача.
– Вы обратились к теме войны. А вашей семьи непосредственно война коснулась?
– Конечно, коснулась, а кого она не коснулась? Есть хоть одна такая семья в России? Моя бабушка, которой сейчас 94 года, ветеран войны, работница тыла. Гасила фугаски на крышах, рубила и сплавляла лес. Ее брат воевал, пропал без вести, только недавно нашли место его захоронения. Мой дедушка по отцовской линии был военным фотокорреспондентом.
У Дарины дед вообще три войны прошел. У Саши тоже воевали. Будь наша программа не про войну, я никому и ничего вообще не объясняла бы. Сказала бы просто: «Дорогие друзья, это мое видение сюжета, понравилось вам – не понравилось, на вкус и цвет товарищей нет…»
– А в чем спортивная фишка вашей программы?
– Мы пошли в направлении современного танца, с его комбинацией различных темпоритмов, с контрастными переходами от быстрых, резких движений к медленным, плавным. С акцентом на экспрессию.
Все это крайне редко можно увидеть в синхронном плавании. Спонтанная реакция судей была потрясающей. В предварительном состязании они поставили нашим ребятам на целых два балла выше, чем американцам.
– Но затем, уже в финале отыграли оценки в обратную сторону, в пользу американцев, оставив Дарину и Сашу с серебром.
– То, что произошло в финале, к истинной оценке не имеет никакого отношения, будем откровенны. Тем более что выступление ребят вызвало сильнейший эмоциональный отклик. Реакция и специалистов, и зрителей была потрясающей.
В ногах правда есть!
– Как вообще подбираются спортсмены в дуэт? Правда ли, что главный критерий – это… ноги?
– Ноги, как ни абсурдно звучит, семьдесят процентов нашего результата. Если у спортсмена некрасивая нога, он никогда не поднимется на высшую ступень пьедестала. И желательно, чтобы ноги у спортсменов были похожими, что необходимо для синхрона.
– А психологическая совместимость?
– Важна, но это вопрос работы больше. Как тренер я могу довести спортсменов до того уровня психологической совместимости, которая мне необходима. Но на первом месте все равно физика.
У Саши, например, ноги очень легкие и выразительные, а это большое преимущество в синхронном плавании. Его линия ноги очень похожа на линию ноги Дарины. Он способен делать интересные, нестандартные связочки, научился работать ногами плавно, что для мужчин вообще крайне тяжело. И это разительно отличало наш микст от всех остальных смешанных дуэтов, выступавших в Казани.
– В дуэте есть ведущий и ведомый? Или спортсмены равны?
– В классическом женском дуэте даже хорошо, когда одна девочка ведущая, вторая – ведомая. В миксте у каждого участника своя партия. И оба они должны быть личностями. И Саша, и Дарина – сильные личности. Целеустремленные и очень работоспособные. При этом Дарина как человек с большим соревновательным опытом доминирует в каких-то вещах и может на Сашу иногда даже прикрикнуть, но – в дружеском тоне. За все время нашей совместной работы не было ни одного конфликта.
Я их просто не допустила бы. Случаются, конечно, мелкие, рабочие зацепочки, но они никак не отражаются на взаимоотношениях между ребятами.
– Когда микст может получить олимпийскую прописку?
– В 2016 году в Рио-де-Жанейро вряд ли. А вот в 2020 году, по моим ощущениям, процентов восемьдесят, что микст уже будет включен в программу Олимпийских игр.
Досье «СВ»
Гана МАКСИМОВА родилась 14 марта 1970 года. Заслуженный мастер спорта России по синхронному плаванию. Четырехкратная чемпионка Европы (группа, дуэт). Бронзовый призер Кубков мира в групповых упражнениях 1991 и 1995 годов. Победительница в состязании солисток на международных соревнованиях: French Open (1996), German Open (1995), Roma Synchro (2004), на приз журнала «Советская женщина» (1991). Четвертое место в групповых упражнениях на Олимпийских играх в Атланте в 1996 году.
Автор публикации: Борис ОРЕХОВ