Более 400 женщин работают в Беларуси крановщицами
07.03.2018 08:37:28
— Старшая сестра одноклассницы была машинисткой башенного крана. Она так интересно рассказывала, как строила разные города, что и нас увлекла.
Неужели не страшно было? Крановщица только улыбается: нисколько. В деревне Ледвени Вилейского района, откуда она родом, вышка солдатская стояла. Так они с подругой единственные из девчонок могли залезть на самый верх. Вот и поступили вместе в Минское профессионально–техническое училище № 31 (ныне государственный профессионально–технический колледж монтажных и подъемно–транспортных работ). В то время профессия пользовалась спросом у прекрасной половины. Галина Воравко говорит: в ее группе из 28 человек девушек была примерно треть. Сейчас же на такую работу дамы не стремятся. Самые молодые крановщицы в управлении — со стажем 7 лет.
— А помните свою первую стройку?
— Конечно. Детский сад в Серебрянке. Только кран у меня тогда другой был — едва ли не вполовину ниже. Нынешний — высотой 55 метров. Современный, с компьютерным управлением. Длина вылета, угол поворота, грузоподъемность — все цифры перед глазами на мониторах. Даже скорость ветра. Сегодня, кстати, всего 2 — 3 м в секунду и безоблачно. Отличная погода для работы.
А как же мороз? Это не помеха. В кабине крановщицы тепло. Хотя определенные нюансы работы зимой все же есть. Скажем, груз попросту может к земле примерзнуть... По молодости у Галины Геннадиевны был такой случай: строители подцепили железобетонную плиту за металлические петли и скомандовали «Вира!». Начала поднимать, а та — ни с места. Зато кран стал крениться. И вдруг петля оборвалась. Крановщица до сих пор помнит, как в тот момент качнуло машину... Больше таких промахов не допускает: начинает маневр не раньше, чем снизу подтвердят, что груз свободен, и натягивает стропу медленно. Кстати, максимум, который может поднять ее нынешний кран, — 10 тонн.
...Поднимаю голову к небу, на кабину 55–метрового крана, пытаюсь прикинуть, сколько же тут ступенек до рабочего места. «Около 100», — Галина Геннадиевна словно читает мои мысли. Утром вверх, вечером вниз (можно еще в обед спуститься). Признается: раньше это не составляло труда. Сейчас, конечно, сложнее. Иногда останавливается между секциями, чтобы перевести дух... Все же на днях 55 исполнилось.
А личный рекорд крановщицы — работа на высоте 68 метров ровно год назад на стройке 19–этажки. Всего же участвовала в возведении, наверное, более сотни зданий: жилых домов, школ, детских садов, библиотек, даже «Минск–Арены»... К слову, сама живет в микрорайоне Сухарево, который помнит, когда там было всего два дома и никакого транспортного сообщения. Она тогда в подменке жила, ждала вот–вот квартиру и думала: «Только бы не здесь». Сейчас, глядя через свои большие окна на открывающийся с высоты 12–го этажа пейзаж, говорит, что в это уже и не верится.
— Опять пошла бы в крановщицы. Я, кстати, и дочек своих, Катерину и Дарью, пыталась «заразить» этой работой. Не получилось. У них свой путь. Но у меня сейчас два внука подрастают, — улыбается. — Старшему Матвею на 4 года подарили башенный кран почти с него ростом. Так мы дома развернули целую стройплощадку. Он управляет, а я командую: «Вира!», «Поворот!», «Майна!»... Растет смена.
Прямая речь
Галина Воравко:
— Что нравится в профессии? Работаю на высоте. Вижу город. Наблюдаю, как он меняется. Особенно красиво вечером, когда включается иллюминация. Или ранним утром, с восходом солнца. Мы ведь и в ночную смену работаем, при свете звезд и прожекторов... А какая бывает красивая радуга после дождя! Я ее первая замечаю и строителям говорю, чтобы и они могли полюбоваться.
Цифры «СБ»
Сегодня в организациях, подведомственных Министерству архитектуры и строительства, машинистами башенных кранов работают 1.004 человека, в том числе 419 женщин.
Компетентно
Андрей Готто, директор Минского государственного профессионально–технического колледжа монтажных и подъемно–транспортных работ:
— За 40 лет, которые в нашем учебном заведении готовят машинистов башенных кранов, по этой профессии обучили 730 человек. И из них только 66 женщин. Причем, судя по статистике, в прошлом веке было больше энтузиасток, которые не боялись высоты и готовы были трудиться на стройплощадках наравне с мужчинами. Сегодня девушки идут на мостовые краны, козловые... А на башенные в последние годы к нам поступают только парни. В то же время, как я заметил, у работодателей большим спросом пользуются именно крановщицы. Думаю, в силу особенностей женского характера. Ведь работа на кране — это в первую очередь внимательность, усидчивость, терпение, более свойственные как раз прекрасной половине.
dekola@mail.ru