Игорь Карпенко - о роли образования в построении IT-страны
22.05.2019 00:41:00
Ольга ПАСИЯК
— Концептуальными подходами к развитию системы образования до 2020 года (и на перспективу до 2030‑го) определены задачи, основные направления и приоритеты государственной политики в этой сфере, а также механизмы их реализации. А чтобы работа была системной, министерство еще разработало и утвердило Концепцию цифровой трансформации процессов в системе образования. Так мы заложили правовую базу для модернизации инфраструктуры учреждений образования и внедрения прорывных технологий в учебный процесс. Впрочем, уже сейчас более 91% школ обеспечены широкополосным доступом в интернет, а все учреждения профобразования подключены к глобальным информационным ресурсам. Начался активный процесс перехода и к облачным технологиям. Идет пересмотр специальностей, совершенствуется содержание образовательных программ, активно внедряются цифровые технологии и сопутствующие им сервисы — электронные учебники, дневники, журналы, студенческие билеты и многое другое.
— Не слишком ли медленно идет процесс цифровизации? Ведь не раз звучали предложения отказаться полностью от тех же бумажных дневников и журналов…
— Внедрение цифровых технологий предполагает не революцию и не реформу системы образования, а постепенное, вдумчивое и грамотное проведение ранее начатых преобразований. Поэтому в приказном порядке заставить все школы, скажем, с 1 сентября перейти на электронный журнал было бы равносильно тому, чтобы, как говорят, «запрягать телегу впереди лошади». Во‑первых, сейчас этот сервис использует небольшое количество школ, причем в основном в Минске. Во‑вторых, ведение журналов в электронном виде — это всего лишь микроскопическая толика той огромной работы, которую необходимо выполнить. Цифровизация должна затронуть как собственно образовательный процесс, так и жизнедеятельность учреждений образования в целом, включая обеспечение безопасности учеников, организацию питания и проезда к месту учебы. Поэтому Министерство образования и начало эту работу с внедрения пилотных проектов в отдельных школах, чтобы грамотно определить действительно необходимый набор сервисов для образовательного процесса. Нужно понимать, что система образования не терпит необдуманных действий и каждое управленческое решение мы обсуждаем с профессионалами, учеными, педагогами‑практиками, учениками и их родителями, а также с общественностью.
— Но квалифицированные IT‑специалисты рынку нужны уже сегодня. Как решается эта задача?
— Сейчас 18 вузов предлагают более трех десятков IT‑специальностей. На первой ступени такое образование получают более 22 тысяч человек, и еще свыше 2.000 — на второй. Каждый год мы выпускаем около 7.000 IT‑специалистов с высшим образованием. В прошлом году прием на такие специальности увеличен на 3,5%, а в этом планируем зачислить на первый курс еще на 650 человек больше. Открываем в отдельных вузах и новые специальности, среди которых «Электронный маркетинг», «Программируемые мобильные системы», «Дизайн (виртуальной среды)», «Системный анализ, управление и обработка информации». На этих кафедрах работают опытные преподаватели, плюс более 300 специалистов привлечено из реального сектора экономики. Профессиональные IT‑компетенции формируют в 35 ссузах по четырем специальностям, на которых обучаются более 6.500 человек. В прошлом году мы выпустили 1.650 таких специалистов, в этом набор увеличен на 100 абитуриентов. Кроме того, еще 63 учреждения образования по двум специальностям готовят кадры для IT‑сферы на уровне профессионально‑технического образования и ведут профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих по заказу организаций, центров занятости и физических лиц. Организована и переподготовка руководящих работников и специалистов с высшим образованием по «Программному обеспечению встроенных компьютерных систем», «Проектированию программного обеспечения информационных систем», «Web‑дизайну и компьютерной графике» и «Тестированию программного обеспечения». У нас свыше 260 договоров учреждений образования с организациями‑заказчиками кадров, в том числе с резидентами Парка высоких технологий (в IT‑компаниях работает более 40 филиалов кафедр!). Компания Wargaming и вовсе учредила первые 16 стипендий для наиболее талантливых студентов БГУ, представивших свои IT‑разработки. Работает в вузах и около 60 совместных с ведущими мировыми компаниями лабораторий и 16 образовательных центров.
— Оборудование — больная тема для образования. Грамотного специалиста невозможно подготовить без современной техники.
— Компьютерную технику и другие технологии обновляем по Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2016 — 2020 годы за счет средств республиканского бюджета и средств от внебюджетной деятельности, а также спонсорской помощи организаций реального сектора экономики. В прошлом году 129 IT‑компаний оказали спонсорскую помощь вузам на сумму более 750.000 рублей. Кроме того, компании мирового уровня предоставляют бесплатно свои программные, аппаратные продукты для использования в качестве учебно‑методических материалов в учебном процессе. К сожалению, инициатором взаимодействия в области подготовки кадров для IТ чаще всего выступают не организации‑заказчики кадров,
а учреждения образования. Хотя именно заказчик должен влиять на ход подготовки своего будущего работника, поскольку система образования не обладает исчерпывающей информацией о реальной потребности IT‑рынка. Поэтому Стратегия совершенствования Национальной системы квалификаций, утвержденная в конце прошлого года постановлением Совета Министров, предусматривает разработку Национальной рамки квалификаций и создание секторальных советов, которые должны выступить заказчиком кадров для отрасли. Также в новую редакцию Кодекса об образовании заложена норма о переходе на примерные учебные планы и программы взамен типовых, чтобы заказчики кадров могли активно и оперативно влиять на содержание профессиональной подготовки своих будущих работников. Кстати, один из первых секторальных советов по развитию квалификаций еще пять лет назад был создан именно в сфере информационных технологий на базе ПВТ, но конкретных и актуальных требований к компетенциям, которые необходимо сформировать у выпускника за годы учебы, пока не поступало.
— Все чаще говорят и о том, что готовить к IТ нужно едва ли не с детского сада. Вы согласны?
— В этом есть доля правды, ведь ключевую роль в подготовке IT‑специалистов играет профориентация на самых ранних этапах. Работа программиста будет интересна тем, кто серьезно увлекается компьютерами, с раннего детства интересуется, как разрабатываются и работают программы. С 1 сентября 2018 года по инициативе Министерства образования у школьников 10 — 11‑х классов есть возможность осваивать профессии в том числе для сферы IТ, с присвоением начального разряда. А в этом году планируем запустить эксперимент в Орше, где образовательную программу профессиональной подготовки по IT‑профессиям старшеклассники будут осваивать в дистанционной форме с профессорско‑преподавательским составом и техническими возможностями БГУИР. По поручению Президента идет работа и по созданию Национального детского технопарка для наиболее одаренных учеников 6 — 11‑х классов. Здесь особый акцент будет сделан на практику, с использованием современного высокотехнологичного оборудования и привлечением ведущих ученых и специалистов университетов, научно‑исследовательских и промышленных организаций. А одним из основных направлений станут информационные технологии, при этом компании — резиденты ПВТ также смогут принимать активное участие в деятельности технопарка, формируя задания, непосредственно руководя проектами, оказывая финансовую поддержку. Фактически детский технопарк может стать экспериментальной площадкой для IT‑компаний, где те смогут отрабатывать самые передовые технологии. Причем такой опыт уже есть: совместно с ПВТ реализуется программа Scratch для учеников начальной школы — дети учатся программированию через игру.
— В Послании Президента белорусскому народу и Парламенту прозвучала мысль: курс на построение IT‑страны сохранится, но не стоит забывать и о потребностях насущных.
— Очевидно, что IT‑решения должны внедряться и в промышленность, повышая ее эффективность, создавать новые направления в экономике, улучшать качество государственных услуг. Сейчас резиденты ПВТ практически полностью исключены из тех цепочек производства, которые существуют в стране. Не осуществляют они и образовательную деятельность. При этом система образования готовит IT‑кадры для белорусской экономики в целом, не ограничиваясь исключительно резидентами Парка. Поэтому один из главных приоритетов в развитии IT‑сферы в Беларуси — открытие в вузах ряда новых высокотехнологичных специальностей, смежных с IT‑сферой. К примеру, БГУ уже сегодня их предлагает — от математической теории до клеточной биофизики и нейрофизиологии, искусственного интеллекта и робототехники.
В то же время выпускников вузов часто рассматривают как элементы глобального IT‑механизма, процесс обучения которых нужно строить исключительно в интересах IT‑отрасли. В итоге вносятся сомнительные предложения, вроде возможности «учить только то, что нравится», «ввести по пять уроков в неделю английского начиная с первого класса», «вместо домашнего задания — видеолекции в интернете», а в перспективе — полный отказ от учреждений образования и возможность получения образования с помощью интернета. Но система образования — не сфера услуг в обычном ее понимании бизнесом, а образование — не только обучение, но еще и воспитание. При этом, по информации Национального статистического комитета, количество уволенных от общего числа работников организаций — резидентов ПВТ в 2016 году составляло 19,6% от общей численности, а в 2018 — 24,3%. За прошлый год из 41.156 работников организаций — резидентов Парка прошли повышение квалификации только 795, стажировку — 8, переподготовку — 7. В то же время привлечены к работе 3.624 человека с общим средним образованием (почти 9% от общей численности работников!). По факту используется для выполнения конкретных заданий «живой материал», люди, подготовленные системой образования, а после выполнения проекта они заменяются новыми. Поэтому система образования, принимая во внимание потребности IT‑сферы и используя достижения в области цифровой трансформации общества, все же будет ориентироваться на подготовку кадров в интересах всего социально‑экономического комплекса страны.