Обсуждаем Основные положения проекта Программы социально-экономического развития страны на 2021—2025 годы
Как правило, анализ документов, регламентирующих социально‑экономическое развитие страны, — удел аналитиков и экспертов от экономики. Однако последние десятилетия все убедительнее доказывают: без тщательного научного подхода и анализа полноценное развитие невозможно. А потому сегодня мы предлагаем комплексный взгляд на проект программы социально‑экономического развития страны — от сенаторов с учеными степенями.
Андрей РУСАКОВИЧ, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по международным делам и национальной безопасности, заведующий кафедрой дипломатической и консульской службы факультета международных отношений БГУ, доктор исторических наук:
— Это документ, определяющий развитие республики на ближайшую перспективу и продолжающий долгосрочную линию планирования экономических, социальных, в какой‑то степени и политических процессов в Беларуси. Как представляется, в жизни нашей страны на ближайшее пятилетие он должен занять особое место. Это определяется рядом обстоятельств. Во‑первых, проект программы социально‑экономического развития предусматривает развитие Беларуси в совершенно новых условиях — и геополитических, и экономических. Мир вступил в новый этап своего развития, обусловленный многими знаменательными трендами. В каком‑то плане ускорителем этих процессов стала пандемия. Один из таких трендов — мир становится более жестким как в плане конкуренции, так и взаимодействия на глобальных рынках, допуска товаров на свою территорию. Государства более эффективно намерены защищать свои национальные интересы, возрастает конфликтность, обостряется конкуренция, борьба за рынки сбыта и контроль над ресурсами.
И в этом жестком мире преимущества получают государства, способные динамично развиваться и обеспечить свою национальную безопасность — в политическом, экономическом и социальном плане, способные предложить миру новые технологии, товары, услуги, пользующиеся спросом.
Второй момент — мы работаем в интеграционных структурах совместно с Россией и другими странами: Союзном государстве, ЕАЭС, СНГ. Эти проекты достаточно динамично развиваются, за счет участия в них Беларусь получает дополнительные преимущества для развития экономики, социальной сферы, продвижения своих экономических интересов на внешних рынках. Например, ЕАЭС в последние годы формирует систему взаимодействия с другими государствами и международными структурами. Это большое преимущество для белорусской экономики. Сохранение и развитие партнерства в экономической сфере с другим региональным интеграционным объединением — Европейским союзом — также в наших интересах.
Необходимо понимать, что этот мировой тренд — укрепление интеграционных объединений в жестких внешних условиях — способен придать дополнительные импульсы развитию государств, которые в них участвуют.
Третий вызов глобального плана — возможность участия в глобальных технологических проектах, способных изменить мир. Сейчас много говорят о цифровизации. Переход на новую модель в экономике придает новый импульс развитию, это уже устоявшийся и перспективный тренд. Но в мире сегодня, по существу, конкурируют две модели цифровизации — американская и китайская. Именно они будут в определенном плане «диктовать» правила поведения другим государствам, и это следует иметь в виду. Это же относится и к вопросам, связанным с разработкой принципиально новых технологий. Например, разработка проектов, связанных с искусственным интеллектом. Как представляется, это еще один большой задел на будущее, способный существенно изменить мир.
Полагаю, что тот проект программы социально‑экономического развития, который предложен и обсуждается сегодня, аккумулирует достигнутое в стране за последние два десятилетия и формулирует основные направления развития для будущего.
Уверен, что выполнение программы — задача всех граждан Беларуси. Каждый сможет найти при этом применение своим силам, способностям и опыту. Сама программа должна стать основой объединения общества для достижения весьма амбициозной задачи — выхода Беларуси на новые рубежи в экономическом, социальном и политическом развитии.
Андрей ИВАНЕЦ, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по образованию, науке, культуре и социальному развитию, главный ученый секретарь Национальной академии наук Беларуси, доктор химических наук:
— Программа сформирована полностью в русле тех задач, которые ставит Глава государства перед Правительством по развитию нашей страны. И в первую очередь она направлена на обеспечение роста благосостояния наших граждан. Люди должны ощутить, что реальные доходы существенно растут и уровень жизни повышается. Важно и то, что предусматривается развитие социальной сферы и сохраняется выраженная социальная ориентированность нашего государства, как это было на протяжении всего периода независимости. Это позволило нам обеспечить развитие таких сфер, как здравоохранение, образование, серьезную социальную поддержку — многодетных семей, одаренной и талантливой молодежи, иных категорий населения.
По сути, Основные положения проекта программы социально‑экономического развития, как и усилия белорусского государства в целом, направлены на укрепление человеческого капитала, что является основой для достижения поставленных задач в экономической сфере.
Это вопросы наращивания валового внутреннего продукта, обеспечение допустимого уровня инфляции и социальное обеспечение людей, находящихся на заслуженном отдыхе.
При этом мы должны понимать, что без построения интеллектуальной страны нам будет развиваться довольно сложно. Этот аспект особо учтен и в проекте программы социально‑экономического развития. Также предусмотрен отдельный пункт, ставящий такую важную задачу, как сокращение экономической зависимости от углеводородного сырья. И создание для этого новых высокотехнологичных производств по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью. Такие производства являются менее энергоемкими, нежели традиционные, и не требуют особых материальных затрат, делая ставку на интеллект.
Значительная роль в обеспечении всего вышесказанного принадлежит отечественной науке. Хочу заметить, что Национальная академия наук также формирует программу своего развития на пятилетку — в условиях формирования нового цикла государственных программ научных исследований и научно‑технических программ. И мы для себя также определяем приоритеты, над которыми будем работать.
Фактически происходит пересмотр ориентиров на основе уже имеющегося научно‑технического задела. Потому что мы понимаем, что сегодня недостаточно ориентироваться лишь на реальный сектор экономики.
Мы со стороны науки должны давать своего рода форсайт и предвидение, подсказку реальному сектору экономики — по каким направлениям можно ожидать существенного роста и максимальной экономической отдачи. Иными словами — технологий, которые сегодня и завтра будут востребованы не только в нашей стране, но и за рубежом.
osipov@sb.by
Научный взгляд на проект Программы социально-экономического развития страны
Форсайт на перспективу
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.