Новейшее оборудование, мгновенное реагирование и достойный комфорт: как организована служба на самой молодой заставе белорусско-украинского рубежа
27.08.2021 23:51:00
Для Мозырского пограничного отряда, охраняющего участок белорусско-украинской границы, июнь ознаменовался важным событием. Таким стало открытие заставы Глушкевичи в южной части Лельчицкого района. Примечательно, что построенная в короткие сроки застава сразу же стала образцовой. В первую очередь благодаря оснащению современными средствами охраны границы и обустройству быта военнослужащих. В том, что все это сделано на высочайшем уровне, журналисты «Р» убедились лично.
Гомельская область, Лельчицкий район, погранзастава Глушкевичи войсковой части 1257 Мозырского погранотряда.
В тот период пограничникам пришлось, как и записано в уставе, стойко переносить тяготы и лишения воинской службы. Касались они прежде всего бытовых условий. Первопроходцам довелось жить в палатках, в том числе зимою.
Позже пограничникам передали здание бывшей общественной бани. В ней обустроили служебные и бытовые помещения, кухню, а также комнату досуга и информации. По укоренившейся со времен СССР привычке в обиходе ее еще называют «ленкомнатой».
В июне 2017-го был сделан еще один шаг по улучшению условий несения службы. На смену палаткам пришли металлические модули. Своим видом они напоминают морские контейнеры, но внутри обустроены для проживания с максимально возможным для полевых условий комфортом.
И все же все это было временным решением. Потребность в полноценной стационарной заставе, которая сможет эффективно функционировать в режиме 24/7, без праздников и выходных, была очевидна. Строительство комплекса, стартовавшее в рамках программы «Совершенствование пограничной безопасности Союзного государства», завершилось в рекордные сроки. 30 июня состоялось торжественное открытие.
Это транзитный участок. Часть украинской территории, которая как бы вклинивается в нашу.
По периметру застава обнесена бетонным забором. Ворота сварены из швеллеров и толстых листов металла. Протаранить их легковым транспортом не удастся. Полушутя интересуюсь: смогут ли пограничники, если понадобится, держать осаду? Исполняющий обязанности начальника заставы Алексей Стельмах отвечает серьезно:
— Вполне сможем. Особенно если сравнить с условиями на предыдущем месте. Здесь и охраняемый, защищенный периметр, и надежные сооружения. При внезапном нападении занимается круговая оборона. Определены местоположения военнослужащих, секторы ведения огня. По-простому — каждый из них знает, где и какую позицию должен занять, что делать и куда стрелять. Конечно, надеемся, что в реальности до такого не дойдет. Однако нужно быть готовым к любому сценарию, в любое время дня и ночи. Для этого мы здесь.
Алексей Стельмах
Физической подготовке в распорядке дня уделяется час. Правда, ввиду специфики службы занятия проводятся не утром, а днем. В приоритете — тренировки на выносливость. Для пограничника нужнее всего умение ходить с амуницией и оружием на большие расстояния. А вот тренировки с железом непопулярны. «Качаться» желающие могут в свободное время. Кстати, замечено, что ребята, дружные со спортом, гораздо быстрее и проще адаптируются к условиям службы. Впрочем, от ее несения заслуги на пьедесталах не освобождают.
Стоит отметить, спорт, особенно игровой, — это еще и эффективный способ морально-психологической разгрузки. Недооценивать ее в условиях напряженной и вместе с тем рутинной службы, однообразия будней и долгого пребывания в пределах заставы нельзя.
Рядом преподают азы следопытства — одной из главных наук для пограничника во все времена. Для этого воспроизведен фрагмент контрольно-следовой полосы (КСП), которая, по сути, и есть граница. И одновременно «датчик», фиксирующий незаконные пересечения. Чтобы скрыть их, злоумышленники идут на всевозможные хитрости.
— Самая простая и распространенная — когда человек идет по КСП спиной вперед, — рассказывает заместитель начальника заставы Дмитрий Павлюк. — Так он пытается ввести в заблуждение. Будто бы пересек границу оттуда, и искать его нужно уже на нашей стороне. Иногда преодолевают полосу прыжками или один человек несет второго на себе. Ну и классический фокус — использование фальшивых копыт животных. Их крепят к обуви, чтобы скрыть собственные следы.
Все эти ухищрения пограничникам давно известны. Как и меры противодействия. Например, так называемые заделки — специальные знаки, которые наносятся на КСП. Каждый из них представляет собой сложный рисунок с наборами определенных символов и цифр. Они постоянно меняются, и повторить комбинацию незнающий человек не сможет. К тому же нарушитель стремится скорее покинуть зону риска и ему не до каллиграфии на песке.
А вот квадрокоптеры и другие летающие устройства появились в арсенале нарушителей сравнительно недавно. С их помощью пытаются перемещать контрабандный груз. Чаще всего — сигареты. Поэтому в последние годы особое значение придается взаимодействию с силами ПВО. В учебном городке есть тренажер, на котором пограничные наряды учатся фиксировать и грамотно докладывать о фактах нарушения воздушного пространства. В беседе даю волю воображению — что если прямо сейчас над верхушками сосен поднимется дрон? Такие «вводные» пограничников в тупик не ставят. Все, даже маловероятные сценарии предусмотрены.
— Застава поднимается по команде «В ружье!», — отвечает капитан Стельмах. — В зависимости от места появления летательного аппарата расставляем наряды, а также прилагаем усилия, чтобы найти оператора. Исходя из технических характеристик дрона, человек, который им управляет, будет находиться в радиусе до шести километров. И мы его найдем.
Доминик Крашевский и овчарка Тая в наряде.
В холле висит редкий по нынешним временам таксофон. По нему ребята-срочники, которым не положено иметь мобильников, могут звонить родным. В том числе за счет вызываемого абонента. Так что связь с домом даже на отдаленной заставе не утеряна.
Вершина комфорта — душевые и сауна. Осматривая их, затрагиваем в разговоре любопытную тему. О том, как оценивают подобный уровень некоторые ветераны погранвойск — особенно те, кому довелось служить еще в СССР. Некоторые из них считают, что такой уровень комфорта — излишний. Мол, получается не служба, а почти санаторий. В обоснование такой позиции обычно следует рассказ о невзгодах, перенесенных где-нибудь на горной заставе в Таджикистане. Начальник службы информации и связей с общественностью Мозырского погранотряда Сергей Павлов готов вступить в заочную полемику:
— При всем уважении к ветеранам нам есть что возразить. Времена меняются, прогресс вносит новшества во все сферы жизни. И наша служба не исключение. Это касается как вооружения, технических средств, так и условий быта пограничников. К примеру, наличие стиральной машины уже давно не роскошь, а норма. Главное же остается неизменным во все времена. Охрана границы, как и прежде, требует полной отдачи физических и моральных сил. Поэтому испытаний и трудностей, которые ежедневно преодолевают пограничники, в службе хватает.
— Поначалу было сложновато разобраться в технических нюансах, — признается рядовой Илья Лешкевич — парень из Могилевской области. — Но постепенно вникаешь, учишься. Сейчас — никаких проблем.
Илья Лешкевич в дежурной.
Большинство срабатываний сигнализации связано с поведением диких животных. Они же самые популярные «звезды экранов» в дежурной части. Чаще всего в объектив попадают косули. Нередко заглядывают и лоси.
Разумеется, мы не можем остаться безучастными и едем следом. Стать очевидцами задержания было бы репортерской удачей. Однако реальность оказывается прозаичной. Порывом ветра принесло ветку, которая врезалась в забор. А поскольку он же одновременно имеет функции датчика — произошла сработка.
Проверив контрольно-следовую полосу, заезжаем на еще одну — взлетно-посадочную. Она находится недалеко от заставы и предназначена для средств малой авиации. В нашем случае речь об автожирах — легких винтокрылых летательных аппаратах. Внешне они имеют сходство с вертолетами.
Оснащение авиаподразделения Госпогранкомитета автожирами началось в 2014-м. Сегодня они применяются на наиболее оперативно значимых направлениях. Особенно там, где воздушное патрулирование целесообразно по тактическим или экономическим соображениям.
При собственной массе менее 300 кг автожир способен поднимать вес почти вдвое больше. Для взлета ему нужна полоса длиною всего лишь 70 метров. А для посадки и того меньше. Развивая максимальную скорость 190 км/ч, автожир может совершать полеты на расстояние до 600 км. Всех этих способностей ему более чем достаточно для выполнения поставленных перед экипажем задач. В них входит обнаружение на обследуемой территории людей и автотранспорта. Нарушители фиксируются на фото и видео, а данные об их местонахождении передаются наземным пограничным нарядам. При установке соответствующего оборудования автожиры могут использоваться для ведения радиоэлектронной борьбы со средствами связи противника.
Впрочем, пока они выполняли исключительно мирные миссии. К примеру, помогали найти заблудившихся грибников. Один из таких бродил по лесу больше суток, изнемогая от голода и жажды. Пенсионера заметили с воздуха, после чего к нему добрался пограничный наряд.
КОМПЕТЕНТНО
Председатель Государственного пограничного комитета Анатолий ЛАППО:
— Сегодня пограничная застава Глушкевичи — образец комплексного применения разнородных сил и средств в охране рубежей Беларуси. Она занимает особое место в обеспечении пограничной безопасности на белорусско-украинском участке границы. В ходе строительства были учтены пожелания военнослужащих и реализованы современные подходы к организации пограничной службы, повседневной жизни пограничников.
prolesk@sb.by
Гомельская область, Лельчицкий район, погранзастава Глушкевичи войсковой части 1257 Мозырского погранотряда.
Начинали с палаток
Точкой отсчета в истории заставы Глушкевичи считается день, когда ее личный состав впервые заступил на охрану государственной границы — 26 июля 2016 года. Изначально местом дислокации стал ближайший населенный пункт — поселок Глушковичи.В тот период пограничникам пришлось, как и записано в уставе, стойко переносить тяготы и лишения воинской службы. Касались они прежде всего бытовых условий. Первопроходцам довелось жить в палатках, в том числе зимою.
Позже пограничникам передали здание бывшей общественной бани. В ней обустроили служебные и бытовые помещения, кухню, а также комнату досуга и информации. По укоренившейся со времен СССР привычке в обиходе ее еще называют «ленкомнатой».
В июне 2017-го был сделан еще один шаг по улучшению условий несения службы. На смену палаткам пришли металлические модули. Своим видом они напоминают морские контейнеры, но внутри обустроены для проживания с максимально возможным для полевых условий комфортом.
И все же все это было временным решением. Потребность в полноценной стационарной заставе, которая сможет эффективно функционировать в режиме 24/7, без праздников и выходных, была очевидна. Строительство комплекса, стартовавшее в рамках программы «Совершенствование пограничной безопасности Союзного государства», завершилось в рекордные сроки. 30 июня состоялось торжественное открытие.
Готовность к любому сценарию
Еще на подъезде обращаем внимание на забор, установленный вдоль дороги с левой по ходу нашего движения стороны. Предполагаю, что это защита от лесных животных, выскакивающих под колеса. Логично, но неточно. Версию разрушают чередующиеся столбики желто-голубой и зелено-красной раскраски. Оказывается, это так называемый транзитный участок. Часть украинской территории, которая как бы вклинивается в нашу. Раньше здесь возникали спорные ситуации. Особенно, когда жители приграничья по обе стороны пытались, как прежде, свободно ходить друг к другу в гости в соседнюю деревню. И искренне недоумевали, почему нельзя это делать сейчас? Забор и пограничные столбики стали наглядным ответом, окончательно закрывшим наивный вопрос. К слову, в прошлом году на охраняемом участке протяженностью около 50 км была завершена демаркация. Граница между странами обозначена на местности.Это транзитный участок. Часть украинской территории, которая как бы вклинивается в нашу.
По периметру застава обнесена бетонным забором. Ворота сварены из швеллеров и толстых листов металла. Протаранить их легковым транспортом не удастся. Полушутя интересуюсь: смогут ли пограничники, если понадобится, держать осаду? Исполняющий обязанности начальника заставы Алексей Стельмах отвечает серьезно:
— Вполне сможем. Особенно если сравнить с условиями на предыдущем месте. Здесь и охраняемый, защищенный периметр, и надежные сооружения. При внезапном нападении занимается круговая оборона. Определены местоположения военнослужащих, секторы ведения огня. По-простому — каждый из них знает, где и какую позицию должен занять, что делать и куда стрелять. Конечно, надеемся, что в реальности до такого не дойдет. Однако нужно быть готовым к любому сценарию, в любое время дня и ночи. Для этого мы здесь.
Алексей Стельмах
Больше, чем игра
Обходим заставу. Несмотря на то что новоселье уже прошло, сами пограничники до сих пор под впечатлением. Не так давно о таких условиях они могли разве что мечтать. Чего стоит, например, игровая площадка с искусственным покрытием! В стандартном виде это поле для мини-футбола, но за считаные минуты его можно превратить в волейбольную площадку. Достаточно лишь натянуть сетку посередине. Жаркие баталии кипят в среднем дважды в неделю. Разделения на команды офицеров и срочников нет. Как и дискриминации по каким-либо другим признакам. В игре все равны, а побеждают сильнейшие.Физической подготовке в распорядке дня уделяется час. Правда, ввиду специфики службы занятия проводятся не утром, а днем. В приоритете — тренировки на выносливость. Для пограничника нужнее всего умение ходить с амуницией и оружием на большие расстояния. А вот тренировки с железом непопулярны. «Качаться» желающие могут в свободное время. Кстати, замечено, что ребята, дружные со спортом, гораздо быстрее и проще адаптируются к условиям службы. Впрочем, от ее несения заслуги на пьедесталах не освобождают.
Стоит отметить, спорт, особенно игровой, — это еще и эффективный способ морально-психологической разгрузки. Недооценивать ее в условиях напряженной и вместе с тем рутинной службы, однообразия будней и долгого пребывания в пределах заставы нельзя.
Знакомые трюки
В учебном городке имитируются условия несения службы на контрольном посту. Здесь пограничников обучают, как правильно проверять документы и досматривать автотранспорт. А при возникновении нештатной ситуации — например, отказа на требование об остановке или попытки прорыва — способам принудительной остановки.Рядом преподают азы следопытства — одной из главных наук для пограничника во все времена. Для этого воспроизведен фрагмент контрольно-следовой полосы (КСП), которая, по сути, и есть граница. И одновременно «датчик», фиксирующий незаконные пересечения. Чтобы скрыть их, злоумышленники идут на всевозможные хитрости.
— Самая простая и распространенная — когда человек идет по КСП спиной вперед, — рассказывает заместитель начальника заставы Дмитрий Павлюк. — Так он пытается ввести в заблуждение. Будто бы пересек границу оттуда, и искать его нужно уже на нашей стороне. Иногда преодолевают полосу прыжками или один человек несет второго на себе. Ну и классический фокус — использование фальшивых копыт животных. Их крепят к обуви, чтобы скрыть собственные следы.
Все эти ухищрения пограничникам давно известны. Как и меры противодействия. Например, так называемые заделки — специальные знаки, которые наносятся на КСП. Каждый из них представляет собой сложный рисунок с наборами определенных символов и цифр. Они постоянно меняются, и повторить комбинацию незнающий человек не сможет. К тому же нарушитель стремится скорее покинуть зону риска и ему не до каллиграфии на песке.
А вот квадрокоптеры и другие летающие устройства появились в арсенале нарушителей сравнительно недавно. С их помощью пытаются перемещать контрабандный груз. Чаще всего — сигареты. Поэтому в последние годы особое значение придается взаимодействию с силами ПВО. В учебном городке есть тренажер, на котором пограничные наряды учатся фиксировать и грамотно докладывать о фактах нарушения воздушного пространства. В беседе даю волю воображению — что если прямо сейчас над верхушками сосен поднимется дрон? Такие «вводные» пограничников в тупик не ставят. Все, даже маловероятные сценарии предусмотрены.
— Застава поднимается по команде «В ружье!», — отвечает капитан Стельмах. — В зависимости от места появления летательного аппарата расставляем наряды, а также прилагаем усилия, чтобы найти оператора. Исходя из технических характеристик дрона, человек, который им управляет, будет находиться в радиусе до шести километров. И мы его найдем.
Доминик Крашевский и овчарка Тая в наряде.
Комфорт службе не помеха
В здании заставы чувствуется запах свежего ремонта. Интерьер бытовых и служебных помещений напоминает не столько казарму, сколько гостиницу уровня четырех звезд. А залы в столовой тянут если не на ресторан, то на уровень хорошего кафе в центре большого города. Смотрим меню. Завтрак — перловая каша с тушеным мясом, обед — салат, щи, жаркое по-домашнему. На ужин — картофельное пюре с рыбой, запеченной в кляре, хлеб, масло, чай с сахаром. Сытно, вкусно, полезно и без излишеств — рацион для людей в погонах полностью соблюден.В холле висит редкий по нынешним временам таксофон. По нему ребята-срочники, которым не положено иметь мобильников, могут звонить родным. В том числе за счет вызываемого абонента. Так что связь с домом даже на отдаленной заставе не утеряна.
Вершина комфорта — душевые и сауна. Осматривая их, затрагиваем в разговоре любопытную тему. О том, как оценивают подобный уровень некоторые ветераны погранвойск — особенно те, кому довелось служить еще в СССР. Некоторые из них считают, что такой уровень комфорта — излишний. Мол, получается не служба, а почти санаторий. В обоснование такой позиции обычно следует рассказ о невзгодах, перенесенных где-нибудь на горной заставе в Таджикистане. Начальник службы информации и связей с общественностью Мозырского погранотряда Сергей Павлов готов вступить в заочную полемику:
— При всем уважении к ветеранам нам есть что возразить. Времена меняются, прогресс вносит новшества во все сферы жизни. И наша служба не исключение. Это касается как вооружения, технических средств, так и условий быта пограничников. К примеру, наличие стиральной машины уже давно не роскошь, а норма. Главное же остается неизменным во все времена. Охрана границы, как и прежде, требует полной отдачи физических и моральных сил. Поэтому испытаний и трудностей, которые ежедневно преодолевают пограничники, в службе хватает.
Звезды экранов
Царящая на каждом квадратном метре чистота — дело рук дневальных. Такой же порядок должен быть в организации службы, что требует еще больших усилий. Одно из ключевых звеньев — дежурное помещение. Десяток мониторов транслируют картинки с охраняемых участков. Изображения передаются с автоматизированных постов технического наблюдения. В случае надобности камерами видеонаблюдения можно управлять дистанционно, наводя их в нужном направлении. Угол обзора позволяет частично захватывать даже небо — слепых зон практически нет. А непосредственно забор оснащен датчиками вибрации. При их срабатывании в дежурке раздается звуковой сигнал, привлекающий внимание того, кто в этот момент несет службу.— Поначалу было сложновато разобраться в технических нюансах, — признается рядовой Илья Лешкевич — парень из Могилевской области. — Но постепенно вникаешь, учишься. Сейчас — никаких проблем.
Илья Лешкевич в дежурной.
Большинство срабатываний сигнализации связано с поведением диких животных. Они же самые популярные «звезды экранов» в дежурной части. Чаще всего в объектив попадают косули. Нередко заглядывают и лоси.
На земле и в воздухе
Едва успеваем закончить экскурсию и выйти во двор, тишину нарушает голос дежурного, усиленный мощным динамиком. Несколько раз транслируется команда: «Тревожная группа, в ружье!» Это значит, что где-то на участке сработала сигнализация. Далее — как в кино. Несколько парней с автоматами и магазинами в подсумках на поясе бегут к автомобилю. От питомника мчится кинолог с собакой, для которой открывают заднюю дверь. В один прыжок овчарка Тая занимает место в своем отсеке. Уазик срывается с места…Разумеется, мы не можем остаться безучастными и едем следом. Стать очевидцами задержания было бы репортерской удачей. Однако реальность оказывается прозаичной. Порывом ветра принесло ветку, которая врезалась в забор. А поскольку он же одновременно имеет функции датчика — произошла сработка.
Проверив контрольно-следовую полосу, заезжаем на еще одну — взлетно-посадочную. Она находится недалеко от заставы и предназначена для средств малой авиации. В нашем случае речь об автожирах — легких винтокрылых летательных аппаратах. Внешне они имеют сходство с вертолетами.
Оснащение авиаподразделения Госпогранкомитета автожирами началось в 2014-м. Сегодня они применяются на наиболее оперативно значимых направлениях. Особенно там, где воздушное патрулирование целесообразно по тактическим или экономическим соображениям.
При собственной массе менее 300 кг автожир способен поднимать вес почти вдвое больше. Для взлета ему нужна полоса длиною всего лишь 70 метров. А для посадки и того меньше. Развивая максимальную скорость 190 км/ч, автожир может совершать полеты на расстояние до 600 км. Всех этих способностей ему более чем достаточно для выполнения поставленных перед экипажем задач. В них входит обнаружение на обследуемой территории людей и автотранспорта. Нарушители фиксируются на фото и видео, а данные об их местонахождении передаются наземным пограничным нарядам. При установке соответствующего оборудования автожиры могут использоваться для ведения радиоэлектронной борьбы со средствами связи противника.
Впрочем, пока они выполняли исключительно мирные миссии. К примеру, помогали найти заблудившихся грибников. Один из таких бродил по лесу больше суток, изнемогая от голода и жажды. Пенсионера заметили с воздуха, после чего к нему добрался пограничный наряд.
Капсула времени
Покидая заставу, останавливаемся возле отлитого из металла памятного знака. Пограничный столб и рядом валун, на котором восседает распахнувший крылья сокол — один из символов белорусских стражей границы. Но в нашем случае больший интерес представляет валун. Эта часть композиции с секретом, о котором невозможно догадаться, если не знать точно. В полости камня заложена капсула времени. Это послание пограничникам в 2041 год, который ознаменуется столетием с начала Великой Отечественной войны. Напомним, первый ее удар приняла белорусская земля и бойцы пограничных застав, подвиг которых стал бессмертным.КОМПЕТЕНТНО
Председатель Государственного пограничного комитета Анатолий ЛАППО:
— Сегодня пограничная застава Глушкевичи — образец комплексного применения разнородных сил и средств в охране рубежей Беларуси. Она занимает особое место в обеспечении пограничной безопасности на белорусско-украинском участке границы. В ходе строительства были учтены пожелания военнослужащих и реализованы современные подходы к организации пограничной службы, повседневной жизни пограничников.
prolesk@sb.by