Городская трасса, проложенная по улицам и набережной Монте-Карло в княжестве Монако, считается в автоспорте самой сложной и непредсказуемой. Недаром же победитель Гран-при здесь в любой гоночной дисциплине приравнивается к герою. А если этим героем становится местный житель, то все его заслуги с лихвой умножаются не менее, чем на три.
Принято считать, что на этом временном автодроме обгонять крайне трудно. Ошибок здесь бетонные стены и близко стоящие к трассе отбойники не прощают. А ради высокой скорости и получения преимущества над почти равными тебе соперниками пилотам приходится почти что утюжить своими машинами сглаженные в поворотах края металлических конструкций ограждения. Но допустив помарку всего в пару десятков миллиметров, можно затем оценить ущерб команде в несколько сот тысяч евро. И это в лучшем случае. Если гонщик не пострадает в аварии, и машина не окажется разбитой «в хлам».
Поэтому новичкам здесь советуют руководители быть крайне осторожными, и хотя бы доехать до финиша. А опытным гонщикам рекомендуют не горячиться, чтобы в боксы команды после заездов, квалификации или гонки доезжать своим ходом, а не приходить пешком, или еще хуже – приезжать на машине медицинской помощи.
Начало квалификация. Минус один…
Не справившись с управлением болида по ходу субботней тренировки, юный дебютант команды «Хаас» Мик Шумахер, вынужден был пропустить квалификационные заезды, с грустью наблюдая за острой борьбой остальных гонщиков из своих боксов. В итоговом протоколе против его фамилии остался прочерк. И лишь затем уже специальным решением стюардов немецкий пилот был допущен к гонке с учетом результатов, показанных им во время свободных заездов. Кстати сказать, в четверг вечером у него уже была авария на счету. Но видно должных выводов сын легендарного Шумахера-старшего не сделал. Стартовать в воскресной гонке ему придется с пит-лейна.
Фернандо Алонсо: не пора ли вернуться на пенсию?
Когда по ходу дебютной гонки сезона в Бахрейне испанский чемпион «в пух и прах» разгромил своего молодого напарника Эстебана Окона, досужие до сенсаций журналисты поторопились списать француза со счетов. На его место даже стали прочить Пьера Гасли из команды «Альфа Таури», которого несмотря на успехи прошлого сезона руководство «Ред Булл» даже не рассматривало в перспективе повышения по службе. Но прошло несколько недель, и ситуация кардинально изменилась.
Последующие этапы Окон провел значительно лучше испанского ветерана, доведя командную дуэль в квалификациях до непростительного отрыва в 4:1. И это при том, что Фернандо фактически всегда выигрывал у всех своих напарников в квалификационных заездах. Единственный, кто смог всерьез посоперничать с испанцем в этом вопросе, это был Льюис Хэмилтон в своем дебютном сезоне в 2007-м году в составе команды «МакЛарен».
В Монако Фернандо будет стартовать в гонке 17-м. Его слезные причитания по поводу того, что машине не хватает скорости, уже не воспринимаются всерьез, поскольку Эстебан Окон обеспечил себе старт с 11-й позиции на точно таком же болиде.
Конечно, можно надеяться, что в гонке что-нибудь произойдет, и Фортуна будет на стороне Алонсо, позволив ему отличиться на улицах княжества. Но это больше похоже на ожидания, когда бедный испанский идальго приезжает на бал в королевский дворец в надежде, что его не только пустят внутрь здания, но и на этом торжестве его обязательно заметит и одарит своими щедростями какая-нибудь знатная особа.
Скорее всего Гран-при Монако будет лишь очередным малоуспешным сражением Фернандо в ожидании лучших времен. А ведь они уже могут и не наступить для испанского ветерана.
Дома стены помогают и … манят к себе
Из действующего пелотона лишь один гонщик может похвастать, что Монако – это его домашняя трасса. Хотя по этим улочкам в повседневной жизни гоняют еще, по меньшей мере, пятеро пилотов. Княжество славится тем, что сюда приезжают жить многие знаменитости в силу налоговых привилегий, мягкости средиземноморского климата, туристических прелестей и хорошей транспортной доступност. Не считая пилотов Больших Призов, даже комментатор Алексей Попов, известный под брендовой фразой как «российский голос Формулы-1», здесь жил несколько лет, будучи женатым на местной гражданке.
Но монегаск по рождению из гонщиков в нынешней Формуле-1 лишь один. Это Шарль Леклер. Учитывая любовь местных жителей к роскоши и спортивным автомобилям, гонщик «Феррари», да еще и с паспортом монегаска, – это самый любимый здесь коктейль для фанатов автоспорта.
В этом сезоне итальянская скудерия смогла-таки построить машину, способную бороться за места на подиуме. Особенно на тех трассах, где от мощности двигателя не так уж и многое зависит. Доказательством тому послужил темп, который с первой же тренировки стали демонстрировать пилоты в красных комбинезонах с эмблемами гарцующих жеребцов. Сначала Карлос Сайнс, а затем и Шарль Леклер все чаще стали попадать на первую строчку временных зачетных результатов.
В самой квалификации Шарль Леклер оказался последним, кто показал лучшее время прохождения зачетного круга до того, как появились на последних минутах красные флаги. Но эти самые красные флаги возникли тоже не без его участия. Родные стены, как говорится, помогают. Однако в этот раз они еще и манили к себе чуть больше обычного. Слегка зацепившись правым передним колесом в одном из поворотов за алюминиевый рельс ограждения и сломав при этом подвеску, пилот «Феррари» затем протаранил следующий поворот уже неуправляемой машиной. И поскольку остававшегося времени не хватило бы даже на круг выезда из боксов, то красные флаги не только остановили квалификацию, но и завершили ее проведение.
Многим припомнилась в этот момент схожая ситуация, произошедшая здесь же 15 лет назад. Также на последних минутах квалификации, когда пилоты заканчивали свой последний зачетный круг, Михаэль Шумахер, будучи тогда уже самым титулованным автогонщиком, имея 7 чемпионских титулов, сымитировал аварию в предпоследнем повороте трассы. Имея лучшее время, он не позволил идущему следом за ним лидеру чемпионата Фернандо Алонсо завоевать поул.
Но в 2006-м году «красному барону» не удалось себя заставить разбить машину. Она лишь коснулась передним крылом отбойников, не приведя к разрушению кузовных элементов. А вот в случае с Леклером авария была настоящей. Более того, до наступления субботних сумерек все еще оставалась опасность, что в результате аварии придется менять коробку передач на болиде Шарля. А это означало бы автоматически потерю 5 мест на старте. К счастью, коробка оказалась неповрежденной, и монегаск будет стартовать в гонке с вполне заслуженного им поула.
Претенденты на победу
Если исключить аварии, которые в любой момент могут произойти в гонке в лидирующей группе, а также технические неполадки, которые в любой момент могут испортить гонку лидерам, то первые два ряда стартового поля в Монако обязательно будут заняты будущими претендентами на победу в этом самом престижном Гран-при сезона.
Протокол квалификации неумолим и беспристрастен: вслед за обладателем поула в нем значатся Макс Ферстаппен («Ред Булл»), Вальттерри Боттас («Мерседес») и Карлос Сайнс («Феррари»). Именно эти пилоты во главе с Шарлем Леклером и будут скорее всего заправлять гонкой. Во всяком случае на старте, и если ничего между ними не произойдет, то и по ходу всего Гран-при Монако.
А что же Льюис Хэмилтон? Не совершив в целом ни одной ошибки, действующий чемпион так и не сумел проехать хороший зачетный круг на уровне лидирующей группы гонщиков. При этом времени своего напарника британец уступил более, чем пол-секунды. К слову сказать, во всех 3-х сегментах квалификации Льюис неизменно оказывался лишь 7-м в протоколе результатов. По мнению пилота, команда ошиблась с настройками, не позволив машине показать все, на что она способна в данных условиях.
Можно предположить, что Хэмилтону все же удастся улучшить свою стартовую позицию за те 78 кругов, на которые разбита вся 260-километровая дистанция гонки. Но даже для того, чтобы добраться до лидирующей четверки пилотов, Льюису придется пройти таких неуступчивых соперников как Ландо Норрис «МакЛарен» и Пьер Гасли «Альфа Таури», которые стартуют соответственно на 3-м ряду перед британцем. Поэтому на успех или даже на бутылку шампанского на подиуме лидер чемпионата даже уже и не рассчитывает.
Уместно будет вспомнить, что от ближайшего соперника в личном зачете Льюиса отделяют всего каких-то 14 очков. А это значит, что если Макс Ферстаппен, учитывая у него в наличии болида побыстрее, чем «Феррари» Шарля Леклера, сможет выиграть Гран-при Монако, то даже финишировав 5-м, Хэмилтон не удержит своего лидерства в чемпионате.
Завершают первую десятку на стартовой решетке Серхио Перес («Ред Булл») и Антонио Джовинацци («Альфа Ромео»). Но если для итальянца это очередной большой успех в противостоянии с чемпионом мира Кими Райкконненом, который стартует на очень хорошо ему знакомой трассе лишь 14-м, то для мексиканца – это очередной провал. Его-то напарник стартует с первого ряда, проехав свой зачетный 3,33 -километровый круг на секунду (!) быстрее Серхио.
Гонка начнется в воскресенье в 16.00 по минскому времени.