«Формула-1». Гран-при Венгрии. В полку победителей прибыло
22.07.2024 17:47:00
Владимир ВАСИЛЬЕВ
За 75 сезонов «Формулы-1» в этом чемпионате до вчерашнего дня было всего 114 победителей Гран-при. Венгрия подарила нам еще одного. В минувшее воскресенье австралиец Оскар Пиастри первым пересек финишную черту под клетчатым флагом после увлекательной и полной драматических событий гонки. Действующий чемпион Макс Ферстаппен был в финальном протоколе лишь 5-м.
Традиционно жаркая погода на Хунгароринге в это время не в первый раз бросает вызов командам. Шины «Пирелли» весьма чувствительны к изменению температур. По своей концепции они и так не очень износоустойчивы, вынуждая гонщиков постоянно думать о том, чтобы их колеса обеспечивали хорошее сцепление с асфальтом. А еще и узкий температурный диапазон их рабочего состояния, который всякий раз добавляет проблем инженерам, когда вдруг на смену жаркому солнцу неожиданно приходят дождевые тучи. Собственно говоря, не было бы столь чувствительной зависимости формульных болидов нынешнего поколения от состояния их шин, не было бы и интересных гонок на венгерской трассе. Обгонять на этом «картодроме», как его в шутку с давних времен называют в паддоке, сложно. Особенно если разница между современными машинами не столь чувствительна, как это бывало во времена бесспорного доминирования «Феррари», «Мерседес» или «Ред Булл».
Субботняя квалификация привнесла ряд неожиданностей, отбросив несколько быстрых машин в хвост стартовой решетки и выведя на первый ряд дуэт пилотов «МакЛарен». Одно это уже давало надежду, что в гонке должна быть интрига борьбы не только за победу, но и за почетные места на подиуме. Так оно и вышло. Наши ожидания оправдались, и мы увидели яркую борьбу, сменяющийся сюжет гонки и даже непредсказуемый финал. В общем, все то, за что мы так любим автоспорт.
Гонщики вместе со своими инженерами заранее готовят себе тактическую программу на первые секунды гонки, причем предусматривая ее модификации в зависимости от развития ситуации. Вот почему, прежде чем критиковать или хвалить пилотов за их стартовые маневры, я предпочитаю несколько раз пересмотреть на видео именно стартовые коллизии. И лишь затем уже делать свои выводы, соглашаясь или нет с принятыми пилотами решениями.
Конкретно в данном случае позволю себе высказать свое мнение по поводу старта Ландо Норриса. Британец, на мой взгляд, не совсем верно выбрал себе главного соперника на первые секунды гонки. Он почему-то направил все свои стартовые действия против напарника по команде, совсем забыв, что с третьей позиции, следом за ним, стартует действующий чемпион «Формулы-1». Ландо первым делом попытался перекрыть своим «МакЛарен» траекторию Оскару Пиастри. Но австралиец показал реакцию на старте на 0,2 сек быстрее, чем Норрис. И поскольку машины у обоих пилотов были одинаково быстры, то Ландо ничего не оставалось, как позволить напарнику занять траекторию по внутреннему радиусу первого поворота.
В это же время Макс Ферстаппен сумел воспользоваться отвлечением лидера гонки на иной объект и занял внешнюю траекторию. Фактически в первый поворот три болида въезжали в одном темпе и на одном уровне. В этой ситуации в наилучшем положении оказался Оскар Пиастри, и он сумел первым выехать из поворота, начав быстрый разгон к спуску в направлении следующей связки поворотов. А Ландо и Макс, поздно затормозив, выкатились к краю дорожного полотна. У Норриса было преимущество, по отношению к пилоту «Ред Булл» он находился внутри поворота и сумел завернуть туда, не блокируя колеса. Ферстаппену же пришлось выехать за пределы трассы.
Машину Ферстаппена вместе с гонщиком везут к месту старта
Но голландский чемпион воспользовался широкой асфальтной зоной безопасности в этом месте и, разогнавшись по ней, сумел обогнать пилота «МакЛарен». Оба гонщика тут же пожаловались своим командам на действия соперника. Макс считал, что его выдавили с трассы, а Ландо отметил, что соперник совершил обгон, получив преимущество за счет использования зоны вне трассы.
Стюарды взяли в рассмотрение этот инцидент, и в «Ред Булл», видя очевидность фактов, посоветовали своему пилоту вернуть позицию, чтобы не получить законный штраф в 5 секунд, полагающийся за подобные маневры. Возмущенный Ферстаппен замедлился, пропустив вперед себя соперника и не переставая возмущаться его действиями. Но это был уже 4-й круг гонки. За время разборок Макса и Ландо между собой Оскар Пиастри уже отъехал вперед, создав безопасное преимущество перед своим напарником более чем в 2 секунды, и уверенно продолжил лидировать.
Если чисто гипотетически оценить действия Норриса на старте, то здесь вполне была бы применима поговорка: за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Ведь фактически, пытаясь перекрыть траекторию напарнику, Ландо в последний момент решил помешать и обгону Макса. В итоге и Пиастри, и Ферстаппен проехали вперед. Это еще хорошо, что справедливость восторжествовала, и, дабы не дожидаться решения стюардов о наказании за полученное преимущество с использованием участка вне трассы, в «Ред Булл» вынудили своего пилота вернуть позицию. А ведь инцидент мог бы быть расценен как гоночный, и тогда Ландо остался бы третьим.
По моему убеждению, если бы Ландо, следуя указаниям команды не вести жесткую борьбу между собой, просто ехал по своей начальной траектории, лишь на полкорпуса сместившись вправо к Оскару, чтобы не позволить никому из соперников проскочить между ними, то он выехал бы из первого поворота по-прежнему лидером. Ведь первоначально на старте его болид стоял ближе к стартовым фонарям, чем машина Пиастри. И сохраняя свою траекторию на середине поворота, у Норриса был бы и лучший вход в поворот, и лучший выход из него.
Но, видимо, слишком уж давлел над Ландо устный договор с командой и с напарником: кто останется лидером после первого поворота, тому и преимущество в определении тактических маневров командного мостика. То, что Норрис упустил свое преимущество в тот момент, в конечном итоге и предопределило вопрос, кому быть победителем гонки. Но об этом чуть позже.
Свою надежду на подиум Карлос Сайнс потерял еще до первого поворота
Лидеру чемпионата пришлось еще 15 кругов ехать в активном темпе, чтобы приблизиться к своему обидчику и попытаться вернуть свою позицию. На протяжении 6 кругов Макс пытался провести атаку, но британский чемпион умело пресекал эти попытки. Было очевидно, что у «Ред Булл» нет уже того преимущества, которое было в прошлом году и в начале этого сезона.
Борьба двух чемпионов сдерживала их темп, и позади к ним вплотную подобрался уже Шарль Леклер на своем «Феррари». Мы ождали увидеть тройную борьбу на трассе этих пилотов, но неожиданно Льюиса вновь раньше других позвали в боксы на вторую замену шин. Следом за ним уехал к своим механикам и пилот скудерии. Получив чистую трассу, Ферстаппен бросился догонять «МакЛарен», но скорость его «Ред Булл» уже была не та. Но что самое печальное, так это то, что, проведя свой опять-таки оттянутый пит-стоп, Ферстаппен вернулся на трассу только 5-м. Он не преминул упрекнуть командный мостик австрийцев в «бездарности».
Максу понадобилось еще долгих 10 минут, чтобы догнать и обогнать хотя бы Шарля Леклера. За 7 кругов до финиша голландский чемпион приблизился на дистанцию атаки и к Льюису Хэмилтону. Адреналин зашкаливал в крови Ферстаппена. Ему, действующему чемпиону и пока еще бесспорному лидеру чемпионата, приходилось изо всех сил вести борьбу не за победу, а хотя бы за место на подиуме. А неуступчивость пилота «Мерседес» еще больше подогревала эмоции Макса. И в один из моментов, воспользовавшись присутствием «кругового» (пилот, отстающий на круг, обязан по команде маршаллов, показывающих ему «синие флаги», пропустить соперников без оказания сопротивления. — Прим. автора) впереди Льюиса, Ферстаппен бросается в отчаянную атаку, пытаясь обойти своего соперника за счет позднего торможения по внутреннему радиусу все в том же первом повороте.
В гонке «Ред Булл» Макса был впереди «Феррари»
Маневр в этой ситуации, откровенно говоря, авантюрный, поскольку впереди идущая машина, двигаясь по своей традиционной траектории, обязательно окажется на пути обгоняющего. Расчет был на то, что Хэмилтон повернет руль в сторону, пропуская наглого голландца. Но Льюис этого не сделал из-за отсутствия времени. А может, и желания, что тоже вполне объяснимо. Ведь нарушения правил со стороны пилота «Мерседес» в данный момент не отметили даже стюарды, внимательно изучавшие этот инцидент после гонки.
«Ред Булл» голландского чемпиона сначала заблокировал колеса, а затем, зацепившись своим задним колесом за переднее «Мерседес» соперника, взлетел в воздух и, приземлившись, вынужден был проехаться по асфальтной зоне безопасности. Ферстаппен не только не сумел выйти на 3-ю позицию, но и потерял свою 4-ю. Шарль Леклер опередил голландца.
Несмотря на столь зрелищный полет и жесткое приземление, Макс сумел добраться до финиша 5-м, доказав лишний раз, сколь прочными делают австрийцы свои болиды.
Естественно, свою вину после гонки в данном инциденте Ферстаппен не признал. Он продолжал утверждать на совещании стюардов, что соперник сместился при торможении и тем самым спровоцировал столкновение. При этом Макс совершенно очевидно забыл, что именно «смещение на торможении» перед поворотом — это то, что ему самому неоднократно вменялось в вину, правда, почему-то без наказаний. Как говорится, в чужом глазу и соринка видна, а в своем и бревна не увидишь.
Стюарды признали инцидент гоночным, посчитав, что оба пилота не предприняли должных мер, чтобы избежать столкновения. Таким образом, Льюис Хэмилтон завоевал свой 200-й в карьере подиум, давно по этому показателю выйдя в лидеры среди пилотов «Формулы-1».
На протяжении 46 кругов Оскар Пиастри уверенно лидировал в гонке, если не считать пару кругов, когда Ферстаппен временно оставался в лидерах, ожидая приказа своей команды ехать ему в боксы. Сюжет, казалось, планомерно шел к тому, что пилоты «МакЛарен» добьются двойной победы, финишируя на 1-м и 2-м местах, если только не будет какой-нибудь неожиданности в виде внезапного появления машины безопасности. Но в этот день Берну Майландеру не пришлось подменять лидера гонки. Его зеленый «Астон Мартин» спокойно грелся на солнышке на выезде из пит-лейна, никто из пилотов не покидал трассу, застревая в гравии, и тем более не останавливался прямо на ней.
Борьба Ферстаппена и Хэмилтона шла позади лидирующего дуэта британской «конюшни», и можно было опасаться лишь аварии в схватке этих давних противников. Поэтому на всякий случай Ландо Норриса вновь позвали первым на замену шин. Пит-стоп прошел быстро, без задержек. Двумя кругами позже аналогичное действие было произведено и с машиной Пиастри. Причем Оскара заранее предупредили, чтобы он берег шины и излишне не рисковал, атакуя поребрики, потому что Норрис, даже если окажется впереди напарника, ему вернет позицию. Послушный австралийский юноша так и поступил.
Оказалось, что он действительно выехал после обслуживания в боксах вслед за Ландо, к которому тут же обратился инженер и попросил пропустить вперед напарника. И вот тут-то и закрутился сюжет, который сильно напомнил времена Шумахера и Барикелло, Феттеля и Уэббера, да и массу других аналогичных случаев, когда практиковались командные приказы пропускать напарников.
Дежавю — В Венгрии, как и в Барселоне, Льюис и Норрис были в тройке победителей
Норрис сначала сделал вид, что не услышал завуалированную просьбу уступить свою позицию: «Ландо, береги шины, не атакуй в 4-м и 11-м поворотах». Более того, он добавил в скорости, и отрыв его от Оскара составил уже более 3 секунд. Тогда ему инженер повторил эту просьбу еще дважды, а затем прямым текстом последовала команда «пропустить напарника вперед». Норрис не сдавался и сказал, что он пропустит Оскара, только пусть тот сначала его хотя бы догонит. Темп машины Пиастри был несколько ниже. Сказывалось то, что после пит-стопа уставший от борьбы, лидирования и жары австралийский гонщик проехался пару раз по поребрикам и даже гравию. Шины его были не в лучшем состоянии, и он не мог держать высокий темп своего более опытного напарника.
Но в «МакЛарен» решили идти до конца, британцы в этом случае более консервативны, чем итальянцы или французы. В открытом эфире Ландо прямо сказали, что в интересах команды он должен замедлиться и пропустить Оскара. Мол, если ты хочешь выигрывать чемпионат, то без команды и помощи напарника в будущем ты не обойдешься.
В качестве оправдания у Норриса тоже был сильный аргумент, ведь он сейчас самый реальный конкурент лидеру чемпионата Максу Ферстаппену. И эти 7 очков, которые он потеряет, отдавая позицию Пиастри, могут очень ему пригодиться. Однако руководство британской «конюшни» решило идти до конца в своем решении, чтобы не создавать прецедент, когда пилот не подчиняется приказу командного мостика. На Кубок конструкторов положение пилотов на подиуме никак не влияло, от перемены мест слагаемых сумма, как известно, не изменится. А личным зачетом в какой-то момент, по мнению британцев, можно и пренебречь, если смотреть в будущее.
115-й победитель гонки в «Формуле-1» Оскар Пиастри
Ландо подчинился, на предпоследнем круге демонстративно поднял ногу с педали газа, и Оскар смог объехать его, чтобы затем финишировать первым. Так, пусть и не в самых оптимистичных красках, состоялась первая в карьере победа Пиастри в «Формуле-1».
Данный инцидент вызвал бурю обсуждений, слегка испортив общее впечатление от победы Оскара. И наверняка еще будет этому продолжение, пока в следующий раз австралиец не победит вчистую. Оскар — очень талантливый гонщик, и я почему-то уверен, что у него еще будут яркие выступления и без помощи напарника.
Что же касается Норриса, то мне кажется, ему можно было бы попробовать показать свой характер иным способом. Например, спокойно, без возражений пропустить Оскара после первой просьбы своего инженера. А затем, поскольку оставалось еще впереди добрых 20 кругов, активно провести концовку, атакуя на каждом круге, и предпринять атаку на машину Пиастри. Но так атаковать и обогнать, чтобы это было безопасно для обеих машин. И если бы он поступил именно так, то, я думаю, у руководства «МакЛарен» не было бы повода его в чем-то упрекнуть. А зрители бы получили дополнительную порцию положительных эмоций от прекрасного спортивного зрелища. Увы, из-за это мы лишились спортивной борьбы на финише в исполнении пилотов «МакЛарен».
Карлос Сайнс, провалившись со своим «Феррари» на старте, пропустил вперед себя сразу трех пилотов: Льюиса Хэмилтона на «Мерседес», своего напарника Шарля Леклера и своего земляка Фернандо Алонсо на «Астон Мартин».
Шарль Леклер выжал максимум из своего «Феррари», но финишировал лишь 4-м
Если с испанским чемпионом Карлос восстановил свое реноме уже через 2 круга, то вот остальных ему догнать так и не удалось. Мы думали, что увидим борьбу пилота скудерии хотя бы с Джорджем Расселом, который на своем «Мерседес» на жестких шинах «Hard» долго ехал без пит-стопа, но там был просто размен позициями. На командном мостике немецкой «конюшни» приказали своему подопечному не сопротивляться испанскому сопернику, чтобы сберечь свои шины.
Обгоны, которые пришлось совершать Джорджу, вряд ли можно было назвать зрелищными. Не будем забывать, что «Мерседес» после обновлений показал уже и свою способность приезжать на подиум, и даже побеждать, когда обстоятельства складываются в его пользу. И пусть немецкая команда только замыкает лидирующую четверку, отставая от «Феррари» на 81 очко, ее преимущество над «Астон Мартин», идущей в зачете Кубка конструкторов на 5-м месте, составляет 172 (!) очка. После своего старта с предпоследнего ряда Рассел смог финишировать на 8-м месте, так и не сумев навязать Серхио Пересу даже подобие борьбы.
Мексиканец на своем «Ред Булл» с 16-го места прорвался на 7-е, рассыпаясь в благодарностях своей «конюшне» за восстановленную после квалификационной аварии машину и веру в него. 6 очков, добытые с таким трудом Серхио, конечно, лучше, чем аварии и сходы, которыми отметился он во второй части первой половины этого сезона. Но для сохранения места в австрийской команде Пересу еще очень сильно нужно постараться. Тем более учитывая, что нынешний «Ред Булл» уже не имеет столь значимого доминирования, как это было два предыдущих сезона.
Замкнули зачетную «десятку» на финише Юкки Цунода и Лэнс Стролл. Японский гонщик — единственный, кто сумел на своем «РБ Виза» проехать всю дистанцию этого Гран-при Венгрии с одним пит-стопом. А канадец уже под занавес гонки, расходуя на своем «Астон Мартин» шины более экономично, чем его именитый напарник, сумел обойти испанского чемпиона Фернандо Алонсо, для которого это единственное заработанное очко не представляло уже никакого интереса. Для успешной атаки на Цуноду Строллу уже просто не хватило дистанции. Он финишировал позади японца все в 0.7 сек.
Следующая гонка пройдет уже в ближайший уикенд на легендарном бельгийском автодроме в Спа-Франкошаме.
Мартин Брандл, Марк Уэббер и Жак Вильнев вспоминают, как им самим доводилось подчиняться командным приказам
Фото автора и РЕЙТЕР
Традиционно жаркая погода на Хунгароринге в это время не в первый раз бросает вызов командам. Шины «Пирелли» весьма чувствительны к изменению температур. По своей концепции они и так не очень износоустойчивы, вынуждая гонщиков постоянно думать о том, чтобы их колеса обеспечивали хорошее сцепление с асфальтом. А еще и узкий температурный диапазон их рабочего состояния, который всякий раз добавляет проблем инженерам, когда вдруг на смену жаркому солнцу неожиданно приходят дождевые тучи. Собственно говоря, не было бы столь чувствительной зависимости формульных болидов нынешнего поколения от состояния их шин, не было бы и интересных гонок на венгерской трассе. Обгонять на этом «картодроме», как его в шутку с давних времен называют в паддоке, сложно. Особенно если разница между современными машинами не столь чувствительна, как это бывало во времена бесспорного доминирования «Феррари», «Мерседес» или «Ред Булл».
Субботняя квалификация привнесла ряд неожиданностей, отбросив несколько быстрых машин в хвост стартовой решетки и выведя на первый ряд дуэт пилотов «МакЛарен». Одно это уже давало надежду, что в гонке должна быть интрига борьбы не только за победу, но и за почетные места на подиуме. Так оно и вышло. Наши ожидания оправдались, и мы увидели яркую борьбу, сменяющийся сюжет гонки и даже непредсказуемый финал. В общем, все то, за что мы так любим автоспорт.
За двумя зайцами…
Место на поуле — это еще не гарантия победы. Это всего лишь констатация факта, что пилоту в данный конкретный момент удалось лучше других проехать единственный зачетный круг в финале квалификации. И за это он получает право стартовать впереди всех остальных. Но когда гаснут стартовые огни, дающие отсчет начала непосредственно самой гонки, тут вступают в силу еще и другие факторы: реакция, умение быстро разогнать машину до нужной скорости, правильно выбрать траекторию входа в первый поворот, в нужный момент затормозить… И при всем при этом не забывать, что чуть позади тебя соперники, у которых главная цель — суметь все перечисленное сделать лучше тебя и выйти из первого поворота впереди лидера.Гонщики вместе со своими инженерами заранее готовят себе тактическую программу на первые секунды гонки, причем предусматривая ее модификации в зависимости от развития ситуации. Вот почему, прежде чем критиковать или хвалить пилотов за их стартовые маневры, я предпочитаю несколько раз пересмотреть на видео именно стартовые коллизии. И лишь затем уже делать свои выводы, соглашаясь или нет с принятыми пилотами решениями.
Конкретно в данном случае позволю себе высказать свое мнение по поводу старта Ландо Норриса. Британец, на мой взгляд, не совсем верно выбрал себе главного соперника на первые секунды гонки. Он почему-то направил все свои стартовые действия против напарника по команде, совсем забыв, что с третьей позиции, следом за ним, стартует действующий чемпион «Формулы-1». Ландо первым делом попытался перекрыть своим «МакЛарен» траекторию Оскару Пиастри. Но австралиец показал реакцию на старте на 0,2 сек быстрее, чем Норрис. И поскольку машины у обоих пилотов были одинаково быстры, то Ландо ничего не оставалось, как позволить напарнику занять траекторию по внутреннему радиусу первого поворота.
В это же время Макс Ферстаппен сумел воспользоваться отвлечением лидера гонки на иной объект и занял внешнюю траекторию. Фактически в первый поворот три болида въезжали в одном темпе и на одном уровне. В этой ситуации в наилучшем положении оказался Оскар Пиастри, и он сумел первым выехать из поворота, начав быстрый разгон к спуску в направлении следующей связки поворотов. А Ландо и Макс, поздно затормозив, выкатились к краю дорожного полотна. У Норриса было преимущество, по отношению к пилоту «Ред Булл» он находился внутри поворота и сумел завернуть туда, не блокируя колеса. Ферстаппену же пришлось выехать за пределы трассы.
Машину Ферстаппена вместе с гонщиком везут к месту старта
Но голландский чемпион воспользовался широкой асфальтной зоной безопасности в этом месте и, разогнавшись по ней, сумел обогнать пилота «МакЛарен». Оба гонщика тут же пожаловались своим командам на действия соперника. Макс считал, что его выдавили с трассы, а Ландо отметил, что соперник совершил обгон, получив преимущество за счет использования зоны вне трассы.
Стюарды взяли в рассмотрение этот инцидент, и в «Ред Булл», видя очевидность фактов, посоветовали своему пилоту вернуть позицию, чтобы не получить законный штраф в 5 секунд, полагающийся за подобные маневры. Возмущенный Ферстаппен замедлился, пропустив вперед себя соперника и не переставая возмущаться его действиями. Но это был уже 4-й круг гонки. За время разборок Макса и Ландо между собой Оскар Пиастри уже отъехал вперед, создав безопасное преимущество перед своим напарником более чем в 2 секунды, и уверенно продолжил лидировать.
Если чисто гипотетически оценить действия Норриса на старте, то здесь вполне была бы применима поговорка: за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Ведь фактически, пытаясь перекрыть траекторию напарнику, Ландо в последний момент решил помешать и обгону Макса. В итоге и Пиастри, и Ферстаппен проехали вперед. Это еще хорошо, что справедливость восторжествовала, и, дабы не дожидаться решения стюардов о наказании за полученное преимущество с использованием участка вне трассы, в «Ред Булл» вынудили своего пилота вернуть позицию. А ведь инцидент мог бы быть расценен как гоночный, и тогда Ландо остался бы третьим.
По моему убеждению, если бы Ландо, следуя указаниям команды не вести жесткую борьбу между собой, просто ехал по своей начальной траектории, лишь на полкорпуса сместившись вправо к Оскару, чтобы не позволить никому из соперников проскочить между ними, то он выехал бы из первого поворота по-прежнему лидером. Ведь первоначально на старте его болид стоял ближе к стартовым фонарям, чем машина Пиастри. И сохраняя свою траекторию на середине поворота, у Норриса был бы и лучший вход в поворот, и лучший выход из него.
Но, видимо, слишком уж давлел над Ландо устный договор с командой и с напарником: кто останется лидером после первого поворота, тому и преимущество в определении тактических маневров командного мостика. То, что Норрис упустил свое преимущество в тот момент, в конечном итоге и предопределило вопрос, кому быть победителем гонки. Но об этом чуть позже.
Свою надежду на подиум Карлос Сайнс потерял еще до первого поворота
И в «Ред Булл» могут ошибаться
Так, во всяком случае, считает Макс Ферстаппен, рассуждая по поводу применявшейся по ходу гонки тактики его команды. Стратеги австрийской «конюшни» для своего лидера поначалу планировали провести пит-стоп или чуть раньше, или одновременно с кем-нибудь из пилотов «МакЛарен». Ведь их целью была борьба за победу в гонке. Но оказалось, что они недооценили не только скорость британских болидов, но и темп машины «Мерседес», на которой Льюис Хэмилтон преследовал голландского чемпиона. И, таким образом, получилось, что первым поехал на пит-стоп Льюис, за ним на следующем круге Ландо, потом — Оскар. И лишь двумя кругами спустя на замену шин в боксы уехал Макс. В итоге пилоты «МакЛарен» сохранили свои позиции, а вот Хэмилтон в момент выезда Ферстаппена с пит-лейна на свежем комплекте шин был уже почти на 7 секунд впереди пилота «Ред Булл».Лидеру чемпионата пришлось еще 15 кругов ехать в активном темпе, чтобы приблизиться к своему обидчику и попытаться вернуть свою позицию. На протяжении 6 кругов Макс пытался провести атаку, но британский чемпион умело пресекал эти попытки. Было очевидно, что у «Ред Булл» нет уже того преимущества, которое было в прошлом году и в начале этого сезона.
Борьба двух чемпионов сдерживала их темп, и позади к ним вплотную подобрался уже Шарль Леклер на своем «Феррари». Мы ождали увидеть тройную борьбу на трассе этих пилотов, но неожиданно Льюиса вновь раньше других позвали в боксы на вторую замену шин. Следом за ним уехал к своим механикам и пилот скудерии. Получив чистую трассу, Ферстаппен бросился догонять «МакЛарен», но скорость его «Ред Булл» уже была не та. Но что самое печальное, так это то, что, проведя свой опять-таки оттянутый пит-стоп, Ферстаппен вернулся на трассу только 5-м. Он не преминул упрекнуть командный мостик австрийцев в «бездарности».
Максу понадобилось еще долгих 10 минут, чтобы догнать и обогнать хотя бы Шарля Леклера. За 7 кругов до финиша голландский чемпион приблизился на дистанцию атаки и к Льюису Хэмилтону. Адреналин зашкаливал в крови Ферстаппена. Ему, действующему чемпиону и пока еще бесспорному лидеру чемпионата, приходилось изо всех сил вести борьбу не за победу, а хотя бы за место на подиуме. А неуступчивость пилота «Мерседес» еще больше подогревала эмоции Макса. И в один из моментов, воспользовавшись присутствием «кругового» (пилот, отстающий на круг, обязан по команде маршаллов, показывающих ему «синие флаги», пропустить соперников без оказания сопротивления. — Прим. автора) впереди Льюиса, Ферстаппен бросается в отчаянную атаку, пытаясь обойти своего соперника за счет позднего торможения по внутреннему радиусу все в том же первом повороте.
В гонке «Ред Булл» Макса был впереди «Феррари»
Маневр в этой ситуации, откровенно говоря, авантюрный, поскольку впереди идущая машина, двигаясь по своей традиционной траектории, обязательно окажется на пути обгоняющего. Расчет был на то, что Хэмилтон повернет руль в сторону, пропуская наглого голландца. Но Льюис этого не сделал из-за отсутствия времени. А может, и желания, что тоже вполне объяснимо. Ведь нарушения правил со стороны пилота «Мерседес» в данный момент не отметили даже стюарды, внимательно изучавшие этот инцидент после гонки.
«Ред Булл» голландского чемпиона сначала заблокировал колеса, а затем, зацепившись своим задним колесом за переднее «Мерседес» соперника, взлетел в воздух и, приземлившись, вынужден был проехаться по асфальтной зоне безопасности. Ферстаппен не только не сумел выйти на 3-ю позицию, но и потерял свою 4-ю. Шарль Леклер опередил голландца.
Несмотря на столь зрелищный полет и жесткое приземление, Макс сумел добраться до финиша 5-м, доказав лишний раз, сколь прочными делают австрийцы свои болиды.
Естественно, свою вину после гонки в данном инциденте Ферстаппен не признал. Он продолжал утверждать на совещании стюардов, что соперник сместился при торможении и тем самым спровоцировал столкновение. При этом Макс совершенно очевидно забыл, что именно «смещение на торможении» перед поворотом — это то, что ему самому неоднократно вменялось в вину, правда, почему-то без наказаний. Как говорится, в чужом глазу и соринка видна, а в своем и бревна не увидишь.
Стюарды признали инцидент гоночным, посчитав, что оба пилота не предприняли должных мер, чтобы избежать столкновения. Таким образом, Льюис Хэмилтон завоевал свой 200-й в карьере подиум, давно по этому показателю выйдя в лидеры среди пилотов «Формулы-1».
Командные игры в «МакЛарен»
По ходу завершающей трети гонки мы невольно стали свидетелями разборок британской «конюшни» по поводу того, как соблюдать командную тактику для своих гонщиков.На протяжении 46 кругов Оскар Пиастри уверенно лидировал в гонке, если не считать пару кругов, когда Ферстаппен временно оставался в лидерах, ожидая приказа своей команды ехать ему в боксы. Сюжет, казалось, планомерно шел к тому, что пилоты «МакЛарен» добьются двойной победы, финишируя на 1-м и 2-м местах, если только не будет какой-нибудь неожиданности в виде внезапного появления машины безопасности. Но в этот день Берну Майландеру не пришлось подменять лидера гонки. Его зеленый «Астон Мартин» спокойно грелся на солнышке на выезде из пит-лейна, никто из пилотов не покидал трассу, застревая в гравии, и тем более не останавливался прямо на ней.
Борьба Ферстаппена и Хэмилтона шла позади лидирующего дуэта британской «конюшни», и можно было опасаться лишь аварии в схватке этих давних противников. Поэтому на всякий случай Ландо Норриса вновь позвали первым на замену шин. Пит-стоп прошел быстро, без задержек. Двумя кругами позже аналогичное действие было произведено и с машиной Пиастри. Причем Оскара заранее предупредили, чтобы он берег шины и излишне не рисковал, атакуя поребрики, потому что Норрис, даже если окажется впереди напарника, ему вернет позицию. Послушный австралийский юноша так и поступил.
Оказалось, что он действительно выехал после обслуживания в боксах вслед за Ландо, к которому тут же обратился инженер и попросил пропустить вперед напарника. И вот тут-то и закрутился сюжет, который сильно напомнил времена Шумахера и Барикелло, Феттеля и Уэббера, да и массу других аналогичных случаев, когда практиковались командные приказы пропускать напарников.
Дежавю — В Венгрии, как и в Барселоне, Льюис и Норрис были в тройке победителей
Норрис сначала сделал вид, что не услышал завуалированную просьбу уступить свою позицию: «Ландо, береги шины, не атакуй в 4-м и 11-м поворотах». Более того, он добавил в скорости, и отрыв его от Оскара составил уже более 3 секунд. Тогда ему инженер повторил эту просьбу еще дважды, а затем прямым текстом последовала команда «пропустить напарника вперед». Норрис не сдавался и сказал, что он пропустит Оскара, только пусть тот сначала его хотя бы догонит. Темп машины Пиастри был несколько ниже. Сказывалось то, что после пит-стопа уставший от борьбы, лидирования и жары австралийский гонщик проехался пару раз по поребрикам и даже гравию. Шины его были не в лучшем состоянии, и он не мог держать высокий темп своего более опытного напарника.
Но в «МакЛарен» решили идти до конца, британцы в этом случае более консервативны, чем итальянцы или французы. В открытом эфире Ландо прямо сказали, что в интересах команды он должен замедлиться и пропустить Оскара. Мол, если ты хочешь выигрывать чемпионат, то без команды и помощи напарника в будущем ты не обойдешься.
В качестве оправдания у Норриса тоже был сильный аргумент, ведь он сейчас самый реальный конкурент лидеру чемпионата Максу Ферстаппену. И эти 7 очков, которые он потеряет, отдавая позицию Пиастри, могут очень ему пригодиться. Однако руководство британской «конюшни» решило идти до конца в своем решении, чтобы не создавать прецедент, когда пилот не подчиняется приказу командного мостика. На Кубок конструкторов положение пилотов на подиуме никак не влияло, от перемены мест слагаемых сумма, как известно, не изменится. А личным зачетом в какой-то момент, по мнению британцев, можно и пренебречь, если смотреть в будущее.
115-й победитель гонки в «Формуле-1» Оскар Пиастри
Ландо подчинился, на предпоследнем круге демонстративно поднял ногу с педали газа, и Оскар смог объехать его, чтобы затем финишировать первым. Так, пусть и не в самых оптимистичных красках, состоялась первая в карьере победа Пиастри в «Формуле-1».
Данный инцидент вызвал бурю обсуждений, слегка испортив общее впечатление от победы Оскара. И наверняка еще будет этому продолжение, пока в следующий раз австралиец не победит вчистую. Оскар — очень талантливый гонщик, и я почему-то уверен, что у него еще будут яркие выступления и без помощи напарника.
Что же касается Норриса, то мне кажется, ему можно было бы попробовать показать свой характер иным способом. Например, спокойно, без возражений пропустить Оскара после первой просьбы своего инженера. А затем, поскольку оставалось еще впереди добрых 20 кругов, активно провести концовку, атакуя на каждом круге, и предпринять атаку на машину Пиастри. Но так атаковать и обогнать, чтобы это было безопасно для обеих машин. И если бы он поступил именно так, то, я думаю, у руководства «МакЛарен» не было бы повода его в чем-то упрекнуть. А зрители бы получили дополнительную порцию положительных эмоций от прекрасного спортивного зрелища. Увы, из-за это мы лишились спортивной борьбы на финише в исполнении пилотов «МакЛарен».
Бои местного значения
На фоне активного соперничества за места на подиуме как-то не очень выразительно смотрелись сражения во втором эшелоне. Их вполне можно было бы назвать боями местного значения. Ошибались пилоты, допускали тактические просчеты команды.Карлос Сайнс, провалившись со своим «Феррари» на старте, пропустил вперед себя сразу трех пилотов: Льюиса Хэмилтона на «Мерседес», своего напарника Шарля Леклера и своего земляка Фернандо Алонсо на «Астон Мартин».
Шарль Леклер выжал максимум из своего «Феррари», но финишировал лишь 4-м
Если с испанским чемпионом Карлос восстановил свое реноме уже через 2 круга, то вот остальных ему догнать так и не удалось. Мы думали, что увидим борьбу пилота скудерии хотя бы с Джорджем Расселом, который на своем «Мерседес» на жестких шинах «Hard» долго ехал без пит-стопа, но там был просто размен позициями. На командном мостике немецкой «конюшни» приказали своему подопечному не сопротивляться испанскому сопернику, чтобы сберечь свои шины.
Обгоны, которые пришлось совершать Джорджу, вряд ли можно было назвать зрелищными. Не будем забывать, что «Мерседес» после обновлений показал уже и свою способность приезжать на подиум, и даже побеждать, когда обстоятельства складываются в его пользу. И пусть немецкая команда только замыкает лидирующую четверку, отставая от «Феррари» на 81 очко, ее преимущество над «Астон Мартин», идущей в зачете Кубка конструкторов на 5-м месте, составляет 172 (!) очка. После своего старта с предпоследнего ряда Рассел смог финишировать на 8-м месте, так и не сумев навязать Серхио Пересу даже подобие борьбы.
Мексиканец на своем «Ред Булл» с 16-го места прорвался на 7-е, рассыпаясь в благодарностях своей «конюшне» за восстановленную после квалификационной аварии машину и веру в него. 6 очков, добытые с таким трудом Серхио, конечно, лучше, чем аварии и сходы, которыми отметился он во второй части первой половины этого сезона. Но для сохранения места в австрийской команде Пересу еще очень сильно нужно постараться. Тем более учитывая, что нынешний «Ред Булл» уже не имеет столь значимого доминирования, как это было два предыдущих сезона.
Замкнули зачетную «десятку» на финише Юкки Цунода и Лэнс Стролл. Японский гонщик — единственный, кто сумел на своем «РБ Виза» проехать всю дистанцию этого Гран-при Венгрии с одним пит-стопом. А канадец уже под занавес гонки, расходуя на своем «Астон Мартин» шины более экономично, чем его именитый напарник, сумел обойти испанского чемпиона Фернандо Алонсо, для которого это единственное заработанное очко не представляло уже никакого интереса. Для успешной атаки на Цуноду Строллу уже просто не хватило дистанции. Он финишировал позади японца все в 0.7 сек.
Следующая гонка пройдет уже в ближайший уикенд на легендарном бельгийском автодроме в Спа-Франкошаме.
Мартин Брандл, Марк Уэббер и Жак Вильнев вспоминают, как им самим доводилось подчиняться командным приказам
Фото автора и РЕЙТЕР