Формула-1. Гран-при Нидерландов. Охладевший Зандфорт
24.08.2024 12:57:45
Владимир ВАСИЛЬЕВ
После нескольких недель откровенно небывалой для этой европейской зоны жары как раз накануне гоночного уикенда чемпионата Формулы-1, собравшего около 150 000 зрителей в маленьком голландском городке Зандфорт, погода Нидерландов решила броситься в другую крайность. Автодром встретил нас в пятницу утром сильным ветром и мелкой изморосью. Приготовленные для возможных осадков зонтики пришлось оставить в машине. При таких порывах ветра они бесполезны, и даже могут быть опасными.
На въезде в паддок автодрома Зандфорт
Хорошо, что успели добраться до пресс-центра до начала дождя. Трибуны в 9 утра еще были пустынными, лишь на некоторых из них виднелись фигурки самых заядлых фанатов автоспорта. Отдадим должное их терпению: начавшийся во время первых утренних свободных заездов дождь с сильными порывами ветра не выгнал болельщиков с их мест, а лишь подзадорил их энтузиазм. Камеры ТВ то и дело выхватывали интересные картинки с танцующими фанатами. А те, увидев себя на больших экранах, установленных вдоль трассы напротив трибун, сходили с ума от радости, согревая себя и восторженными криками, и активными физическими упражнениями. О шортах и маечках с короткими рукавами, которые еще накануне в четверг были традиционной одеждой для этих мест, можно было забыть. А если где-то и появлялись «белые вороны», забывшие посмотреть прогноз на этот день, то выглядели они, прямо скажем, неуместно и даже смешно.
Холодное утро в пятницу в Зандфорте
По сравнению с предыдущими годами устроители Гран-при Нидерландов провели несколько кардинальных перемен в обустройстве инфраструктуры. Были расширены зоны развлечений для зрителей, чуть больше стало места и в паддоке Формулы-1. Здесь в Зандфорте из-за ограниченности места на побережье Северного моря он выполнен из двух частей. Моторхомы пристроены в районе боксов и пит-лейна, а гостевые домики в 200 метрах от основного комплекса зданий установлены отдельным блоком. С одной стороны это создает неудобства для перемещения гонщикам и командам. Ведь каждый раз им приходится пересекать зону, в которую имеют доступ некоторые категории болельщиков, а также обслуживающий персонал автодрома. С другой стороны, это создает определенный ажиотаж. Гонщики чувствуют себя участниками эдакой перманентной автограф-сессии. А у имеющей допуск в эту зону публики появляется лишний шанс сфотографироваться со своими кумирами, взять у них автограф, или хотя бы просто увидеть своих героев совсем рядом.
Льюис Хэмилтон экономит время на электросамокате
Понятно, что плотный график уикенда не позволяет пилотам расслабляться, чтобы просто так тратить время на общение со своими фанатами. Поэтому многие гонщики активно пользуются транспортом в виде небольших электрошаттлов или самокатов, чтобы ускорить процедуру пересечения «опасной» зоны. Но со стороны это смотрится забавно. При большом желании всегда можно притормозить пилота и сфотографироваться с ним. Но всякий раз появление 20 звезд мировой величины международного автоспорта в этой зоне случается неожиданно. А фотографы чувствуют себя эдакими «охотниками за привидениями», а сама процедура наблюдения за перемещениями гонщиков превращается в охоту за хорошими сюжетами для фотосъемки. На других автодромах это не так увлекательно, а вот Зандфорт имеет в этом плане свою «изюминку».
Джордж Рассел может управлять не только болидом, но и шаттлом на электроходу
Что еще бросилось в глаза в обновленной инфраструктуре голландского автодрома, так это отсутствие паддока молодежных гонок Формулы 2 и Формулы-3. Они просто не приехали сюда, поскольку в календаре этих чемпионатов Гран-при Нидерландов не был даже предусмотрен. Странное решение. По логистике это определенно был один из самых дешевых этапов, поскольку до Великобритании, где базируется основная часть гоночных «конюшен», тут рукой подать. Вместо этого развлекать публику были призваны женская серия академии FIA и кубок «Porsche». По уровню, конечно, это заметно медленнее, чем Ф2 и Ф3, но устроители Гран-при Нидерландов решили, что на их безрыбье и этого будет достаточно.
Фернандо Алонсо и Педро де ла Роса между двумя частями паддока
На пит-лейне у боксов «Феррари»
Мазепина выставили за дверь американской «конюшни» несмотря на твердые гарантии спонсорской поддержки «Уралкалия» и действующий на тот момент контракт основного пилота. А Шварцман, благодаря имеющейся у него израильской гоночной лицензии (Роберт имеет помимо российского гражданства еще и израильское, поскольку родился на «земле обетованной» — В.В.), остался хотя бы на виду итальянской скудерии «Феррари», как ее воспитанник. Сначала год в роли тест-пилота, в прошлом году уже в роли резервного гонщика. Это позволило россиянину в прошлом году проехать одну пятничную сессию в болиде с эмблемой гарцующего скакуна. А в этом году случай предоставился именно вчера в Зандфорте. Только уже за рулем самого медленного болида нынешней Формулы-1 со сложным и далеким от гонок названием «Стейк Ф1 Тим Кик Заубер».
Роберт Шварцман показал хороший результат на болиде «Заубер»
Лишь последняя часть в названии команды-аутсайдера наводит на мысль, что эта «конюшня» имеет хоть какое-то отношение к известному формульному коллективу швейцарца Питера Заубера. Все остальное — это дань нынешним спонсорам. Впрочем, именно эта команда через год будет представлять собой заводскую «конюшню» немецкого авто-концерна «Ауди». И несмотря на самый низкий показатель последних лет — «0» очков после первой части нынешнего сезона, ее не следует списывать со счетов по поводу возможных будущих успехов в гонках.
Сев за руль черно-зеленого болида вчера утром в сложных климатических условиях при измороси и сильных порывах ветра, Шварцман сразу же показал высокий результат. Он долгое время был третьим в протоколе на промежуточных шинах, что само по себе уже можно было назвать успехом. Это не могло пройти незамеченным для будущих потенциальных работодателей Роберта. Правда, в конце сессии, когда погода улучшилась, и все пилоты перешли на «слики», результат Шварцмана оказался на 16-м месте, совсем рядом с действующим гонщиком этой «конюшни» Гуанью Чжоу.
Владимир ВАСИЛЬЕВ и Роберт Шварцман
В паддоке у нас была возможность увидеться с россиянином. А поскольку мне уже доводилось делать с ним интервью 4 года назад еще в его бытность пилота молодежной серии Формулы-2, а затем неоднократно пересекаться в паддоке Формулы-1 благодаря контракту Роберта с «Феррари», то встреча была по-приятельски приятной. Мой собеседник не скрывал своей радости от хорошо проделанной на трассе работы. Со свойственной ему открытостью он был дружелюбен, и глаза этого 25-летнего молодого человека светились надеждой.
Свободные заезды, пит-стоп Льюиса Хэмилтона
Как знать, пока одно место именно в этой немецко-швейцарской команде остается незанятым на следующий сезон. И можно хотя бы чуть-чуть помечтать, что в Формуле-1 вновь может оказаться русскоговорящий пилот. Пусть даже и выступающий пока с израильской гоночной лицензией.
Накануне этого гоночного уикенда история с Мазепиным получила неожиданное развитие. Поскольку непосредственно «Уралкалий», выступавший ранее спонсором «Хаас», потребовал от американцев в судебном порядке вернуть ранее выплаченный команде спонсорский вклад, то дело дошло до рассмотрения в арбитражном суде. И 12 июня, как раз в день национального праздника Российской Федерации, арбитражный суд предписал «Хаас» вернуть компании «Уралкалий» остаток спонсорских средств от расторгнутого договора, включая проценты и издержки на арбитраж. Помимо этого, у американского гоночного коллектива был ровно месяц на то, чтобы вернуть российскому спонсору гоночную машину сезона 2021, что было предписано условиями спонсорского договора.
Корреспондент «СБ» во время «охоты за привидениями» в паддоке
Но поскольку это не было сделано, то российские юристы потребовали от голландских властей конфисковать гоночные машины и имущество «Хаас» после Гран-при Нидерландов, если распоряжение арбитражного суда не будут выполнены американской стороной.
В четверг 22 августа голландские судебные приставы появились в паддоке Формулы-1 для выполнения своих обязанностей: была проведена инвентаризация имущества команды «Хаас». История еще не окончена. И хотя физическое присутствие Никиты и Дмитрия Мазепиных вряд ли можно предположить в ближайшее время в Больших призах, а уж тем более возращение российского гонщика в Формулу-1, но сам факт восстановления справедливости по отношению к россиянам не может пройти незаметно для этого гоночного чемпионата. Кстати, напомню, что Дмитрий Мазепин имеет белорусские корни и является выпускником Минского Суворовского училища.
Показавшиеся утром опустевшими улицы и сама набережная имели на то причины. По решению городских властей на время проведения гоночного уикенда был строго запрещен въезд автомобилей, не имеющих отношение к гонкам или к проживанию их владельцев в данном месте. Все паркинги для зрителей были вынесены за пределы городской черты. И поэтому передвижение служебных автобусов было намного проще и быстрее, чем в прошлые годы. Браво, голландцы! В моей памяти еще свежи были воспоминания, как нам приходилось добираться до паркинга прессы из пресс-центра почти 4 км дистанции пешком из-за постоянных пробок.
Гонщики «Ред Булл» переезжают на шаттле вместе
В этот раз нам удалось покинуть после вчерашнего рабочего дня автодром и сам городок Зандфорт за разумные полчаса, учитывая сложный маршрут: электрошаттл от пресс-центра до зоны развлечений, затем пешком на выход с автодрома, затем автобус для медиа до паркинга прессы, а далее без каких-либо препятствий со скоростью 50 км/ч до автострады.
Предпочтение общественному транспорту для 150 000 болельщиков, ожидающихся на этот гоночный уикенд, дало о себе знать. Автомобильные стоянки уступили места парковкам велосипедов. И до поздней ночи знаменитые артисты и певцы развлекали публику своими концертами, которые проходили прямо в зоне развлечений автодрома. Раз в год вот уже который сезон подряд Зандфорт становится местом паломничества болельщиков автоспорта.
После свободных заездов эстафету приняли знаменитые актеры и певцы
От Минска до Зандфорта через Литву больше 2000 км и несколько дней пути с учетом пробок на границе
Фото автора и Жанны РУСАК
На въезде в паддок автодрома Зандфорт
Хорошо, что успели добраться до пресс-центра до начала дождя. Трибуны в 9 утра еще были пустынными, лишь на некоторых из них виднелись фигурки самых заядлых фанатов автоспорта. Отдадим должное их терпению: начавшийся во время первых утренних свободных заездов дождь с сильными порывами ветра не выгнал болельщиков с их мест, а лишь подзадорил их энтузиазм. Камеры ТВ то и дело выхватывали интересные картинки с танцующими фанатами. А те, увидев себя на больших экранах, установленных вдоль трассы напротив трибун, сходили с ума от радости, согревая себя и восторженными криками, и активными физическими упражнениями. О шортах и маечках с короткими рукавами, которые еще накануне в четверг были традиционной одеждой для этих мест, можно было забыть. А если где-то и появлялись «белые вороны», забывшие посмотреть прогноз на этот день, то выглядели они, прямо скажем, неуместно и даже смешно.
Холодное утро в пятницу в Зандфорте
По сравнению с предыдущими годами устроители Гран-при Нидерландов провели несколько кардинальных перемен в обустройстве инфраструктуры. Были расширены зоны развлечений для зрителей, чуть больше стало места и в паддоке Формулы-1. Здесь в Зандфорте из-за ограниченности места на побережье Северного моря он выполнен из двух частей. Моторхомы пристроены в районе боксов и пит-лейна, а гостевые домики в 200 метрах от основного комплекса зданий установлены отдельным блоком. С одной стороны это создает неудобства для перемещения гонщикам и командам. Ведь каждый раз им приходится пересекать зону, в которую имеют доступ некоторые категории болельщиков, а также обслуживающий персонал автодрома. С другой стороны, это создает определенный ажиотаж. Гонщики чувствуют себя участниками эдакой перманентной автограф-сессии. А у имеющей допуск в эту зону публики появляется лишний шанс сфотографироваться со своими кумирами, взять у них автограф, или хотя бы просто увидеть своих героев совсем рядом.
Льюис Хэмилтон экономит время на электросамокате
Понятно, что плотный график уикенда не позволяет пилотам расслабляться, чтобы просто так тратить время на общение со своими фанатами. Поэтому многие гонщики активно пользуются транспортом в виде небольших электрошаттлов или самокатов, чтобы ускорить процедуру пересечения «опасной» зоны. Но со стороны это смотрится забавно. При большом желании всегда можно притормозить пилота и сфотографироваться с ним. Но всякий раз появление 20 звезд мировой величины международного автоспорта в этой зоне случается неожиданно. А фотографы чувствуют себя эдакими «охотниками за привидениями», а сама процедура наблюдения за перемещениями гонщиков превращается в охоту за хорошими сюжетами для фотосъемки. На других автодромах это не так увлекательно, а вот Зандфорт имеет в этом плане свою «изюминку».
Что еще бросилось в глаза в обновленной инфраструктуре голландского автодрома, так это отсутствие паддока молодежных гонок Формулы 2 и Формулы-3. Они просто не приехали сюда, поскольку в календаре этих чемпионатов Гран-при Нидерландов не был даже предусмотрен. Странное решение. По логистике это определенно был один из самых дешевых этапов, поскольку до Великобритании, где базируется основная часть гоночных «конюшен», тут рукой подать. Вместо этого развлекать публику были призваны женская серия академии FIA и кубок «Porsche». По уровню, конечно, это заметно медленнее, чем Ф2 и Ф3, но устроители Гран-при Нидерландов решили, что на их безрыбье и этого будет достаточно.
Фернандо Алонсо и Педро де ла Роса между двумя частями паддока
Роберт Шварцман возвращается в Формулу-1
Для тех, кто следит за успехами российского автоспорта подобный тезис звучит вызывающе громко. Но не хотелось лишать себя удовольствия посвятить несколько строк этому талантливому пилоту, который всего 3 года назад был совсем рядом от места в элите мирового автоспорта. В 2021-м году Роберт был вторым в чемпионате Формула-2, а за два года до этого завоевал чемпионский титул в Формуле-3. На тот момент Шварцман был из всех российских гонщиков ближе всего к Большим призам. Правда, если не считать Никиту Мазепина, который полный сезон-2021 отъездил в Формуле-1 за команду «Хаас». У нас была надежда, что Роберт составит компанию Никите в 2022-м году в пелотоне, но мировые политические события после 24 февраля несколько охладили наши ожидания.На пит-лейне у боксов «Феррари»
Мазепина выставили за дверь американской «конюшни» несмотря на твердые гарантии спонсорской поддержки «Уралкалия» и действующий на тот момент контракт основного пилота. А Шварцман, благодаря имеющейся у него израильской гоночной лицензии (Роберт имеет помимо российского гражданства еще и израильское, поскольку родился на «земле обетованной» — В.В.), остался хотя бы на виду итальянской скудерии «Феррари», как ее воспитанник. Сначала год в роли тест-пилота, в прошлом году уже в роли резервного гонщика. Это позволило россиянину в прошлом году проехать одну пятничную сессию в болиде с эмблемой гарцующего скакуна. А в этом году случай предоставился именно вчера в Зандфорте. Только уже за рулем самого медленного болида нынешней Формулы-1 со сложным и далеким от гонок названием «Стейк Ф1 Тим Кик Заубер».
Роберт Шварцман показал хороший результат на болиде «Заубер»
Лишь последняя часть в названии команды-аутсайдера наводит на мысль, что эта «конюшня» имеет хоть какое-то отношение к известному формульному коллективу швейцарца Питера Заубера. Все остальное — это дань нынешним спонсорам. Впрочем, именно эта команда через год будет представлять собой заводскую «конюшню» немецкого авто-концерна «Ауди». И несмотря на самый низкий показатель последних лет — «0» очков после первой части нынешнего сезона, ее не следует списывать со счетов по поводу возможных будущих успехов в гонках.
Сев за руль черно-зеленого болида вчера утром в сложных климатических условиях при измороси и сильных порывах ветра, Шварцман сразу же показал высокий результат. Он долгое время был третьим в протоколе на промежуточных шинах, что само по себе уже можно было назвать успехом. Это не могло пройти незамеченным для будущих потенциальных работодателей Роберта. Правда, в конце сессии, когда погода улучшилась, и все пилоты перешли на «слики», результат Шварцмана оказался на 16-м месте, совсем рядом с действующим гонщиком этой «конюшни» Гуанью Чжоу.
Владимир ВАСИЛЬЕВ и Роберт Шварцман
В паддоке у нас была возможность увидеться с россиянином. А поскольку мне уже доводилось делать с ним интервью 4 года назад еще в его бытность пилота молодежной серии Формулы-2, а затем неоднократно пересекаться в паддоке Формулы-1 благодаря контракту Роберта с «Феррари», то встреча была по-приятельски приятной. Мой собеседник не скрывал своей радости от хорошо проделанной на трассе работы. Со свойственной ему открытостью он был дружелюбен, и глаза этого 25-летнего молодого человека светились надеждой.
Свободные заезды, пит-стоп Льюиса Хэмилтона
Как знать, пока одно место именно в этой немецко-швейцарской команде остается незанятым на следующий сезон. И можно хотя бы чуть-чуть помечтать, что в Формуле-1 вновь может оказаться русскоговорящий пилот. Пусть даже и выступающий пока с израильской гоночной лицензией.
Мазепины продолжают судиться с «Хаас»
Оставшись в начале сезона-2022 без работы и места в американской «конюшне», Никита Мазепин при поддержке своего отца решил восстановить справедливость, начав юридические споры с «Хаас». И надо сказать, российскому пилоту отчасти удалось восстановить справедливость. В конце марта нынешнего года суд Евросоюза снял с Никиты ранее введенные санкции, связанные с Дмитрием Мазепиным и событиями февраля 2022 года. Вердикт европейских судей был однозначен: «Семейная связь с бизнесменом Дмитрием Мазепиным недостаточна для того, чтобы Никита считался связанным с отцом общими интересами, и, следовательно, чтобы он сохранялся в санкционных списках».Накануне этого гоночного уикенда история с Мазепиным получила неожиданное развитие. Поскольку непосредственно «Уралкалий», выступавший ранее спонсором «Хаас», потребовал от американцев в судебном порядке вернуть ранее выплаченный команде спонсорский вклад, то дело дошло до рассмотрения в арбитражном суде. И 12 июня, как раз в день национального праздника Российской Федерации, арбитражный суд предписал «Хаас» вернуть компании «Уралкалий» остаток спонсорских средств от расторгнутого договора, включая проценты и издержки на арбитраж. Помимо этого, у американского гоночного коллектива был ровно месяц на то, чтобы вернуть российскому спонсору гоночную машину сезона 2021, что было предписано условиями спонсорского договора.
Корреспондент «СБ» во время «охоты за привидениями» в паддоке
Но поскольку это не было сделано, то российские юристы потребовали от голландских властей конфисковать гоночные машины и имущество «Хаас» после Гран-при Нидерландов, если распоряжение арбитражного суда не будут выполнены американской стороной.
В четверг 22 августа голландские судебные приставы появились в паддоке Формулы-1 для выполнения своих обязанностей: была проведена инвентаризация имущества команды «Хаас». История еще не окончена. И хотя физическое присутствие Никиты и Дмитрия Мазепиных вряд ли можно предположить в ближайшее время в Больших призах, а уж тем более возращение российского гонщика в Формулу-1, но сам факт восстановления справедливости по отношению к россиянам не может пройти незаметно для этого гоночного чемпионата. Кстати, напомню, что Дмитрий Мазепин имеет белорусские корни и является выпускником Минского Суворовского училища.
Опустевшая набережная Зандфорта
Первое впечатление о том, что Зандфорт охладел к гонкам Формулы-1, изгладилось, едва лишь солнце появилось над автодромом. Трибуны быстро заполнялись. Набережная, прилегающая к автодрому, светилась радужными красками униформы разных команд. У болельщиков Больших призов так уж заведено, что на Гран-при они зачастую одевают именно майки или куртки своих любимых команд. И в отличие от футбольных фанатов никому из них не грозит быть избитым или агрессивно атакованным из-за этого пристрастия к автогонкам.Показавшиеся утром опустевшими улицы и сама набережная имели на то причины. По решению городских властей на время проведения гоночного уикенда был строго запрещен въезд автомобилей, не имеющих отношение к гонкам или к проживанию их владельцев в данном месте. Все паркинги для зрителей были вынесены за пределы городской черты. И поэтому передвижение служебных автобусов было намного проще и быстрее, чем в прошлые годы. Браво, голландцы! В моей памяти еще свежи были воспоминания, как нам приходилось добираться до паркинга прессы из пресс-центра почти 4 км дистанции пешком из-за постоянных пробок.
Гонщики «Ред Булл» переезжают на шаттле вместе
В этот раз нам удалось покинуть после вчерашнего рабочего дня автодром и сам городок Зандфорт за разумные полчаса, учитывая сложный маршрут: электрошаттл от пресс-центра до зоны развлечений, затем пешком на выход с автодрома, затем автобус для медиа до паркинга прессы, а далее без каких-либо препятствий со скоростью 50 км/ч до автострады.
Предпочтение общественному транспорту для 150 000 болельщиков, ожидающихся на этот гоночный уикенд, дало о себе знать. Автомобильные стоянки уступили места парковкам велосипедов. И до поздней ночи знаменитые артисты и певцы развлекали публику своими концертами, которые проходили прямо в зоне развлечений автодрома. Раз в год вот уже который сезон подряд Зандфорт становится местом паломничества болельщиков автоспорта.
После свободных заездов эстафету приняли знаменитые актеры и певцы
От Минска до Зандфорта через Литву больше 2000 км и несколько дней пути с учетом пробок на границе
Фото автора и Жанны РУСАК