«Оружие героев» — совместный проект издательского дома «Беларусь сегодня» и музея истории ВОВ. Крейсер «Киров»
02.04.2022 15:51:00
2022 год проходит в Беларуси под знаком исторической памяти. Одна из самых трагических и героических страниц прошлого нашей страны связана с Великой Отечественной войной. Сколько бы десятилетий ни прошло с той поры, мы, потомки победителей, не перестаем восхищаться мужеством и самоотверженностью тех, кто спас мир от коричневой чумы. Сегодня предпринимается немало попыток фальсифицировать историю. Не допустить искажения исторической правды, сохранить память о подвигах советских людей для будущих поколений — наша святая обязанность. Именно этой цели служит новый мультимедийный проект издательского дома «Беларусь сегодня» и Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны «Оружие героев». На страницах наших изданий, на сайте SB.BY мы расскажем, как сражались и как побеждали наши отцы, деды и прадеды. Основанные на материалах фондовых коллекций музея публикации — это возможность вновь прикоснуться к героическому наследию белорусского народа, ощутить силу духа наших предков, поучиться у них стойкости и преданности Родине.
Крейсер «Киров» ведет огонь на Карельском перешейке. 1944 год.
Пришедших в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны школьников и студентов с первых минут впечатляет зал, посвященный коренному перелому в ходе войны и советскому тылу. Все внимание сосредоточено на экспозиции об участниках обороны Ленинграда. Ребята с интересом рассматривают и изучают собранную с душой коллекцию: тельняшка, фуражка, бескозырки, личный блокнот и письма — все это хранит память и рассказывает о героях. А фотостенды знакомят с эксклюзивными кадрами этого исторического периода. На одном из них изображен легкий крейсер «Киров» — неразрывно связанный с подвигами людей.
Палубы и борт корабля не раз пробивали авиабомбы, но он продолжал оберегать свой экипаж от врагов: прослужил Советскому Союзу без малого четыре десятилетия. А оборона Рижского рейда, столицы Эстонии и заблокированного немецкими силами Ленинграда — лишь часть того, где проявил себя построенный во второй половине 1930‑х «Киров».
Боевое крещение надводный корабль прошел в начале советско‑финляндской войны. Первый выход в море «Киров» совершил в составе Краснознаменного Балтийского флота (КБФ): отправился для обстрела береговой батареи противника. Благодаря героизму и взаимовыручке экипажей, которые поддерживали друг друга, атака получилась удачной. Сам корабль получил лишь небольшие повреждения — технические характеристики полностью оправдали ожидания.
Начало Великой Отечественной войны легкий крейсер проекта 26 встретил на рейде Риги, в первый же день он отражал налет вражеской авиации, после чего отправился на оборону Таллина. Вывод из строя бронетехники, уничтожение автотранспорта противника — заслуга его орудий главного калибра. За пять дней боев по «Кирову» было выпущено более 500 снарядов и сброшено 326 бомб. Умелая оборона моряков, отточенное маневрирование помогли избежать серьезного ущерба.
Сам Таллинский переход в конце августа 1941 года осложняли погодные условия, минные поля и постоянные атаки. Несмотря на это, отряд под руководством уроженца Беларуси вице‑адмирала Валентина Петровича Дрозда выстоял. Он состоял из 29 кораблей и одного ледокола, а во главе шел «Киров». Тогда советские корабли несли огромные потери — из 225 судов 62 были потоплены. При этом экипажи под командованием Дрозда смогли удачно пережить обстрелы и за три дня перехода потеряли лишь четыре корабля. Грамотные действия опытного командира не оставили без внимания, после чего Валентин Петрович был назначен командиром эскадры кораблей КБФ и во время эвакуации базы Ханко руководил отрядом из 16 кораблей и катеров. В свою очередь, «Киров» продолжал выполнять важнейшую миссию: за время прорыва крейсер отразил 32 атаки самолетов, чудом избежал подрыва на мине, а из 80 сброшенных на корабль бомб ни одна в него не попала. После того как крейсер дошел до Кронштадта, его сразу включили в систему артиллерийской обороны. Здесь за время стоянки «Киров» выпустил около 500 снарядов по противнику, зенитчики три самолета сбили и 12 повредили.
Серьезные повреждения крейсер получил, когда немецкое командование решило покончить со стоявшими на Неве судами, среди которых был и «Киров». Во время первой атаки в марте 1942 года авиабомба пробила две палубы и борт корабля, а ровно через 20 дней из‑за попадания трех снарядов весом 50 килограммов он загорелся. Погибли 86 моряков и 46 были ранены, на восстановление судна ушло два месяца.
Мужество и отвага экипажа «Кирова» не остались незамеченными. В феврале 1943 года крейсер первым среди надводных кораблей КБФ наградили орденом Красного Знамени. А уже через год, в январе 1944‑го, он салютовал в честь полного снятия блокады Ленинграда.
После окончания войны корабль вовлекли в учебно‑боевую подготовку, на одной из стрельб он взорвался от немецкой магнитной мины. Чтобы вернуться в строй, 11 месяцев простоял в ремонтных доках и еще четыре года находился на капитальном ремонте и модернизации в Ленинграде. В 1960‑е годы «Киров» перешел в состав Ленинградской военно‑морской базы и полностью переквалифицировался в учебный крейсер. Срок его службы — почти четыре десятилетия, в 1974 году герой Таллинского прорыва был списан и разобран на металл. Все, что осталось от знаменитого корабля, — две носовые орудийные башни, гребные винты, якоря и записи в фондах музеев.
КАРТОЧКА ЭКСПОНАТА
Изготовитель — Балтийский завод в Ленинграде
Главный конструктор — Анатолий Иоасафович Маслов
Год спуска крейсера на воду — 1936
Длина — 191,3 метра
Ширина — 17,7 метра
Высота — 10,1 метра
Водоизмещение (полное) — 9436 тонн
Максимальная скорость хода — 35,9 узла (66,5 км/ч)
Дальность плавания — 3750 морских миль (6945 километров) при 18 узлах (33,3 км/ч)
Энергетическая установка (ЭУ) — котлотурбинная двухвальная (2 главных турбозубчатых агрегата и 6 водотрубных котлов)
Мощность ЭУ — 113 500 л. с.
Бронирование — главный броневой пояс, борт, носовые и кормовые траверсы, башни главного калибра, барбеты башен главного калибра, боевая рубка, румпельное отделение
Главный калибр (ГК) — 3х3 180-мм орудия Б-1-П
Вспомогательное вооружение — 6х1 универсальных 100-мм орудия Б-34
Зенитное вооружение — 6х1 универсальных 45-мм орудия 21-К, 4х1 12,7-мм пулемета ДШК
Минно-торпедное вооружение — 2х3 533-мм торпедных аппарата 39-Ю, 6 торпед, 100—164 морские мины
Противолодочное вооружение — 4 бомбомета БМБ-1, 20 больших и 30 малых глубинных бомб
Дальность стрельбы орудий главного калибра — 37 километров
Дальность стрельбы орудий вспомогательного калибра — 22,2 километра (по горизонтальным целям), 9,8 километра (по воздушным целям)
Авиация — 2 гидросамолета КОР-1
Экипаж — 734 человека
Еще один уроженец Беларуси из Старобинского района — краснофлотец Петр Алексеевич Адерихо. Он служил радиотелефонистом на эсминце «Смелый» и спас все секретные документы, когда корабль, получивший в бою повреждения, потерпел крушение. Затем старшего матроса Адерихо перевели на лидер «Ленинград», а свой последний год службы в период войны он провел на корабле «Киров». Награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Сейчас в музее хранятся его личные вещи: бескозырка, тельняшка и ремень.
lukashik@sb.by
Крейсер «Киров» ведет огонь на Карельском перешейке. 1944 год.
Пришедших в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны школьников и студентов с первых минут впечатляет зал, посвященный коренному перелому в ходе войны и советскому тылу. Все внимание сосредоточено на экспозиции об участниках обороны Ленинграда. Ребята с интересом рассматривают и изучают собранную с душой коллекцию: тельняшка, фуражка, бескозырки, личный блокнот и письма — все это хранит память и рассказывает о героях. А фотостенды знакомят с эксклюзивными кадрами этого исторического периода. На одном из них изображен легкий крейсер «Киров» — неразрывно связанный с подвигами людей.
Палубы и борт корабля не раз пробивали авиабомбы, но он продолжал оберегать свой экипаж от врагов: прослужил Советскому Союзу без малого четыре десятилетия. А оборона Рижского рейда, столицы Эстонии и заблокированного немецкими силами Ленинграда — лишь часть того, где проявил себя построенный во второй половине 1930‑х «Киров».
Боевое крещение надводный корабль прошел в начале советско‑финляндской войны. Первый выход в море «Киров» совершил в составе Краснознаменного Балтийского флота (КБФ): отправился для обстрела береговой батареи противника. Благодаря героизму и взаимовыручке экипажей, которые поддерживали друг друга, атака получилась удачной. Сам корабль получил лишь небольшие повреждения — технические характеристики полностью оправдали ожидания.
Начало Великой Отечественной войны легкий крейсер проекта 26 встретил на рейде Риги, в первый же день он отражал налет вражеской авиации, после чего отправился на оборону Таллина. Вывод из строя бронетехники, уничтожение автотранспорта противника — заслуга его орудий главного калибра. За пять дней боев по «Кирову» было выпущено более 500 снарядов и сброшено 326 бомб. Умелая оборона моряков, отточенное маневрирование помогли избежать серьезного ущерба.
Сам Таллинский переход в конце августа 1941 года осложняли погодные условия, минные поля и постоянные атаки. Несмотря на это, отряд под руководством уроженца Беларуси вице‑адмирала Валентина Петровича Дрозда выстоял. Он состоял из 29 кораблей и одного ледокола, а во главе шел «Киров». Тогда советские корабли несли огромные потери — из 225 судов 62 были потоплены. При этом экипажи под командованием Дрозда смогли удачно пережить обстрелы и за три дня перехода потеряли лишь четыре корабля. Грамотные действия опытного командира не оставили без внимания, после чего Валентин Петрович был назначен командиром эскадры кораблей КБФ и во время эвакуации базы Ханко руководил отрядом из 16 кораблей и катеров. В свою очередь, «Киров» продолжал выполнять важнейшую миссию: за время прорыва крейсер отразил 32 атаки самолетов, чудом избежал подрыва на мине, а из 80 сброшенных на корабль бомб ни одна в него не попала. После того как крейсер дошел до Кронштадта, его сразу включили в систему артиллерийской обороны. Здесь за время стоянки «Киров» выпустил около 500 снарядов по противнику, зенитчики три самолета сбили и 12 повредили.
Серьезные повреждения крейсер получил, когда немецкое командование решило покончить со стоявшими на Неве судами, среди которых был и «Киров». Во время первой атаки в марте 1942 года авиабомба пробила две палубы и борт корабля, а ровно через 20 дней из‑за попадания трех снарядов весом 50 килограммов он загорелся. Погибли 86 моряков и 46 были ранены, на восстановление судна ушло два месяца.
Мужество и отвага экипажа «Кирова» не остались незамеченными. В феврале 1943 года крейсер первым среди надводных кораблей КБФ наградили орденом Красного Знамени. А уже через год, в январе 1944‑го, он салютовал в честь полного снятия блокады Ленинграда.
После окончания войны корабль вовлекли в учебно‑боевую подготовку, на одной из стрельб он взорвался от немецкой магнитной мины. Чтобы вернуться в строй, 11 месяцев простоял в ремонтных доках и еще четыре года находился на капитальном ремонте и модернизации в Ленинграде. В 1960‑е годы «Киров» перешел в состав Ленинградской военно‑морской базы и полностью переквалифицировался в учебный крейсер. Срок его службы — почти четыре десятилетия, в 1974 году герой Таллинского прорыва был списан и разобран на металл. Все, что осталось от знаменитого корабля, — две носовые орудийные башни, гребные винты, якоря и записи в фондах музеев.
КАРТОЧКА ЭКСПОНАТА
Легкий крейсер проекта 26 «Киров»
Изготовитель — Балтийский завод в Ленинграде
Главный конструктор — Анатолий Иоасафович Маслов
Год спуска крейсера на воду — 1936
Длина — 191,3 метра
Ширина — 17,7 метра
Высота — 10,1 метра
Водоизмещение (полное) — 9436 тонн
Максимальная скорость хода — 35,9 узла (66,5 км/ч)
Дальность плавания — 3750 морских миль (6945 километров) при 18 узлах (33,3 км/ч)
Энергетическая установка (ЭУ) — котлотурбинная двухвальная (2 главных турбозубчатых агрегата и 6 водотрубных котлов)
Мощность ЭУ — 113 500 л. с.
Бронирование — главный броневой пояс, борт, носовые и кормовые траверсы, башни главного калибра, барбеты башен главного калибра, боевая рубка, румпельное отделение
Главный калибр (ГК) — 3х3 180-мм орудия Б-1-П
Вспомогательное вооружение — 6х1 универсальных 100-мм орудия Б-34
Зенитное вооружение — 6х1 универсальных 45-мм орудия 21-К, 4х1 12,7-мм пулемета ДШК
Минно-торпедное вооружение — 2х3 533-мм торпедных аппарата 39-Ю, 6 торпед, 100—164 морские мины
Противолодочное вооружение — 4 бомбомета БМБ-1, 20 больших и 30 малых глубинных бомб
Дальность стрельбы орудий главного калибра — 37 километров
Дальность стрельбы орудий вспомогательного калибра — 22,2 километра (по горизонтальным целям), 9,8 километра (по воздушным целям)
Авиация — 2 гидросамолета КОР-1
Экипаж — 734 человека
Мужество и отвага
С крейсером «Киров» связаны судьбы белорусов. Один из них — вице-адмирал Валентин Петрович Дрозд. Начинал он службу еще в 1928 году на Балтике, был офицером на кораблях, командовал эсминцем «Володарский», участвовал в гражданской войне в Испании. Стал частью Таллинского перехода благодаря проявленному мужеству в должности командира отряда легких сил КБФ в феврале 1941 года, флагманским кораблем которого был крейсер «Киров». Жизнь Валентина Петровича оборвалась при исполнении служебных обязанностей. Он награжден орденом Красного Знамени.Среди экспонатов музея истории Великой Отечественной войны можно найти фуражку, блокнот и поздравительное письмо вице-адмирала Дрозда, а также ленту к бескозырке с эсминца «Стойкий», который в начале 1943 года был переименован в эсминец «Вице-адмирал Дрозд».
Еще один уроженец Беларуси из Старобинского района — краснофлотец Петр Алексеевич Адерихо. Он служил радиотелефонистом на эсминце «Смелый» и спас все секретные документы, когда корабль, получивший в бою повреждения, потерпел крушение. Затем старшего матроса Адерихо перевели на лидер «Ленинград», а свой последний год службы в период войны он провел на корабле «Киров». Награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Сейчас в музее хранятся его личные вещи: бескозырка, тельняшка и ремень.
lukashik@sb.by