Философские диверсии – они самые глубокие, потому и опасные
08.02.2024 08:00:00
Олег КАРПОВИЧ
Андрей МУКОВОЗЧИК
Все чаще в последнее время ссылаются на двухтомник «Посткоммунистические режимы», авторы Балинт Мадьяр и Балинт Мадлович. Причем ссылаются на двух венгров все больше российские иноагенты, белорусские невероятные и прочие интеллектуалы гэткага кшталту. Просто тенденция какая-то.
Делаем вывод: надо бы почитать. И нормальную рецензию тоже хорошо бы увидеть. Книжек в российских издательствах — валом. А вот анализа, критики, разбора у наших философов — не нашел.
Между тем разбор нужен. Потому как два Балинта (Би-2 по-мадьярски) претендуют не меньше, чем на «разработку связного концептуального аппарата, обобщающего все аспекты структуры политических, экономических и социальных явлений — анатомию посткоммунистических режимов».
Прямо анти-Маркс с анти-Энгельсом нашего времени.
Концепция
Устами двух Би западная философская мысль пытается отказаться от прежней идеи, что страны, бывшие когда-то в орбите СССР, «преодолеют свои первоначальные трудности, своего рода детские болезни, и в итоге станут частью либеральных демократий». Раньше публично поддерживать такое мнение означало выражать некоторую сегрегацию, дурно пахло и было не комильфо.
Однако нью-нацизм, в котором объединенная (и похоже, им же, им тоже) Европа понемногу, но отчетливо и заметно тонет («Истоки неонацизма», 17.03.22, «Обидеть художника должен каждый», 14.11.23, «СБ. Беларусь сегодня»), — он постепенно освобождает даже философов «от химеры совести». И они уже публично, выходя за рамки научных дискуссий, постулируют вот что: не все страны и не все народы смогут стать похожими на либеральные демократии. «Это объясняется цивилизационными и историческими особенностями каждой страны», — говорят философы (социологи, политологи, не суть).
Не каждая страна сумеет достичь дверей цивилизационного сада. Не все способны выйти из диких джунглей. С точки зрения двух Би (а также их западных заказчиков), не каждый народ может прикоснуться к западным ценностям. То есть сделан тот самый главный, определяющий шаг к нью-нацизму, оправданию будущих геноцидов и холокостов.
Но даже и он оказывается не последним. «Посткоммунистические режимы принципиально отличаются от западных режимов, и мы не можем их осмыслить или описать исключительно через призму демократии», — пишут Балинт & Балинт. Иными словами, все (все!) посткоммунистические режимы, с точки зрения демократов, представляют собой скопище alians, чужих. Церемониться с которыми — значит ставить под вопрос будущее всего человечества.
Вот вам философское обоснование бактериологического нападения или кибервойны, уничтожающей всю критически важную инфраструктуру, а то и простого вбамбливания целых государств (и наций) обратно в каменный век.
Alians — с ними никак иначе.
Анти-Дюринг
Венгерские Балинт & Балинт, безусловно, не тянут на пару анти-Маркс — анти-Энгельс. С другой стороны, размягчение мозгов в западных обществах, боюсь, достигло уже того предела, что и Би-2 за философов сойдут.
— Что делает коммунизм таким особенным, что он может объединить такие разные страны, от Узбекистана до Венгрии, от Сербии до Эстонии? — спрашивает «мыслителей» журналист, явно стремящийся в иноагенты.
— Все эти страны находились под властью коммунистических диктатур, — отвечают те. — Коммунистическая диктатура наложила на них объединяющую структуру.
Философия уровня «Сократ» или «Кант». Особенным коммунизм делает диктатура. А она чем особенна? Она коммунистическая. Браво.
Хотя ответ-то на поверхности: особенным коммунизм делает жажда справедливости у людей. Желание того, чего нет в природе, но должно быть в обществе. Вот это и объединяет узбеков и венгров, сербов и эстонцев.
И многие другие народы со временем вновь объединит. Особенно на фоне провалившегося цивилизационного проекта либеральной гегемонии англосаксов («Семейка упырей», 05.01.23, «СБ. Беларусь сегодня»).
Большая просьба
И пару слов об авторах. Младший Балинт работал на американский филиал Института перспективных исследований (IAS) в Будапеште. Это частная американская подрывная контора. Старшего вполне точно описывает название его же книги: «Magyar polip — A posztkommunista maffiaállam» («Венгерское государство — посткоммунистическая мафия»). Вот насколько ему не нравится ни Виктор Орбан, ни проводимая им (и поддерживаемая народом) политика защиты национальных венгерских интересов.
Все изложенное ни разу, разумеется, не разбор книги или критика теории. А вот именно это хотелось бы получить от философов-современников. Потому что, пока тут вслед за Блоком восклицаем, какие мы, на Западе уже подкладывают базу под идеи о том, что нас вообще не должно быть. Ни тут, нигде.
Простыми словами: наши оппоненты чужими руками (даже здесь не изменяя себе) готовят основу для будущей культуры отмены. Сегрегации. Интервенции и геноцида. По простому вечному принципу: кто не с нами — нам больше не нужен. Вплоть до физического смысла этого слова. Такие вот новые старые идеи.
С идеями же надо бороться неустанно и постоянно, не отвлекаясь на Аттилу, степи Евразии и балто-скифскую дружбу. Делать свою философскую работу — качественно и на своем месте.
Уж простите, накипело.