«Мы живем на год вперед»: как работает единственное в Беларуси предприятие по производству новогодних игрушек
22.12.2022 08:13:00
Татьяна СЕМЕНКОВА
Новый год у каждого ассоциируется с чем-то своим — мандаринами, фильмом «Ирония судьбы, или С легким паром!», салатами оливье или сельдь под шубой, а также непременным атрибутом праздника — зеленой красавицей. Ну а какая ёлка без новогодних игрушек? В Беларуси есть единственная фабрика ёлочных украшений, которая круглый год неустанно работает по созданию праздничного настроения. В год здесь производят около 300 тысяч новогодних игрушек 500 видов: шары разного размера и с различными рисунками из стекла и поликерамики, подвески, подсвечники стеклянные и из гипса. Об истории создания фабрики, авторских методиках изготовления игрушек, рынках сбыта «Р» рассказал директор предприятия Андрей Бегун.
— Ниша была свободна. Сезонный бизнес предпринимателям был неинтересен, слишком высокие риски. Так у нас и появилась идея возродить выпуск отечественных новогодних игрушек, — вспоминает собеседник.
Поскольку у россиян уже были свои производители, Андрей Бегун поставил перед собой задачу создать продукт, который отличался бы от уже существующих:
— Начали создавать игрушки с советским акцентом. Рисовали нашего Деда Мороза, птичек, белорусские пейзажи. И не прогадали: у нас получилось попасть в душу белорусам. Игрушки постепенно стали набирать популярность.
Кроме того, сотрудники фабрики разработали собственные методики. Некоторыми из них директор согласился поделиться:
— Мы научились создавать барельефный узор на шарах, который добавлял рисунку немного выпуклости. К слову, никто, кроме нас, подобные ёлочные игрушки не делает. Помимо этого, придумали игрушки из поликерамики в виде птичек, зайчиков, котиков. Этот материал немного напоминает стекло, по весу такой же легкий, но за счет того, что вливается в специальную силиконовую форму, лучше передает фактуру. Например, на стекле нельзя сделать мелкие выпуклости, узоры, а на изделиях из поликерамики можно.
По словам Андрея Бегуна, основной конкурент компании — китайский импорт:
— Технологии в этой стране двинулись намного дальше. Для того чтобы не отставать, мы придумали свои станки. Например, литейные — полностью наша разработка. Также у нас есть станок, который делает петли для ёлочных игрушек. Понимаем: чтобы быть впереди, нужно не копировать технологии и какие-то направления, а пытаться самим придумывать и двигаться своим путем, диктовать свою моду на игрушки. Пример — наши игрушки из поликерамики, которые стали самой востребованной позицией как в Беларуси, так и в России.
В день на фабрике выпускают примерно 1500 игрушек.
Как считает Андрей Бегун, многие производства ушли с российского рынка, а существующие фабрики не удовлетворяют спрос этой большой страны, поэтому можно подставить плечо и занять интересную нишу.
За этот год на фабрике произвели 300 тысяч игрушек, 100 тысяч из них идет на экспорт в соседнюю страну. Штучные партии поставляются в Норвегию и на Amazon.
— Безусловно, есть популярные и менее востребованные. Одному может понравиться игрушка в виде синицы, а другому — в виде воробья. Отмечу, что наши потребители сложно воспринимают новинки. В массовом понимании новогодней игрушкой является шар из стекла или формовое изделие в виде животного. Плоские игрушки, создаваемые по технологии фьюзинг, не все люди воспринимают. Хотя, конечно, у нее есть и свои почитатели, — рассуждает директор фабрики.
Самая дешевая игрушка стоит до двух рублей, а самая дорогая — 30. Цена зависит от затрат на производство, полуфабриката, краски, упаковки (ее можно купить за рубль, а можно — за четыре).
— У потребителя должен быть выбор. Для некоторых игрушка является просто безделушкой, которую повесили и забыли, а для других — это семейная реликвия, передающаяся по наследству. Поэтому мы стараемся соответствовать запросам населения. Цель — сделать так, чтобы наша продукция была интересна и при этом коррелировалась с покупательской способностью граждан, — сообщает Андрей Бегун.
В день на фабрике выпускают примерно 1500 игрушек. Ежедневно художник может расписать до 250 изделий с простым рисунком и около 15 — с более сложным.
Ежегодно на 30 процентов ассортимент продукции обновляется.
— Самое ценное на предприятии — люди. Каждую игрушку они создают с любовью, вкладывают в нее частичку своей души. А потом наши изделия разлетаются по всей Беларуси и привносят в дома теплоту и уют, — улыбается Андрей Бегун.
Андрей Бежок уже полтора года работает на предприятии литейщиком. У него инвалидность, но это не мешает ему делать свое дело хорошо. Он отливает ёлочные игрушки из гипса в четырех подготовленных формах.
— Перед заливкой тщательно перемешиваю смесь воды и гипса, чтобы она стала жидкой и заполнила все полости внутри формы. Это помогает получить рельефную и красивую игрушку. Кстати, при отливке она получается даже лучше, чем из стекла, — утверждает Андрей. — Больше всего мне нравится отливать зайцев с часами. В день могу подготовить таких примерно 100.
Отлитые игрушки окунают в специальный состав. После этой несложной процедуры изделия начинают красиво блестеть. Затем они направляются к художникам, которые ювелирно расписывают этот полуфабрикат новогодних украшений.
— Наши художники могут вносить свое видение в разработку дизайна ёлочных игрушек. Для тех же шариков. Они у нас разного диаметра — 60, 80, 120 сантиметров, — говорит Полина Шарик, которая ежедневно расписывает около 50 игрушек. — Рисую вручную не по одному изделию, а одновременно по нескольким, чтобы до следующего нанесения краски они успевали высохнуть. Сегодня пополняю запасы щелкунчиков. С каждым годом их заказывают все больше.
За этот год на фабрике произвели 300 тысяч игрушек, 100 тысяч из них идет на экспорт в соседнюю страну.
— Мы живем на год вперед: у нас уже год Кролика, а у всех он наступит только в январе, — смеется Андрей Бегун. — Создаем примерно 20 видов игрушек разных видов и форм, символизирующих Новый год. Сейчас ломаем голову над тем, как создать доброго Дракона — это символ-2024. Сложность в том, что это животное не самое милое. Гораздо легче и приятнее рисовать котиков и зайчиков. Поэтому думаем, как сделать такого дракона, который понравится нашим покупателям.
По его словам, новогодних персонажей не так много, поэтому нужно не только придумать образ будущей игрушки, но и угадать с ним.
— У нас есть печальный опыт создания оленей: игрушки получились красивыми, но не пользовались спросом, потому что олень — не наша национальная игрушка. По славянским традициям под Новый год Дед Мороз едет на санях, запряженных тройкой лошадей. А олени все-таки западная культура, которая была нам навязана. Мы пытаемся через свои ёлочные игрушки продвигать белорусскую культуру. Люди должны почитать нашего Деда Мороза, а не Санта Клауса, чей образ придумала компания газированного напитка. Хотим, чтобы люди понимали, что все западное — не обязательно самое лучшее. У нас тоже есть новогодние образы, на которых росли родители, мое поколение, и на которых, считаю, должны вырасти и наши дети, — резюмирует Андрей Бегун.
semenkova@sb.by
Игрушки с советским акцентом
В 2014-м Андрей Бегун, у которого к тому времени собралась внушительная коллекция ёлочных игрушек из разных стран, решил открыть их музей по европейскому стандарту, где экспонатами можно не только любоваться, но и покупать понравившиеся. Многие посетители спрашивали: «А где же белорусские игрушки?» Однако на тот момент в стране не было ни одного производства ёлочных украшений, а последняя подобная фабрика закрылась в начале 1990-х.— Ниша была свободна. Сезонный бизнес предпринимателям был неинтересен, слишком высокие риски. Так у нас и появилась идея возродить выпуск отечественных новогодних игрушек, — вспоминает собеседник.
Поскольку у россиян уже были свои производители, Андрей Бегун поставил перед собой задачу создать продукт, который отличался бы от уже существующих:
— Начали создавать игрушки с советским акцентом. Рисовали нашего Деда Мороза, птичек, белорусские пейзажи. И не прогадали: у нас получилось попасть в душу белорусам. Игрушки постепенно стали набирать популярность.
Кроме того, сотрудники фабрики разработали собственные методики. Некоторыми из них директор согласился поделиться:
— Мы научились создавать барельефный узор на шарах, который добавлял рисунку немного выпуклости. К слову, никто, кроме нас, подобные ёлочные игрушки не делает. Помимо этого, придумали игрушки из поликерамики в виде птичек, зайчиков, котиков. Этот материал немного напоминает стекло, по весу такой же легкий, но за счет того, что вливается в специальную силиконовую форму, лучше передает фактуру. Например, на стекле нельзя сделать мелкие выпуклости, узоры, а на изделиях из поликерамики можно.
По словам Андрея Бегуна, основной конкурент компании — китайский импорт:
— Технологии в этой стране двинулись намного дальше. Для того чтобы не отставать, мы придумали свои станки. Например, литейные — полностью наша разработка. Также у нас есть станок, который делает петли для ёлочных игрушек. Понимаем: чтобы быть впереди, нужно не копировать технологии и какие-то направления, а пытаться самим придумывать и двигаться своим путем, диктовать свою моду на игрушки. Пример — наши игрушки из поликерамики, которые стали самой востребованной позицией как в Беларуси, так и в России.
В день на фабрике выпускают примерно 1500 игрушек.
Как считает Андрей Бегун, многие производства ушли с российского рынка, а существующие фабрики не удовлетворяют спрос этой большой страны, поэтому можно подставить плечо и занять интересную нишу.
За этот год на фабрике произвели 300 тысяч игрушек, 100 тысяч из них идет на экспорт в соседнюю страну. Штучные партии поставляются в Норвегию и на Amazon.
На любой вкус и кошелек
Сейчас на фабрике создают около 500 видов различных ёлочных игрушек: 80 видов шаров разного размера и с различными рисунками, 100 видов игрушек из стекла, 80 видов игрушек из поликерамики, подвески, подсвечники стеклянные и из гипса.— Безусловно, есть популярные и менее востребованные. Одному может понравиться игрушка в виде синицы, а другому — в виде воробья. Отмечу, что наши потребители сложно воспринимают новинки. В массовом понимании новогодней игрушкой является шар из стекла или формовое изделие в виде животного. Плоские игрушки, создаваемые по технологии фьюзинг, не все люди воспринимают. Хотя, конечно, у нее есть и свои почитатели, — рассуждает директор фабрики.
Самая дешевая игрушка стоит до двух рублей, а самая дорогая — 30. Цена зависит от затрат на производство, полуфабриката, краски, упаковки (ее можно купить за рубль, а можно — за четыре).
— У потребителя должен быть выбор. Для некоторых игрушка является просто безделушкой, которую повесили и забыли, а для других — это семейная реликвия, передающаяся по наследству. Поэтому мы стараемся соответствовать запросам населения. Цель — сделать так, чтобы наша продукция была интересна и при этом коррелировалась с покупательской способностью граждан, — сообщает Андрей Бегун.
В день на фабрике выпускают примерно 1500 игрушек. Ежедневно художник может расписать до 250 изделий с простым рисунком и около 15 — с более сложным.
Ежегодно на 30 процентов ассортимент продукции обновляется.
Самое ценное — люди
Сегодня на фабрике трудится свыше 30 человек. Половина из них — люди с ограниченными возможностями.— Самое ценное на предприятии — люди. Каждую игрушку они создают с любовью, вкладывают в нее частичку своей души. А потом наши изделия разлетаются по всей Беларуси и привносят в дома теплоту и уют, — улыбается Андрей Бегун.
Андрей Бежок уже полтора года работает на предприятии литейщиком. У него инвалидность, но это не мешает ему делать свое дело хорошо. Он отливает ёлочные игрушки из гипса в четырех подготовленных формах.
— Перед заливкой тщательно перемешиваю смесь воды и гипса, чтобы она стала жидкой и заполнила все полости внутри формы. Это помогает получить рельефную и красивую игрушку. Кстати, при отливке она получается даже лучше, чем из стекла, — утверждает Андрей. — Больше всего мне нравится отливать зайцев с часами. В день могу подготовить таких примерно 100.
Отлитые игрушки окунают в специальный состав. После этой несложной процедуры изделия начинают красиво блестеть. Затем они направляются к художникам, которые ювелирно расписывают этот полуфабрикат новогодних украшений.
— Наши художники могут вносить свое видение в разработку дизайна ёлочных игрушек. Для тех же шариков. Они у нас разного диаметра — 60, 80, 120 сантиметров, — говорит Полина Шарик, которая ежедневно расписывает около 50 игрушек. — Рисую вручную не по одному изделию, а одновременно по нескольким, чтобы до следующего нанесения краски они успевали высохнуть. Сегодня пополняю запасы щелкунчиков. С каждым годом их заказывают все больше.
За этот год на фабрике произвели 300 тысяч игрушек, 100 тысяч из них идет на экспорт в соседнюю страну.
Своё родное
Ежегодно на 30 процентов ассортимент продукции обновляется.— Мы живем на год вперед: у нас уже год Кролика, а у всех он наступит только в январе, — смеется Андрей Бегун. — Создаем примерно 20 видов игрушек разных видов и форм, символизирующих Новый год. Сейчас ломаем голову над тем, как создать доброго Дракона — это символ-2024. Сложность в том, что это животное не самое милое. Гораздо легче и приятнее рисовать котиков и зайчиков. Поэтому думаем, как сделать такого дракона, который понравится нашим покупателям.
По его словам, новогодних персонажей не так много, поэтому нужно не только придумать образ будущей игрушки, но и угадать с ним.
— У нас есть печальный опыт создания оленей: игрушки получились красивыми, но не пользовались спросом, потому что олень — не наша национальная игрушка. По славянским традициям под Новый год Дед Мороз едет на санях, запряженных тройкой лошадей. А олени все-таки западная культура, которая была нам навязана. Мы пытаемся через свои ёлочные игрушки продвигать белорусскую культуру. Люди должны почитать нашего Деда Мороза, а не Санта Клауса, чей образ придумала компания газированного напитка. Хотим, чтобы люди понимали, что все западное — не обязательно самое лучшее. У нас тоже есть новогодние образы, на которых росли родители, мое поколение, и на которых, считаю, должны вырасти и наши дети, — резюмирует Андрей Бегун.
semenkova@sb.by