В ЕС начали борьбу с туристами
05.09.2024 08:00:00
Владимир ВОЛЧКОВ
Почему Запад отгораживается от остального мира, расправляется с беженцами и даже перед туристами возводит непреодолимые преграды?
В Евросоюзе нынче гостям не рады. Практически всем. В Барселоне протестующие даже расстреливали туристов. Пока из водяных пистолетов. В Амстердаме на государственном уровне запустили пиар- кампанию, которая должна отбить желание приезжать в этот город. Словом, Европа стареет, устает и хочет, чтобы ее оставили в покое. И, пожалуй, уже не может претендовать на культурное и ценностное лидерство в мире. Даже теоретически.
Надо отметить, что массированная акция по отмыванию города от ярлыков свободной наркомании (по крайней мере марихуаны) и чрезмерной эротичности удалась. Правда, уже тогда приходилось преодолевать угрюмость местных жителей, которые не жаловали приезжих. Но политическая воля была иной. И голландцы недовольно сопели, но не выражали бурных эмоций. Сегодня настроение общества таково, что власти уже предпринимают противоположные шаги: запускают пиар-кампанию, в ней рассказывают о строгих голландских нравах, которые должны оттолкнуть туристов от страны.
Цены на продукты питания, потребительские товары и недвижимость формируются исходя из платежеспособности туристов. А они на свои удобства однозначно могут потратить больше, чем значительная часть аборигенов. Также возмущают жителей курортных зон (не только испанских) цены на жилье. Напомню, что в западном мире многие живут в арендованных квартирах. При высоком туристическом потоке владельцам недвижимости выгоднее сдавать свои коттеджи и апартаменты не согражданам, а приезжим в посуточном режиме. Бизнес есть бизнес. Впрочем, кафе, рестораны, магазины, развлечения тоже в формировании цен ориентируются на более богатых иностранцев. Вот местные и недовольны. И вполне обоснованно.
Правда, им оппонируют владельцы бизнеса и работники, которые напрямую или опосредованно связаны со сферой гостеприимства. В разных городах и регионах власти в своих действиях поддерживают одну или другую сторону. Но конструктивно ликвидировать противоречия не могут. Ведь проблема-то очевидна: дефицит инфраструктуры, а также предложения товаров. И в этом туристы точно не виноваты. Конечно, их приезжает немало. Особенно в высокий сезон. Но нельзя же всерьез предполагать, что они съели все фрукты, овощи и мясные блюда, которых теперь не хватает местному населению.
Инфляция — это не дело рук прожорливых путешественников, а системная экономическая пробуксовка в ЕС. Некоторые обыватели по средневековой привычке все неурядицы сваливают на пришельцев. Впрочем, местным администраторам и политикам эта идея нравится. Поэтому они весьма рьяно берутся за борьбу с любопытными иностранцами.
На протяжении веков Европа развивалась и расширяла свое влияние не только огнем и мечом, но и за счет своей культуры и ценностных концепций. Сегодня европейцы стараются закрыться от всего остального мира. Ибо они не выдерживают конкуренции с другими цивилизациями. И приезжающие из других регионов не воспринимают местных как лидеров. Более того, идеи извне все больше и чаще становятся жизнеутверждающими для коренных жителей. В том числе и самые радикальные.
Несомненно, прискорбное явление. Но не стоит печалиться. Западная цивилизация на самом деле является всего лишь одной из. И мы, белорусы, принадлежим (читайте серьезных философов и историков) к восточнославянской цивилизации. И можем в ее рамках развиваться, расти и расширять свои горизонты. В том числе за счет открытости. И если европейцы не хотят видеть туристов у себя, то они вполне могут к нам заглянуть на огонек.
В Евросоюзе нынче гостям не рады. Практически всем. В Барселоне протестующие даже расстреливали туристов. Пока из водяных пистолетов. В Амстердаме на государственном уровне запустили пиар- кампанию, которая должна отбить желание приезжать в этот город. Словом, Европа стареет, устает и хочет, чтобы ее оставили в покое. И, пожалуй, уже не может претендовать на культурное и ценностное лидерство в мире. Даже теоретически.
Парадокс гостеприимства
Еще не так давно буквально все страны дрались за туристов. Во-первых, они привозили деньги и вывозили местные товары. Во-вторых, индустрия гостеприимства создавала значительное количество рабочих мест. Конечно, огромных финансов на такой работе не наживешь (топ-менеджеров мы в расчет не берем), но на более-менее благопристойную жизнь вполне должно хватать.В-третьих, туризм отличается большим мультипликационным эффектом для других отраслей: транспортной, торговой, строительной. И культуру туристы тоже подкармливали.Скажем, Лувр (как и другие мировые достопримечательности) посещает около 10 миллионов человек в год. И доход от них почти равен правительственным дотациям. Словом, если исключить туристическую составляющую, то знаменитому музейному комплексу либо пришлось бы ужиматься в расходах и терять свой блеск, либо тратить больше средств налогоплательщиков.
Понаехали?!
Помнится, в начале 2000‑х те же власти Амстердама потратили несколько миллиардов долларов, чтобы обозначить город как средоточие музеев, архитектурных памятников и других исторических и культурных ценностей. Даже в Голливуде несколько заказных фильмов сняли. Не то чтобы они прямолинейно рекламировали Голландию: подработали имеющиеся сценарии, чтобы перенести события картины на территорию среди каналов в Нидерландах.Надо отметить, что массированная акция по отмыванию города от ярлыков свободной наркомании (по крайней мере марихуаны) и чрезмерной эротичности удалась. Правда, уже тогда приходилось преодолевать угрюмость местных жителей, которые не жаловали приезжих. Но политическая воля была иной. И голландцы недовольно сопели, но не выражали бурных эмоций. Сегодня настроение общества таково, что власти уже предпринимают противоположные шаги: запускают пиар-кампанию, в ней рассказывают о строгих голландских нравах, которые должны оттолкнуть туристов от страны.
Сейчас ксенофобия захлестнула и общество. И, собственно говоря, она очень глубоко укореняется в элитах. Впрочем, недовольство обывателей в значительной степени обусловлено не столько неприятием чужаков (хотя и этот фактор присутствует), сколько прагматической стороной проблемы. Почему бунтуют испанцы в курортных регионах? Из-за падения благосостояния местных жителей.
Цены на продукты питания, потребительские товары и недвижимость формируются исходя из платежеспособности туристов. А они на свои удобства однозначно могут потратить больше, чем значительная часть аборигенов. Также возмущают жителей курортных зон (не только испанских) цены на жилье. Напомню, что в западном мире многие живут в арендованных квартирах. При высоком туристическом потоке владельцам недвижимости выгоднее сдавать свои коттеджи и апартаменты не согражданам, а приезжим в посуточном режиме. Бизнес есть бизнес. Впрочем, кафе, рестораны, магазины, развлечения тоже в формировании цен ориентируются на более богатых иностранцев. Вот местные и недовольны. И вполне обоснованно.
Правда, им оппонируют владельцы бизнеса и работники, которые напрямую или опосредованно связаны со сферой гостеприимства. В разных городах и регионах власти в своих действиях поддерживают одну или другую сторону. Но конструктивно ликвидировать противоречия не могут. Ведь проблема-то очевидна: дефицит инфраструктуры, а также предложения товаров. И в этом туристы точно не виноваты. Конечно, их приезжает немало. Особенно в высокий сезон. Но нельзя же всерьез предполагать, что они съели все фрукты, овощи и мясные блюда, которых теперь не хватает местному населению.
Инфляция — это не дело рук прожорливых путешественников, а системная экономическая пробуксовка в ЕС. Некоторые обыватели по средневековой привычке все неурядицы сваливают на пришельцев. Впрочем, местным администраторам и политикам эта идея нравится. Поэтому они весьма рьяно берутся за борьбу с любопытными иностранцами.
Приказано закрыться
На фоне шумных и жестоких дебатов по миграционной политике, милитаризации и геополитического раскола антитуристические перипетии могут показаться мелочью. Но борьба с путешественниками (по крайней мере массовыми) является тем темным стеклышком, идеально вписывающимся в мрачный витраж современной европейской эпохи. Не сбывается ли предсказание начала прошлого века философа Освальда Шпенглера, автора труда «Закат Европы»?!На протяжении веков Европа развивалась и расширяла свое влияние не только огнем и мечом, но и за счет своей культуры и ценностных концепций. Сегодня европейцы стараются закрыться от всего остального мира. Ибо они не выдерживают конкуренции с другими цивилизациями. И приезжающие из других регионов не воспринимают местных как лидеров. Более того, идеи извне все больше и чаще становятся жизнеутверждающими для коренных жителей. В том числе и самые радикальные.
Когда невозможно конкурировать, тогда вступает в силу административный ресурс: закрыться. Наивно полагая, что железный занавес, который страны ЕС постепенно выстраивают изнутри, спасет их.На самом деле в лучшем случае зацементирует все противоречия и, возможно, только замедлит затухание. Цивилизация (как и любая другая система) развивается только усложняясь. А усложнение в том числе происходит за счет взаимодействия и обогащения от других культур. Если оно прекращается, система костенеет.
Несомненно, прискорбное явление. Но не стоит печалиться. Западная цивилизация на самом деле является всего лишь одной из. И мы, белорусы, принадлежим (читайте серьезных философов и историков) к восточнославянской цивилизации. И можем в ее рамках развиваться, расти и расширять свои горизонты. В том числе за счет открытости. И если европейцы не хотят видеть туристов у себя, то они вполне могут к нам заглянуть на огонек.
Мягкая сила
Туризм — один из инструментов внешней политики, продвижения страны за рубежом, донесения национальных позиций и идей по всему миру. Гости вживую составляют представление о стране пребывания. И увозят с собой эмоции, которые влияют на их жизнь на родине. По этому пути идет Беларусь, сохраняя для граждан ряда европейских стран безвизовый режим.