О работе Правительства, ВНС и рецепте стабильности в обществе. Важные подробности совещания у Лукашенко
08.11.2022 21:52:34
Дмитрий КРЯТ
Евгений КОНОНОВИЧ
Совмин: шире полномочия, больше инициативы. ВНС — уникальная модель народовластия. Контроль за ценами дает результат. О чем еще шла речь на совещании у Президента по законопроектам, предусматривающим корректировку законов «О Совете Министров Республики Беларусь» и «О нормативных правовых актах»
Во Дворце Независимости прошло очередное мероприятие, посвященное обсуждению проектов нормативных правовых актов, разработанных в развитие обновленной Конституции. Ранее, как известно, состоялся разговор по проекту закона о Всебелорусском народном собрании и изменениям в избирательном законодательстве. Во время дискуссии Александр Лукашенко напомнил о своем принципиальном требовании:
— Недавно народ Беларуси принял новую Конституцию, поправки в нее. Народ поддержал все то, что мы просили. Ясно, что Конституция — это Основной Закон, который формирует основной каркас любого общества любой страны.
Естественно, он определяет основные направления устройства Беларуси и саму Беларусь. В развитие основных положений обычно в более широком или узком масштабе, в зависимости от изменений в Конституцию, мы совершенствуем законодательство страны. Возможно, принимаем новые нормативные правовые акты.
Конституция принята. Не скажу, что мы радикально прошлись по основным направлениям нашей Конституции, да и не ставилось… (такой задачи. — Прим. ред.). Скорее всего, я вас всегда при подготовке основных положений Конституции сдерживал, чтобы, не дай бог, мы не залетели опять в какую-то сферу «демократии» так называемой. Часто говорю тоже об этом. Слава богу, убедились, что такое «демократия» и как себя ведут планетарные демократы.
Поэтому Конституция претерпела свои изменения. Есть новации определенные. Типа Всебелорусского народного собрания.
Мы новой Конституцией замахнулись на совершенствование нашей системы. Не ломая ее. Ни в коем случае. Никакого слома, никакой ломки быть не должно. Все должно вырастать, производиться и появляться из того, что есть. Если мы начнем круто ломать, то это почти революционные преобразования. К чему они приводят, мы увидели в середине 90‑х, когда сломали страну вместе со своими какими-то замашками. Поэтому все должно логично произрастать из того опыта, который мы имеем. В том числе и Всебелорусское народное собрание, и некоторая корректировка положений о функционировании и функциях Президента, Парламента, других органов власти, в том числе и Совета Министров — нашего Правительства. Есть некоторые у нас изменения.
Понятно, что ни в одной стране граждане не обладают обширными или даже всеобъемлющими знаниями Конституции и законов. Естественно, никто их не выучивает. Да и сидящие все за столом вряд ли помнят все эти нормы. И не надо. Закон и законодательство сложили некий образ жизни, поведения людей в той или иной стране, в частности в Беларуси. И люди понимают, исходя из этого образа, что можно делать, а что нельзя, что явится нарушением закона, а что нет.
— Мы о Всебелорусском народном собрании обсудили с людьми проект этого закона. Мы договаривались, что еще вернемся к этому вопросу на уровне Президента. Надо посмотреть на некоторые моменты. Я очень внимательно наблюдаю за дискуссией, вижу. Меня тут и пресс-секретарь, и другие, из СМИ ориентируют на то, что люди не совсем поняли суть ВНС. Все говорят о том, к примеру: «А где трудовые коллективы? А как трудовые коллективы будут там избирать или избираться во Всебелорусское народное собрание?»
Ну и вообще, давайте так говорить: если не будет вот этих профессионалов — губернаторов, Правительства, Президента в работе ВНС, — это превратится в говорильню. Они должны принимать участие, обсуждать законопроекты. Но все решения там будут приниматься голосованием. А голосовать будут не только депутаты. Там будут представители, как мы полагаем, нашего гражданского общества. И профсоюзов, и ветеранов. Женская, молодежная организации. Пока мы видим пять основных столпов. А это что, не народ? Народ. У нас больше половины — женщины. Они через свою организацию изберут и направят туда делегатов. И эти женщины — члены какого-то трудового коллектива. Так же?
Председатель Совета Республики Наталья Кочанова в этой связи уточнила, что трудовым коллективам сохранено право выдвигать кандидатов в депутаты. Они в свою очередь войдут в состав ВНС в случае избрания.
Глава государства продолжил:
— Да, совершенно верно. Но там не видно и партий (при формировании состава ВНС. — Прим. ред.). Почему? Потому что партии будут участвовать и выдвигать своих кандидатов в депутаты, в Палату представителей.
То есть спектр этот существует. Ну и потом, людям надо понимать, их будут к этому подталкивать: «Вот, какое это ВНС?! Там же нет рабочих и крестьян!»
Это так экспромтом я хотел бы отреагировать на некоторые пожелания наших политологов, которые передают мнения народа, якобы народа, и так далее. Да, есть такая точка зрения. Но людям надо объяснить, что это не просто пришел, отсиделся там и ушел. Еще раз подчеркиваю: там должны быть профессиональные и активные люди. Если там будет 3 — 4 человека от рабочих и крестьян, но активных, они всегда точку зрения этих людей донесут.
И потом, из десятка миллионов человек 1200 делегатов будет ВНС. Мы же все равно туда всех не посадим. Это будут представители — маленькое представительство по своей численности от нашего народа.
Хорошо, что мы обсудили с людьми. Новая структура, новый орган власти. Люди должны знать, для чего они создаются.
— Обсуждая сегодня закон о Правительстве — основной законопроект, я должен сказать, что мы ни в коем случае не должны примерять нормы, которые мы сегодня создаем, эти все новации на себя. Ни Головченко с членами Правительства и главой Аппарата Правительства, ни я как Президент, ни руководители палат Парламента. Сегодня мы есть. Может, мы и завтра будем. Но послезавтра нас точно не будет. А основу, стабильность эту мы должны создать. Вчера тоже говорил. Для своих детей.
— Мы уйдем от активной жизни, но будем еще жить и видеть, как будет развиваться страна. Чтобы перед детьми не было стыдно. И чтобы проблемы, которые мы должны сегодня решить, мы не оставляли своим детям. Проблемы надо решать по мере поступления. И решать вовремя — тому, кто сегодня должен решать эти проблемы. Детям еще достанется немало проблем, которые они должны будут решить…
Вопросов много, непростые, требуют пристального внимания. Поэтому мы на самом высоком уровне прорабатываем их. Совсем недавно мы обсуждали проекты законов о ВНС и об избирательном процессе и праве. Сегодня о Совете Министров и других нормативных правовых актах.
За прошедшие годы наше Правительство приобрело колоссальный опыт преодоления кризисных ситуаций. И в пандемию, управление экономикой в этих условиях.
И все эти наработки нынешние, успешно сформированную практику обязательно нужно закрепить в законе. Я также требую еще большей инициативности и самостоятельности Совета Министров. Даже порой смелости в принятии решений.
— Я вчера тоже подчеркнул. Опять же, несколько экспромтом. Чтобы меня правильно поняли. Вот Правительство — это редко бывает, когда оно может, выполняя поручение Президента, забежать намного вперед. Я вчера на примере регулирования цен приводил пример, когда цены просто были откручены на 30 — 40 процентов назад, а может быть и больше, по некоторым группам товаров. И приводил пример — «Керамин». Примерно на 30 процентов по отдельной плитке сократили стоимость. Люди встали в очередь. Люди нарасхват берут эту плитку. И я так подумал, как экономист: ну от объема, от оборота они ж получат еще большую прибыль. Ну стоило собачиться перед народом и поднимать на заоблачную высоту цены? Так это же не только «Керамин» и какая-то плитка. Есть и другие товары. Это говорит о том, что Правительство пошло дальше. Оно более справедливо рубануло в этом плане, и некоторые вынуждены были цены открутить, как у нас в народе говорят, отступить назад.
Поэтому, если меня кто-то услышал, что я не настаивал на откручивании цен, и это не надо делать, «мы завтра добавим» — это будет катастрофа, потому что нарушит уже ту систему, которая постановлением Правительства выработана. Это делать нельзя. Это хороший был шаг Правительства в нужном направлении. И это я поддерживаю абсолютно. Вот мы устаканились, сейчас дошлифовываем на предприятиях торговли и в производстве все эти процессы в плане ценообразования. И спокойно можем вступать в новый год и жить, ориентируясь на то, что мы планируем там порядка 8 процентов иметь инфляции в течение будущего года. Но не 19 процентов, как мы планировали в этом году.
Это, опять же, между прочим говоря. Но очень важно в плане деятельности Правительства. Хороший пример.
— Чтобы все хорошо функционировало, в нашем проекте должны быть заложены соответствующие механизмы. Это зона ответственности Аппарата Совета Министров. Работая над проектом, нужно помнить, что и структура Правительства также не должна оставаться застывшей. Я об этом уже говорил в августе.
Второй вопрос сегодняшней повестки — корректировка Закона «О нормативных правовых актах». На основе данного документа формируется единое правовое пространство нашей страны. В нем должны получить развитие конституционные нормы. Но с учетом складывающейся обстановки! Еще раз это подчеркиваю.
В действующем законе все детально прописано, кто и какие документы вправе принимать, их юридическая сила.
Александр Лукашенко уточнил у заместителя Главы Администрации Президента Ольги Чуприс, идет ли в данном случае речь все же о проекте закона, а не о действующем законе.
Она ответила, что и в действующем законе все прописано, а законопроектом все приводится в соответствие с Конституцией.
Глава государства продолжил:
Мое требование — все должно быть прописано нормальным языком, просто и понятно!
Администрация Президента, как никто другой, знает мои установки. Необходимо, чтобы по таким же требованиям оперативно и качественно готовились акты не только Президента, но и других органов. Здесь нужно подключать Министерство юстиции и вместе — чтобы мышь не проскочила, как говорят юристы. Чтобы запятые и точки были расставлены там, где надо.
Об основных новациях законопроекта о Совете Министров на совещании доложил руководитель Аппарата Правительства Константин Бурак. Если коротко, то главный исполнительный орган власти за счет перераспределения полномочий получает дополнительные возможности действовать более инициативно и самостоятельно. Вместе с тем законопроект предусматривает положение о назначении Президентом Премьер-министра с предварительного согласия Палаты представителей. Ранее такое согласование проводилось по факту назначения. Кроме того, исключаются полномочия Премьер-министра по исполнению обязанностей Президента в случае вакансии этой должности.
— Это было мое предложение — включить в Конституцию эту норму, — уточнил Александр Лукашенко.
Он напомнил, что согласно прежней редакции Основного Закона в случае ухода от власти действующего Президента его обязанности возлагались на Премьер-министра:
— Это, наверное, не совсем правильно. Все-таки система сдержек-противовесов. Должны быть противовесы. Вот представьте, Премьер-министр в случае ухода Президента проводит президентские выборы (он должен организовать как исполняющий обязанности Президента). Бюджет, экономика, финансы и прочее оказываются в одних руках. Так? Так. Результат почти предопределен при любой демократии. В Америке (оплот демократии) сегодня выборы в конгресс. Видите, как они переживают за фальсификации. Поэтому было принято решение, что в такой ситуации исполнять обязанности будет председатель Совета Республики. Премьер-министр остается управлять экономикой…
— Это очень важно, — отреагировал Александр Лукашенко. — Появляется новый орган в структуре (власти. — Прим. ред.), его надо вмонтировать в эту систему. Ясно, когда ты, новый человек, становишься в строй, ты плечом левым, правым кого-то задеваешь.
Однако Александр Лукашенко и здесь счел нужным вмешаться, задавая тон дискуссии:
— Решения ВНС не должны быть ни первыми, ни вторыми. Они должны быть уникальными и приниматься по исключительно немногим вопросам.
Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс отметила, что именно такой смысл заложен в законопроекте о нормативных правовых актах применительно к решениям ВНС. В иерархии документов по важности они следуют за Конституцией, законами о внесении изменений и дополнений в Конституцию, решениями республиканских референдумов.
— Поскольку решениями ВНС можно отменить любое решение любого органа, кроме судебных, соответственно, в этом их значительная юридическая сила, — подчеркнула Ольга Чуприс.
Тем не менее по итогам дискуссии решили еще раз вернуться к вопросу юридических формулировок, касающихся уникального статуса решений Всебелорусского народного собрания. Важно обеспечить им достойное место в иерархии нормативных правовых актов страны в соответствии с теми требованиями и задачами, которые озвучил Глава государства.
— Мы, сидящие за столом, должны это все утрясти, устаканить. Придут новые люди на это готовое, которое мы должны создать. Это не шутка — управление обществом, государством, социально-экономическими процессами и сохранение суверенитета и независимости в настоящее время. Это не шутка. Только тот, кто не задумывается над этим, очень легко к этому подходит. В этой части главная задача действующего Президента — чтобы мы это все утрясли. Поэтому я уделяю такое внимание нормативным правовым актам в развитие Конституции.
Безусловно, разработчики законопроектов, чиновники могли бы это сделать самостоятельно. Глава государства в качестве примера напомнил о российском опыте внесения поправок в Конституцию, заметив, что Владимир Путин принимал активное участие на этапе обсуждения изменений, а дальше работали соответствующие органы:
— У них своя система, опыта побольше (все-таки центр империи был), специалистов побольше. Мы тут больше внимания обязаны уделять этому процессу.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Роман Головченко, Премьер-министр Беларуси:
— Разрабатывая этот закон (о Совете Министров. — Прим. ред.), мы исходили из того, что он должен представлять собой устойчивый системный элемент исполнительной власти страны. Закон должен носить универсальный характер. Не делаться под какого-то человека, а обеспечивать работоспособность вне зависимости от того, кто будет возглавлять Правительство, кто будет заместителями Премьер-министра и так далее. С учетом того что Президент поддержал изложенные подходы, эта задача решена.
Четко прописано, в каких сферах взаимодействуют исполнительная власть и ВНС. Например, Премьер-министр ежегодно отчитывается перед ВНС о реализации программы социально-экономического развития страны. Соответственно, получает заключение на свою работу либо какие-то корректировки, что надо изменить.
Мы прописали универсальные полномочия Совета Министров и полномочия в конкретных сферах. Руки у Правительства не связаны, это абсолютно точно. Более того, уже с конца 2020 года Совет Министров может принимать нормативно-правовые акты, в сфере которых осуществляет регулирование. Если раньше, например, Правительство могло принимать только те решения, компетенция на принятие которых прямо прописана, допустим, в указах Президента или в законах, то сейчас по всем вопросам, которые входят в его компетенцию, мы можем самостоятельно принимать эти решения и таким образом реализовывать государственно-властные полномочия.
Константин Бурак, руководитель Аппарата Совета Министров:
— Основная задача, которую ставит Глава государства, — не нарушить сложившийся баланс при законотворчестве. Каждый закон, принимаемый в развитие новой редакции Конституции, должен работать на укрепление системы, на ее упрощение. Ярким примером является корректировка действующего уже 14 лет закона о Совете Министров. Никаких кардинальных изменений не предусматривается. Это эволюционные изменения. Они направлены на приведение этого нормативного акта в соответствие с обновленным Основным Законом, на упрощение, облегчение восприятия закона и, таким образом, на повышение управляемости системы государственной власти.
В законопроекте учтены все внесенные изменения в Конституцию, в том числе касательно взаимодействия Правительства и Всебелорусского народного собрания. Все принципы, которые заложила Конституция, имплементированы в данный законопроект. При совершенствовании действующего закона о Совете Министров мы выделили общую компетенцию Правительства и предельно конкретизировали статьи, которые касаются отдельных отраслей и полномочий Совета Министров в этих отраслях.
Вадим Ипатов, директор Национального центра законодательства и правовых исследований:
— Президент всегда уделял и уделяет пристальное внимание правовой системе нашего государства. Закон «О нормативных правовых актах» — это своеобразная конституция в сфере нормотворчества, и, конечно же, с принятием обновленной Конституции необходимо тщательно проработать действующий закон о нормативно-правовых актах и обеспечить его соответствие Основному Закону.
Такой документ, который четко прописывает все стадии законотворческого процесса, начиная от инициативы разработки проекта нормативного правового акта и заканчивая его принятием и контролем за его исполнением, есть не у всех на постсоветском пространстве. Поэтому здесь нужно иметь в виду, что все эти ситуации уникальны. Уникальна разработка проекта закона «О Всебелорусском народном собрании», уникален проект изменений в Закон «О нормативных правовых актах»… Мы чувствуем особую ответственность. Закон не должен писаться на год-два. Закон должен концептуально работать правильно, соответствовать общественным отношениям, которые сложились, и действовать долгое время.
kryat@sb.by
konon@sb.by
Фото БЕЛТА
Во Дворце Независимости прошло очередное мероприятие, посвященное обсуждению проектов нормативных правовых актов, разработанных в развитие обновленной Конституции. Ранее, как известно, состоялся разговор по проекту закона о Всебелорусском народном собрании и изменениям в избирательном законодательстве. Во время дискуссии Александр Лукашенко напомнил о своем принципиальном требовании:
— Мы замахнулись на совершенствование существующей в стране системы, не ломая ее. Ни в коем случае. Никакого слома. Никакой ломки быть не должно. Все должно вырастать, появляться из того, что есть.
ВНС — новая структура управления государством
Глава государства напомнил о логике проводимой работы:— Недавно народ Беларуси принял новую Конституцию, поправки в нее. Народ поддержал все то, что мы просили. Ясно, что Конституция — это Основной Закон, который формирует основной каркас любого общества любой страны.
Естественно, он определяет основные направления устройства Беларуси и саму Беларусь. В развитие основных положений обычно в более широком или узком масштабе, в зависимости от изменений в Конституцию, мы совершенствуем законодательство страны. Возможно, принимаем новые нормативные правовые акты.
Конституция принята. Не скажу, что мы радикально прошлись по основным направлениям нашей Конституции, да и не ставилось… (такой задачи. — Прим. ред.). Скорее всего, я вас всегда при подготовке основных положений Конституции сдерживал, чтобы, не дай бог, мы не залетели опять в какую-то сферу «демократии» так называемой. Часто говорю тоже об этом. Слава богу, убедились, что такое «демократия» и как себя ведут планетарные демократы.
Поэтому Конституция претерпела свои изменения. Есть новации определенные. Типа Всебелорусского народного собрания.
Усложнять не надо, но упрощаться тоже нельзя. Мы вводим новую структуру управления государством и нашим обществом. Поэтому ее надо аккуратно вмонтировать в систему, которая функционирует сегодня.
Мы новой Конституцией замахнулись на совершенствование нашей системы. Не ломая ее. Ни в коем случае. Никакого слома, никакой ломки быть не должно. Все должно вырастать, производиться и появляться из того, что есть. Если мы начнем круто ломать, то это почти революционные преобразования. К чему они приводят, мы увидели в середине 90‑х, когда сломали страну вместе со своими какими-то замашками. Поэтому все должно логично произрастать из того опыта, который мы имеем. В том числе и Всебелорусское народное собрание, и некоторая корректировка положений о функционировании и функциях Президента, Парламента, других органов власти, в том числе и Совета Министров — нашего Правительства. Есть некоторые у нас изменения.
Поэтому надо понимать, что Конституция — это основа нашей жизни. Надо убедить, обязательно убедить всех наших людей жить по закону.Я хочу, чтобы вы тоже понимали: это не просто взял и сказал жить по закону. Это же не я придумал. Об этом всегда говорят. Я это специально подчеркиваю, потому что наши люди часто живут, ориентируясь на личность. Прежде всего на Президента, Парламент, депутатов, Совет Министров и так далее. Вот приняли, и ладно.
Понятно, что ни в одной стране граждане не обладают обширными или даже всеобъемлющими знаниями Конституции и законов. Естественно, никто их не выучивает. Да и сидящие все за столом вряд ли помнят все эти нормы. И не надо. Закон и законодательство сложили некий образ жизни, поведения людей в той или иной стране, в частности в Беларуси. И люди понимают, исходя из этого образа, что можно делать, а что нельзя, что явится нарушением закона, а что нет.
Поэтому нам надо, имея это в виду, все-таки привыкнуть жить по закону. Нам надо наших людей окунуть в глубину той законодательной матрицы, того объема законодательства, которые существуют в нашей стране. Правовые знания должны стать основой. Вот тогда будет стабильность в обществе.Потому что лидеры, и Правительство, и депутаты приходят и уходят, меняются. Конституция создает более-менее стабильную страну, общество. И Конституцию надо знать хотя бы по основным положениям.
Срез всего общества
Александр Лукашенко отметил, что внимательно следил за ходом общественного обсуждения законопроекта о ВНС и пришел к выводу, что люди порой не совсем понимают суть этой структуры. Например, как там будут представлены трудовые коллективы и порядок выдвижения от них делегатов. Президент объяснил:— Мы о Всебелорусском народном собрании обсудили с людьми проект этого закона. Мы договаривались, что еще вернемся к этому вопросу на уровне Президента. Надо посмотреть на некоторые моменты. Я очень внимательно наблюдаю за дискуссией, вижу. Меня тут и пресс-секретарь, и другие, из СМИ ориентируют на то, что люди не совсем поняли суть ВНС. Все говорят о том, к примеру: «А где трудовые коллективы? А как трудовые коллективы будут там избирать или избираться во Всебелорусское народное собрание?»
Мотивация очень простая. Все, кто будет участвовать в работе ВНС, так или иначе избираются народом.Депутаты там будут участвовать — они избираются народом. Сенаторы — они также по другой системе, но избираются народом. Члены Правительства там присутствуют. Их назначает Президент, но он тоже избирается народом.
Ну и вообще, давайте так говорить: если не будет вот этих профессионалов — губернаторов, Правительства, Президента в работе ВНС, — это превратится в говорильню. Они должны принимать участие, обсуждать законопроекты. Но все решения там будут приниматься голосованием. А голосовать будут не только депутаты. Там будут представители, как мы полагаем, нашего гражданского общества. И профсоюзов, и ветеранов. Женская, молодежная организации. Пока мы видим пять основных столпов. А это что, не народ? Народ. У нас больше половины — женщины. Они через свою организацию изберут и направят туда делегатов. И эти женщины — члены какого-то трудового коллектива. Так же?
Председатель Совета Республики Наталья Кочанова в этой связи уточнила, что трудовым коллективам сохранено право выдвигать кандидатов в депутаты. Они в свою очередь войдут в состав ВНС в случае избрания.
Глава государства продолжил:
— Да, совершенно верно. Но там не видно и партий (при формировании состава ВНС. — Прим. ред.). Почему? Потому что партии будут участвовать и выдвигать своих кандидатов в депутаты, в Палату представителей.
То есть спектр этот существует. Ну и потом, людям надо понимать, их будут к этому подталкивать: «Вот, какое это ВНС?! Там же нет рабочих и крестьян!»
И рабочие, и крестьяне будут. Как мы организуем этот процесс, так и будет. Но то, что я гарантирую, что там будут и рабочие, и крестьяне, и учителя, и врачи, и чиновники, и государственные служащие, и военные, это сто процентов. Мы этим самым охватили все наше общество.Но я главное хочу подчеркнуть: люди должны понимать, что там должны быть активные и, главное, профессиональные люди. Мы же хотим, чтобы ВНС явилось стабилизатором нашего общества. Чтобы никто ни в коем случае не привел к тому, чтобы повторился 2020 год. Чтобы опять не начался мятеж и так далее. Это будет сильный стабилизатор. Как я вчера говорил, не на улице, а там надо будет обсуждать основные проблемы жизни нашего общества.
Это так экспромтом я хотел бы отреагировать на некоторые пожелания наших политологов, которые передают мнения народа, якобы народа, и так далее. Да, есть такая точка зрения. Но людям надо объяснить, что это не просто пришел, отсиделся там и ушел. Еще раз подчеркиваю: там должны быть профессиональные и активные люди. Если там будет 3 — 4 человека от рабочих и крестьян, но активных, они всегда точку зрения этих людей донесут.
И потом, из десятка миллионов человек 1200 делегатов будет ВНС. Мы же все равно туда всех не посадим. Это будут представители — маленькое представительство по своей численности от нашего народа.
Хорошо, что мы обсудили с людьми. Новая структура, новый орган власти. Люди должны знать, для чего они создаются.
Залог успешного будущего
Глава государства подчеркнул, что обсуждаемые новации, как в данном случае в закон о Совете Министров, ни в коем случае нельзя проецировать на конкретные персоналии:— Обсуждая сегодня закон о Правительстве — основной законопроект, я должен сказать, что мы ни в коем случае не должны примерять нормы, которые мы сегодня создаем, эти все новации на себя. Ни Головченко с членами Правительства и главой Аппарата Правительства, ни я как Президент, ни руководители палат Парламента. Сегодня мы есть. Может, мы и завтра будем. Но послезавтра нас точно не будет. А основу, стабильность эту мы должны создать. Вчера тоже говорил. Для своих детей.
Поэтому ни в коем случае нельзя вот это все примерять — законопроекты эти и законы — под себя: «А где буду я завтра, где будет Головченко, Андрейченко или Кочанова, Сергеенко и так далее?» Ни в коем случае! От всего этого надо отвлечься и формировать законодательство на будущее. Чтобы система была устойчивая, чтобы ее никто не мог раскачать. Залог нашего будущего.
Колоссальный опыт
Глава государства также подчеркнул, что проблемы, которые необходимо решить сегодня, не надо оставлять будущим поколениям:— Мы уйдем от активной жизни, но будем еще жить и видеть, как будет развиваться страна. Чтобы перед детьми не было стыдно. И чтобы проблемы, которые мы должны сегодня решить, мы не оставляли своим детям. Проблемы надо решать по мере поступления. И решать вовремя — тому, кто сегодня должен решать эти проблемы. Детям еще достанется немало проблем, которые они должны будут решить…
Вопросов много, непростые, требуют пристального внимания. Поэтому мы на самом высоком уровне прорабатываем их. Совсем недавно мы обсуждали проекты законов о ВНС и об избирательном процессе и праве. Сегодня о Совете Министров и других нормативных правовых актах.
За прошедшие годы наше Правительство приобрело колоссальный опыт преодоления кризисных ситуаций. И в пандемию, управление экономикой в этих условиях.
Я без ложной скромности скажу: наши члены Правительства, министры наши могут работать в любом правительстве в любой стране. И они будут лидерами в этом плане.Потому что, как в народе говорят, они уже шишки набили настолько, что могут управлять любыми процессами. Это колоссальный опыт.
И все эти наработки нынешние, успешно сформированную практику обязательно нужно закрепить в законе. Я также требую еще большей инициативности и самостоятельности Совета Министров. Даже порой смелости в принятии решений.
Убрать из цен лишний «жирок»
В качестве иллюстрации к такому смелому стилю работы Глава государства обратился к теме контроля за ценообразованием, о чем он говорил днем раньше в беседе с журналистами:— Я вчера тоже подчеркнул. Опять же, несколько экспромтом. Чтобы меня правильно поняли. Вот Правительство — это редко бывает, когда оно может, выполняя поручение Президента, забежать намного вперед. Я вчера на примере регулирования цен приводил пример, когда цены просто были откручены на 30 — 40 процентов назад, а может быть и больше, по некоторым группам товаров. И приводил пример — «Керамин». Примерно на 30 процентов по отдельной плитке сократили стоимость. Люди встали в очередь. Люди нарасхват берут эту плитку. И я так подумал, как экономист: ну от объема, от оборота они ж получат еще большую прибыль. Ну стоило собачиться перед народом и поднимать на заоблачную высоту цены? Так это же не только «Керамин» и какая-то плитка. Есть и другие товары. Это говорит о том, что Правительство пошло дальше. Оно более справедливо рубануло в этом плане, и некоторые вынуждены были цены открутить, как у нас в народе говорят, отступить назад.
Я этого не предполагал. Но поддерживаю в этом плане Правительство и специалистов, которые поступили таким образом. Это хорошая демонстрация народу и специалистам, экономистам, что у нас «жирок» был приличный в ценах.Здесь 30 процентов. Но я всегда настаивал — 25 — 30 процентов. Вот давайте на 25 — 30 процентов так это затянем свои пояса и дадим народу вздохнуть — совсем другая будет ситуация. Вот это будет справедливость.
Поэтому, если меня кто-то услышал, что я не настаивал на откручивании цен, и это не надо делать, «мы завтра добавим» — это будет катастрофа, потому что нарушит уже ту систему, которая постановлением Правительства выработана. Это делать нельзя. Это хороший был шаг Правительства в нужном направлении. И это я поддерживаю абсолютно. Вот мы устаканились, сейчас дошлифовываем на предприятиях торговли и в производстве все эти процессы в плане ценообразования. И спокойно можем вступать в новый год и жить, ориентируясь на то, что мы планируем там порядка 8 процентов иметь инфляции в течение будущего года. Но не 19 процентов, как мы планировали в этом году.
Это, опять же, между прочим говоря. Но очень важно в плане деятельности Правительства. Хороший пример.
Понятные правила
Президент вернулся к главному вопросу встречи, обозначив основные подходы к законопроектам:— Чтобы все хорошо функционировало, в нашем проекте должны быть заложены соответствующие механизмы. Это зона ответственности Аппарата Совета Министров. Работая над проектом, нужно помнить, что и структура Правительства также не должна оставаться застывшей. Я об этом уже говорил в августе.
Второй вопрос сегодняшней повестки — корректировка Закона «О нормативных правовых актах». На основе данного документа формируется единое правовое пространство нашей страны. В нем должны получить развитие конституционные нормы. Но с учетом складывающейся обстановки! Еще раз это подчеркиваю.
В действующем законе все детально прописано, кто и какие документы вправе принимать, их юридическая сила.
Александр Лукашенко уточнил у заместителя Главы Администрации Президента Ольги Чуприс, идет ли в данном случае речь все же о проекте закона, а не о действующем законе.
Она ответила, что и в действующем законе все прописано, а законопроектом все приводится в соответствие с Конституцией.
Глава государства продолжил:
— С появлением в Конституции нового органа — ВНС, как я уже говорил, — надо определить его место в системе правовых актов. Эти документы по значимости, правильно здесь подчеркиваете вы, сравнимы с решениями съезда компартии в свое время.Тоже наш опыт. Закон должен содержать ответы на все вопросы по нормотворчеству: начиная от процедур подготовки и заканчивая четким изложением норм.
Мое требование — все должно быть прописано нормальным языком, просто и понятно!
Администрация Президента, как никто другой, знает мои установки. Необходимо, чтобы по таким же требованиям оперативно и качественно готовились акты не только Президента, но и других органов. Здесь нужно подключать Министерство юстиции и вместе — чтобы мышь не проскочила, как говорят юристы. Чтобы запятые и точки были расставлены там, где надо.
Об основных новациях законопроекта о Совете Министров на совещании доложил руководитель Аппарата Правительства Константин Бурак. Если коротко, то главный исполнительный орган власти за счет перераспределения полномочий получает дополнительные возможности действовать более инициативно и самостоятельно. Вместе с тем законопроект предусматривает положение о назначении Президентом Премьер-министра с предварительного согласия Палаты представителей. Ранее такое согласование проводилось по факту назначения. Кроме того, исключаются полномочия Премьер-министра по исполнению обязанностей Президента в случае вакансии этой должности.
«Личности здесь ни при чем»
— Эта функция по Конституции возложена на председателя Совета Республики, — подчеркнул Константин Бурак.— Это было мое предложение — включить в Конституцию эту норму, — уточнил Александр Лукашенко.
Он напомнил, что согласно прежней редакции Основного Закона в случае ухода от власти действующего Президента его обязанности возлагались на Премьер-министра:
— Это, наверное, не совсем правильно. Все-таки система сдержек-противовесов. Должны быть противовесы. Вот представьте, Премьер-министр в случае ухода Президента проводит президентские выборы (он должен организовать как исполняющий обязанности Президента). Бюджет, экономика, финансы и прочее оказываются в одних руках. Так? Так. Результат почти предопределен при любой демократии. В Америке (оплот демократии) сегодня выборы в конгресс. Видите, как они переживают за фальсификации. Поэтому было принято решение, что в такой ситуации исполнять обязанности будет председатель Совета Республики. Премьер-министр остается управлять экономикой…
Поэтому абсолютно демократичный шаг. Личности здесь ни при чем. Должно быть честно. То, что организует выборы председатель Совета Республики, — более демократично.Если это будет честно, особенно при выборах главного лица, тогда и люди будут понимать это. Потому что на этом (вы видите) раскручиваются все протесты, санкции, мятежи и прочее. Я исходил из этого, о личностях абсолютно не задумывался.
«Подлежит исполнению всеми»
Законопроект о Совете Министров также регламентирует вопросы взаимодействия Правительства и Всебелорусского народного собрания, сообщил Константин Бурак.— Это очень важно, — отреагировал Александр Лукашенко. — Появляется новый орган в структуре (власти. — Прим. ред.), его надо вмонтировать в эту систему. Ясно, когда ты, новый человек, становишься в строй, ты плечом левым, правым кого-то задеваешь.
Поэтому надо сделать так, чтобы ВНС вмонтировалось в эту систему, никого не задевая ни левым, ни правым плечом.— Именно для этого через все статьи, где это необходимо, проходит положение о второй по значимости после Конституции юридической силе решений Собрания, — добавил докладчик.
Однако Александр Лукашенко и здесь счел нужным вмешаться, задавая тон дискуссии:
— Решения ВНС не должны быть ни первыми, ни вторыми. Они должны быть уникальными и приниматься по исключительно немногим вопросам.
ВНС должно принимать одно-два решения, грубо говоря. Но оно подлежит исполнению всеми. Принято решение Всебелорусским народным собранием — и все выстроились. Это имелось в виду.Ни в коем случае не влазить в компетенцию Президента и других органов власти. Но и другие органы власти в случае принятия уникальных этих решений выстраиваются в затылок и действуют. Это обязательно к исполнению. Я вот за это переживаю, чтобы именно это по духу и по закону было прописано.
Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс отметила, что именно такой смысл заложен в законопроекте о нормативных правовых актах применительно к решениям ВНС. В иерархии документов по важности они следуют за Конституцией, законами о внесении изменений и дополнений в Конституцию, решениями республиканских референдумов.
— Поскольку решениями ВНС можно отменить любое решение любого органа, кроме судебных, соответственно, в этом их значительная юридическая сила, — подчеркнула Ольга Чуприс.
Тем не менее по итогам дискуссии решили еще раз вернуться к вопросу юридических формулировок, касающихся уникального статуса решений Всебелорусского народного собрания. Важно обеспечить им достойное место в иерархии нормативных правовых актов страны в соответствии с теми требованиями и задачами, которые озвучил Глава государства.
«Мы должны это все утрясти, устаканить»
Александр Лукашенко пояснил, почему он уделяет такое пристальное внимание формированию законодательной базы в развитие обновленной Конституции. По его словам, сейчас нужно юридически завершить процесс совершенствования системы управления страной, сохранив при этом стабильность и не допустив разбалансировки власти:— Мы, сидящие за столом, должны это все утрясти, устаканить. Придут новые люди на это готовое, которое мы должны создать. Это не шутка — управление обществом, государством, социально-экономическими процессами и сохранение суверенитета и независимости в настоящее время. Это не шутка. Только тот, кто не задумывается над этим, очень легко к этому подходит. В этой части главная задача действующего Президента — чтобы мы это все утрясли. Поэтому я уделяю такое внимание нормативным правовым актам в развитие Конституции.
Безусловно, разработчики законопроектов, чиновники могли бы это сделать самостоятельно. Глава государства в качестве примера напомнил о российском опыте внесения поправок в Конституцию, заметив, что Владимир Путин принимал активное участие на этапе обсуждения изменений, а дальше работали соответствующие органы:
— У них своя система, опыта побольше (все-таки центр империи был), специалистов побольше. Мы тут больше внимания обязаны уделять этому процессу.
Моя задача — оставить новому поколению в наследство нормальную систему управления обществом и государством. Вот в чем смысл. Сколько для этого времени нужно действующему Президенту и всем нам? Сколько нужно, столько и будет.Из других важных новаций отметим, что на Совмин возлагаются полномочия по обеспечению исполнения решений ВНС. Актуализируются задачи и функции, а также статус Аппарата Совета Министров как государственного органа, обеспечивающего деятельность Правительства и осуществляющего контроль за реализацией его решений.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Роман Головченко, Премьер-министр Беларуси:
— Разрабатывая этот закон (о Совете Министров. — Прим. ред.), мы исходили из того, что он должен представлять собой устойчивый системный элемент исполнительной власти страны. Закон должен носить универсальный характер. Не делаться под какого-то человека, а обеспечивать работоспособность вне зависимости от того, кто будет возглавлять Правительство, кто будет заместителями Премьер-министра и так далее. С учетом того что Президент поддержал изложенные подходы, эта задача решена.
Четко прописано, в каких сферах взаимодействуют исполнительная власть и ВНС. Например, Премьер-министр ежегодно отчитывается перед ВНС о реализации программы социально-экономического развития страны. Соответственно, получает заключение на свою работу либо какие-то корректировки, что надо изменить.
Мы прописали универсальные полномочия Совета Министров и полномочия в конкретных сферах. Руки у Правительства не связаны, это абсолютно точно. Более того, уже с конца 2020 года Совет Министров может принимать нормативно-правовые акты, в сфере которых осуществляет регулирование. Если раньше, например, Правительство могло принимать только те решения, компетенция на принятие которых прямо прописана, допустим, в указах Президента или в законах, то сейчас по всем вопросам, которые входят в его компетенцию, мы можем самостоятельно принимать эти решения и таким образом реализовывать государственно-властные полномочия.
Константин Бурак, руководитель Аппарата Совета Министров:
— Основная задача, которую ставит Глава государства, — не нарушить сложившийся баланс при законотворчестве. Каждый закон, принимаемый в развитие новой редакции Конституции, должен работать на укрепление системы, на ее упрощение. Ярким примером является корректировка действующего уже 14 лет закона о Совете Министров. Никаких кардинальных изменений не предусматривается. Это эволюционные изменения. Они направлены на приведение этого нормативного акта в соответствие с обновленным Основным Законом, на упрощение, облегчение восприятия закона и, таким образом, на повышение управляемости системы государственной власти.
В законопроекте учтены все внесенные изменения в Конституцию, в том числе касательно взаимодействия Правительства и Всебелорусского народного собрания. Все принципы, которые заложила Конституция, имплементированы в данный законопроект. При совершенствовании действующего закона о Совете Министров мы выделили общую компетенцию Правительства и предельно конкретизировали статьи, которые касаются отдельных отраслей и полномочий Совета Министров в этих отраслях.
Вадим Ипатов, директор Национального центра законодательства и правовых исследований:
— Президент всегда уделял и уделяет пристальное внимание правовой системе нашего государства. Закон «О нормативных правовых актах» — это своеобразная конституция в сфере нормотворчества, и, конечно же, с принятием обновленной Конституции необходимо тщательно проработать действующий закон о нормативно-правовых актах и обеспечить его соответствие Основному Закону.
Такой документ, который четко прописывает все стадии законотворческого процесса, начиная от инициативы разработки проекта нормативного правового акта и заканчивая его принятием и контролем за его исполнением, есть не у всех на постсоветском пространстве. Поэтому здесь нужно иметь в виду, что все эти ситуации уникальны. Уникальна разработка проекта закона «О Всебелорусском народном собрании», уникален проект изменений в Закон «О нормативных правовых актах»… Мы чувствуем особую ответственность. Закон не должен писаться на год-два. Закон должен концептуально работать правильно, соответствовать общественным отношениям, которые сложились, и действовать долгое время.
kryat@sb.by
konon@sb.by
Фото БЕЛТА