Узнали мнения об изменениях в системе образования по итогам двух ЦЭ
27.05.2023 11:27:00
Предложения по совершенствованию системы школьной аттестации и вступительной кампании накануне, без преувеличения, обсуждали всей страной. Дискуссионные площадки, круглые столы, горячие телефоны — каждый имел возможность высказаться. За плечами уже два централизованных экзамена. Это первый шаг к трансформации белорусского образования — шаг уверенный и обдуманный. Бонусов у новой системы не перечесть, большинство из них — с дальним прицелом на подготовку профессиональных кадров для страны. Мы попросили участников процесса поделиться мнением о новом формате.
— Предложенная система позволяет повысить объективность оценки знаний, полученных школьниками, при этом сократить нагрузку на выпускника. Сдача ЦЭ для школьников не является сейчас чем-то необычным и неизвестным, так как этому предшествует год подготовки и прохождение репетиционных экзаменов, а задания соответствуют школьной программе. Также это позволяет обеспечить более осознанный выбор профиля, по которому выпускник продолжит свое обучение.
Андрей Король, ректор Белорусского государственного университета:
— Меняется мир, а вместе с ним и подходы к образованию современных специалистов. Классическая форма ЦТ показала неплохие результаты за время своего существования, однако всеобъемлющая суть ЦТ устаревает и не отвечает реалиям современности. Мы должны учить школьников пониманию, общению, компетентности, умению задавать вопросы, создавать свой продукт, а не брать готовую информацию, давать ответы на тестовые задания. В связи с этим ЦЭ — важный шаг в данном направлении. В нем наряду с формализованной, статичной частью, где проверяются знания, есть вторая часть. Ее структура заданий стимулирует выпускника не угадывать ответ, а продемонстрировать свои аналитические и прогностические способности.
— На ЦЭ вместе с детьми были сопровождающие педагоги. Именно они курировали все организационные моменты. Посыл такой: ученик должен минимально волноваться по вопросам, которые не касаются учебного процесса. Поэтому экзаменационные дни сопровождающих были расписаны буквально по минутам. В 8:30 преподаватели были на рабочем месте, а в 9:00 уже начали проверять паспорта.
— Новая экзаменационная форма упрощает жизнь выпускникам и абитуриентам. Снижается нагрузка: совмещенная форма экзаменов — это не только аттестация школьников, но уже и конкурс на поступление в вуз. Шкала переводов баллов в оценку очень демократичная: по некоторым предметам «десятка» начинается с 70 баллов. Надеюсь, ее и получу.
Иван Чечиков, ученик 11‑го класса средней школы № 2 Ганцевичей:
— В экзаменационных вопросах я не увидел ничего такого, что мы не проходили в школе. ЦЭ по английскому языку показался чуть сложнее белорусского, особенно в части «Б», где я не смог выполнить пару заданий. И тут скорее моя вина — где-то недоработал или подзабыл.
— Как только стало известно, что нынешним выпускникам придется сдавать централизованные экзамены, забеспокоились. Но теперь, когда эти испытания позади, могу с уверенностью сказать: то, что совместили выпускную и вступительную кампании, — верное решение. По отзывам дочери, на самом ЦЭ все было вполне комфортно, задания совпадали с тем, что они проходили по школьной программе, чувствовала себя спокойно. Правда, второй экзамен — математика — оказался для нее чуть сложнее. Кстати, мы уже в полной мере оценили еще одно важное преимущество новой системы: на протяжении почти месяца дочка может не тратить свои силы на другие предметы, а готовиться к централизованному тестированию.
— В день проведения централизованного экзамена в Гродненской области работало шесть выездных рабочих групп, был обеспечен 100‑процентный охват 21 пункта проведения ЦЭ, представители учреждений образования контролировали ситуацию во всех экзаменационных аудиториях. В ходе проведения нарушений не было. Все возникающие нестандартные ситуации разрешались в рабочем порядке в интересах учащихся. Например, в поле зрения контролеров попал ребенок со сломанной ногой, которому необходимо было проходить экзамен в многоуровневом лекционном зале. Было принято решение провести отдельную жеребьевку для определения экзаменационного места на одном из рядов нижнего яруса аудитории, чтобы создать для выпускника удобные и комфортные условия. Был ребенок, который забыл паспорт, но до начала проведения ЦЭ родители привезли документ, и ребенок был допущен. Особое внимание уделялось ребятам с ограниченными физическими возможностями: аудитории, в которых они сдавали экзамен, должны были находиться на первом этаже.
— В целом два централизованных экзамена в Витебской области прошли спокойно, в штатном режиме. Не было случаев, чтобы кто-то из ребят не пришел на экзамен по неуважительным причинам. Учеников сельских школ в пункты проведения ЦЭ доставили школьными автобусами. Графики подвоза, другие нюансы отрегулировали заранее, еще во время репетиционного экзамена в январе. Вместе с тем с ЦЭ 21 мая пришлось удалить двоих школьников: за использование шпаргалки, а также за пронесенный мобильный телефон. Возможность пересдачи будет предоставлена им в августе.
Централизованный экзамен — новый, независимый, перспективный формат аттестации, подходы к которому обсуждались долго и кропотливо. Считаю, ЦЭ уменьшает нагрузку на детей, поскольку его результаты засчитают и как итоговую аттестацию в школе, и в ходе приемной кампании в вузы. Также в числе плюсов независимый контроль объективности оценки знаний, более высокая мотивация учащихся, комфортные условия сдачи, единая форма подготовки к ЦТ И ЦЭ.
Подготовили корреспонденты редакции.
Эксперты: объективность оценки знаний, усиление профориентационного аспекта
Вадим Богуш, председатель Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования, ректор БГУИР:— Предложенная система позволяет повысить объективность оценки знаний, полученных школьниками, при этом сократить нагрузку на выпускника. Сдача ЦЭ для школьников не является сейчас чем-то необычным и неизвестным, так как этому предшествует год подготовки и прохождение репетиционных экзаменов, а задания соответствуют школьной программе. Также это позволяет обеспечить более осознанный выбор профиля, по которому выпускник продолжит свое обучение.
Андрей Король, ректор Белорусского государственного университета:
— Меняется мир, а вместе с ним и подходы к образованию современных специалистов. Классическая форма ЦТ показала неплохие результаты за время своего существования, однако всеобъемлющая суть ЦТ устаревает и не отвечает реалиям современности. Мы должны учить школьников пониманию, общению, компетентности, умению задавать вопросы, создавать свой продукт, а не брать готовую информацию, давать ответы на тестовые задания. В связи с этим ЦЭ — важный шаг в данном направлении. В нем наряду с формализованной, статичной частью, где проверяются знания, есть вторая часть. Ее структура заданий стимулирует выпускника не угадывать ответ, а продемонстрировать свои аналитические и прогностические способности.
В целом в правилах нынешней приемной кампании заложен очень важный и своевременный эволюционный компонент. Сделан важный содержательный шаг вперед по переходу от натаскивания на правильные ответы к развитию ключевых компетенций XXI века, а именно креативность и умение работать в команде, улаживать конфликты.Приветствую усиление профориентационного аспекта при приеме в вузы и расширение возможностей по зачислению по-настоящему мотивированных ребят. Без экзаменов будем принимать наших лицеистов, на ряд специальностей выпускников Национального детского технопарка, победителей областного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам. Раньше такой возможности у тех же лицеистов БГУ не было и они шли на общих условиях. Это поможет сохранить у данной категории абитуриентов непрерывность обучения, а другим ребятам — найти себя и реализоваться.
Сопровождающий педагог: никаких репетиторов — учитель готовит и к поступлению в вуз
Елена Сычева, заместитель директора по учебно-методической работе гимназии № 51 Гомеля:— На ЦЭ вместе с детьми были сопровождающие педагоги. Именно они курировали все организационные моменты. Посыл такой: ученик должен минимально волноваться по вопросам, которые не касаются учебного процесса. Поэтому экзаменационные дни сопровождающих были расписаны буквально по минутам. В 8:30 преподаватели были на рабочем месте, а в 9:00 уже начали проверять паспорта.
Новая форма экзамена повышает ответственность не только ученика, но и учителя. Каждый педагог теперь тоже держит экзамен — как его ученики справились с испытанием.Никакие дополнительные занятия с репетиторами не нужны — учитель готовит и к поступлению в вуз. На третьей ступени у нас профильное обучение, поэтому в 10 — 11‑х классах мы на повышенном уровне даем знания по трем предметам, которые молодой человек планирует сдавать во время ЦЭ и ЦТ. Если школьник не пропускает занятия и мотивирован на поступление, то школьной подготовки ему хватит.
Учащиеся: уровень стресса снижен, тесты — по школьной программе
Илья Богомазов, выпускник Могилевского областного лицея № 1:— Новая экзаменационная форма упрощает жизнь выпускникам и абитуриентам. Снижается нагрузка: совмещенная форма экзаменов — это не только аттестация школьников, но уже и конкурс на поступление в вуз. Шкала переводов баллов в оценку очень демократичная: по некоторым предметам «десятка» начинается с 70 баллов. Надеюсь, ее и получу.
Иван Чечиков, ученик 11‑го класса средней школы № 2 Ганцевичей:
— В экзаменационных вопросах я не увидел ничего такого, что мы не проходили в школе. ЦЭ по английскому языку показался чуть сложнее белорусского, особенно в части «Б», где я не смог выполнить пару заданий. И тут скорее моя вина — где-то недоработал или подзабыл.
Уверен, если проявлять усердие, большинство заданий по ЦЭ вполне по силам не только отличникам, но и нам, крепким хорошистам из небольших школ.
Родитель: больше времени на подготовку к поступлению
Оксана Малышко, мама выпускницы гимназии Ганцевичей, Брестская область:— Как только стало известно, что нынешним выпускникам придется сдавать централизованные экзамены, забеспокоились. Но теперь, когда эти испытания позади, могу с уверенностью сказать: то, что совместили выпускную и вступительную кампании, — верное решение. По отзывам дочери, на самом ЦЭ все было вполне комфортно, задания совпадали с тем, что они проходили по школьной программе, чувствовала себя спокойно. Правда, второй экзамен — математика — оказался для нее чуть сложнее. Кстати, мы уже в полной мере оценили еще одно важное преимущество новой системы: на протяжении почти месяца дочка может не тратить свои силы на другие предметы, а готовиться к централизованному тестированию.
Проверяющий: контроль во всех аудиториях
Анна Усатюк, ведущий государственный инспектор Комитета государственного контроля Гродненской области:— В день проведения централизованного экзамена в Гродненской области работало шесть выездных рабочих групп, был обеспечен 100‑процентный охват 21 пункта проведения ЦЭ, представители учреждений образования контролировали ситуацию во всех экзаменационных аудиториях. В ходе проведения нарушений не было. Все возникающие нестандартные ситуации разрешались в рабочем порядке в интересах учащихся. Например, в поле зрения контролеров попал ребенок со сломанной ногой, которому необходимо было проходить экзамен в многоуровневом лекционном зале. Было принято решение провести отдельную жеребьевку для определения экзаменационного места на одном из рядов нижнего яруса аудитории, чтобы создать для выпускника удобные и комфортные условия. Был ребенок, который забыл паспорт, но до начала проведения ЦЭ родители привезли документ, и ребенок был допущен. Особое внимание уделялось ребятам с ограниченными физическими возможностями: аудитории, в которых они сдавали экзамен, должны были находиться на первом этаже.
Практикующий специалист: объективный и перспективный формат аттестации
Дмитрий Хома, начальник главного управления по образованию Витебского облисполкома:— В целом два централизованных экзамена в Витебской области прошли спокойно, в штатном режиме. Не было случаев, чтобы кто-то из ребят не пришел на экзамен по неуважительным причинам. Учеников сельских школ в пункты проведения ЦЭ доставили школьными автобусами. Графики подвоза, другие нюансы отрегулировали заранее, еще во время репетиционного экзамена в январе. Вместе с тем с ЦЭ 21 мая пришлось удалить двоих школьников: за использование шпаргалки, а также за пронесенный мобильный телефон. Возможность пересдачи будет предоставлена им в августе.
Централизованный экзамен — новый, независимый, перспективный формат аттестации, подходы к которому обсуждались долго и кропотливо. Считаю, ЦЭ уменьшает нагрузку на детей, поскольку его результаты засчитают и как итоговую аттестацию в школе, и в ходе приемной кампании в вузы. Также в числе плюсов независимый контроль объективности оценки знаний, более высокая мотивация учащихся, комфортные условия сдачи, единая форма подготовки к ЦТ И ЦЭ.
Подготовили корреспонденты редакции.