Евгений Пустовой: «Белорусы — цивилизация хлеба, все наши истоки — в поле»
17.08.2023 09:10:00
Ирина ОВСЕПЬЯН
Нашего сегодняшнего героя телезрителям дополнительно представлять не нужно: журналист президентского пула, один из самых любимых ведущих телеканала СТВ Евгений Пустовой известен не только профессионализмом, но и честностью, с которой отстаивает интересы Беларуси и свою гражданскую позицию. Европа оценила его, внеся в санкционные списки, а белорусская молодежь — в свой личный топ просмотров. Потому что именно молодежным проектом тележурналист занят сейчас: ток‑шоу «Да! Но» ориентировано на юную аудиторию — ту самую, которую привыкли бросать на баррикады рекрутеры «цветных революций». И хотя наш собеседник никогда не хвастается успехами, мы‑то знаем: кому‑кому, а Евгению Пустовому доверить воспитание своих детей можно безо всякой опаски. Его уважают, его слушают, ему верят.
— Женя, расскажи о проекте «Да! Но», как он появился?
— Идея принадлежит генеральному директору телеканала СТВ Александру Осенко, который предложил нам с Гришей Азарёнком вести новое молодежное ток‑шоу. Конечно, мы не отказались! Это совместный проект с Молодежным парламентом Беларуси, потому наши эксперты в студии и гости на трибунах — именно молодые люди. Обсуждение идет с их позиций. То есть все сделано так, чтобы ребятам было интересно и участвовать, задавать свои вопросы, и смотреть.
Конечно, моей основной деятельностью остается работа в президентском пуле. А проект «Да! Но» — это своеобразный отдых, он даже записывается по субботам. Плюс я не классический модератор дискуссии, который предоставляет слово тому и этому спикеру, не выражая собственной позиции: если есть тема, которая меня цепляет, я высказываюсь по существу. Но это не значит, разумеется, что закрываю рот другим. Ты приводишь свои доводы, кто‑то их подхватывает, кто‑то дискутирует — получается очень интересно.
Кто‑то скажет, мол, Пустовой измельчал, с молодежью работает — я с будущим работаю! Это самое важное дело, тем более что «контрнаступ» на белорусскую ментальность теперь будет идти постоянно.Европейцы уже поняли: славян им оружием не победить никогда, они просто не умеют так хорошо воевать, как мы. А коли нас силой не взять, остается взламывать культурные коды. Тем важнее вопросы воспитания. И я рад, что уже и взрослые солидные люди пишут и спрашивают, как к нам на ток‑шоу попасть. Но концепция такова, что у нас в программе участвует только молодежь. Для взрослых много других ток‑шоу! Самое важное, что молодым людям наша программа «заходит».
— Сколько лет ты уже в президентском пуле? Это ведь элита журналистского сообщества…
— С 2009 года. Журналисты пула — это трудяги, а Президент с тех, кто находится рядом, спросит гораздо серьезнее, о чем неоднократно говорил. Так что элита встает на рассвете, а заканчивает работу, когда сюжет выходит в эфир, то есть не раньше восьми вечера. Потому, кстати, я очень уважительно отношусь к людям, которые составляют верхушку государственного управления. Мы просто рассказываем о том, что они делают, — а они это делают!
Люди отдают себя стране, служению, чтобы мы могли жить, развлекаться, играть с детьми и спокойно дышать в то время, когда весь мир трясет. Я считаю, госслужащие и люди в погонах — это и есть настоящая шляхта (для тех, кто любит это слово).— Сейчас от твоих слов где‑то в Литве корчит беглых «змагаров»…
— А вот от этого слова надо уходить, на мой взгляд. С кем и чем они «змагаюцца»? С послеобеденным сном? С бутылкой? С пониманием писанины в телеграм‑каналах? Давайте четко определимся: это либо заблудшие, те, кто понял свою ошибку, либо предатели. История коллаборационизма в Беларуси, к сожалению, тоже есть — и они ее продолжают. Ведь сейчас дан реальный шанс всем вернуться в страну, комиссия по возвращению работает. Любишь ты Мицкевича и Пане Коханку — возвращайся, но не воюй против своей страны и против ее будущего. Даже Президент заявил, будучи на моей малой родине, посещая агрогородок Беловежский, что никто с мнением сражаться не будет.
— Ты за то, чтобы дать шанс раскаявшимся?
— Мне жалко всех, кто не предатель и не завербован западными спецслужбами. Пусть возвращаются домой.
— Ты постоянно навещаешь свою малую родину, расскажи о ней.
— Недавно ехал домой, перечитывал поэму «Новая зямля» Якуба Коласа — как будто про меня, про мое место силы написано: «Каля пасады леснiковай / Цягнуўся гожаю падковай / Стары, высокi лес цянiсты...» Дом мой родной действительно в объятиях Беловежской пущи, я его люблю и благоустраиваю. Беловежская пуща — то место, где мои корни, где набирал силу мамин род. Можно много рассказывать на ТВ, как нужно любить малую родину, но надо начинать с себя. Сделай конфетку из собственного дома — покажи, какой вся Беларусь должна быть! Правда, если когда‑то не хватало денег, то теперь чаще не хватает времени. Потому еще больше ценишь те мгновения, когда бываешь там. Вот приехал ненадолго, маму обнял, вдохнул воздух родной земли — и опять назад, работать. А подпитку уже получил, очистился, как на исповедь сходил. Любая секунда там дает столько кислорода — не только для легких, для души.
— То есть внутри ты по‑прежнему простой сельский парень?
— Да, и для меня «сельский парень», «колхозник» — это точно не обзывательства. Это название еще надо заслужить. Кто такие колхозники — люди, которые кормятся своими руками и трудом! Не мыльные пузыри. Они пуповиной связаны с родной землей, а в нее что вложил, то и получил. Белорусы — цивилизация хлеба, все наши истоки в поле.
Дом в деревне — радость, а не обязанность. В этом наша главная сила в мире глобализации! Деревня — это целый космос.А потом приезжаешь в Минск, идешь в Купаловский театр — и там со сцены те же нарративы, которые мы восприняли от наших бабушек и дедушек: не обижать близких, с уважением относиться к куску хлеба, к своей земле и роду. Вот что значит быть белорусом.
— Ты и русским, и белорусским языками владеешь великолепно…
— Конечно, в этом развитие для каждого человека. Чем больше языков ты знаешь, тем ты умнее. Наши люди поймут и русский, и белорусский, да еще и украинский. Мы вобрали черты русского мира, а Русь — это не только Москва. Русь — это и Минск, и Брест, и Любань. Притом мы настолько многообразны и уникальны, что наша земля смогла вместить и Пушкина, и Мицкевича, которые, к слову, друзьями были. В этом и заключается белорусскость! А не в противопоставлении нас России. Когда нашу культуру начинают использовать люди, которые предали свой род и плюнули в лица своим дедам‑фронтовикам, — это недопустимо. И когда говорят «белорусскость равно оппозиционность» — это большая ошибка, допущенная еще в 1990‑е годы.
— Именно тогда оппозиция и приватизировала национальный дискурс…
— Прихватизировала! Нечистоплотные люди украли у народа «мову». Это недопустимо. Надо знать оба языка, чтобы не повторять старых ошибок. «Змагары» вообще много чего себе присвоили, и что дальше? Мы не можем оставить целые пласты истории какими‑то «змагарскими», с негативным уклоном. Тем более что эти люди перекручивают исторические факты, чтобы Беларусь отдать под Польшу. Но тем, кто действительно помнит историю и Великого Княжества Литовского, и Речи Посполитой, не нужно объяснять, что не на Западе наше счастье, а только в соединении с братьями‑славянами.
— Потому надо знать и нашу литературу — от Максима Горецкого до Алеся Адамовича, ведь многие дилеммы в ней уже решены...
— Именно! Литература — это война за сердца, потому ее так и рвутся политизировать нечистоплотные люди. История помогает в уме запечатлеть цифры, факты, тенденции, а литература борется за людские души.
Что в 1941‑м, что в 2020‑м наши враги проиграли в том, что душу белорусскую загубить не сумели.Эмоции раскачать у кого‑то — да, а вот в душу не влезли, не смогли. А сейчас нас сломить уже не получится. Я вижу это, потому что работаю с молодежью, езжу, общаюсь, знаю, что думает молодое поколение. Пусть не все до единого, но тот локомотив, который будет двигать страну вперед в ближайшие десятилетия. А это и Молодежный парламент, и общественные объединения, и БРСМ, которому часто доставалось на орехи. Но БРСМ после 2020‑го — это уже совершенно другая организация. Молодые люди, которым сегодня 20 — 25 лет, — реальные патриоты, иным идеологам стоило бы у них поучиться. Чем хороша молодежь — тем, что она открытая и правдивая. Нет у нее налета показушности. Эти ребята понимают, что такое Беларусь и куда ей надо двигаться.
ovsepyan@sb.by