Реконструкторы создают бронепоезд времен Велико Отечественной
03.05.2018 23:00:15
Алина КАСЕЛЬ
Реставраторы Александр Микалуцкий, Владимир Якушев и его двое сыновей – Максим и Алексей вот уже 20 лет находят, достают из болот, рек, озер и песков технику военных лет и восстанавливают ее. Корреспондент «Рэспублікі» заглянула к ним в мастерскую, чтобы увидеть, над чем они работают сейчас.
Цел и почти невредим
Реконструкторы «Линии Сталина» сделали уже с десяток единиц ходовой техники, еще больше – для экспозиций. Мы вдалеке от самого главного входа комплекса: вокруг гаражи да ангары, железо, которое еще не превратилось в настоящую технику. Тут кипит настоящая работа.
Алексей и Максим ЯКУШЕВЫ занимаются сварочными работами: «А вообще мы мастера на все руки в плане техники— старшие научили»
А началось все с того, что Александр и Владимир когда-то просто любили работать с машинами. Первый до службы в Военно-морском флоте был автослесарем, второй – инженером-механиком. Любовь к истории, признаются, и привела к участию в поисках и восстановлении «утраченного». И, конечно, куда без удачи. Если бы не когда-то найденный целый танк, который и вдохновил на дальнейшие поиски, говорят, возможно, жизнь шла бы иначе. Как это было? В 1998 году Владимир Якушев участвовал в поисках утонувшего в болоте танка БТ-7 неподалеку от деревни Шебеки Оршанского района. Зимой из холодной воды на буксировочных тросах машину доставали 58 суток! Оказалось, что этот танк 1935 года выпуска. Командирский. Он был фактически цел, даже бензин в баках остался.
Что только эта четверка не находила: и бронекорпус самолета Ил-2 в болоте, и бронекатер военной флотилии БК-205, который доставали из грунта, где он был на глубине 4 метров. Бывали случаи, когда сами ездили к людям, которые звонили и говорили: «У меня во дворе молния бьет в одно место. Что-то там лежит». Таким образом нашли в огороде пушку Грабина – ЗиС-3.
Слева направо: Максим, Алексей, Владимир ЯКУШЕВЫ и Александр МИКАЛУЦКИЙ
Восстановленная этими реставраторами техника находится в различных музеях: в Гомеле, Минске, их родном городе Шклове и даже в российских Елабуге и Тольятти. Заказывала у них танк и компания Wargaming. Для них сделали ходовой советский танк МС-1 с нуля. На вопрос: «А сколько стоит сделать танк?» — реставраторы смеются: секрет.
Внимание, поезд скоро отправляется!
Выходим из ангара, где пахнет маслом, пылью, на улицу, чтобы посмотреть, над чем работают сейчас. Месяц назад мастера взялись за создание бронепоезда. Белорусская железная дорога в этом деле выступила основным помощником: предоставила платформу, проложила рельсы и, конечно, доставила из-под Бреста поезд 1942 года выпуска. Готовятся тут возвести и самый настоящий мост через небольшое озеро. В данный момент идет подготовка к забиванию свай. К слову, один пролет моста весит 39 тонн!
— Если погода позволяет, работаем над поездом. Все-таки он находится под открытым небом. Вот уже сделали остов – каркас, на который закрепили листы металла. Сварочными работами занимается Максим, — проводит экскурсию Александр Микалуцкий. – Вчера 50 метров сварил. Причем все делаем так, как выглядело тогда, когда выпускали такие бронепоезда. Все это на самом деле непросто. Самое тяжелое — работа над мелкими элементами, чтобы броня у поезда выглядела – ух! – как броня.
Создают такой бронепоезд по аналогам его сородичей – «Козьмы Минина» и «Ильи Муромца», бронепоездов «За Сталина!», «За Родину!». Башни для поезда уже готовы. Они в ангаре. Установят их ближе к концу работ. К слову, планируется, что первый бронепоезд «Линии Сталина» покажут к 3 июля, если, конечно, все успеют – работа-то не из легких.
— Башни сделаны с нуля, они полная копия образца башни Т-34 1941—1942 годов, — снова мы в ангаре, объясняет и показывает Владимир Якушев. – Они будут не только вращаться, но и стрелять газокислородной смесью. Установим 4 пулемета «максим», две зенитки, самодельные реактивные установки типа «катюша». Помимо самой бронеплощадки, будут и хозвагон, кухня и другое.
Кстати, когда будете посещать комплекс, обратите внимание, что на въезде стоит Т-34, который, сделан из запчастей семи танков! Башня в нем образца 1943 года – редкая, штампованная. На ней даже настоящие боевые пробоины есть.
Клад в болоте
Пару лет назад нашли башню с наварной броней от танка КВ. Под нее и весь танк сделали. На праздниках теперь он всегда выступает.
— Еле-еле достали, несколько суток мучались. Вместе с песком тащили из болота. Не ищем мы легких путей, — смеется Александр, и все подхватывают: «Это точно».
В длинной шеренге того, что нашли и вернули к жизни, — Т-44, Т-3, СУ-100, Т-34-76, пушки, башни… Есть и немецкая техника. Например, самоходка StuG III 1943 года – в ней все, кроме двигателя, оригинальное. Всю эту технику не раз снимали в фильмах и клипах: «Днепровский рубеж», «Застава Жилина», «Не игра», «Пес рыжий», «Поп»…
— Ну что, война войной, а обед по расписанию? – смеется компания и приглашает на кашу. Отказываемся, пора и честь знать. У команды есть неделя, чтобы закончить часть работы перед тем, как вновь вернуться домой в Шклов. В «командировки» на «Линию Сталина» приезжают на неделю, а неделю проводят дома – там свое хозяйство, нужен мужской контроль. Владимир Якушев провожает до ворот ангара, и мы проходим мимо мастерской, где лежат как обычные кувалды, так и современные «болгарки», плазморезы и другое сварочное, ремонтное оборудование. Кстати, этим летом начнут первые поиски военной техники с использованием компактного мобильного вертолета.
– Нравится нам все чинить, реставрировать, искать… Руками работать, — делится Владимир на прощание. — Мы друг друга учим. Даже сыновья меня. Великая Отечественная война – наша история. У меня дед в марте 1945-го пропал. Знаю, что такое боль, честь и доблесть. Теперь наша задача — сохранить и оставить технику для праздничных мероприятий, а не для войны.
alinakasel@gmail.com
Цел и почти невредим
Реконструкторы «Линии Сталина» сделали уже с десяток единиц ходовой техники, еще больше – для экспозиций. Мы вдалеке от самого главного входа комплекса: вокруг гаражи да ангары, железо, которое еще не превратилось в настоящую технику. Тут кипит настоящая работа.
Алексей и Максим ЯКУШЕВЫ занимаются сварочными работами: «А вообще мы мастера на все руки в плане техники— старшие научили»
А началось все с того, что Александр и Владимир когда-то просто любили работать с машинами. Первый до службы в Военно-морском флоте был автослесарем, второй – инженером-механиком. Любовь к истории, признаются, и привела к участию в поисках и восстановлении «утраченного». И, конечно, куда без удачи. Если бы не когда-то найденный целый танк, который и вдохновил на дальнейшие поиски, говорят, возможно, жизнь шла бы иначе. Как это было? В 1998 году Владимир Якушев участвовал в поисках утонувшего в болоте танка БТ-7 неподалеку от деревни Шебеки Оршанского района. Зимой из холодной воды на буксировочных тросах машину доставали 58 суток! Оказалось, что этот танк 1935 года выпуска. Командирский. Он был фактически цел, даже бензин в баках остался.
Что только эта четверка не находила: и бронекорпус самолета Ил-2 в болоте, и бронекатер военной флотилии БК-205, который доставали из грунта, где он был на глубине 4 метров. Бывали случаи, когда сами ездили к людям, которые звонили и говорили: «У меня во дворе молния бьет в одно место. Что-то там лежит». Таким образом нашли в огороде пушку Грабина – ЗиС-3.
Слева направо: Максим, Алексей, Владимир ЯКУШЕВЫ и Александр МИКАЛУЦКИЙ
Восстановленная этими реставраторами техника находится в различных музеях: в Гомеле, Минске, их родном городе Шклове и даже в российских Елабуге и Тольятти. Заказывала у них танк и компания Wargaming. Для них сделали ходовой советский танк МС-1 с нуля. На вопрос: «А сколько стоит сделать танк?» — реставраторы смеются: секрет.
Внимание, поезд скоро отправляется!
Выходим из ангара, где пахнет маслом, пылью, на улицу, чтобы посмотреть, над чем работают сейчас. Месяц назад мастера взялись за создание бронепоезда. Белорусская железная дорога в этом деле выступила основным помощником: предоставила платформу, проложила рельсы и, конечно, доставила из-под Бреста поезд 1942 года выпуска. Готовятся тут возвести и самый настоящий мост через небольшое озеро. В данный момент идет подготовка к забиванию свай. К слову, один пролет моста весит 39 тонн!
— Если погода позволяет, работаем над поездом. Все-таки он находится под открытым небом. Вот уже сделали остов – каркас, на который закрепили листы металла. Сварочными работами занимается Максим, — проводит экскурсию Александр Микалуцкий. – Вчера 50 метров сварил. Причем все делаем так, как выглядело тогда, когда выпускали такие бронепоезда. Все это на самом деле непросто. Самое тяжелое — работа над мелкими элементами, чтобы броня у поезда выглядела – ух! – как броня.
Создают такой бронепоезд по аналогам его сородичей – «Козьмы Минина» и «Ильи Муромца», бронепоездов «За Сталина!», «За Родину!». Башни для поезда уже готовы. Они в ангаре. Установят их ближе к концу работ. К слову, планируется, что первый бронепоезд «Линии Сталина» покажут к 3 июля, если, конечно, все успеют – работа-то не из легких.
— Башни сделаны с нуля, они полная копия образца башни Т-34 1941—1942 годов, — снова мы в ангаре, объясняет и показывает Владимир Якушев. – Они будут не только вращаться, но и стрелять газокислородной смесью. Установим 4 пулемета «максим», две зенитки, самодельные реактивные установки типа «катюша». Помимо самой бронеплощадки, будут и хозвагон, кухня и другое.
Кстати, когда будете посещать комплекс, обратите внимание, что на въезде стоит Т-34, который, сделан из запчастей семи танков! Башня в нем образца 1943 года – редкая, штампованная. На ней даже настоящие боевые пробоины есть.
Клад в болоте
Пару лет назад нашли башню с наварной броней от танка КВ. Под нее и весь танк сделали. На праздниках теперь он всегда выступает.
— Еле-еле достали, несколько суток мучались. Вместе с песком тащили из болота. Не ищем мы легких путей, — смеется Александр, и все подхватывают: «Это точно».
В длинной шеренге того, что нашли и вернули к жизни, — Т-44, Т-3, СУ-100, Т-34-76, пушки, башни… Есть и немецкая техника. Например, самоходка StuG III 1943 года – в ней все, кроме двигателя, оригинальное. Всю эту технику не раз снимали в фильмах и клипах: «Днепровский рубеж», «Застава Жилина», «Не игра», «Пес рыжий», «Поп»…
— Ну что, война войной, а обед по расписанию? – смеется компания и приглашает на кашу. Отказываемся, пора и честь знать. У команды есть неделя, чтобы закончить часть работы перед тем, как вновь вернуться домой в Шклов. В «командировки» на «Линию Сталина» приезжают на неделю, а неделю проводят дома – там свое хозяйство, нужен мужской контроль. Владимир Якушев провожает до ворот ангара, и мы проходим мимо мастерской, где лежат как обычные кувалды, так и современные «болгарки», плазморезы и другое сварочное, ремонтное оборудование. Кстати, этим летом начнут первые поиски военной техники с использованием компактного мобильного вертолета.
– Нравится нам все чинить, реставрировать, искать… Руками работать, — делится Владимир на прощание. — Мы друг друга учим. Даже сыновья меня. Великая Отечественная война – наша история. У меня дед в марте 1945-го пропал. Знаю, что такое боль, честь и доблесть. Теперь наша задача — сохранить и оставить технику для праздничных мероприятий, а не для войны.
alinakasel@gmail.com