Читать ветер, ходить галсом — наш корреспондент постигала основы яхтинга
03.08.2024 13:04:00
Виолетта ДРАЛЮК
Вид парусников на озерах Беларуси уже давно не удивляет. Кипенно‑белые яхты, рассекающие гладь родных акваторий, становятся такими же атрибутами лета, как привычные байдарки. Напросились к опытным гомельским яхтсменам, чтобы узнать, каково это — читать ветер, вязать морские узлы и ходить под парусом.
При чем тут закон Бернулли
Яхты на Обкомовском озере в Гомеле, устремленные мачтами в небо, как магнит. Увидишь — не останешься равнодушным. Именно здесь находится тренировочная база секции парусного спорта СДЮШОР «Омега» Федерации профсоюзов. Великая удача, что моими проводниками в спорт стали детские тренеры, умеющие рассказывать просто о сложном.
Впрочем, с простотой таки возникла напряженка. Это издалека парусники кажутся «белыми и пушистыми», легкими в управлении и приходящими в движение благодаря некоей волшебной силе. Что в реале? Тренер‑преподаватель Иван Короткевич с ходу погружает в правду жизни:
— Обуздание природной стихии — вот что значит парусный спорт. Здесь идет взаимодействие с водой, ветром... Обучаешься сложному, но одновременно очень интересному делу. Лодка движется по воде не с помощью физической силы человека, а вездесущего ветра. Сама по себе против ветра она не идет. Задача яхтсмена почувствовать этот самый ветер, поставить парус под правильным углом и управлять им так, чтобы он наполнился. Вспоминаем физику, закон Бернулли. Если по‑простому: когда скорость увеличивается, давление падает, а когда замедляется, давление растет…
Под нужным углом
Свежий ветер, брызги в лицо, белый парус — все это я ожидала. Но не физику! Осторожненько спрашиваю, чтобы меня не отправили с базы несолоно хлебавши:
— А можно без Бернулли? Уже на практике буду осваивать.
— Значит так, до практики знакомимся с правилами безопасности, устройством лодки, вязанием морских узлов, — наставник делает лишь легкое послабление, потому что по‑другому с «чайниками» нельзя.
Правила поведения на яхте — многостраничны. Но святая святых: без спасательного жилета на борт ни ногой, даже если ты чемпион мира по плаванию. Устройство яхты постигаю на примере швертбота «Оптимист» — лодки для самых юных спортсменов. Мачта мне знакома. Нос, корма — и раньше слышала. Но пяртнерс, мидель‑шпангоут, степс, шпринт. Такое, извините, не то что запомнить с ходу, а и выговорить с первого раза не получится. Подсознательно хватаюсь хоть за что‑то родное в череде непроизносимого. О, «колдунчики»! И что это за милота такая? Короткевич терпеливо объясняет:
— Тонкие ленты на парусе, помогающие определять поток и направление ветра… Запомните главное: против ветра яхта не идет. Она идет под углом. Ветер наше все. Его нужно научиться читать, чувствовать, чтобы использовать эту силу для движения.
— Лизнуть палец! С какой холодит, с той и ветер? — вспоминаю, как делали в детстве.
— При помощи лица, кожи и наблюдений за водной рябью, — поправляет Короткевич. — Где гладь озера темнее, там сильнее порывы ветра, а значит, скорость будет выше. Спортсмены все это знают. Ну, покрутите лицом. Услышите равномерный шум в ушах, значит, вы стоите ровненько против ветра.
Что у нас от моря?
Покрутила. Есть контакт! Кажется, я начинаю ощущать в себе робкие ростки яхтсмена. Но тренер пока не отпускает:
— Вы спрашивали, что у нас тут от моря? Морские узлы. На самом деле их огромное количество. Но освоим три основных: прямой, восьмерка и беседочный. Каждый решает свою задачу. Прямой, например, используется для крепления паруса к мачте, а восьмерка в ситуациях, когда веревку нужно зафиксировать. Главное преимущество морских узлов в том, что в отличие от бытовых их быстро и легко можно распустить в любой момент.
Честно скажу, дались не сразу. Исключительно под руководством наставника. Первые два еще ничего. Но беседочный. Короче, обещала преподавателю тренироваться вязать узлы дома летними знойными вечерами.
Все — можно в лодку! Но только вместе с другим тренером секции — Денисом Гуриным. Зато все по‑взрослому. Серьезная яхта класса «Финн», к слову, бывший олимпийский вид гоночных парусников. Перво‑наперво ее надо спустить с берега на воду, и мне это дело доверяют. Усилие, еще усилие. Поддается с огромным трудом. Доверяют сопроводить и парусник вдоль причала, удерживая за мачту. Вот только «Финн» все время норовит утянуть меня в воду. На помощь спешно приходит тренер. Наконец добираюсь до паруса. Разворачиваю это мощное необъятное полотнище. Прям чувствую себя морским волком. Но Денис Гурин возвращает к науке:
— В нашем случае органы управления — руль и шкот. Руль отвечает за направление яхты во время движения. Шкот управляет положением паруса в яхте. Как вы помните, яхта против ветра не ходит, поэтому мы идем галсом, то есть лесенкой, подстраиваясь под направление ветра и его силу. Обязательно обратите внимание на гик — горизонтальную алюминиевую трубу, к которой крепится нижняя кромка паруса. При крене и поворотах гик перемещается, поэтому нужно пригнуться, чтобы не ударило по голове. Готовы управлять?
К удару гиком я точно не готова. Да и вместо привычного штурвала вижу устройство, похожее на V‑образное «коленце». Тренер успокаивает: «Не волнуйтесь, у нас детвора осваивает эту науку на раз‑два». Мертвой хваткой цепляюсь за руль. Гурин руководит: «На себя, от себя».
Постепенно включаюсь в процесс. До конца не понимаю, как мне это удалось, но парус заполнился! Яхта ожила. Ветер в лицо, скорость по нарастающей. Только вот впереди причал, с которым надо бы разминуться. Тренер берет управление на себя: «Осторожно, гик! Пригибаемся».
Как‑то само собой получилось правильно скукожиться. И так несколько раз на сравнительно коротком водном маршруте. Но через время это неудобство уже казалось сущим пустяком. Ибо когда шли верным курсом — это же была просто фантастика! В Гомеле по озеру на яхте с ветром. Как на популярных яхтенных курортах. Спасибо терпеливым наставникам «Омеги». Без них не сойти мне с этого берега и не пройти галсом под белым парусом.
Яхтинг становится все популярнее в Беларуси как вариант водного отдыха. Такие услуги особенно активно развиваются в Минске.
Именно здесь можно обучиться основам управления парусником, что является самым верным вариантом при освоении навыков яхтинга. Цена базового курса для взрослых стартует от 300 рублей. В Минске есть выбор при аренде яхт — от 200 рублей в час. При овладении навыками управления можно стать участником регаты среди любителей, которые организуются на Минском море и крупных белорусских озерах.
Яхтинг с историей
В Беларуси парусный спорт начал развиваться во второй половине 60-х
Первый чемпионат республики прошел в 1967 году. Год спустя при Минском дворце пионеров был открыт кружок парусного спорта. Постепенно такие же секции появились в областных центрах. В настоящее время детский и юношеский парусный спорт культивируется в Минске, Гродно и Гомеле. Например, в секции Гомельской СДЮШОР «Омега» Федерации профсоюзов в настоящее время совершенно бесплатно занимается около 70 ребят от 8 лет и старше.