Пленум Верховного Суда рассмотрит судебную практику по делам об уклонении от уплаты налогов
23.03.2015 21:21:01
— Валерий Леонидович, почему Верховный Суд избрал темой очередного пленума именно вопросы экономической преступности? Это вызвано каким–то особенным ущербом, нанесенным подобными преступлениями в последнее время, или проблемами, связанными с судебной практикой по этим делам?
— Нет, никаких авральных, чрезвычайных поводов для этого разговора нет. Тем более что вопрос для внесения на пленум планируется примерно за полгода. Дело в том, что внимание к сфере экономических преступлений и правонарушений у нас никогда не ослабевало. Оно, можно сказать, является традиционным для Верховного Суда. Достаточно вспомнить, что первое постановление, принятое Верховным Судом после введения в действие нового Уголовного кодекса в 2001 году, касалось как раз дел о незаконной предпринимательской деятельности. Тема нынешнего пленума назрела по другой причине. Читатели «Советской Белоруссии» не могли не заметить, что в последние годы законодательство в сфере регулирования экономических отношений, в частности налоговое, очень активно развивалось. Последним серьезным актом стало принятие и введение в действие Налогового кодекса, его общей и особенной частей. Мы дали ему поработать несколько лет, накопили достаточный объем уже рассмотренных дел, дождались стабилизации законодательства в этой сфере. Теперь пришел черед рассмотреть ситуацию в системном виде и дать судам рекомендации по дальнейшим направлениям судебной практики.
— Можно ли кратко обозначить, для чего вообще нужна ответственность за преступления против порядка осуществления экономической деятельности?
— Вы видите, какие усилия предпринимает сейчас государство для развития деловой инициативы в стране. А создание благоприятной атмосферы для бизнеса невозможно без соблюдения режима законности всеми сторонами этого процесса. И как раз установление мер ответственности является важной составляющей экономической политики государства. Потому что, с одной стороны, эти меры защищают от противоправных посягательств добросовестных участников экономических отношений, а с другой — являются фактором противодействия тем, кто по правилам играть не хочет. Это если коротко.
— Назовите, пожалуйста, основные преступления, происходящие в сфере экономики.
— Это преступления против порядка обращения денег, ценных бумаг, платежных средств и валютных ценностей. Примеры — фальшивомонетничество, незаконный выпуск ценных бумаг. Против экономических интересов государства, например, контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей. Преступления против порядка осуществления предпринимательской деятельности, такие как незаконная предпринимательская деятельность, лжепредпринимательство. Против нормальной деятельности финансово–бюджетной и денежно–кредитной систем. К примеру, выманивание кредитов или субсидий, уклонение от уплаты налогов. А также преступления в сфере антимонопольного законодательства, против порядка осуществления добросовестной конкуренции, информационной безопасности субъектов экономической деятельности, интересов потребителей и еще ряд других.
— Насколько увеличилось число таких преступлений в последнее время?
— Оно не увеличилось, а, напротив, серьезно сократилось. За последние 5 лет осужденных за преступления против порядка осуществления экономической деятельности стало меньше в два раза. В итоге в 2014 году за преступления этой категории было осуждено 342 человека, что составляет всего 0,84% от общего числа осужденных.
— А какие из экономических преступлений оказались наиболее распространены?
— Если позволите, начну с тех преступлений, которых меньше. За фальшивомонетничество в прошлом году осуждены два человека. За легализацию материальных ценностей, приобретенных преступным путем, — четыре. Единичные осужденные были за уклонение от уплаты таможенных платежей, незаконный экспорт, ложное банкротство. А вот более всех осужденных — за уклонение от уплаты налогов: их было 118. При этом хочу заметить, что уголовная ответственность за налоговые правонарушения является крайней мерой, предусмотренной законом, и устанавливается лишь за наиболее серьезные и общественно опасные нарушения законодательства. Чтобы оказаться на скамье подсудимых за умышленную неуплату налогов, надо не уплатить налоги в крупном или особо крупном размере. Соответственно это суммы, в тысячу и две тысячи пятьсот раз (и более) превышающие размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. Если же размер ущерба не достигает этих величин, наступает административная ответственность. Учитывая число осужденных по этой статье (243 УК), думаю, актуальность темы, о которой пойдет речь на ближайшем пленуме, становится еще более очевидна.
— Валерий Леонидович, насколько я знаю, итальянцы даже бравируют умением избегать налогообложения, называя уклонение от налогов своим «национальным спортом». У нас, по–моему, тоже не все понимают серьезность этого преступления. Приходится слышать мнения, будто в таких случаях обманывают исключительно государство, а рядового гражданина это не касается...
— Касается, и еще как. Просто не все представляют себе истинную роль налогов. Многим кажется, что это чуть ли не насильственное изъятие заработанных ими денег. Однако взимание налогов существовало при любых общественных формациях. Налоги позволяют государству обеспечивать существование тех сфер, которые не имеют собственных источников дохода, где не производится продукция, товары, услуги. За счет налогов содержится государственный аппарат, учреждения образования, здравоохранения, культуры. Огромная часть налогов идет на укрепление обороноспособности страны, на поддержание фундаментальной науки, социальных проектов и т.д.
Экономика не может не зависеть от налогов. Маневрируя налоговыми ставками и льготами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, можно создавать условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств.
Немаловажна и социальная, или перераспределительная, функция налогов. Именно благодаря им в бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение целого ряда проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных целевых программ — научно–технических, экономических и других. Собирая налоги, государство направляет их на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат. Правильная налоговая система позволяет придать даже самой «рыночной» экономике социальную направленность, защитить наиболее уязвимые социальные группы.
Наконец, еще одна функция налогов — стимулирующая. С помощью налоговых льгот государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.
— Проще говоря, деньгами, полученными от сбора налогов, пользуется каждый гражданин?
— Да, пусть и опосредованно. Когда мы отдаем ребенка в школу, получаем медицинское обслуживание, посещаем музей, чувствуем себя в безопасности на улицах наших городов, — все это в том числе плоды системы налогообложения. Человек поймет, что стал жертвой чьего–то уклонения от уплаты налогов, когда обнаружит закрытый детский сад, неработающую поликлинику, разбитую дорогу или отсутствие милиции. Чтобы этого не случилось, обязанность платить налоги установлена нашим Основным Законом — то есть закреплена в ст. 56 Конституции, согласно которой граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Важнейшее значение данной конституционной обязанности обусловило то, что законодатель за ее нарушение (в определенных объемах) избрал самый строгий вид ответственности — уголовную.
— Как выглядит современное налоговое преступление?
— Большинство ситуаций, которые мы изучили в ходе обобщения судебной практики, выглядят так. Субъект хозяйствования (предприятие, организация) приобретает у преступников комплекты поддельных документов на товары с их заниженной фактической стоимостью, которые и использует для ведения своего бухгалтерского и налогового учета. Занижая размер своей прибыли, он соответственно занижает и суммы налогов, которые обязан уплатить в бюджет. Как пример — дело Ш., заместителя директора одной из коммерческих структур. Суд Первомайского района Минска признал его виновным в том, что за четыре года путем умышленного занижения налоговой базы общества и внесения в налоговые декларации заведомо ложных сведений он уклонился от уплаты налогов, сборов на сумму 483.724.288 рублей, что составляло 13.820 БВ и является особо крупным размером. Разумеется, ни о какой бухгалтерской неосторожности или непреднамеренной ошибке в подобных случаях речи не идет, налицо умысел.
— Бизнесмены нередко говорят, будто ответственность за неуплату налогов у нас слишком высока, а судебные решения излишне строги.
— Я бы не сказал, что по делам этой категории у наших судов есть какой–то однозначно заданный карательный вектор. Все основные принципы судопроизводства, в том числе и объективные подходы к назначению наказания, и презумпция невиновности, в целом соблюдаются. В прошлом году, между прочим, были и оправдательные приговоры по таким делам, хотя это и единичные случаи.
Справка «СБ»
Чаще всего в Беларуси уклоняются от уплаты следующих налогов и сборов: налог на добавленную стоимость (НДС) — 84,1% от рассмотренных в суде дел, налог на прибыль — 76,1%, налог или сбор на транспорт — 36,4%, местный сбор на развитие территорий — 34,1%, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольственной и аграрной науки — 22,7%, подоходный налог с физических лиц — 13,6%, сбор на развитие и содержание инфраструктуры города (района) — 11,4% дел.
rud@sb.by
Советская Белоруссия № 55 (24685). Вторник, 24 марта 2015