Государственный секретарь Совета Безопасности Станислав Зась о роли патриотизма
18.10.2018 00:21:12
Роман РУДЬ
В разгаре — осенний призыв на военную службу. В ближайшие полтора месяца тысячи молодых людей пополнят ряды Вооруженных Сил, где им предстоит пройти проверку не только на стойкость и мужество, но и испытать свои нравственные ориентиры. Трудно подобрать более уместное время для серьезного разговора о любви к Родине. Почему роль патриотизма приобретает особую актуальность в современном мире? Может ли любовь к Отечеству стать главной национальной идеей? Каким должно быть патриотическое воспитание молодежи? Побеседовать на эти и другие важные темы с корреспондентом Издательского дома «Беларусь сегодня» согласился Государственный секретарь Совета Безопасности Станислав ЗАСЬ.
— Станислав Васильевич, мы живем хотя и в непростое, но мирное время. Тем не менее почему для нас сегодня особенно важна тема патриотизма?
— Она важна не только сегодня. И не только для нас. Во все времена, а особенно в период политических и экономических трансформаций любое государство нуждалось в «цементирующем веществе», в качестве которого выступали мобилизующие национальные идеи. Из них формируется и воплощается в жизни общества господствующая идеология. Ее содержание во многом определяет патриотизм как осознание каждым гражданином своей принадлежности к стране, нации, личной ответственности за ее безопасность и процветание. С точки зрения нравственности патриотизм — это социальное чувство, основанное на любви к Родине и готовности пожертвовать ради нее своими интересами. К тому же, как вы абсолютно верно подметили, нынешнее мирное время очень непростое — мы же видим, насколько разбалансирован мир, а грани, отделяющие его от вызовов и угроз, становятся все тоньше.
— Иногда бытует мнение, что понятие патриотизма пришло к нам сугубо из советского времени и постепенно устаревает. Так ли это? Верно ли, что патриотизм становится актуальным трендом в идеологиях многих государств?
— Тезис об устаревании понятия патриотизма, даже в наш век глобализации и прагматизма, — в корне неверен. Ведущие позиции в современном мире занимают именно страны с устойчивой национальной идентичностью и высоким уровнем развития патриотизма. Думаю, можно без труда заметить, насколько сегодня даже в мощнейших государствах работают идеи поддержки и развития конституционных ценностей, национального правосознания, гордости за всевозможные достижения во всех сферах жизнедеятельности. Я уже не говорю про государственные символы, исторические традиции и статус службы в вооруженных силах и правоохранительных органах. Надо отметить, что процессы глобализации обостряют проблему сохранения национальной самобытности и ставят под сомнение ценность патриотизма. Что интересно, сегодня именно в центрах силы формируются и реализуются установки на изменение системы ценностей и управление идентичностями других государств. Призывы отказаться от национального патриотизма как пережитка прошлого, размывание существующей системы ценностей являются компонентами так называемой «мягкой силы», позволяющей эффективно управлять значительными массами населения в странах — объектах информационно–психологического воздействия. В такой мировоззренческой парадигме ценность собственного Отечества уходит на второй план, а патриотическая убежденность в необходимости его защиты принижается и обесценивается. Согласитесь, что в таких условиях актуальность сохранения и укрепления патриотизма в государстве возрастает.
— Вы отметили, что в современном мире национальный патриотизм зачастую искусственно размывается. Каким образом сегодня осуществляется влияние на национальное самосознание и ценностные ориентиры общества извне?
— Одним из способов является внедрение в сознание людей космополитизма, который предполагает отказ от патриотизма и национальных ценностей своей страны. Взамен предлагаются аналогичные чувства к миру, планете, всему человечеству. Навязываются новые моральные и жизненные образцы — через изменение образовательных стандартов, распространение продукции массовой культуры, рекламу. Все это изменяет нормы и ценности общества, разрушает символический капитал наций. На это нацеливается политика центров силы, культурная и образовательная экспансия, деятельность СМИ, киноиндустрия, шоу–бизнес.
— Можете привести пример?
— Раз уже в вашем предыдущем вопросе прозвучала тема советского времени, весьма показателен как раз пример СССР, который многие годы в глазах своих граждан представал мировым лидером с самым передовым общественным строем, авангардом «прогрессивного» человечества, страной с лучшими людьми, наукой, техникой, экономикой, многочисленными достижениями в различных областях. Советский Союз действительно было за что ценить. И его ценили до тех пор, пока народ не разочаровался в самих идеях социализма и коммунизма. Создалось ощущение, что такую страну не за что любить, поэтому, когда она начала разрушаться в 1991 году, ее целостность никто реально не защитил. Думаю, что и в целом нынешняя динамика изменений на политической карте мира — лучшее подтверждение тому, что в мире хватает желающих полакомиться чужим «куском пирога», прикрывая это высокими и якобы современными материями.
— Вывод из этого сделали практически все бывшие советские республики, включившие в число своих идейных приоритетов принципы консолидации нации и общественного осознания суверенитета. Чтобы удержаться от скатывания к хаосу и государственной деградации, им потребовались внятные идейные опоры. Причем именно такие ценности, как верность историческим и культурным традициям, суверенитет, независимость, любовь и преданность всех граждан своей Родине. Все то, что объединено феноменом патриотизма, идентифицирующим нацию во всем многообразии современного мира.
Стремление белорусов состояться в качестве нации–государства было воплощено в жизнь в ХХ веке. Система идейных ценностей современной Беларуси нацелена на сохранение и развитие национальных морально–нравственных и культурных традиций народа, системную стабилизацию и консолидацию белорусского общества, создание динамично развивающейся и социально ориентированной экономики, защищенность каждого гражданина. Особенно важно, что главные идейные ценности закреплены в нормативной правовой базе государства. Согласно нашей Конституции, это миролюбие, открытость политической системы, демократическое правовое государство, гражданское общество, гражданская политическая культура, соблюдение норм международного права, международное сотрудничество и взаимопомощь.
— Вы хотите сказать, что в основе всего этого — патриотизм?
— Именно так. И это обусловлено достаточно непростым развитием нашей страны, во все времена находившейся и находящейся на стыке политических, экономических и военных интересов различных центров силы, Востока и Запада, этнических групп и религий. Достигнутая значительными усилиями национальная и государственная независимость, конечно же, предполагает первоочередное концентрирование общенациональных приоритетов как раз на теме защиты всевозможными способами интересов своей страны, нежели на спокойном и нейтральном процветании «вдалеке от всех». Возможно, каким–то государствам и народам не пришлось веками доказывать свое право жить в собственном доме по исторически привычным, понятным, близким, безопасным правилам и отстаивать это право с оружием в руках. Нам в этом плане повезло меньше — на протяжении всей истории белорусского народа по нашей территории прокатывались войны, в том числе мирового масштаба. Не случайно и в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь прямо указывается, что укрепление и развитие в обществе патриотизма относится к национальным интересам страны, а воспитание патриотизма является одной из форм участия граждан в обеспечении национальной безопасности. И напротив, ослабление патриотизма рассматривается как одна из основных внутренних угроз.
— В таком случае что, на ваш взгляд, осложняет формирование патриотической идеи в нашей стране?
— В Беларуси, как и практически на всем постсоветском пространстве, проблемы в развитии патриотизма обусловлены тем, что включение страны в процессы глобализации происходит на фоне социокультурной трансформации. В государстве неоднозначно сочетаются достаточно противоречивые тенденции сохранения ценностей советской эпохи и внедрения западных стандартов. Хотя совсем не обязательно категорично выбирать между первым и вторым — ведь мы и сами вправе конструировать и выдерживать необходимые нам матрицы ценностей. Также во многом наблюдается воспроизведение устаревших смыслов вместо актуальных тем и сюжетов. Пример тому — широко распространенный литературный символ белорусов как «людей на болоте». В стремительно развивающемся мире высоких технологий весьма сомнительно, что молодежь будет работать на процветание государства с таким образом. Другой важной проблемой является фрагментарный и разрозненный подход к истории государства. С момента обретения независимости в 1991 году отдельные историки делают акцент на конкретных периодах исторического развития, которые, по их мнению, являются расцветом белорусской государственности. В зависимости от гражданской позиции, знания действительных исторических фактов или конъюнктурного подхода таковыми называются этапы развития белорусского социума в составе Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи или БССР. Такой подход не учитывает логику исторического процесса и не может объединить общество на длительную перспективу для решения важнейших социально–экономических задач.
— Да, потому что зачастую оно достаточно противоречиво. В Беларуси общий взгляд существует в основном на историю Великой Отечественной войны, именно поэтому она выбрана в качестве консолидирующего исторического периода, в том числе формирующего национальную идентичность, патриотизм и единство белорусского общества. Вместе с тем надо признать, что взгляд на ряд важных этапов в недавнем прошлом Беларуси никак не закреплен с точки зрения оконченных оценок и современных характеристик на государственном уровне. Например, темы Октябрьской революции и советизации, воссоединения Западной и Восточной Белоруссии, времена социалистической эпохи и краха СССР.
В то же время о настоящем страны и ее будущем наши граждане имеют различные представления. Но ведь именно ясность цели и того главного проекта, который должно осуществить общество, будет способствовать созданию эффективных форм и методов патриотического воспитания и обучения молодого поколения. Причем не обязательно чрезмерно увлекаться механическим заимствованием и использованием пропагандистских подходов из недавнего советского прошлого.
— Может быть, проблема заключается и в излишней политизации патриотизма?
— Да, возможно, что это понятие у нас несколько политизируется. Из–за этого происходит, во–первых, фрагментация патриотизма и его разделение на некоторые сегменты — патриотизм национального толка, государственный патриотизм, иное личностное понимание патриотизма и так далее. Это существенно затрудняет реализацию объединительного потенциала патриотической идеи. Во–вторых, общество поляризируется в отношении исторического прошлого страны, ее национальных героев, символики, праздничных дат, топонимических наименований.
— Что еще негативно влияет на формирование патриотической позиции граждан?
— Скорее всего, это проблемы институционального порядка, связанные с эволюцией таких социальных институтов, как семья и школа. В сетевом пространстве, где конкурирует несколько видов патриотического дискурса, численность и реальное влияние государственно ориентированных площадок недостаточно. В сфере культуры ее мастера нередко сами возбуждают у некоторой части белорусского общества дремлющие на латентном уровне негативные установки, неприязнь, нетерпимость, радикальные националистические взгляды и прочее. Общественные объединения также недостаточно активно реализуют свой потенциал в системе патриотического воспитания.
— Каковы могут быть последствия этих проблем?
— Уже сейчас в качестве наиболее тревожных симптомов социологи констатируют апатию и комплекс «гражданской непричастности» у молодых людей, позицию всеобщего критицизма, низкую готовность личным трудом принести пользу Отечеству или встать на его защиту в случае необходимости. На практике это отражается в том числе на уровне готовности молодых белорусов покинуть страну.
— Как можно противостоять названным тенденциям? Ведь понятно, что все это требует времени и постоянного, последовательного подхода?
— Это надо делать путем сохранения и культивирования собственных культурных традиций и духовных ценностей. На мой взгляд, практическим наполнением патриотической идеи должно стать искоренение комплексов национальной неполноценности, воспитание убежденности в неисчерпаемых возможностях народа, формирование неповторимого образа и символов страны и государства, пропаганда своего образа жизни, истории, традиций, духовных ценностей, языка. Также важно недопущение вульгарной политизации, примитивного обытовления культурных и духовных традиций. Необходимо утверждение исторически сложившихся идейных ценностей в качестве высшего национально–государственного достояния и закрепление в общественном сознании идей независимости, суверенности народа и государства, его самобытности и уникальности, места в мировом сообществе.
— Мы, конечно же, знаем, что у нас замечательная страна. У нас есть чем гордиться и что защищать. То есть идеи патриотизма по сути близки нашему народу?
— На мой взгляд, они вполне реализуемы, и главное — ничего не нужно начинать с нуля. Более того, для жителей Беларуси идеи патриотизма остаются важными и довольно прочно укореняются в сознании людей, и что особенно важно — каждого нового поколения. По данным Информационно–аналитического центра при Администрации Президента, в 2018 году в молодежной среде, несмотря на сохраняющиеся проблемы, обозначился ряд положительных тенденций, которые свидетельствуют о высокой значимости для общества патриотизма как идейной ценности. Так, например, 68 процентов белорусской молодежи считают себя патриотами, 74 — чувствуют гордость за страну, 53 выказали уверенность, что в течение ближайшего года их жизнь улучшится. Таким образом, сегодняшнее белорусское общество довольно восприимчиво к патриотизму как составляющей идейных ценностей. Вместе с тем патриотизму в качестве основной идеи предстоит и далее доказывать свою практическую действенность, формировать отношение к главным сферам человеческого бытия, делать их конкурентоспособными на фоне мировоззренческих идей других народов.
Конечно же, при реализации патриотизма как национальной ценности следует избегать крайних форм его выражения, способных в итоге превратить патриотизм в радикальный национализм. Следует руководствоваться пониманием того, что развитие патриотической идеи, ее постоянное привитие обществу, воспитание патриотизма должно носить не плановый и даже не программный, а постоянный характер. Патриотизм должен становиться признаком хорошего тона, зрелости и закладываться во все сферы жизнедеятельности государства.
— Какую роль в этом деле может сыграть армия?
— Безусловно, патриотическое воспитание — это важнейшая задача Вооруженных Сил, иных воинских формирований и военизированных организаций, поскольку на них возложена непосредственная защита Отечества от прямых вызовов и угроз, в том числе с готовностью самопожертвования. Однако воспитание у граждан патриотизма только в силовых структурах никогда не заменило бы все необходимое внедрение и развитие патриотической идеи в общественное сознание.
Хотелось бы, пользуясь случаем, сказать несколько слов о военно–патриотическом воспитании детей, юношей, молодежи. В стране очень много делается в этом направлении при непосредственном участии Вооруженных Сил, органов внутренних дел и других силовиков. Несмотря на разные страшилки, нередко появляющиеся в информационном пространстве, не надо бояться, что подростки держат в руках макеты автоматов, собирают и разбирают оружие, носят на сборах военный камуфляж и так далее. Ведь мы прекрасно понимаем, что у мальчишек в любом случае появится в руках игрушечный автомат. Но самое главное в том — кто ему этот автомат даст.
— Каково будет заключение?
— В целом формирование национальных идей — длительный процесс, и никаким набором действий не гарантируется стопроцентный результат к какому–либо сроку. Тем не менее необходимо способствовать созданию условий, при которых они могут формироваться и воплощаться в жизнь. Для этого, кроме времени, необходимо содействие государства интеллектуальным, философским, общественным, культурным размышлениям на тему патриотизма. Смею надеяться, что это интервью станет началом такого разговора.
rud@sb.by
— Станислав Васильевич, мы живем хотя и в непростое, но мирное время. Тем не менее почему для нас сегодня особенно важна тема патриотизма?
— Она важна не только сегодня. И не только для нас. Во все времена, а особенно в период политических и экономических трансформаций любое государство нуждалось в «цементирующем веществе», в качестве которого выступали мобилизующие национальные идеи. Из них формируется и воплощается в жизни общества господствующая идеология. Ее содержание во многом определяет патриотизм как осознание каждым гражданином своей принадлежности к стране, нации, личной ответственности за ее безопасность и процветание. С точки зрения нравственности патриотизм — это социальное чувство, основанное на любви к Родине и готовности пожертвовать ради нее своими интересами. К тому же, как вы абсолютно верно подметили, нынешнее мирное время очень непростое — мы же видим, насколько разбалансирован мир, а грани, отделяющие его от вызовов и угроз, становятся все тоньше.
— Иногда бытует мнение, что понятие патриотизма пришло к нам сугубо из советского времени и постепенно устаревает. Так ли это? Верно ли, что патриотизм становится актуальным трендом в идеологиях многих государств?
— Тезис об устаревании понятия патриотизма, даже в наш век глобализации и прагматизма, — в корне неверен. Ведущие позиции в современном мире занимают именно страны с устойчивой национальной идентичностью и высоким уровнем развития патриотизма. Думаю, можно без труда заметить, насколько сегодня даже в мощнейших государствах работают идеи поддержки и развития конституционных ценностей, национального правосознания, гордости за всевозможные достижения во всех сферах жизнедеятельности. Я уже не говорю про государственные символы, исторические традиции и статус службы в вооруженных силах и правоохранительных органах. Надо отметить, что процессы глобализации обостряют проблему сохранения национальной самобытности и ставят под сомнение ценность патриотизма. Что интересно, сегодня именно в центрах силы формируются и реализуются установки на изменение системы ценностей и управление идентичностями других государств. Призывы отказаться от национального патриотизма как пережитка прошлого, размывание существующей системы ценностей являются компонентами так называемой «мягкой силы», позволяющей эффективно управлять значительными массами населения в странах — объектах информационно–психологического воздействия. В такой мировоззренческой парадигме ценность собственного Отечества уходит на второй план, а патриотическая убежденность в необходимости его защиты принижается и обесценивается. Согласитесь, что в таких условиях актуальность сохранения и укрепления патриотизма в государстве возрастает.
— Вы отметили, что в современном мире национальный патриотизм зачастую искусственно размывается. Каким образом сегодня осуществляется влияние на национальное самосознание и ценностные ориентиры общества извне?
— Одним из способов является внедрение в сознание людей космополитизма, который предполагает отказ от патриотизма и национальных ценностей своей страны. Взамен предлагаются аналогичные чувства к миру, планете, всему человечеству. Навязываются новые моральные и жизненные образцы — через изменение образовательных стандартов, распространение продукции массовой культуры, рекламу. Все это изменяет нормы и ценности общества, разрушает символический капитал наций. На это нацеливается политика центров силы, культурная и образовательная экспансия, деятельность СМИ, киноиндустрия, шоу–бизнес.
— Можете привести пример?
— Раз уже в вашем предыдущем вопросе прозвучала тема советского времени, весьма показателен как раз пример СССР, который многие годы в глазах своих граждан представал мировым лидером с самым передовым общественным строем, авангардом «прогрессивного» человечества, страной с лучшими людьми, наукой, техникой, экономикой, многочисленными достижениями в различных областях. Советский Союз действительно было за что ценить. И его ценили до тех пор, пока народ не разочаровался в самих идеях социализма и коммунизма. Создалось ощущение, что такую страну не за что любить, поэтому, когда она начала разрушаться в 1991 году, ее целостность никто реально не защитил. Думаю, что и в целом нынешняя динамика изменений на политической карте мира — лучшее подтверждение тому, что в мире хватает желающих полакомиться чужим «куском пирога», прикрывая это высокими и якобы современными материями.
Патриотами становятся с малых лет.
— Какой же вывод необходимо сделать из примера СССР и что предпринимать сегодня? Каким идейным ценностям следовать?— Вывод из этого сделали практически все бывшие советские республики, включившие в число своих идейных приоритетов принципы консолидации нации и общественного осознания суверенитета. Чтобы удержаться от скатывания к хаосу и государственной деградации, им потребовались внятные идейные опоры. Причем именно такие ценности, как верность историческим и культурным традициям, суверенитет, независимость, любовь и преданность всех граждан своей Родине. Все то, что объединено феноменом патриотизма, идентифицирующим нацию во всем многообразии современного мира.
Стремление белорусов состояться в качестве нации–государства было воплощено в жизнь в ХХ веке. Система идейных ценностей современной Беларуси нацелена на сохранение и развитие национальных морально–нравственных и культурных традиций народа, системную стабилизацию и консолидацию белорусского общества, создание динамично развивающейся и социально ориентированной экономики, защищенность каждого гражданина. Особенно важно, что главные идейные ценности закреплены в нормативной правовой базе государства. Согласно нашей Конституции, это миролюбие, открытость политической системы, демократическое правовое государство, гражданское общество, гражданская политическая культура, соблюдение норм международного права, международное сотрудничество и взаимопомощь.
— Вы хотите сказать, что в основе всего этого — патриотизм?
— Именно так. И это обусловлено достаточно непростым развитием нашей страны, во все времена находившейся и находящейся на стыке политических, экономических и военных интересов различных центров силы, Востока и Запада, этнических групп и религий. Достигнутая значительными усилиями национальная и государственная независимость, конечно же, предполагает первоочередное концентрирование общенациональных приоритетов как раз на теме защиты всевозможными способами интересов своей страны, нежели на спокойном и нейтральном процветании «вдалеке от всех». Возможно, каким–то государствам и народам не пришлось веками доказывать свое право жить в собственном доме по исторически привычным, понятным, близким, безопасным правилам и отстаивать это право с оружием в руках. Нам в этом плане повезло меньше — на протяжении всей истории белорусского народа по нашей территории прокатывались войны, в том числе мирового масштаба. Не случайно и в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь прямо указывается, что укрепление и развитие в обществе патриотизма относится к национальным интересам страны, а воспитание патриотизма является одной из форм участия граждан в обеспечении национальной безопасности. И напротив, ослабление патриотизма рассматривается как одна из основных внутренних угроз.
— В таком случае что, на ваш взгляд, осложняет формирование патриотической идеи в нашей стране?
— В Беларуси, как и практически на всем постсоветском пространстве, проблемы в развитии патриотизма обусловлены тем, что включение страны в процессы глобализации происходит на фоне социокультурной трансформации. В государстве неоднозначно сочетаются достаточно противоречивые тенденции сохранения ценностей советской эпохи и внедрения западных стандартов. Хотя совсем не обязательно категорично выбирать между первым и вторым — ведь мы и сами вправе конструировать и выдерживать необходимые нам матрицы ценностей. Также во многом наблюдается воспроизведение устаревших смыслов вместо актуальных тем и сюжетов. Пример тому — широко распространенный литературный символ белорусов как «людей на болоте». В стремительно развивающемся мире высоких технологий весьма сомнительно, что молодежь будет работать на процветание государства с таким образом. Другой важной проблемой является фрагментарный и разрозненный подход к истории государства. С момента обретения независимости в 1991 году отдельные историки делают акцент на конкретных периодах исторического развития, которые, по их мнению, являются расцветом белорусской государственности. В зависимости от гражданской позиции, знания действительных исторических фактов или конъюнктурного подхода таковыми называются этапы развития белорусского социума в составе Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи или БССР. Такой подход не учитывает логику исторического процесса и не может объединить общество на длительную перспективу для решения важнейших социально–экономических задач.
Нам действительно есть чем гордиться.
— Вероятно, обосновывать ценность Отечества только прошлым весьма проблематично...— Да, потому что зачастую оно достаточно противоречиво. В Беларуси общий взгляд существует в основном на историю Великой Отечественной войны, именно поэтому она выбрана в качестве консолидирующего исторического периода, в том числе формирующего национальную идентичность, патриотизм и единство белорусского общества. Вместе с тем надо признать, что взгляд на ряд важных этапов в недавнем прошлом Беларуси никак не закреплен с точки зрения оконченных оценок и современных характеристик на государственном уровне. Например, темы Октябрьской революции и советизации, воссоединения Западной и Восточной Белоруссии, времена социалистической эпохи и краха СССР.
В то же время о настоящем страны и ее будущем наши граждане имеют различные представления. Но ведь именно ясность цели и того главного проекта, который должно осуществить общество, будет способствовать созданию эффективных форм и методов патриотического воспитания и обучения молодого поколения. Причем не обязательно чрезмерно увлекаться механическим заимствованием и использованием пропагандистских подходов из недавнего советского прошлого.
— Может быть, проблема заключается и в излишней политизации патриотизма?
— Да, возможно, что это понятие у нас несколько политизируется. Из–за этого происходит, во–первых, фрагментация патриотизма и его разделение на некоторые сегменты — патриотизм национального толка, государственный патриотизм, иное личностное понимание патриотизма и так далее. Это существенно затрудняет реализацию объединительного потенциала патриотической идеи. Во–вторых, общество поляризируется в отношении исторического прошлого страны, ее национальных героев, символики, праздничных дат, топонимических наименований.
— Что еще негативно влияет на формирование патриотической позиции граждан?
— Скорее всего, это проблемы институционального порядка, связанные с эволюцией таких социальных институтов, как семья и школа. В сетевом пространстве, где конкурирует несколько видов патриотического дискурса, численность и реальное влияние государственно ориентированных площадок недостаточно. В сфере культуры ее мастера нередко сами возбуждают у некоторой части белорусского общества дремлющие на латентном уровне негативные установки, неприязнь, нетерпимость, радикальные националистические взгляды и прочее. Общественные объединения также недостаточно активно реализуют свой потенциал в системе патриотического воспитания.
Быть гражданином — ответственно и почетно.
— Каковы могут быть последствия этих проблем?
— Уже сейчас в качестве наиболее тревожных симптомов социологи констатируют апатию и комплекс «гражданской непричастности» у молодых людей, позицию всеобщего критицизма, низкую готовность личным трудом принести пользу Отечеству или встать на его защиту в случае необходимости. На практике это отражается в том числе на уровне готовности молодых белорусов покинуть страну.
— Как можно противостоять названным тенденциям? Ведь понятно, что все это требует времени и постоянного, последовательного подхода?
— Это надо делать путем сохранения и культивирования собственных культурных традиций и духовных ценностей. На мой взгляд, практическим наполнением патриотической идеи должно стать искоренение комплексов национальной неполноценности, воспитание убежденности в неисчерпаемых возможностях народа, формирование неповторимого образа и символов страны и государства, пропаганда своего образа жизни, истории, традиций, духовных ценностей, языка. Также важно недопущение вульгарной политизации, примитивного обытовления культурных и духовных традиций. Необходимо утверждение исторически сложившихся идейных ценностей в качестве высшего национально–государственного достояния и закрепление в общественном сознании идей независимости, суверенности народа и государства, его самобытности и уникальности, места в мировом сообществе.
— Мы, конечно же, знаем, что у нас замечательная страна. У нас есть чем гордиться и что защищать. То есть идеи патриотизма по сути близки нашему народу?
— На мой взгляд, они вполне реализуемы, и главное — ничего не нужно начинать с нуля. Более того, для жителей Беларуси идеи патриотизма остаются важными и довольно прочно укореняются в сознании людей, и что особенно важно — каждого нового поколения. По данным Информационно–аналитического центра при Администрации Президента, в 2018 году в молодежной среде, несмотря на сохраняющиеся проблемы, обозначился ряд положительных тенденций, которые свидетельствуют о высокой значимости для общества патриотизма как идейной ценности. Так, например, 68 процентов белорусской молодежи считают себя патриотами, 74 — чувствуют гордость за страну, 53 выказали уверенность, что в течение ближайшего года их жизнь улучшится. Таким образом, сегодняшнее белорусское общество довольно восприимчиво к патриотизму как составляющей идейных ценностей. Вместе с тем патриотизму в качестве основной идеи предстоит и далее доказывать свою практическую действенность, формировать отношение к главным сферам человеческого бытия, делать их конкурентоспособными на фоне мировоззренческих идей других народов.
Конечно же, при реализации патриотизма как национальной ценности следует избегать крайних форм его выражения, способных в итоге превратить патриотизм в радикальный национализм. Следует руководствоваться пониманием того, что развитие патриотической идеи, ее постоянное привитие обществу, воспитание патриотизма должно носить не плановый и даже не программный, а постоянный характер. Патриотизм должен становиться признаком хорошего тона, зрелости и закладываться во все сферы жизнедеятельности государства.
— Какую роль в этом деле может сыграть армия?
— Безусловно, патриотическое воспитание — это важнейшая задача Вооруженных Сил, иных воинских формирований и военизированных организаций, поскольку на них возложена непосредственная защита Отечества от прямых вызовов и угроз, в том числе с готовностью самопожертвования. Однако воспитание у граждан патриотизма только в силовых структурах никогда не заменило бы все необходимое внедрение и развитие патриотической идеи в общественное сознание.
Хотелось бы, пользуясь случаем, сказать несколько слов о военно–патриотическом воспитании детей, юношей, молодежи. В стране очень много делается в этом направлении при непосредственном участии Вооруженных Сил, органов внутренних дел и других силовиков. Несмотря на разные страшилки, нередко появляющиеся в информационном пространстве, не надо бояться, что подростки держат в руках макеты автоматов, собирают и разбирают оружие, носят на сборах военный камуфляж и так далее. Ведь мы прекрасно понимаем, что у мальчишек в любом случае появится в руках игрушечный автомат. Но самое главное в том — кто ему этот автомат даст.
— Каково будет заключение?
— В целом формирование национальных идей — длительный процесс, и никаким набором действий не гарантируется стопроцентный результат к какому–либо сроку. Тем не менее необходимо способствовать созданию условий, при которых они могут формироваться и воплощаться в жизнь. Для этого, кроме времени, необходимо содействие государства интеллектуальным, философским, общественным, культурным размышлениям на тему патриотизма. Смею надеяться, что это интервью станет началом такого разговора.
rud@sb.by