Заслуженный работник крупнейшего в мире нефтепровода — о профессии, технологиях и важности командного единства
20.11.2024 07:12:00
Руслан ПРОЛЕСКОВСКИЙ
Шестьдесят лет назад был введен в строй крупнейший нефтепровод мира, в структуру которого сегодня входит и ОАО «Гомельтранснефть «Дружба». Такой же юбилей и у заместителя начальника отдела эксплуатации Андрея Булатчика. Он трудится здесь почти четверть века, а недавно был удостоен почетного звания «Заслуженный работник предприятия». Мы поговорили с ним об особенностях профессии, современных технологиях транспортировки черного золота и о том, что должны знать те, кто захочет стать частью дружной команды.
Андрей Булатчик, заместитель начальника отдела эксплуатации ОАО «Гомельтранснефть «Дружба».
— Жили мы в рабочих поселках на удалении от населенных пунктов. Запомнилось, как приехали в один из таких — стоит двухэтажный дом в чистом поле. Вначале не было ни света, ни горячей воды, ни центрального отопления. Чтобы помыться в ванной, нужно было топить дровами котел. Даже в детский сад, находившийся за пять километров, зимой меня возили в кабине бульдозера. Иначе было просто не добраться. Всех детей домой на саночках везут, а я — в бульдозере. Тем не менее люди жили, работали, помогали друг другу. А трудности лишь закаляли и сплачивали.
Происходящее вокруг пробуждало мальчишеский интерес к технике. С детской любознательностью Андрей наблюдал за работой трубоукладчиков на гусеничном ходу и других диковинных для того времени машин. Сыграла роль и профессия отца, который на тот момент отвечал за все, что было связано с электроснабжением объектов.
Ярко запомнилось и одно чрезвычайное происшествие:
— Как-то раздался громкий хлопок и в ту же секунду во всем поселке исчезло электричество. Отец вздохнул: «Ну все, это по мою душу» и стал собираться. Я выскочил на улицу — вижу, неподалеку что-то горит и люди бегут туда. Оказалось, пожар на подстанции. Как выяснилось позже, произошел он из-за кота, пролезшего внутрь, чтобы погреться. Случилось короткое замыкание, загорелось масло. Полыхало так сильно, что даже металл плавился.
После армейской службы молодой специалист поработал на нескольких предприятиях и, будучи уже опытным инженером, пришел в «Дружбу». Производственная специфика нефтепровода делает его уникальным объектом, не сравнимым ни с одним другим предприятием, считает Андрей Леонидович:
— Совершенно иное оборудование, другие подходы к обслуживанию и эксплуатации. Даже во времена СССР каждый час простоя нефтепровода обходился бюджету страны очень дорого. Поэтому главная задача всех служб — обеспечить безостановочную прокачку в режиме 24/7 все триста шестьдесят пять дней в году.
Это требует не только непрерывного электроснабжения, но и полного резервирования насосов, двигателей, трансформаторных подстанций и другого ключевого оборудования. Упрощенно это выглядит так: один насос работает, второй находится в горячем резерве, третий — в холодном, четвертый — на плановом ремонте. В случае аварийного выхода из строя электродвигателя запускается следующий. А если вдруг и с ним неполадки — включается третий. И все это автоматически, за считаные секунды.
Иными словами, запасной план должен быть всегда. И лучше всего — не один. С учетом разнообразия сложного оборудования и технологических схем это в высшей степени ответственная и напряженная работа.
Однако в те далекие времена других способов не было, рассказывает Андрей Леонидович:
— При проведении ремонтных работ нефть откачивали, вывозили автоцистернами. А ту, которая проливалась на землю, требовалось долго и тщательно убирать. И все это во взрывоопасных условиях и под воздействием вредных для человека испарений. На сегодня мы достигли совершенно иного уровня, при котором ни капли сырой нефти в окружающую среду не попадает.
Благодаря прогрессу изменилось многое. Современные методы внутритрубной диагностики позволяют оценивать состояние магистрали, выявлять дефекты и устранять их планово, не допуская возникновения аварийных ситуаций. Полностью обновлены и модернизированы нефтеперекачивающие станции, установлено насосное оборудование, потребляющее меньше электроэнергии, что существенно сокращает производственные затраты. Близится к завершению программа по замене участков трубопровода на подводных переходах в южном направлении.
Наглядно проиллюстрировать разницу можно на примере диспетчерской. Сегодня это просторное помещение с мониторами, перед которыми сидят специалисты дежурной смены. Наблюдая за показателями, они контролируют ход перекачки. Окажись здесь диспетчер из 1960-х, для него такая картина стала бы чем-то из области фантастики.
Заместитель начальника отдела эксплуатации ОАО «Гомельтранснефть «Дружба» Андрей Булатчик (в центре) с начальником филиала НПС «Гомель» Николаем Степутенко и оператором Александром Басенковым в диспетчерской.
Если же совершить путешествие во времени в обратном направлении, обыватель вряд ли поймет, куда попал. Диспетчерский пульт той эпохи — огромные шкафы с мнемосхемами, релейным оборудованием, ключами управления и какими-то непонятными лампочками. И разница, конечно, не только в этом. Уровень диспетчеризации и автоматизации отличается кардинально. Повысились и требования к квалификации персонала: от рядового линейного трубопроводчика до инженеров и руководителей высшего звена.
— Нефтепровод — это всегда тяжелый, напряженный труд, — резюмирует в конце беседы Андрей Булатчик. — А его конечный результат зависит от работы целой команды.
Андрей Булатчик, заместитель начальника отдела эксплуатации ОАО «Гомельтранснефть «Дружба».
Трудности закаляют
Рассказ Андрей Леонидович начинает с утверждения о том, что с нефтяной магистралью его судьба связана с детства. И это не просто красивые слова, а биографический факт. В Брянской области на объектах тогда еще только запущенного трубопровода трудились его родители:— Жили мы в рабочих поселках на удалении от населенных пунктов. Запомнилось, как приехали в один из таких — стоит двухэтажный дом в чистом поле. Вначале не было ни света, ни горячей воды, ни центрального отопления. Чтобы помыться в ванной, нужно было топить дровами котел. Даже в детский сад, находившийся за пять километров, зимой меня возили в кабине бульдозера. Иначе было просто не добраться. Всех детей домой на саночках везут, а я — в бульдозере. Тем не менее люди жили, работали, помогали друг другу. А трудности лишь закаляли и сплачивали.
Происходящее вокруг пробуждало мальчишеский интерес к технике. С детской любознательностью Андрей наблюдал за работой трубоукладчиков на гусеничном ходу и других диковинных для того времени машин. Сыграла роль и профессия отца, который на тот момент отвечал за все, что было связано с электроснабжением объектов.
Ярко запомнилось и одно чрезвычайное происшествие:
— Как-то раздался громкий хлопок и в ту же секунду во всем поселке исчезло электричество. Отец вздохнул: «Ну все, это по мою душу» и стал собираться. Я выскочил на улицу — вижу, неподалеку что-то горит и люди бегут туда. Оказалось, пожар на подстанции. Как выяснилось позже, произошел он из-за кота, пролезшего внутрь, чтобы погреться. Случилось короткое замыкание, загорелось масло. Полыхало так сильно, что даже металл плавился.
Ни минуты простоя
Будучи студентом политехнического института, Булатчик участвовал в разработках, которые вуз выполнял по заказу «Дружбы». И даже темой его дипломной работы стало повышение надежности электроснабжения насосных систем нефтепровода.После армейской службы молодой специалист поработал на нескольких предприятиях и, будучи уже опытным инженером, пришел в «Дружбу». Производственная специфика нефтепровода делает его уникальным объектом, не сравнимым ни с одним другим предприятием, считает Андрей Леонидович:
— Совершенно иное оборудование, другие подходы к обслуживанию и эксплуатации. Даже во времена СССР каждый час простоя нефтепровода обходился бюджету страны очень дорого. Поэтому главная задача всех служб — обеспечить безостановочную прокачку в режиме 24/7 все триста шестьдесят пять дней в году.
Это требует не только непрерывного электроснабжения, но и полного резервирования насосов, двигателей, трансформаторных подстанций и другого ключевого оборудования. Упрощенно это выглядит так: один насос работает, второй находится в горячем резерве, третий — в холодном, четвертый — на плановом ремонте. В случае аварийного выхода из строя электродвигателя запускается следующий. А если вдруг и с ним неполадки — включается третий. И все это автоматически, за считаные секунды.
Иными словами, запасной план должен быть всегда. И лучше всего — не один. С учетом разнообразия сложного оборудования и технологических схем это в высшей степени ответственная и напряженная работа.
Большая разница
Представление о том, как было раньше, дают черно-белые архивные фото, сделанные еще в 70-е годы прошлого столетия. Вот на одном из снимков рабочие в модных тогда шляпах с полями ремонтируют участок трубопровода. Из пропила прямо на землю хлещет нефть. В наше время подобное немыслимо ни с точки зрения охраны труда, ни в плане экологической безопасности.Однако в те далекие времена других способов не было, рассказывает Андрей Леонидович:
— При проведении ремонтных работ нефть откачивали, вывозили автоцистернами. А ту, которая проливалась на землю, требовалось долго и тщательно убирать. И все это во взрывоопасных условиях и под воздействием вредных для человека испарений. На сегодня мы достигли совершенно иного уровня, при котором ни капли сырой нефти в окружающую среду не попадает.
Благодаря прогрессу изменилось многое. Современные методы внутритрубной диагностики позволяют оценивать состояние магистрали, выявлять дефекты и устранять их планово, не допуская возникновения аварийных ситуаций. Полностью обновлены и модернизированы нефтеперекачивающие станции, установлено насосное оборудование, потребляющее меньше электроэнергии, что существенно сокращает производственные затраты. Близится к завершению программа по замене участков трубопровода на подводных переходах в южном направлении.
Наглядно проиллюстрировать разницу можно на примере диспетчерской. Сегодня это просторное помещение с мониторами, перед которыми сидят специалисты дежурной смены. Наблюдая за показателями, они контролируют ход перекачки. Окажись здесь диспетчер из 1960-х, для него такая картина стала бы чем-то из области фантастики.
Заместитель начальника отдела эксплуатации ОАО «Гомельтранснефть «Дружба» Андрей Булатчик (в центре) с начальником филиала НПС «Гомель» Николаем Степутенко и оператором Александром Басенковым в диспетчерской.
Если же совершить путешествие во времени в обратном направлении, обыватель вряд ли поймет, куда попал. Диспетчерский пульт той эпохи — огромные шкафы с мнемосхемами, релейным оборудованием, ключами управления и какими-то непонятными лампочками. И разница, конечно, не только в этом. Уровень диспетчеризации и автоматизации отличается кардинально. Повысились и требования к квалификации персонала: от рядового линейного трубопроводчика до инженеров и руководителей высшего звена.
Что им снег, что им зной...
Впрочем, какими бы ни были современные технологии, некоторые вещи остаются неизменными. Ни разу проведение плановых ремонтов, а тем более аварийно-восстановительных работ на трубопроводе, не отменялось из-за ненастья. Они выполняются при любых погодных условиях, которые только можно представить в нашем климате. В лютый мороз и жгучий зной, в ливень и снегопад. Даже когда форменная спецодежда покрывается ледяной коркой.— Нефтепровод — это всегда тяжелый, напряженный труд, — резюмирует в конце беседы Андрей Булатчик. — А его конечный результат зависит от работы целой команды.
Поэтому отличительные качества «дружбинцев» — единство, взаимовыручка и сплоченность. Возникают они не по инструкции или указке, а сами собой, когда день за днем приходится решать сложнейшие задачи и вместе преодолевать трудности. Я считаю, что это те принципы, которым мы, белорусы, должны следовать на благо общества и страны.prolesk@sb.by