Актер Евгений Миронов отмечает день рождения в ноябре

Если маска, то золотая

Художественный руководитель Государственного театра наций народный артист России Евгений Миронов — один из лидеров своего поколения, любимец публики. Зрители ценят его за глубину образов, редкую органику и пластичность, внутреннее содержание. Коллеги — за оптимизм, открытость и организаторские способности. Сегодня актер, неоднократно бывавший в Беларуси на гастролях, отмечает день рождения.

culture.ru

С саратовской закваской

Евгений Миронов родился 29 ноября 1966 года в Саратове. Вырос в закрытом военном городе Татищево-5 (ныне Светлый). С детства мечтал стать актером и в школе занимался в драматическом кружке. В 1982 году, после восьмого класса, поступил в Саратовское театральное училище им. И. А. Слонова, которое окончил в 1986-м. Евгения Миронова пригласили на работу в Саратовский ТЮЗ, но он решил продолжить постигать актерскую профессию в Москве в Школе-студии МХАТ. Ему очень хотелось попасть к Олегу Табакову, однако студенты, которых мастер набрал вместе с Авангардом Леонтьевым, учились уже на втором курсе. Тем не менее Миронов добился встречи с мэтром, и тот назначил ему испытательный срок — за две недели молодой актер должен был подготовить отрывок для показа. В итоге после успешно пройденного испытания талантливого парня приняли в Школу-студию МХАТ.

Счастливая «Табакерка»

В 1990-м Миронов поступил на службу в Московский театр-студию под руководством Олега Табакова. В «Табакерке» он сыграл в спектаклях «Ревизор», «Обыкновенная история», «Страсти по Бумбарашу», «Матросская тишина», «Звездный час по местному времени» и других. В театре «Современник» в 1995-м сыграл Ивана Карамазова в постановке Фокина «Карамазовы и ад» — за эту роль получил Государственную премию России. С 2006 года Евгений Миронов — художественный руководитель Государственного театра наций, где тоже предстал в ярких ролях, в том числе в спектаклях «Рассказы Шукшина», «Сказки Пушкина», «Дядя Ваня» и других. Театральные работы не раз приносили ему престижные награды «Золотая маска» и «Хрустальная Турандот».

Признание экрана

Уже с первых ролей Миронова в кино стало ясно, что в искусстве появился новый большой талант — самобытный, яркий, индивидуальный. Он сыграл в картинах «Жена керосинщика» Александра Кайдановского, «Делай — раз!» Андрея Малюкова, «Любовь» Валерия Тодоровского (за нее актер получил приз на «Кинотавре» и Гран-при Международного кинофестиваля в Женеве), «Как живете, караси?» Михаила Швейцера и Софии Милькиной, «Анкор, еще анкор!» Петра Тодоровского, «Лимита» Дениса Евстигнеева и многих других. За свои роли Миронов тоже регулярно получал награды в России и за рубежом, на его счету многочисленные кинопремии «Ника» и «Золотой орел».

Событием в кинематографическом мире стала драма Владимира Хотиненко «Мусульманин», в которой Евгений Миронов сыграл вернувшегося в родное село из афганского плена рядового Николая Иванова. Роль капитана Алехина в картине Михаила Пташука «В августе 44-го…», снятой на киностудии «Беларусьфильм», тоже стала одной из самых ярких в фильмографии актера.

Сад наваждений

Несколько раз мне посчастливилось видеть Евгения Миронова на театральной сцене. Каждый раз это было неожиданно, ярко, впечатляюще. Запомнилось искрометное исполнение роли Джорджа Пигдена в комедии Рэя Куни «№ 13» на сцене Московского художественного театра. Незатейливая комедия положений в крепких режиссерских руках Владимира Машкова стала настоящим жизнерадостным праздником и много лет украшала афишу МХТ. В 2014 году была создана новая версия легендарной постановки — уже под названием «№ 13D».

Минским театралам памятен «Вишневый сад» Эймунтаса Някрошюса — его показ на сцене Дворца Республики в далеком уже 2003 году длился около шести часов. Сумрачный литовский гений поставил по пьесе Антона Чехова спектакль печальный и тревожный. Миронов играл Лопахина.

В 2017 году в Минске прошли гастроли Государственного театра наций со спектаклем «Иванов». Действие пьесы Антона Чехова было перенесено в нынешнюю Россию — в маленький городок в Саратовской области (сразу повеяло малой родиной Миронова). Звездный актерский состав — Елизавета Боярская, Виктор Вержбицкий, Игорь Гордин — играл на одном дыхании, изображая не столько чеховских персонажей, сколько наших современников. Тогда в разговоре с журналистами Евгений Витальевич признался, что ничего сложнее Иванова в его карьере не было: «Второй раз играю в Минске. В первый раз был «Вишневый сад» Някрошюса... Название «Иванов» для нас не случайно. Премьера этой пьесы состоялась в 1887 году в том здании, где мы сейчас и работаем. Наш театр находится в бывшем здании театра антрепренера Федора Корша — это первый частный театр в России. Когда-то именно Корш заказал начинающему драматургу Чехову эту пьесу. «Иванов» — фактически его первая пьеса, не считая водевилей. Она была очень неоднозначно воспринята. Мы давно хотели к ней обратиться, но понадобилось десять лет, чтобы мы к ней пришли». Спектакль был очень тепло принят публикой.

Письма Ван Гога на почту ношу

В 2022 году на сцене Белгосфилармонии состоялся спектакль-концерт «Ван Гог. Письма к брату». Автором инсценировки и режиссером-постановщиком стала Марина Брусникина. Евгений Миронов зачитывал письма всемирно известного художника, адресованные брату Тео. И это был диалог не столько с адресатом писем, сколько с самим собой, Богом, миром… Музыкальное сопровождение моноспектакля обеспечил камерный ансамбль «Солисты Москвы» под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета, доброго друга Беларуси. В этом спектакле-концерте Миронов предстал в еще одной своей виртуозной ипостаси — чтеца и декламатора.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter