Встретились два одиночества
Знакомимся с героями в местном территориальном центре социального обслуживания населения. Здесь, в клубе по интересам для пожилых «Еще не вечер», десять лет назад они и познакомились. Валентина Дмитриевна пришла сюда раньше, после года траура по супругу. Надеялась рукоделием и творчеством залечить душевную рану. Вадима Михайловича тоже привело одиночество — не мог найти себе места после смерти жены:— Мы все делали вместе, а тут в трехкомнатной квартире остался один как перст…
Мужчин в клубе, как оказалось, раз-два и обчелся. Зашел Вадим Михайлович — глаза разбежались. Валентина Дмитриевна новичку сразу помощь предложила: если, мол, что непонятно, обращайтесь. Тот совету последовал. Так и завязались их отношения.
— Знаете, чем Валентина меня тронула? Она на первом свидании показала открытку, подписанную рукой моей жены. Как выяснилось, они были знакомы: работали вместе в паспортном столе, — признается Вадим Михайлович.
Тонкие струны души
К своему прошлому пара относится очень бережно. Браки друг друга — святое. Валентина Дмитриевна более 60 лет назад пообещала школьному товарищу дождаться его из армии. И слово сдержала. Жалела, говорит, сироту: война забрала у него обоих родителей. Впоследствии ни на секунду не посетовала о жертвенном, но, как оказалось, верном выборе спутника жизни. Вадим Михайлович тоже с нежностью вспоминает супругу: за десятилетия совместной жизни они ни разу не поссорились. Двоих детей вырастили. На днях восьмая по счету правнучка родилась. Прадед очень горд, что наследников у него так много.— Чем больше общаемся друг с другом, тем больше находим общего, — говорит Вадим Михайлович. — Оба пережили оккупацию.
Я, бобруйский подросток, собирал мерзлую картошку на полях. А Валентина, родом из села Жарцы Полоцкого района, чудом выжила: деревню, как Хатынь, сожгли фашисты… Вспоминаем страшные годы — плачем. Оба ведем дневники для потомков. Объединяет нас и то, что в зрелом возрасте мы пережили смертельные диагнозы.— У меня была тяжелейшая онкология, лежала уже совсем слабая. Мне дочка в отчаянии сказала: «Мама, неужели твоя внучка-малышка так и не узнает, кто такая бабушка?!» И откуда ни возьмись сила во мне появилась, — вспоминает Валентина Дмитриевна.
В гости — каждый день
— У меня слух что-то сдал, можно я поближе к журналисту сяду? — спрашивает разрешения у своей дамы Вадим Михайлович. Возле глаз у него собираются смешливые лучики, и он, обращаясь ко мне, комментирует: — У Валентины все лучше: и слух, и стихи. Когда она мне их презентовала, я свои писать перестал от неудобного сравнения!Музу Валентина Дмитриевна поймала, когда вышла на пенсию. Только писала в основном для себя. Вадим Михайлович — первый, кому стала озвучивать душевные строки. Встречаются они каждый день. Много проводят времени в парке: гуляют до тех пор, пока не устанут. Если погода неподходящая, ходят друг к другу в гости.
— Бывает, что домой и не возвращаемся, — многозначительно замечает Вадим Михайлович.
А его дама подхватывает с хитрым прищуром:
— Как посмотрю, что у него пиджачок тоненький, а на улице дождь или ветер поднялся, страшно отпускать!
— А я специально прогноз погоды не слушаю и зонт не беру, — парирует Вадим Михайлович.
И оба заливисто хохочут.
Спорт на турнике и в огороде
Большую часть своей биографии Валентина Дмитриевна отработала ткачихой на заводе «Стекловолокно». Вадим Михайлович — бывший силовик, трудился в ГАИ. Верен давней привычке: каждый день делает получасовую зарядку. Задумал приобщить к ЗОЖ и свою подругу.— Ка-а-ак подсадил он меня к этой высокой планке, — махая руками от нахлынувших эмоций, вспоминает Валентина Дмитриевна.
— Перекладина называется, турник! — перебивает ее спортивный друг.
Послушно исправив ошибку, Валентина Дмитриевна продолжает:
— Повисела я на этой, хм, перекладине секунду да завизжала: снимай! Лучше я на даче с мотыгой потренируюсь! Вот где мой спорт!
В свои 85 Валентина Дмитриевна выращивает на даче овощи, ягоды и при этом протестует, если дети приближаются к грядкам помогать. Вадим Михайлович жалуется: он против огородного фитнеса, потому что давление у женщины поднимается. А еще влюбленные часто ходят в лес по ягоды.
— Я на пенек сяду и птичек слушаю, а она в кустиках копошится, ищет лесной урожай, — рассказывает он. — Слежу, чтобы не потерялась, — как только пропадает из виду, кричу!
Возраст мудрости и любви
Интересуюсь, как смотрят на отношения пожилой пары дети, внуки и правнуки. Поначалу они насторожились: подумали, что здесь замешаны меркантильные интересы. Но Вадим Михайлович с Валентиной Дмитриевной съезжаться не стали: сохраняют свои личные пространства и нервы наследников.— Отношения совсем другие, чем были в молодости, — говорит Вадим Михайлович.
— Раньше все в бегах, хлопотах, проблемах детей, а теперь время замедлилось, мы полностью себе предоставлены. Тешим душу неторопливым общением.Главной совместной заботой пара считает продление жизни друг друга. Тщательно следят за самочувствием, напоминают о приеме лекарств. Для поддержания тонуса активно посещают клуб «Еще не вечер», путешествуют по Беларуси и России. Как-то направилась на экскурсию Валентина Дмитриевна без Вадима Михайловича, а в условленное время не вернулась и перестала отвечать на звонки. Так тот оборвал телефоны организаторов, переволновался.
— Каждая минута нам дорога, и пусть бы их было побольше, — вздыхают герои. — Верим, что возраст можно обмануть.
Не остается сомнений, что они его уже обманули, встретив друг друга. Права была знаменитая Шанель, которая заметила: «Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости».
Главная потребность
Пожилые в первую очередь ищут душевного общенияК такому выводу пришли сотрудники Новополоцкого ТЦСОН. Большинство почтенных посетителей центра стремятся беседовать, проводить время вместе, в том числе с противоположным полом. «Некоторые с порога говорят: познакомьте меня с хорошим человеком! — делится заведующая отделением дневного пребывания для пожилых Зоя Атрахименок. — Жаль только, что на 200 женщин у нас приходится всего 8 — 10 мужчин».