Лицо аккаунта «Беларусь 1» в TikTok Полина Калачик о том, какие законы «ящика» не работают в интернете
04.07.2024 09:20:00
Юлиана ЛЕОНОВИЧ
Один из недавних «тиктоков» телеканала «Беларусь 1» совершенно неожиданно залетел на 680 тысяч просмотров. Причем с каждым днем эта цифра только растет. И нет, там не про криминал, политику или «социалку». На видео лицо аккаунта «Беларусь 1» в TikTok и Instagram Полина Калачик поет суперхит почти десятилетней давности дуэтом вместе с одним из «Братьев Грим» — Константином Бурдаевым. Причем идея зажечь под «Кустурицу» родилась у Полины совершенно спонтанно: после того, как она узнала, что Константин приехал в Минск на съемки нового музыкального шоу Белтелерадиокомпании. Итог — более 680 тысяч просмотров, почти 50 тысяч лайков и 270 комментариев. Как это работает? Почему одни ролики попадают в рекомендации, а другие, даже самые классные, пользователи не видят? Нужен ли сценарий и контент‑план? И почему некоторые законы телевизора не работают в интернете? Мы попросили Полину разложить по виртуальным полочкам все читательские лайки, комментарии, хештеги и вопросы.
1. Как скоро соцсети проиграют телевизору?
— Именно в интернете люди смотрят сейчас большинство новостей, как мне кажется. Но коллеги‑журналисты с каналов Белтелерадиокомпании не видят в нас, сотрудниках дирекции интернет‑вещания, конкурентов. Мы работаем на разную аудиторию, которую при этом многое объединяет. Это те люди, которые любят Беларусь, следят за нашими новостями, те, кто в информационной повестке. Аккаунты «Беларусь 1» в TikTok и Instagram смотрит в основном молодежь, которая проводит много времени в интернете. А телевизор — старшее поколение, которому нужна серьезная аналитика с подробными объяснениями. Мы же больше показываем жизнь, эмоции, избегаем сложных словесных конструкций. У нашей аудитории есть запрос на реальность, живость, энергию. Все это мы ей даем. Но не нужно думать, будто мы снимаем только видео развлекательного плана.
2. TikTok и Instagram — это источник новой и важной информации или скорее способ расслабиться и избавиться от стресса?
— Опять же одно не мешает другому. Каждый день в мире случается разное: и хорошее, и плохое. Когда произошла трагедия в подмосковном «Крокус Сити Холле», мы сразу поехали к посольству России, два дня работали там, выкладывали видео, собирали комментарии… В Москве в это время работала собкор АТН Дарья Белоусова‑Петровская. Видео с подробностями теракта собрало 3,5 миллиона просмотров… А среди радостных событий последних дней — республиканский праздник выпускников, видео с которого тоже неплохо залетело. Дело в том, что в TikTok и Instagram у нас есть рубрика «Обсудим?!» с определенным форматом: эмоции, люди, комментарии, из которых мы потом собираем выпуск и размещаем в соцсетях. Понятно, всегда есть некий сценарий, но импровизировать тоже приходится достаточно часто. По количеству видео с одного мероприятия четких указаний нет: есть фактура — снимаем, если нет — одного рилс вполне хватает. «Тиктоки» и сторис выкладываем каждый день, но опять же, все зависит от повестки.
3. Дайте три совета тем, кто только начинает вести аккаунты в TikTok и Instagram. С чего начать?
— Первое: определиться с аудиторией. Важно понять, кто ваш зритель, для кого вы снимаете. Второе: вам должно нравиться то, что вы делаете. В соцсетях люди любят искренность и не любят искусственность. Если вы снимаете видео просто потому, что они в тренде, но вам в этой теме некомфортно — не нужно. Снимайте в свое удовольствие! И третье — это насмотренность. Если хотите залетать в рекомендации, нужно смотреть «тиктоки», понимать тренды, ставить лайки, оставлять комментарии. Все это продвигает ваши видео. Когда много снимаешь, где‑то интуитивно уже понимаешь, что точно залетит. При этом все равно в большинстве случаев все решает случайность. Бывает, снимаешь, выкладываешь и вроде бы не супердовольна результатом, а подписчики — раз! — и поддержали. Вообще считается, что аудитории хватает всего двух секунд, чтобы понять, нравится им контент или нет. Поэтому работать нужно в первую очередь на эмоции.
4. Легко ли журналисту традиционных СМИ переключиться на соцсети? Нужны какие‑то особые навыки?
— Расскажу на своем примере. После окончания журфака БГУ я пришла по распределению в Белтелерадиокомпанию. Когда соцсети и сайт объединили и они стали зоной ответственности главной дирекции интернет‑вещания, я начала посматривать в сторону smm. Вести аккаунты, снимать видео — мне это было правда интересно. До этого аккаунт «Беларусь 1» в TikTok велся несистематически и разными людьми — результата, соответственно, не было. С октября мы с оператором начали ходить на съемки разных шоу Белтелерадиокомпании, делать анонсы, снимать рилс, выезжать на места событий — и быстро нарастили аудиторию. Сейчас в TikTok у нас почти 95 тысяч подписчиков и 12 тысяч в Instagram. Мне кажется, неплохой результат. Над контентом для соцсетей работают трое: я, оператор и режиссер. Снимаем на камеру и, если видео нужно залить максимально оперативно, монтируем на ноутбуке. Но часто я и сама монтирую на телефоне. Было даже такое, что коллеги с АТН просили у нас видео. Например, на Всебелорусском народном собрании мы первыми успели снять Марину Василевскую. Эксклюзив, получается!
5. Как в публичном пространстве разделять личное и публичное?
— Я веду аккаунты «Беларусь 1» в соцсетях, и этой публичности мне вполне достаточно. Долгое время в личном аккаунте в Instagram рабочими моментами практически не делилась. Но потом подумала: а почему, собственно, нет? И стала показывать: вот мы на футболе, вот на ВНС, вот на республиканском выпускном. Личное тоже выкладываю — и не вижу в этом ничего плохого. Недавно съездила в Испанию и Италию — и из этого оппозиционные сайты сделали «новость». Это была моя первая, по сути, взрослая самостоятельная поездка в Европу, до этого была там в 2018 году по образовательной программе. Но информацию выдернули из контекста, додумали, придумали... Ну что же, это работа наших недоброжелателей, пусть пишут. Хотя сразу, конечно, было неприятно. Узнают ли на улицах? Я не настолько медийная личность. Хотя недавно к нам приходили ребята из военно‑патриотических клубов, я им показала наш TikTok, и они меня сразу узнали: «Видели с «Кустурицей»!»
leonovich@sb.by
Фото из личного архива Полины Калачик.
1. Как скоро соцсети проиграют телевизору?
— Именно в интернете люди смотрят сейчас большинство новостей, как мне кажется. Но коллеги‑журналисты с каналов Белтелерадиокомпании не видят в нас, сотрудниках дирекции интернет‑вещания, конкурентов. Мы работаем на разную аудиторию, которую при этом многое объединяет. Это те люди, которые любят Беларусь, следят за нашими новостями, те, кто в информационной повестке. Аккаунты «Беларусь 1» в TikTok и Instagram смотрит в основном молодежь, которая проводит много времени в интернете. А телевизор — старшее поколение, которому нужна серьезная аналитика с подробными объяснениями. Мы же больше показываем жизнь, эмоции, избегаем сложных словесных конструкций. У нашей аудитории есть запрос на реальность, живость, энергию. Все это мы ей даем. Но не нужно думать, будто мы снимаем только видео развлекательного плана.
Приведу свежий пример: видео с репетиции парада ко Дню Независимости, где красиво и технично выступали военнослужащие роты почетного караула, уже набрало 230 тысяч просмотров. В комментариях — сплошь слова восхищения нашими ребятами. Так что патриотизм тоже в тренде. Вообще, мы показываем все, что людям интересно знать о Беларуси. Хотите больше? Это к нам.
— Опять же одно не мешает другому. Каждый день в мире случается разное: и хорошее, и плохое. Когда произошла трагедия в подмосковном «Крокус Сити Холле», мы сразу поехали к посольству России, два дня работали там, выкладывали видео, собирали комментарии… В Москве в это время работала собкор АТН Дарья Белоусова‑Петровская. Видео с подробностями теракта собрало 3,5 миллиона просмотров… А среди радостных событий последних дней — республиканский праздник выпускников, видео с которого тоже неплохо залетело. Дело в том, что в TikTok и Instagram у нас есть рубрика «Обсудим?!» с определенным форматом: эмоции, люди, комментарии, из которых мы потом собираем выпуск и размещаем в соцсетях. Понятно, всегда есть некий сценарий, но импровизировать тоже приходится достаточно часто. По количеству видео с одного мероприятия четких указаний нет: есть фактура — снимаем, если нет — одного рилс вполне хватает. «Тиктоки» и сторис выкладываем каждый день, но опять же, все зависит от повестки.
3. Дайте три совета тем, кто только начинает вести аккаунты в TikTok и Instagram. С чего начать?
— Первое: определиться с аудиторией. Важно понять, кто ваш зритель, для кого вы снимаете. Второе: вам должно нравиться то, что вы делаете. В соцсетях люди любят искренность и не любят искусственность. Если вы снимаете видео просто потому, что они в тренде, но вам в этой теме некомфортно — не нужно. Снимайте в свое удовольствие! И третье — это насмотренность. Если хотите залетать в рекомендации, нужно смотреть «тиктоки», понимать тренды, ставить лайки, оставлять комментарии. Все это продвигает ваши видео. Когда много снимаешь, где‑то интуитивно уже понимаешь, что точно залетит. При этом все равно в большинстве случаев все решает случайность. Бывает, снимаешь, выкладываешь и вроде бы не супердовольна результатом, а подписчики — раз! — и поддержали. Вообще считается, что аудитории хватает всего двух секунд, чтобы понять, нравится им контент или нет. Поэтому работать нужно в первую очередь на эмоции.
— Расскажу на своем примере. После окончания журфака БГУ я пришла по распределению в Белтелерадиокомпанию. Когда соцсети и сайт объединили и они стали зоной ответственности главной дирекции интернет‑вещания, я начала посматривать в сторону smm. Вести аккаунты, снимать видео — мне это было правда интересно. До этого аккаунт «Беларусь 1» в TikTok велся несистематически и разными людьми — результата, соответственно, не было. С октября мы с оператором начали ходить на съемки разных шоу Белтелерадиокомпании, делать анонсы, снимать рилс, выезжать на места событий — и быстро нарастили аудиторию. Сейчас в TikTok у нас почти 95 тысяч подписчиков и 12 тысяч в Instagram. Мне кажется, неплохой результат. Над контентом для соцсетей работают трое: я, оператор и режиссер. Снимаем на камеру и, если видео нужно залить максимально оперативно, монтируем на ноутбуке. Но часто я и сама монтирую на телефоне. Было даже такое, что коллеги с АТН просили у нас видео. Например, на Всебелорусском народном собрании мы первыми успели снять Марину Василевскую. Эксклюзив, получается!
5. Как в публичном пространстве разделять личное и публичное?
— Я веду аккаунты «Беларусь 1» в соцсетях, и этой публичности мне вполне достаточно. Долгое время в личном аккаунте в Instagram рабочими моментами практически не делилась. Но потом подумала: а почему, собственно, нет? И стала показывать: вот мы на футболе, вот на ВНС, вот на республиканском выпускном. Личное тоже выкладываю — и не вижу в этом ничего плохого. Недавно съездила в Испанию и Италию — и из этого оппозиционные сайты сделали «новость». Это была моя первая, по сути, взрослая самостоятельная поездка в Европу, до этого была там в 2018 году по образовательной программе. Но информацию выдернули из контекста, додумали, придумали... Ну что же, это работа наших недоброжелателей, пусть пишут. Хотя сразу, конечно, было неприятно. Узнают ли на улицах? Я не настолько медийная личность. Хотя недавно к нам приходили ребята из военно‑патриотических клубов, я им показала наш TikTok, и они меня сразу узнали: «Видели с «Кустурицей»!»
Фото из личного архива Полины Калачик.